- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории для 5 класса
Конспект урока по истории для 5 класса
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Быстрова Л.В. |
Дата | 22.04.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Письменность и знания древних египтян».
Предмет: история класс 5
Тема урока: «Письменность и знания древних египтян».
Цели и задачи урока:
Обучающая - создать условия для формирования у учащихся представлений о знаниях древних египтян, письменности в древнем Египте.
Воспитательная - создать условия для развития личности у учащихся через прикосновение к знаниям египтян, воспитать у учеников чувство любви и познавательного интереса к предмету.
Развивающая - продолжить развивать у учащихся память, внимание, способность сравнивать и анализировать.
Тип урока: традиционный урок по истории Древнего мира.
План урока:
Ход урока
I Организационная минута
Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня нас ожидает интересная встреча - знакомство с письменностью и знаниями древних египтян. Мы узнаем о загадочных письменах, египетских папирусах, учителях и учениках древнего Египта. Но сначала мы, по традиции, вспомним всё то, о чём говорили на предыдущих уроках. Думаю, что небольшая разминка поднимет наш дух соревновательности, ведь за правильные и грамотные ответы на вопросы я буду ставить оценки.
II Повторение пройденного
Работа по карточкам - 3человека (смотреть приложение)
III Фронтальный опрос
-
С какой целью строили пирамиды?
-
Для кого строили пирамиды?
-
Кто и каким способом строил пирамиды?
-
В чём сходства и различия погребений древних египтян и первобытного человека?
-
Почему мумию Тутанхамона поместили в несколько гробов - саркофагов?
-
Зачем в гробницу Тутанхамона поместили его драгоценности?
-
Опишите египетский храм.
-
Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображающие богов, фараонов, вельмож?
-
Почему египетские художники изображали фараонов значительно выше других людей?
Учащиеся дают ответы. Собрать карточки.
А теперь давайте решим все вместе кроссворд
-
-
Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
-
Богиня правды.
-
Первая столица Египетского царства.
-
Огромные гробницы фараонов.
-
Фараон, для которого была выстроена самая большая пирамида.
-
Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.
-
Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник.
-
Каменные столбы, стоявшие перед входом в храм.
-
Бог мёртвых с головой шакала.
Итак, имя французского учёного, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов ШАМПОЛЬОН.
А тема нашего урока «Письменность и знания древних египтян».
IV Объяснение нового материала
Пункт № 1 в рамках учебника
Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом. А на чём же писали древние египтяне?
Об этом вы узнаете из пункта 2 и ответите на вопросы:
-
Как изготовляли бумагу - папирус?
-
Когда мальчикам разрешали писать на папирусе?
-
Что делали египтяне, чтобы сохранить книгу?
Папирус берегли: аккуратно смывали старые записи, высушивали листок и на нём же выполняли новые задания - переписывали мифы, сказки, поучения старых писцов.
Выходит писец - читает ПОУЧЕНИЕ ПИСЦОВ СВОИМ УЧЕНИКАМ (смотреть приложение).
Мы с вами прослушали поучение писцов ученикам. Ученики всегда слушали своего учителя и выполняли все его требования и задания.
Но не все египтяне ходили в школу
Объяснение пункт № 2 в рамках учебника
Вывод: многие знания в Древнем Египте передавались из поколение в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали люди.
V Закрепление нового материала:
-
Почему мы говорим «Писать с красной строки?»
-
Мы с вами прослушали поучение писцов своим ученикам. Подумайте, - все ли ученики в египетской школе прилежно учились? - как учитель поддерживал порядок в классе? - чем была привлекательна для египтян должность писца?
-
Какие знания нужны были писцам и жрецам, руководившим постройкой пирамид или храма?
-
Что такое папирус?
-
Как сохраняли книги в Древнем Египте?
-
Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику? Почему вы так думаете?
-
Почему умеющий писать и читать казался египтянам настоящим мудрецом?
-
Чем и на чём писали ученики египетских школ?
-
Почему окончившие школу египтяне носили чистые белые одежды, имели руки без мозолей?
-
В нашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе Амун-Ре. Знаем ли мы как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?
VI Итог урока:
Спасибо, ребята сегодня вы очень хорошо поработали и многое узнали.
Выставление оценок.
VII Домашнее задание:
& 12, ответы на вопросы в конце параграфа.
По выбору: составить несколько предложений или небольшой рассказ египетскими иероглифами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА 1
Отметьте на ленте времени даты, связанные со строительством пирамиды Хеопса и правление фараона Тутмоса. Могли ли Хеопс и Тутмос что - нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете?
КАРТОЧКА 2
Обозначьте, когда произошли данные события и расставьте их на линии времени в хронологическом порядке цифрами:
-
Выделение человека из животного мира
-
Начало перехода к земледелию и скотоводству
-
Образование единого государства в Египте
-
Строительство пирамиды Хеопса.
КАРТОЧКА 3
Ночь… куда спешат двое египтян?
«Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один. «Голод и нищета страшнее их гнева! Идём, я знаю, как проникнуть во внутрь!» - торопит другой.
- что они замышляют?
- чем привлекают их каменные громады?
- что начли археологи в гробнице Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила?
ПОУЧЕНИЕ ПИСЦОВ УЧЕНИКАМ
Будь писцом - он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Писцы - у ног владыки Египта и внимают словам его.
Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю тебя сто раз, и ты будешь как побитый осёл. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по своему.
5
-