- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока: «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века»
Технологическая карта урока: «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века»
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бакулина С.Ф. |
Дата | 07.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бакулина Светлана Феликсовна, учитель истории, обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 65»
города Кирова
Технологическая карта урока:
«Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси
в первой половине XIV века»
-
Предмет: история
-
Класс: 6
-
Тема и номер урока: «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века», 21 урок
-
Базовый учебник:
«История России с древнейших времен до конца XVI века», 6 класс, А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Издательство «Просвещение», 2012 год
-
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии проблемного обучения и ЭОР.
-
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать формированию представления о политической ситуации на Руси в первой половине XIV века и на основе материала учебника, подвести учащихся к выявлению причин возвышения Москвы и роли московских князей в этом процессе с помощью ЭОР;
- развивающая: способствовать обучению школьников интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы, извлекать информацию из различных источников, аргументировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятий), развитию проблемного мышления через взаимоконтроль и самоконтроль; развитие коммуникативных умений в процессе сотрудничества в системе учитель-ученик, ученик-ученик.
- воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, способствовать воспитанию позитивного отношения к учению, созданию комфортных отношений между участниками образовательного процесса и поддержание интереса к изучению предмета, способствовать формированию чувства гражданственности и патриотизма.
7. Планируемые результаты:
Предметные:
разбираться в политической ситуации на Руси в первой половине XIV века;
знать особенности складывания новых центров русских земель, противоборства между Тверью, Москвой и Литовско-русским государством;
уяснить причины возвышения Московского княжества;
называть роль Ивана Калиты в укреплении Московского княжества;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-
поиск ответов на вопросы;
-
поиск определения понятий;
Регулятивные УУД:
-
умение формулировать выводы; анализировать карту;
-
умение выявлять причинно-следственные связи;
-
умение осуществлять саморефлексию
Коммуникативные УУД:
-
умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении тренировочных упражнений.
Личностные:
-
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе познавательной деятельности;
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к Родине.
Ученик научится:
-
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси
-
раскрывать характерные, существенные черты политического строя на Руси
-
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории
-
давать оценку событиям и личностям
Ученик может научиться:
-
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-
Тип урока: урок изучения нового материала.
-
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
-
Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.
-
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор.
11. СТРУКТУРА И ХОД УРОКАРесурсы
(в том числе,
название используемых ЭОР с указанием порядкового номера - Приложение 1)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность учащихся
Время
(в мин.)
Планируемые УУД
1.
Организационный момент.
Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.
Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны усвоить новый материал по теме «Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века».
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Настраиваются на восприятие нового материала.
1 мин
Личностные: умение оценить эмоциональный настрой перед уроком.
Регулятивные: Умение быстро включиться в работу.
2.
Целеполагание и мотивация
УОМ - Карта "Северо-Восточная Русь в конце XIII - первой половине XIV в." (1)
Запись на доске целей урока
Демонстрирует ЭОР, предлагает посмотреть карту.
1.Найти территорию Московского княжества до и после правления Ивана Калиты.
2. Ответить на вопросы:
-
Как изменились размеры Московского княжества за период правления Ивана Калиты?
-
Почему это произошло?
3.Предлагает сформулировать цели урока.
4.Предлагает записать и осмыслить тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают.
Формулируют цели урока:
найти ответы на вопросы
-
Почему именно Москва стала самым крупным и сильным княжеством Руси?
-
Каким человеком и правителем был Иван Калита?
-
Как Ивану Калите удалось увеличить территорию Московского княжества?
-
Какие последствия для Руси имело усиление Москвы?
3 мин
Познавательные:
умение использовать историческую карту как источник информации
умение отвечать на проблемные вопросы
Регулятивные:
умение формулировать цели деятельности на уроке;
формулировать выводы.
Личностные:
умение проявлять интерес к новому содержанию.
3.
Актуализа-ция знаний и умений
Запись на доске
Предлагает вспомнить материал предыдущих уроков:
что такое
-
феодальная раздробленность,
-
удельные земли,
-
негативные последствия, возникшие в результате дробления Киевской Руси.
Отвечают на вопросы учителя.
3 мин
Познавательные:
умение ориентироваться в знакомой информации, давать определения понятий, отвечать на вопросы.
Коммуникативные:
умение слушать товарищей.
Регулятивные:
умение оценивать ответы одноклассников
4.
Введение нового материала.
УОМ
-
биографическая справка и портрет Ивана Калиты (2),
-
исторический источник «Восстание в Твери против татар» (3).
Предлагает прослушать мини- сообщение ученика об Иване Калите, посмотреть ЭОР.
Задает вопрос, заявленный в цели урока:
-
Каким человеком и правителем был Иван Калита?
Предлагает сделать выводы о том, какие личностные качества помогли Ивану Калите возвысить Москву.
Учитель задает вопрос:
Все ли были согласны с позицией Ивана Калиты, что именно вокруг Москвы должны объединиться русские земли?
Предлагает выслушать мини- сообщение ученика о восстании в Твери, посмотреть ЭОР.
Слушают заранее подготовленные учениками сообщения, задают уточняющие вопросы.
Отвечают на вопрос,
Формулируют выводы.
Отвечают на вопрос.
Слушают заранее подготовленные учениками сообщения, задают уточняющие вопросы.
20 мин
Познавательные:
умение использовать сообщение другого ученика как источник информации
умение отвечать на проблемные вопросы
Регулятивные:
умение сравнивать,
находить преимущества, выявлять причинно-следственные связи
Коммуникативные:
умение слушать товарищей
5.
Первичного закрепления и применениязнаний.
Базовый учебник, §17
Предлагает с помощью текста учебника
-
рассмотреть мероприятия, проведенные Иваном Калитой для усиления Москвы.
-
выявить причины возвышения Москвы;
-
определить итоги и значение возвышения Москвы.
Проверяет ответы учащихся.
Читают учебник, отвечают на вопросы, обсуждают в парах, слушают ответы других учеников.
Записывают материал в виде краткой схемы или опорного конспекта.
Отвечают на вопросы, делают выводы
10 мин
Познавательные:
умение использовать текст учебника как источник информации
умение отвечать на проблемные вопросы
Регулятивные:
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные:
умение осуществлять само и взаимопроверку при выполнении тренировочных упражнений.
6.
Предметная
рефлексия
УОМ - подборка интерактивных тестовых заданий. (4)
Предлагает учащимся открыть ЭОР.
Организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.
Учитель организует самопроверку.
Обращает внимание на то, какие цели были реализованы на уроке, что ученики узнали нового, чему научились.
Выполняют самостоятельно задание, представленное в ЭОР, делают самопроверку по образцу на экране.
Обращаются к целям урока, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений.
Определяют способы получения знаний и формирования умений:
(- выход в Интернет к ЭОР;
- сообщение по теме с использованием ЭОР
- работа с учебником).
6 мин
Регулятивные:
осуществление саморефлексии.
Личностные:
умение устанавливать связь между целью и результатом, умение оценить свои действия на уроке.
8.
Домашнее задание
Запись на доске
Информирует о домашнем задании:
1)Прочитать §17, или обратиться к ЭОР на сайте ЕКЦОР с целью повторения теоретического материала по теме;
2)Подготовить сообщение об Иване I Калите, используя коллекцию ЕКЦОР и ФЦИОР (на выбор).
Записывают домашнее задание по выбору.
1 мин
Регулятивные:
умение контролировать свои действия и определять объем домашнего задания по выбору.
9.
Личностная рефлексия
Формы рисунков «смайликов» на доске
Предлагает оценить личное, эмоциональное восприятие урока
Саморефлексия в тетради в форме рисунка «смайлика».
1 мин
Личностные:
умение оценить свое эмоциональное состояние в конце урока.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОРУчебный
образовательный модуль.
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/163d960c-2ba0-4a3e-82e0-9436bbc3b14f/%5BIS6IR_4-18%5D_%5BPD_01%5D.swf
2
Биографическая справка о Великом князе московском, князе владимирском Иване I Даниловиче Калите (1296-1340)
Информационный образовательный модуль
Учебный образовательный модуль
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcaefda2-6542-403c-a1d1-f2f835d1ecfd/%5BIS6IR_4-18%5D_%5BTD_10%5D.html
3
Исторический источник
Информационный образовательный модуль.
Учебный образовательный модуль
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28a5f188-4731-48c8-a5bb-147b61a02002/%5BIS6IR_4-18%5D_%5BTS_06%5D.html
4
Подборка интерактивных тестовых заданий
Контрольный образовательный модуль.
Учебный
образовательный модуль.
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/335bb2da-c016-4a5f-a505-3c4ee44fef6a/index_listing.html