Конспект урока по истории для 5 класса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Письменность и знания древних египтян».

Предмет: история класс 5

Тема урока: «Письменность и знания древних египтян».

Цели и задачи урока:

Обучающая - создать условия для формирования у учащихся представлений о знаниях древних египтян, письменности в древнем Египте.

Воспитательная - создать условия для развития личности у учащихся через прикосновение к знаниям египтян, воспитать у учеников чувство любви и познавательного интереса к предмету.

Развивающая - продолжить развивать у учащихся память, внимание, способность сравнивать и анализировать.

Тип урока: традиционный урок по истории Древнего мира.

План урока:

Ход урока

I Организационная минута

Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня нас ожидает интересная встреча - знакомство с письменностью и знаниями древних египтян. Мы узнаем о загадочных письменах, египетских папирусах, учителях и учениках древнего Египта. Но сначала мы, по традиции, вспомним всё то, о чём говорили на предыдущих уроках. Думаю, что небольшая разминка поднимет наш дух соревновательности, ведь за правильные и грамотные ответы на вопросы я буду ставить оценки.

II Повторение пройденного

Работа по карточкам - 3человека (смотреть приложение)

III Фронтальный опрос

  1. С какой целью строили пирамиды?

  2. Для кого строили пирамиды?

  3. Кто и каким способом строил пирамиды?

  4. В чём сходства и различия погребений древних египтян и первобытного человека?

  5. Почему мумию Тутанхамона поместили в несколько гробов - саркофагов?

  6. Зачем в гробницу Тутанхамона поместили его драгоценности?

  7. Опишите египетский храм.

  8. Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображающие богов, фараонов, вельмож?

  9. Почему египетские художники изображали фараонов значительно выше других людей?

Учащиеся дают ответы. Собрать карточки.

А теперь давайте решим все вместе кроссворд


  1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.

  2. Богиня правды.

  3. Первая столица Египетского царства.

  4. Огромные гробницы фараонов.

  5. Фараон, для которого была выстроена самая большая пирамида.

  6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.

  7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник.

  8. Каменные столбы, стоявшие перед входом в храм.

  9. Бог мёртвых с головой шакала.

Итак, имя французского учёного, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов ШАМПОЛЬОН.

А тема нашего урока «Письменность и знания древних египтян».

IV Объяснение нового материала

Пункт № 1 в рамках учебника

Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом. А на чём же писали древние египтяне?

Об этом вы узнаете из пункта 2 и ответите на вопросы:

  1. Как изготовляли бумагу - папирус?

  2. Когда мальчикам разрешали писать на папирусе?

  3. Что делали египтяне, чтобы сохранить книгу?

Папирус берегли: аккуратно смывали старые записи, высушивали листок и на нём же выполняли новые задания - переписывали мифы, сказки, поучения старых писцов.

Выходит писец - читает ПОУЧЕНИЕ ПИСЦОВ СВОИМ УЧЕНИКАМ (смотреть приложение).

Мы с вами прослушали поучение писцов ученикам. Ученики всегда слушали своего учителя и выполняли все его требования и задания.

Но не все египтяне ходили в школу

Объяснение пункт № 2 в рамках учебника

Вывод: многие знания в Древнем Египте передавались из поколение в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали люди.

V Закрепление нового материала:

  1. Почему мы говорим «Писать с красной строки?»

  2. Мы с вами прослушали поучение писцов своим ученикам. Подумайте, - все ли ученики в египетской школе прилежно учились? - как учитель поддерживал порядок в классе? - чем была привлекательна для египтян должность писца?

  3. Какие знания нужны были писцам и жрецам, руководившим постройкой пирамид или храма?

  4. Что такое папирус?

  5. Как сохраняли книги в Древнем Египте?

  6. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику? Почему вы так думаете?

  7. Почему умеющий писать и читать казался египтянам настоящим мудрецом?

  8. Чем и на чём писали ученики египетских школ?

  9. Почему окончившие школу египтяне носили чистые белые одежды, имели руки без мозолей?

  10. В нашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе Амун-Ре. Знаем ли мы как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?

VI Итог урока:

Спасибо, ребята сегодня вы очень хорошо поработали и многое узнали.

Выставление оценок.

VII Домашнее задание:

& 12, ответы на вопросы в конце параграфа.

По выбору: составить несколько предложений или небольшой рассказ египетскими иероглифами.


ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКА 1

Отметьте на ленте времени даты, связанные со строительством пирамиды Хеопса и правление фараона Тутмоса. Могли ли Хеопс и Тутмос что - нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете?

КАРТОЧКА 2

Обозначьте, когда произошли данные события и расставьте их на линии времени в хронологическом порядке цифрами:


  1. Выделение человека из животного мира

  2. Начало перехода к земледелию и скотоводству

  3. Образование единого государства в Египте

  4. Строительство пирамиды Хеопса.

КАРТОЧКА 3

Ночь… куда спешат двое египтян?

«Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один. «Голод и нищета страшнее их гнева! Идём, я знаю, как проникнуть во внутрь!» - торопит другой.

- что они замышляют?

- чем привлекают их каменные громады?

- что начли археологи в гробнице Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила?

ПОУЧЕНИЕ ПИСЦОВ УЧЕНИКАМ

Будь писцом - он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Писцы - у ног владыки Египта и внимают словам его.

Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю тебя сто раз, и ты будешь как побитый осёл. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по своему.

5

© 2010-2022