- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс ФГОС
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс ФГОС
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зангиров М.Р. |
Дата | 07.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Мордовия, методических рекомендаций для основной школы под редакцией авторского коллектива Н.М.Арсентьева.
Данная программа содержит план изучения учебного материала по курсу «История и культура мордовского края» для 6 класса.
Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В Мордовии с 1998 г. Изучается предмет «История и культура мордовского края», издаются программы и учебники для 5-9 классов.
Цели изучения:
Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:
- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;
- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;
- формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;
- приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа по курсу «История и культура мордовского края» для основной школы РФ, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 17 часов для изучения курса из расчета 0,5 часа в неделю. Примерная программа составлена с учетом требований базисного учебного плана. Курс «История и культура мордовского края»в 6 классе ведется в соответствии с программой для общеобразовательных школ без добавлений и изменений
Общая характеристика предмета:
Преподавание курса истории и культуры Мордовии основано на нижеприведенных принципах.
-Необходимо подвести школьников к осознанию тесной взаимосвязи истории Мордовии с российской историей, которая выражается и в том, что события и закономерности общероссийкой истории нашли свое отражение в регионе, и в том, что многие уроженцы республики (Никон, Ф. Ушаков, С. Д. Эрьзя и др.) стали неотъемлемой частью политической, военной истории и культурного достояния России. Поэтому особое внимание в программе курса должно быть уделено проблемам геополитического положения Мордовии, ее вхождения в состав единого Российского государства, создания МАССР, места и роли современной Республики Мордовия в российском социально-экономическом, политическом, культурном пространстве.
• С другой стороны, в ходе изучения предмета следует отразить цивилизационные особенности региона: многонациональную и поликонфессиональную специфику края. Реализации этой задачи способствует социокультурный подход: большое внимание должно быть уделено традициям, религии, мифологии, фольклору народов республики.
• Историко-культурный компонент в определенной мере должен восполнить недостаток школьного курса истории, выражающийся в дефиците внимания к проблемам духовной культуры. Важно, что этот аспект раскрывается не только тогда, когда речь идет о высших достижениях культуры, но и при изучении повседневной жизни населения, быта, социальных норм.
• Историко-психологический метод продуктивен в подаче учебного материала, призван помочь детям взглянуть на исторические события, поведение людей прошлого с учетом особенностей психологии людей, этических норм и нравов той эпохи.
• В то же время современная система ценностей (свобода человека, права личности, ценность человеческой жизни, демократические нормы) является базовой в оценке результатов исторических преобразований, мерилом достижений населения края.
• С целью избежать схематизации исторических явлений следует формировать у учащихся представление об истории как о живом процессе,особое внимание уделив роли личности в истории, причем не только известного политика, военачальника, деятеля культуры, но и обычного горожанина, крестьянина, дворянина, священника, внесшего свой посильный вклад в историю.
. Целесообразно использование элементов филологического метода в преподавании истории и культуры Мордовии. Язык является богатым историческим источником: он помогает объяснить происхождение топонимических понятий, в нем скрыта этимология имен и фамилий. Язык исторических текстов позволяет воссоздать живую картину прошлого, отразить колорит эпохи, приблизиться к пониманию представлений, стиля мышления людей прошлого.
• Должное внимание следует уделить исторической географии. Поскольку границы мордовского края исторически изменчивы, а большая часть мордовского населения живет за пределами современной республики, очевидна необходимость изучения географических рамок расселения мордовской диаспоры, анализа современного географического положения Мордовии, его связи с особенностями исторического развития региона.
Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В соответствии с рекомендациями МРИО, учебным планом МОУ «СОШ№11» на 2016-2017 учебный год в школе ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, 0,5 часов в неделю - 17 ч. в год.
Опора на вышеназванные базовые исторические принципы позволит реализовать многофакторный подход к изучению истории и культуры мордовского края: раскрыть геополитические, экономические, социально-демографические, религиозные факторы развития региона, а также сформировать у детей представление о сложности, многосторонности любого исторического явления и процесса.
Психолого-педагогические принципы должны учитывать возрастные особенности учащихся, они обусловлены задачами развивающего обучения. Важно, чтобы ребенок был не пассивным потребителем исторической информации, а деятельным участником процесса познания и обучения.
• Важным дидактическим приемом преподавания курса «Родиноведение» в 5 классе и курса ИсторииМордовии в 6 классе является опора на жизненный опыт Учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имен и фамилий, судеб предков, летописи школы, биографий улиц и т. д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии и т. д.
• Результативным, на наш взгляд, должно стать использование игровых технологий в виде системы творческих заданий (исторические сочинения от первого лица, составление исторических карт, составление герба своего рода и т. д.)- Главная задача - заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье, предметах быта, названиях улиц, городов.
Учащиеся подросткового возраста (7-9 классов) склонны к реальной практической деятельности, познанию мира и самопознанию. На этом этапе обучения возникают возможность и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.
Конкретное воплощение данная идея может находить в решении проблемных задач, когда учащиеся отвечают на вопросы, требующие не только знания фактов, но и логического мышления, анализа исторической ситуации, сопоставления возможных вариантов развития событий. Работа с историческими документами и с историческими терминами способствует развитию аналитических способностей, овладению методикой научного анализа.
• Наглядность обучения - важный дидактический принцип, необходимый в преподавании курса. Карты, схемы, таблицы, иллюстрации должны сопровождать все материалы учебно-методического комплекса и сам процесс обучения, способствуя лучшему усвоению материала учащимися и облегчая работу учителя.
Вышеназванные исторические и дидактические принципы призваны способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.
С целью реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ. К детям с ОВЗ осуществляется индивидуальный подход с учетом их психофизических особенностей, так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития, на основании Письма МОиН РФ от 18.04.08г.; АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами».
При подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь обществознания с современной жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи, ибо дети с ОВЗ особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений. Учет особенностей детей с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение: а) подробное объяснение нового материала; б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий; в) осуществление обратной связи - ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.
Для эффективного усвоения учащимися с ОВЗ учебного материала по обществознанию в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: ряд вопросов излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограниченны); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. Для таких детей критерии оценивания снижены.
Критерии выставления итоговых оценок для детей ОВЗ могут быть следующими:
- оценка «отлично» «5» - учащийся освоил минимальный теоретический материал курса, применяет его при решении конкретных заданий;
- оценка «хорошо «4» - учащийся может выполнять индивидуальную работу, самостоятельную работу, но с недочётами. То есть, оценка «хорошо» - это оценка за усердие и прилежание, которые привели к положительным результатам, свидетельствующим о возрастании общих умений;
- оценка «удовлетворительно» «3» - учащийся усвоил простые идеи и методы курса, что позволяет ему решать задания по данному курсу хорошо, в пределах школьной программы.
- оценки «неудовлетворительно» «2» - считается, что не следует ставить по той простой причине, что это вызовет потерю интереса к предмету. Однако может ставиться при отказе работать на уроке, выполнять индивидуальные задания.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по ИКМ:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем менее 30-50 %.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по ИКМ в 6 классе
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Учащиеся должны знать:
-
хронологию, работу с хронологией;
-
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
-
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
-
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
-
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
-
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
-
способность сознательно организовывать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
-
способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Название главы
Всего часов
Из них (количество часов)
теоретических
практических
1.
Древнее население на территории Мордовии
3
3
2.
Мордва в I- начале II тыс. н.э.
3
1
2
3.
Культура мордвы I - начала II тыс. н.э.
2
2
4.
Мордовский край в XIII - XV вв.
3
1
2
5.
Мордовский край в XVI в.
3
2
1
6.
Культура мордвы XIII - XVI вв.
2
2
7.
Урок обобщения за курс ИКМК 6 класс
1
1
ИТОГО
17
11
6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1: Древнее население на территории Мордовии (3 часа)
Урок 1. Эра мамонтов и первобытных людей (1 час)
Древнейшие следы пребывания человека в Среднем Поволжье. Геологические эры в истории нашей планеты. Наступление ледников и их последствия. Растительный и животный мир. Кости ископаемых животных на территории Мордовии. Эпоха палеолита и первые люди на территории Среднего Поволжья. Занятия первобытных людей. Орудия труда. Формы общественных отношений. Формирование зачатков религии и искусства. Первые стоянки людей на территории Мордовии. Отступление ледника и формирование современной природной среды. Мезолит. Датировка. Изобретение человеком лука и стрел и других приспособлений для охоты. Мезолитические племена. Основные занятия. Орудия труда. Мезолитические стоянки на территории Мордовии.
Эпоха неолита в мордовском крае. Датировка неолита и основные достижения человека - изобретение глиняной посуды, прядения, ткачества, новой техники обработки камня - сверления, полировки, пиления. Формы неолитических горшков. Приспособления для нанесения орнамента на глиняную посуду и орнаментальные мотивы. Заселение мордовского края пришлым населением и оставленные им памятники. Основные орудия труда неолитического общества. Занятия. Поселения и жилища.
Урок 2. Древнейшие скотоводы и земледельцы (1 час)
Племена эпохи энеолита. Время появления металлических орудий. Освоение населением территории южного Примокшанья. Основные занятия населения. Поселения и жилища. Изделия из меди. Предметы литейного дела. Медные месторождения в Среднем Поволжье и Прикамье. Орудия труда из камня и кости.
Пришлое население эпохи бронзы. Переход человечества от присваивающих видов хозяйства к производящим - земледелию и животноводству. Распространение металлических орудий труда на территории Мордовии.
Фатьяновская культура. Время появления фатьяновцев на территории Мордовии. Важнейшие занятия. Состав стада. Система земледелия, основные земледельческие культуры. Основные памятники населения фатьяновской культуры. Поселения и древние могильники. Появление колесной повозки на территории Мордовии.
Племена срубной культуры. Время появления племен срубной культуры и территория их расселения. Причины, легшие в основу названия культуры. Наиболее известные поселения и погребальные памятники на территории Мордовии. Основные занятия срубников - земледелие, животноводство, охота, обработка кожи, дерева, металлургия и металлообработка. Сабанчеевский клад бронзовых изделий.
Урок 3. Предки мордвы (1 час)
Городецкие племена и места их проживания. Время появления железных орудий труда на территории Мордовии. Территория расселения племен Городецкой культуры. Основные типы поселений: укрепленные поселения - городища и неукрепленные - селища. Жилища городецких племен. Наиболее известные памятники Городецкого населения на территории Мордовии.
Занятия предков мордвы: животноводство, земледелие, охота, рыболовство. Орудия труда. Домашние промыслы: обработка кожи, кости, дерева, глины, прядение и ткачество. Металлургия и металлообработка. Мастерские по обработке металлов. Общественные отношения.
Андреевский курган и его место в истории формирования финского населения в мордовском крае, а впоследствии совместно с племенами городецкой культуры в формировании древней мордвы.
Тема 2: МОРДВА В I - НАЧАЛЕ II тыс. н. э. (3 часа)
Урок 4. Древняя мордва (1 час)
Время появления мордвы. Характерные для мордвы украшения. Расселение древней мордвы. Территория северной и южной групп мордовского населения в III-VIII вв. Расселение мордвы в VIII в. - второй половине II тыс. и ее археологические памятники.
Занятия древней мордвы. Земледелие, орудия труда. Зерновые культуры. Животноводство. Стада и предметы, связанные с животноводством. Охота, рыболовство. Орудия рыболовства и охоты. Металлургия и металлообработка. Прядение и ткачество. Обработка древесины, кости, кожи и глины.
Древнемордовское общество. Управление обществом. Причины разложения родового строя и становления о военной демократии.
Урок 5. Население мордовского края во второй половине I тыс. н. э. (1 час)
Мокша и эрзя. Основные различия. Процесс сближения мокши и эрзи. Письменные сведения о мордве.
Мордва и ее соседи. Рязанско-окские племена.финно- угорское племя мурома. Скифы, сарматы, аланы. Хазар каганат. Племена именьковской культуры. Волжские булгары. Восточные славяне.
Сельскохозяйственные занятия и лесные промыслы Земледелие. Основные орудия труда. Животноводство. Состав стада. Основные представители животноводства. Прядение и ткачество. Охота, бортничество.
Домашние промыслы: металлургия и металлообработка. Ювелирное дело; обработка кости, дерева, кожи; гончарное дело.
Урок 6. Формирование феодального строя у мордвы (1 час)
Политическая ситуация в мордовском крае в XI-XIII вв. Расселение мордовского населения. Успехи в экономической жизни населения. Углубление социального неравенства. Усиление роли племенных вождей. Появление в мордовской мифологии могущественного верховного бога.
Мордва и Древняя Русь. Освобождение мордвы из-под власти Хазарского каганата. Должностные знаки Рюриковичей. Походы русских удельных князей на мордву. Археологические данные о мордовско-русских культурных и торговых отношениях.
Пургас и Пуреш. Причины формирования военных союзов. Письменные источники о Пуреше и Пургасе, а также подвластных им территориях.
Тема 3: КУЛЬТУРА МОРДВЫ В I - НАЧАЛЕ II тыс. н. э. (2 часа)
Урок 7. Вещественный мир (1 час)
Поселения: укрепленные - городища, тверди и неукрепленные - селища. Типы мордовских жилищ и других построек. Наиболее известные тверди: Виндрейская (Торбеевский район), Хозинская, Федоровская (Нижегородская область). Неукрепленные поселения: Старобадиковское (Зубово-Полянский район), у с. Паньжа (Ковылкинский район).
Одежда и украшения. Украшения головного убора. Шейные и нагрудные украшения. Браслеты, перстни. Украшения обуви.
Оружие и конское снаряжение. Меч, сабли, копья, стрелы, боевые топоры. Удила, стремена, уздечные наборы.
Предметы повседневной жизни.
Урок 8. Верования и обряды мордвы (1 час)
О земном и небесном устроении. Мифы, легенды, сказания, песни о Великой птице, о сотворении мира. Мордовские мифы о происхождении человека.
Солнце, огонь. Представления мордвы о небесном огне - солнце и земном огне. Бог солнца и священные солнечные знаки. Символы связи между небесным и земным огнем.
Вода и водяные боги. Представления мордвы о Большой и Великой воде. Водяные боги и их предназначения. Обряды и поклонения мордвы, связанные как с самой водой, так и с водяными божествами.
Лес и растительность. Мифы о Великом дереве и Великой птице. Покровители леса. Почитаемые деревья. Отношения человека к окружающему миру и его природным богатствам.
Тема 4: МОРДОВСКИЙ КРАЙ В ХП-ХV вв. (3 часа)
Урок 9. Мордовский край и Золотая Орда (1 час)
Завоевание мордовского края монголо-татарами. Восстание народов Поволжья в 1239 г. Положение мордвы в составе Золотой Орды. Легенда о княжне Наровчатке. Налоговая система и повинности покоренного населения. Насильственное переселение мордовского населения на другие территории. Улусные центры в мордовском крае. Раскопки города Мокши.
Урок 10. Хозяйство мордвы в XIII-XV вв. (1 час)
Сельское хозяйство. Земледелие. Земледельческие орудия труда: соха, плуг-сабан. Орудия по уборке хлеба. Система земледелия. Основные земледельческие культуры. Животноводство. Состав стада.
Охота, рыболовство и бортничество. Промысловые звери. Орудия охоты и другие способы поимки зверя. Письменные источники о мордовской охоте. Рыболовство. Орудия ловли и другие приспособления. Бортничество. Орудия труда бортника. Продукты бортничества. Археологический материал о мордовском бортничестве. Покровители бортников. Правительственные мероприятия о поддержании бортного дела.
Ремесло и торговля. Металлургия и металлообработка. Способы изготовления железных предметов. Ювелирное дело. Технические приемы изготовления украшений женского костюма.
Домашнее производство: прядение и ткачество, обработка кожи, кости, дерева. Орудия и предметы ремесла и домашнего производства.
Торговые отношения. Денежные отношения. Предметы торговли. Места торговли и торговые пути. Переход от натурального обмена к денежной форме.
Урок 11. Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства (1 час)
Раздробленность Золотой Орды и ее последствия. Мордва и Казанское ханство. Мордва и Нижегородское княжество. Мордва и Рязанское княжество. Совместная борьба мордвы и населения Рязанского княжества против татарских набегов.
Тема 5: МОРДОВСКИЙ КРАЙ В XVI в. (3 часа)
Урок 12. Вхождение мордовских земель в Российское государство (1 час)
Россия и Казанское ханство в началеXVI в. Территория и управление Казанским ханством. Подати зависимого населения. Походы Московского княжества на Казань. Походы Казанского и Крымского ханств на Москву и на мордовские земли. Борьба мордовского и русского народов против Казани. Строительство городов-крепостей.
Участие мордовского народа в походах Ивана IV на Казань. Мордовские воинские отряды и проводники. «Свияжекая клятва». Положение мордовского народа с падением Казанского ханства. Участие мордвы в Ливонской войне. Мордовские княжеские фамилии.
Урок 13. Население мордовского края в XVI в. (1 час)
Управление мордовским краем. Воеводское управление. Полномочия воевод и функции воеводских канцелярий.Край на степной границе. Строительство сторожевых застав. Сторожевая служба.
Состав населения мордовского края. Государственные подати и государственные повинности. Начало процесса крещения мордовского населения. Строительство в крае монастырей и церквей.
Развитие феодальных отношений. Беляки. Функции владельцев беляков. Проникновение русских феодалов в районы проживания мордвы. Вотчинное землевладение.
Урок 14. Хозяйство мордовского края в XVI в. (1 час)
Земледелие. Способы ведения и земледельческие орудие труда. Появление ручных и водяных мельниц. Животноводство. Ремесло. Ремесленные центры. Ремесленные специальности, категории ремесленников. Торговые связи. Торговые пути, торговые места. Основные места сбыта и купли товаров
Тема 6: КУЛЬТУРА МОРДВЫ XIII-XVI вв. (3 часа)
Урок 15. Искусство рукоделия. Вещи, которые нас окружают (1 час)
Ювелирное дело. Технологические приемы изготовления ювелирных изделий. Инструменты и ювелирные изделия мордовских мастеров.
Вышивка - дело тонкое. Технологические приемы мордовской вышивки. Орнаментальные мотивы мордовских узоров. Основная окраска мордовской вышивки. Инструменты вышивальщицы.
Деревянная резь. Наиболее распространенные виды резьбы. Орнаментальные виды резьбы на донцах прялок и сундуках-парях. Изготовление столовой деревянной посуды. Домовая резьба.
Хлеб и соль. Значение хлеба в жизни мордвы. Повседневный, праздничный и обрядовый хлеб. Обрядовые и повседневные блюда из мучных изделий и крупы. Мясные блюда.
«Железный забор». Значение железа в жизни населения. Использование металлических предметов в обрядовой жизни мордвы. Обряды, связанные с использованием железных предметов. Обряд «железная преграда».
Дерево, луб и глина. Повседневная, праздничная и ритуальная утварь. Использование этих предметов в повседневной, праздничной и обрядовой жизни мордвы. Обязательные предметы на свадьбе. Предметы, используемые в лечебных целях. Предметы, связанные с бытовыми нуждами.
Урок 16. Человеческая жизнь: от рождения к старости (1 час)
Мой род - моя крепость. Семейные отношения. Распределение прав и обязанностей между членами семьи.Рождение и имя. Обряды мордвы, связанные с рождением ребенка. Взросление. Воспитание подрастающего поколения. Свадьба. Свадебные обряды.
По ту сторону жизни. Похоронные обряды. Фольклорные данные об обычае воздушного захоронения. Предохранительные обряды после похорон.
Урок 17. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Повторение и закрепление пройденного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема
Количество
часов
Характеристика учебной деятельности (УУД)
Дата проведения занятия
Примечание
По плану
Фактически
Древнее население на территории Мордовии (3 часа)
1
Эра мамонтов и первобытные люди
1
Предметные:
Научатся определять термины: эра, палеолит, мезолит, неолит
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно
Личностные УУД: осознание целостности природы
Для учеников ОВЗ -ознакомление
2
Древнейшие скотоводы и земледельцы
1
Предметные:
Научатся определять термины: энеолит, льячка, городище
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно
Личностные УУД: осознание целостности природы, населения и хозяйства населения Мордовии
Для учеников ОВЗ - работа с рисунком
3
Предки мордвы
1
Предметные:
Научатся определять термины: селище, железный век, сопло
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
Для учеников ОВЗ - работа с таблицей
Мордва в I- начале II тыс. н.э. (3 часа)
4
Древняя мордва
1
Предметные:
Научатся определять термины: аланы, болгары, полба
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
Для учеников ОВЗ -ознакомление
5
Население мордовского края во 2-й половине I тыс. н.э.
1
Предметные:
Научатся определять термины: мокша, эрзя, кереть, ботало
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране
Для учеников ОВЗ - работа с рисунком
6
Мордовский край в XI - начале XIII в.
1
Предметные:
Научатся определять термины: инязор, оцязор, шифер, ротник
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: представление о Мордовии как о субъекте
Для учеников ОВЗ - работа с таблицей
Культура мордвы I - начала II тыс. н.э. (2 часа)
7
Вещественный мир мордвы
1
Предметные:
Научатся определять термины: твердь, бисер, лыко
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам поиска информации
Для учеников ОВЗ - работа с рисунком
8
Верования и обряды мордвы
1
Предметные:
Научатся определять термины: сказание, утварь, штатол
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Для учеников ОВЗ - работа с таблицей
Мордовский край в XIII - XV вв. (3 часа)
9
Мордовский край и Золотая Орда
1
Предметные:
Научатся определять термины: улус, тамга, ям
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Для учеников ОВЗ - работа с картой
10
Хозяйство мордвы в XIII - XV вв.
1
Предметные:
Научатся определять термины: полица, ухожай, тешкс
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Для учеников ОВЗ -ознакомление
11
Предпосылки вхождения мордовских земель в состав Российского государства
1
Предметные:
Научатся определять термины: каратаи, темник
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: представление о Мордовии как субъекте целостного государства - России
Для учеников ОВЗ - работа с таблицей
Мордовский край в XVI в. (3 часа)
12
Вхождение мордовских земель в Российское государство
1
Предметные:
Научатся определять термины: ясак, засека,
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий
Для учеников ОВЗ - работа с картой
13
Население мордовского края в XVI в.
1
Предметные:
Научатся определять термины: канцелярия, острог, тягло, беляк
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
Для учеников ОВЗ - работа с таблицей
14
Хозяйство мордовского края в XVI в.
1
Предметные:
Научатся определять термины: гумно, бобыль, мыт
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию
Для учеников ОВЗ - работа с рисунком
Культура мордвы XIII - XVI вв. (3 часа)
15
Искусство рукоделия.
Вещи, которые нас окружают.
1
Предметные:
Научатся определять термины: зернь, чернь, скань, парь
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
Для учеников ОВЗ -ознакомление
16
Человеческая жизнь: от рождения к старости
1
Предметные:
Научатся определять термины: пулай
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Для учеников ОВЗ -ознакомление
17
Урок обобщения по курсу ИКМК 6 класс
1
Предметные:
Научатся определять термины:
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха / неуспеха учебной деятельности
Для учеников ОВЗ - работа с таблицей
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Мультимедийный компьютер.
-
Разработанный учителем презентационный материал.
-
Карта Республики Мордовия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемое учебное пособие:История и культура мордовского края с древнейших времен до XVII века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Вихляев, Г.А.Корнишина, И.М.Петербургский ; под ред. чл.-кор. РАН Н.М. Арсентьева ;Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2009. - 176 с.
Дополнительная литература
-
История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под.ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г
-
История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005 г.
-
Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство/ Саранск, 1968 г.
-
Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Сост. Маркова С.С./Саранск, 2004 г
-
Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род.крае для маленьких читателей /Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева; авт.-сост. Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова, К.И. Шапкарин. - Саранск: 2005 г.
-
Чамзинский район на стыке веков / Сост.: П.Д. Новиков, В.А. Зеленов, Н.Л. Банников, И.И. Квасков, Е.П. Садилин и др. - Саранск. 1999 г.
-
Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье. - Саранск, 1991.
-
Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии - Саранск, 1982.
-
Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. - Саранск, 1976.
-
Записки о Саранске XVIII-XX веков / сост. В. А. Юрченков. - Саранск, 1991.
-
Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края. - Саранск, 2008.
-
Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей. - Саранск, 2007.
20