• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока: «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века»

Технологическая карта урока: «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бакулина Светлана Феликсовна, учитель истории, обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 65»

города Кирова



Технологическая карта урока:

«Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

в первой половине XIV века»



  1. Предмет: история

  2. Класс: 6

  3. Тема и номер урока: «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века», 21 урок

  4. Базовый учебник:

«История России с древнейших времен до конца XVI века», 6 класс, А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Издательство «Просвещение», 2012 год

  1. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии проблемного обучения и ЭОР.

  2. Цели по содержанию:

- образовательная: способствовать формированию представления о политической ситуации на Руси в первой половине XIV века и на основе материала учебника, подвести учащихся к выявлению причин возвышения Москвы и роли московских князей в этом процессе с помощью ЭОР;

- развивающая: способствовать обучению школьников интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы, извлекать информацию из различных источников, аргументировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятий), развитию проблемного мышления через взаимоконтроль и самоконтроль; развитие коммуникативных умений в процессе сотрудничества в системе учитель-ученик, ученик-ученик.

- воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, способствовать воспитанию позитивного отношения к учению, созданию комфортных отношений между участниками образовательного процесса и поддержание интереса к изучению предмета, способствовать формированию чувства гражданственности и патриотизма.

7. Планируемые результаты:

Предметные:

разбираться в политической ситуации на Руси в первой половине XIV века;

знать особенности складывания новых центров русских земель, противоборства между Тверью, Москвой и Литовско-русским государством;

уяснить причины возвышения Московского княжества;

называть роль Ивана Калиты в укреплении Московского княжества;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • поиск ответов на вопросы;

  • поиск определения понятий;

Регулятивные УУД:

  • умение формулировать выводы; анализировать карту;

  • умение выявлять причинно-следственные связи;

  • умение осуществлять саморефлексию

Коммуникативные УУД:

  • умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении тренировочных упражнений.

Личностные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе познавательной деятельности;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к Родине.

Ученик научится:

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси

  • раскрывать характерные, существенные черты политического строя на Руси

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории

  • давать оценку событиям и личностям

Ученик может научиться:

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;


  1. Тип урока: урок изучения нового материала.

  2. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.

  3. Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.

  4. Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор.

11. СТРУКТУРА И ХОД УРОКАРесурсы

(в том числе,

название используемых ЭОР с указанием порядкового номера - Приложение 1)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

Планируемые УУД

1.

Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны усвоить новый материал по теме «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века».

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Настраиваются на восприятие нового материала.

1 мин

Личностные: умение оценить эмоциональный настрой перед уроком.

Регулятивные: Умение быстро включиться в работу.

2.

Целеполагание и мотивация

УОМ - Карта "Северо-Восточная Русь в конце XIII - первой половине XIV в." (1)

Запись на доске целей урока

Демонстрирует ЭОР, предлагает посмотреть карту.

1.Найти территорию Московского княжества до и после правления Ивана Калиты.

2. Ответить на вопросы:

  • Как изменились размеры Московского княжества за период правления Ивана Калиты?

  • Почему это произошло?

3.Предлагает сформулировать цели урока.


4.Предлагает записать и осмыслить тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают.

Формулируют цели урока:

найти ответы на вопросы

  • Почему именно Москва стала самым крупным и сильным княжеством Руси?

  • Каким человеком и правителем был Иван Калита?

  • Как Ивану Калите удалось увеличить территорию Московского княжества?

  • Какие последствия для Руси имело усиление Москвы?

3 мин

Познавательные:

умение использовать историческую карту как источник информации

умение отвечать на проблемные вопросы

Регулятивные:

умение формулировать цели деятельности на уроке;

формулировать выводы.

Личностные:

умение проявлять интерес к новому содержанию.

3.

Актуализа-ция знаний и умений

Запись на доске

Предлагает вспомнить материал предыдущих уроков:

что такое

  • феодальная раздробленность,

  • удельные земли,

  • негативные последствия, возникшие в результате дробления Киевской Руси.

Отвечают на вопросы учителя.

3 мин

Познавательные:

умение ориентироваться в знакомой информации, давать определения понятий, отвечать на вопросы.

Коммуникативные:

умение слушать товарищей.

Регулятивные:

умение оценивать ответы одноклассников

4.

Введение нового материала.

УОМ

  • биографическая справка и портрет Ивана Калиты (2),

  • исторический источник «Восстание в Твери против татар» (3).

Предлагает прослушать мини- сообщение ученика об Иване Калите, посмотреть ЭОР.

Задает вопрос, заявленный в цели урока:

  • Каким человеком и правителем был Иван Калита?

Предлагает сделать выводы о том, какие личностные качества помогли Ивану Калите возвысить Москву.

Учитель задает вопрос:

Все ли были согласны с позицией Ивана Калиты, что именно вокруг Москвы должны объединиться русские земли?

Предлагает выслушать мини- сообщение ученика о восстании в Твери, посмотреть ЭОР.

Слушают заранее подготовленные учениками сообщения, задают уточняющие вопросы.

Отвечают на вопрос,

Формулируют выводы.


Отвечают на вопрос.


Слушают заранее подготовленные учениками сообщения, задают уточняющие вопросы.

20 мин

Познавательные:

умение использовать сообщение другого ученика как источник информации

умение отвечать на проблемные вопросы

Регулятивные:

умение сравнивать,

находить преимущества, выявлять причинно-следственные связи

Коммуникативные:

умение слушать товарищей

5.

Первичного закрепления и применениязнаний.

Базовый учебник, §17

Предлагает с помощью текста учебника

  • рассмотреть мероприятия, проведенные Иваном Калитой для усиления Москвы.

  • выявить причины возвышения Москвы;

  • определить итоги и значение возвышения Москвы.

Проверяет ответы учащихся.

Читают учебник, отвечают на вопросы, обсуждают в парах, слушают ответы других учеников.

Записывают материал в виде краткой схемы или опорного конспекта.


Отвечают на вопросы, делают выводы




10 мин

Познавательные:

умение использовать текст учебника как источник информации

умение отвечать на проблемные вопросы

Регулятивные:

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:

умение осуществлять само и взаимопроверку при выполнении тренировочных упражнений.

6.

Предметная

рефлексия

УОМ - подборка интерактивных тестовых заданий. (4)

Предлагает учащимся открыть ЭОР.

Организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.

Учитель организует самопроверку.

Обращает внимание на то, какие цели были реализованы на уроке, что ученики узнали нового, чему научились.

Выполняют самостоятельно задание, представленное в ЭОР, делают самопроверку по образцу на экране.

Обращаются к целям урока, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений.

Определяют способы получения знаний и формирования умений:

(- выход в Интернет к ЭОР;

- сообщение по теме с использованием ЭОР

- работа с учебником).

6 мин

Регулятивные:

осуществление саморефлексии.

Личностные:

умение устанавливать связь между целью и результатом, умение оценить свои действия на уроке.

8.

Домашнее задание

Запись на доске

Информирует о домашнем задании:

1)Прочитать §17, или обратиться к ЭОР на сайте ЕКЦОР с целью повторения теоретического материала по теме;

2)Подготовить сообщение об Иване I Калите, используя коллекцию ЕКЦОР и ФЦИОР (на выбор).

Записывают домашнее задание по выбору.

1 мин

Регулятивные:

умение контролировать свои действия и определять объем домашнего задания по выбору.

9.

Личностная рефлексия

Формы рисунков «смайликов» на доске

Предлагает оценить личное, эмоциональное восприятие урока

Саморефлексия в тетради в форме рисунка «смайлика».

1 мин

Личностные:

умение оценить свое эмоциональное состояние в конце урока.

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОРУчебный

образовательный модуль.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/163d960c-2ba0-4a3e-82e0-9436bbc3b14f/%5BIS6IR_4-18%5D_%5BPD_01%5D.swf

2

Биографическая справка о Великом князе московском, князе владимирском Иване I Даниловиче Калите (1296-1340)

Информационный образовательный модуль

Учебный образовательный модуль

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcaefda2-6542-403c-a1d1-f2f835d1ecfd/%5BIS6IR_4-18%5D_%5BTD_10%5D.html

3

Исторический источник

Информационный образовательный модуль.

Учебный образовательный модуль

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28a5f188-4731-48c8-a5bb-147b61a02002/%5BIS6IR_4-18%5D_%5BTS_06%5D.html

4

Подборка интерактивных тестовых заданий

Контрольный образовательный модуль.

Учебный

образовательный модуль.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/335bb2da-c016-4a5f-a505-3c4ee44fef6a/index_listing.html


© 2010-2022