- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории на тему Верования и искусство первобытного человека (5 класс)
Конспект урока по истории на тему Верования и искусство первобытного человека (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бекетова О.В. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5 класс История. С.В. Колпаков, Н.А. Селунская
Дата ______________________
Урок № 4.
Тема урока: «Верования и искусство первобытного человека»
Цель урока:
Обучающая - создать условия для формирования у обучающихся представления об искусстве и религиозных верований первобытного общества;
Развивающая - продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи;
Воспитывающая - создать условия для развития у обучающихся эстетического вкуса, любви к прекрасному, бережного отношения к творениям наших предков, развивать познавательный интерес к мировому культурному наследию, учебному курсу - история Древнего мира.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка подготовки к уроку.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы попадём в интереснейший увлекательный мир - мир древнего человека.
2. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы немного вспомним.
Вопросы.
-
Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?
-
Когда появился человек разумный. Чем он отличался от древнего человека?
-
Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?
-
Когда и почему возникла родовая община?
3. Изучение нового материала.
А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом. Ребята посмотрите вокруг, как вы думаете,о чём пойдёт сегодня речь?
(Ответ учеников: о жизни первобытных людей, об искусстве и религии древнего человека.)
Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?
Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.
Рис. Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками - красной, чёрной и коричневой - древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.
Рис. Бизон. Наскальное изображение
Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы - часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.
Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа - боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.
Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.
Рис. Глиняная фигурка богини
В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина - шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.
Религия - вера в существование богов, души и загробного мира.
(Запись в тетрадь)
4. Подведём итог урока.
С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.
Религия - вера в существование богов, души и загробного мира.
Вопросы и задания
-
Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
-
Назовите древнейшие формы искусства.
-
Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
-
Как древние люди представляли себе загробную жизнь?
-
Домашнее задание.
§3 стр. 12-14, творческое задание на выбор: сконструировать украшение первобытного человека из природного материала (ожерелье, бусы, браслеты), нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.