• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока истории по теме: «Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья»

Технологическая карта урока истории по теме: «Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ по теме: «Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья». Некрасова Н.С.Тема урока

«Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья»

Тип урока

комбинированный

Цель урока

Познакомить с развитием образования, науки в Европе XI - XIII вв., сформировать представление о наиболее ярких философах изучаемого периода;

Воспитать уважительное отношение к обучающимся.

Развить навыки обобщения, умения слушать мнения других.

Образовательные ресурсы

Ведюшкин В.А. История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / В.А. Ведюшкин.М.: Просвещение, 2014. - 287 с.

План урока

1. Средневековые университеты.

2. Вера, разум и опыт.

3. Вершина средневековой философии.

Личностно значимая проблема

Определить роль культуры Западной Европы в 11 - 13 вв. (Почему развитие культуры Западной Европе играет важную роль в жизни людей?)

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия

культура, университет, теология, ректор, декан, ваганты, схоластика, логика.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знать - Образование, наука, философия. Представления средневекового человека о мире. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Теолог Фома Аквинский. Великий схоласт XIII века.

Познавательные:

  • знать особенности развития западной культуры в X1-13 вв.

Регулятивные:

  • определять роль образования в виде сообщения

  • анализировать исторический документ

Коммуникативные:

  • участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы

  • давать отзыв на ответы других учащихся

  • задавать вопросы друг другу

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения.

Формирование собственного мнения по проблеме

Учащиеся должны знать и уметь. Уметь делать сообщения, таблицы

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительным источником.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока



Время



Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

1.Орг.момен

2

-приветствие;

-отметка о присутствии на занятии

-приветствие;

-настраиваются на работу

II.

Актуализация

знаний

12

Вопросы (проверка Д.З.):

1.Кто из императоров к.11 - 12 вв. вошел в историю с итальянским прозвищем Барбаросса?

2. Генрих 6 (сын Фридриха 1) благодаря какому событию в жизни приобрел права на Сицилийское королевство в Южной Италии?

3.В каком веке феодалы Германии обратили взоры на Восток?

4.По каким причинам походы на восток с сер.12 века возглавляли не императоры, а князья?

5.Расскажите мне о сыне Генриха 6.


6.Как происходило рождение Швейцарии?


7. В каком году, кем и в каком издательстве закреплена раздробленность Германии?

1.Фридрих 1.

2.Благодаря женитьбе

3.В 12 веке.

4.Так как многие славяне погибли, другие приняли христианство и постепенно слились с немецкими колонистами. Захват славянских земель еще более усилил князей в противовес императору.

5.Фридрих 2.Считал себя светским главой всего христианского мира. Считал, что империя освящена Богом. Он возобновил борьбу с папами за господство в Северной и Центральной Италии. Ему служили чиновники. «Удивление мира».

6.В Германии наступило время княжеских междоусобиц. По имени одной из крестьянских общин- Швиц- называли свободных крестьян Италии швейцарцами. Из союза областей образовалось европейское государство - Швейцария (демократичное гос-во).

7. В 1356 году при Карле 4 Люксембурге, «Золотая булла».

Фронтальная беседа

Проверка знаний по предыдущей теме.

Устные ответы.

III.

Изучение

нового

материала





3

+

24

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой. Вы уже знаете, что в Средневековой Европе идет бурное развитие городов, развивается ремесло, торговля. Все больше людей стремилось овладеть знаниями. Эти изменения коснулись и были непрерывно связаны с культурой.

Цель урока: Познакомиться с развитием образования, узнаем- какие существовали университеты, науки в Европе XI - XIII вв., познакомимся с наиболее яркими философами изучаемого периода.

Чтобы перейти к изучению новой темы, ответьте на вопрос: что такое культура?

Записывают тему урока и план.

1. Средневековые университеты.

2. Вера, разум и опыт.

3. Вершина средневековой философии.

- Культура - это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. (Записывают.)

Фронтальная беседа.


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения





1.Средневековые университеты.





Закрепление 1-го пункта плана









2. Вера, разум и опыт.





Закрепление 2-го пункта плана


3.Вершина средневековой философии





Закрепление 3-го пункта плана

В жизни средневековой Европы в ХI-ХIII вв. наряду с прежними центрами средневекового мира - замком и монастырем - все большую роль играют города. В городе мир открывался деревенскому жителю с неизвестной для него стороны. В городе рождались новые ценности. Именно у горожан наиболее ярко проявляется интерес, стремление к знаниям: появляются городские школы, а затем и первые университеты.

В ранее Средневековье где, главным образом, получали образование? В монастырях, но позже лучшие школы начали действовать в городах. Некоторые из городских школ со временем пришли в упадок, другие же перешли на новый, более высокий уровень, став первыми университетами.

Сейчас мы прослушаем сообщение. И ответим на вопрос что такое «университет» и кто мог получить университетское образование?

Сообщение обучающегося.

Университет (от латинского «университас» - совокупность, объединение) - это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам. Во главе - выборный ректор. Делился на факультеты, возглавлял их декан. Обучались сначала на факультете свободных искусств. Студент, прослушав определенное число курсов, становился бакалавром, потом магистром. Высшую степень доктора - получали не все. Ученая степень обеспечивала почет и возможности для карьеры. Особенно славилось юридическое образование, полученное в старейшем в Европе Болонском университете. Часто университет состоял из нескольких коллегий (отсюда современное слово «колледж»), которые сначала были просто общежитиями для студентов, а потом стали центрами преподавания. Коллегия, основанная в середине XIII века духовником короля Людовика Святого Роббером де Сорбонном, оказалась столь популярной, что позже по имени её основателя весь Парижский университет стали называть Сорбонной.

Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых и влиятельных семей, но попадались и дети бедняков.

Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латинском языке. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты» (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.

Жизнь студентов складывалась не только из многолетних занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли «кормящей матерью» (по-латыни «альма матер).

Науки: философия, медицина, астрология, алхимия и др.

Открыли страницу 179. Работаем с доп.источником и отвечаем на вопрос после прочтения: Оцените роль астрологии и алхимии в развитии науки.

Крупнейшие средневековые ученые, философы, богословы

Имя

Основное содержание учения

Пьер Абеляр

Считал, что нужно свободно мыслить, чтобы получать новое знание, и полагаться не на авторитеты, а на свой разум

Бернар Клервоский

Отрицал способность разума познавать мир, считал, что лишь милость Божья может открыть людям тайны мироздания

Роджер Бэкон

Считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания, предвидел многие изобретения и открытия будущего

Фома Аквинский(теолог)

Создал подлинную энциклопедию знаний о мире и Боге, изложенную в виде множества цепочек строго логических рассуждений.

Задает вопросы по записанному в тетрадь.


С.179- работа с текстом учебника.

Одним из величайших достижений средневековой философии и культуры в целом была схоластика (от латинского «схола» - школа; это слово можно перевести как «школьная философия»). В наши дни слово «схоластика» обозначает бессмысленные рассуждения, оторванные от реальной жизни. Но в Средневековье схоластику понимали совсем иначе, и европейская культура ей многим обязана.

Схоласты считали, что вера и знание должны гармонично сочетаться и помогать друг другу. Разум ни в коем случае не должен ставить под сомнение истины веры. Важно только, считали они, чтобы все рассуждения были строго логичными, иначе, начав с правильных истин, можно прийти к опасным заблуждениям. И схоласты усердно разрабатывали логику мысли, выстраивая длинные, безупречно правильные цепочки из предпосылок и всевозможных следствий. Мы с вами тоже строили такую логическую цепочку.

Что такое схоластика?

Когда она появляется?

Кто является основателем?



- В монастырях, но позже лучшие школы начали действовать в городах.

Слушают сообщение.

-Записывают: Университет (от латинского «университас» - совокупность, объединение) - это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам.

Отвечают на вопросы.

Закрепляем 1-ый пункт плана.








С.179 - работа с дополнительным источником.

Отвечают на вопрос.

Записывают: Крупнейшие средневековые ученые, философы, богословы. (самостоятельно работают)

Отвечают на вопросы: Характеристика Учений Абеляра,

Бернара Клервоского, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского

Записывают:

Теология - богословие.

Отвечают. Читают слайды.



Читают два обучающихся по очереди вслух.

Слушают учителя.

Записывают:

Схоластика (от латинского «схола» - школа; «школьная философия»).

Логика (греч.слово) - способность правильно, последовательно мыслить.

Отвечают. Схоластика -школьная философия в ср.века. В 16в. Основатель Фома Аквинский.





Фронтальная беседа













Фронтальная беседа







Фронтальная беседа.



Фронтальная беседа.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя).








Устные ответы.



Умение слушать.









Работа с доп.исто-чником.

Устные ответы.

Индивидуальная работа -письменное задание (таблица).



Работа с текстомпараграфа.

Устные ответы.

4.Закрепление изученного материала.

5

1.Что вы нового сегодня узнали?

2.Что такое «Университеты»?

3.С какими философами вы познакомились?

4.Что такое «схоластика»?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная беседа.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Устные ответы.

5.Подвведение итогов

1

Выставление оценок.


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа.

6.Д.З.

1

П.18, работа с документом на стр.180-181, в тетради.

Записывают домашнее задание


6



© 2010-2022