Мастер-класс Герб моей семьи (история. обществознание)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ивановой А.С.

мастер-класс: « Герб моей семьи»

Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с опытом работы по теме: «Приобщение детей 6 класса к ознакомлению с символикой России»
Задачи:

  1. Воссоздание перед участниками мастер - класса своей авторской модели образовательного процесса.

  2. Обучить участников конкретным навыкам, составляющим основу педагогического опыта.

  3. Популяризация инновационных идей, авторских находок.

  4. познакомиться с историей создания гербов в средние века;

  5. выяснить, какие формы гербов были характерны для Европы, какие геометрические фигуры лежат в их основе;

  6. выяснить, какие математические пропорции лежат в композиции гербов;

  7. узнать, какими познаниями в геометрии пользовались мастера геральдики;

  8. изучить историю герба России и на его примере провести сравнительный

анализ с приемами европейской геральдики
Методы:

1.Теоретический анализ литературных источников.

2. Сопоставление точек зрения по этой проблеме.

3. Обобщение.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, животных, изображения гербов городов России, исторических гербов России.
Раздаточный материал: изображения цветов, ласточки, геральдические щиты, изображения символов для гербов. Цветные карандаши, клей, клеёнки, тряпочки.

Обобщить и показать опыт работы с символикой России и других стран, создать понятие о науке геральдики, научить создавать свою символику - семьи, рода.

Практическая значимость работы:

Возможность использовать данный материал на уроках истории и возможность показать использования геометрических приемов в геральдике на уроках математики при изучении симметрии и деления в заданном отношении.

План работы:

  1. Геральдика - искусство и система использования геральдических символов. Что такое герб? Первый рыцарский герб в Европе.

  2. Виды геральдических щитов. Гербы женщин.

  3. Геральдические цвета. Символика геральдических цветов.

  4. Карта геральдического щита.

  5. Фигуры, помещавшиеся на щите герба, пропорции деления щита.

2. Симметрия в гербах средневековья.

3. Герб России. Сравнительный анализ европейских и русских гербов.

1. Вступление. Актуализация. Настрой на общение. Добрый день, дорогие коллеги, друзья! Тема нашего мастер-класса «Укрепление культуры семьи через создание семейного герба». Этот мастер-класс - практический, поэтому у каждого из вас появится уникальная возможность создать свой семейный герб. Человек - единственное божественное создание, учитывающее близкое и дальнее родство, имеющее возможность помнить своих предков, поддерживать тесные родственные отношения. Каждому участнику раздается анкета с вопросами «Насколько вы знаете своих предков, и привязаны к своим корням?» Но для начала давайте поразмышляем и ответим мысленно на следующие вопросы в анкете: 1. Знаете ли Вы своих прародителей (дедушек, бабушек, прадедов, прабабушек и т.д., кем они были, род их деятельности, как жили, чем славились? 2. Висят ли у Вас дома семейные фотографии ваших предков, либо хранятся ли в семейных альбомах? - Рассказываете ли Вы своим детям о родословной? Ведете ли беседы? 3. Есть ли в интерьере Вашего дома предметы, которые перекочевали из родительской квартиры, достались вам от прародителей? - Есть ли в Вашей семье свои семейные традиции? О чем поведали ваши ответы? 1. Вы живете сегодняшним днём и не чувствуете себя членом семейного клана, либо… 2…семья для вас - одна из приятных составляющих жизни.

Вы поддерживаете семейную связь, интересуетесь своей родословной, корнями, бережно храните память об ушедших в мир иной родных и близких и желаете предать эту серебряную связь нити поколений своим детям и внукам. Размышления и высказывания участников мастер-класса «Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать свое собственное место в роде…», - сказал Павел Флоренский. А мы бы хотели продолжить это гениальное высказывание, добавив: «Познать свое собственное место в роде, значит, познать свое собственное место в жизни».

Тренинговое упражнение «Серебряная нить связи поколений» Дорогие друзья! Давайте сейчас представим и ощутим на себе, как действует сила рода. Выберем в нашей группе Ребенка. Вокруг которого встанет весь его род. Ведь именно от этих людей зависит будущая жизнь детей, от них он получает жизненную энергию и мудрость. Среди участников мастер-класса выбирается Ребенок. Остальные берут роли папы, мамы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, тети, дяди и т. д. А теперь мы будем связывать вас с Ребенком этой невидимой, но крепкой нитью связи поколений, родословной. А вы, как сильный род, передайте молодому поколению свою мудрость, скажите напутственные слова, добрые пожелания. Скажите ваш род деятельности, скажите, какие надежды вы на него возлагаете, кем бы вы хотели его видеть в будущем итд. Звучит музыка. Участники выполняют задание. С каждым человеком, родственником Ребенка, устанавливается связь с помощью серебряной нити. Посмотрите, как счастлив наш Ребёнок. А теперь представьте на мгновение, что не будет в жизни Ребенка этих людей, не будет ощущения сильного рода, не от кого будет услышать такие добрые напутственные слова. И эти нити-корни оборвутся.

Дорогие коллеги! И у вас сегодня есть возможность создать свой личный или семейный герб. Если вы еще не задумывались о роде, возможно, с этого начать собственный род. Герб слово польское и означает «наследие», «наследник». Фамильный герб - не просто красиво нарисованная картинка, а зашифрованное на языке символов послание обществу, будущим поколениям. Семейный герб показывает прошлое, рассказывает о настоящем, предсказывает будущие, ведь из герба можно узнать о ценностях семьи, ее приоритетах жизни, которые уважали все времена существования рода. В старину в России дворянские семьи тоже имели свои фамильные гербы, ими гордились, старались службой Отечеству, добросовестностью добавить в них новые знаки. Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Начиная со средневековья (кон. Vв. - серед.XVIIв.) гербы составлялись по определенным правилам, определяемых традицией. Эти правила изучает наука о гербах «геральдика».

Исходя из определения, гербы бывают разного вида.

Виды гербов: государственные, личные (родовые), корпоративные, территориальные и городские.

Объясните, почему они так называются? (корпоративные принадлежат объединениям людей (университетам, церковным братствам и т.д.)

Если вы захотите составлять герб школы или класса - это корпоративный.

Определите, к какому виду относятся гербы? (приложение 3)

Подумайте, какого вида герб будете составлять вы?

Во времена средневековья часто устраивались рыцарские турниры.

Кто изображен на рисунке?

С помощью чего они защищаются? (на партах рисунки с изображением рыцарей, которые дома могут разукрасить) (Приложение 6)

Прочитайте понятие «рыцарь», «щит». (Приложение 1)

Чтобы отличить рыцарей друг от друга, закованных в железные доспехи, появились символы на щитах. Они являлись знаком рода и воинских доблестей.

Рассмотрите изображения на щитах. Первыми гербами ведали специальные люди «герольды». Они разрабатывали правила составления гербов. По символам на щите герольды могли прочесть из какого рыцарь рода, семьи. При этом никогда не писалось имя рыцаря.

Так появились гербовые щиты. Обратите внимание на форму щитов, она разная.

Чаще всего используются: французская, испанская, варяжская, итальянская, германская.

Какая форма щита у герба России? Какую форму выберете для своего герба?

В геральдике может использоваться деление щита (не обязательно), чтобы поместить несколько изображений и чтобы щит был многоцветным.

Способы деления щита: рассечение(вертикально), пересечение (горизонтально), скошение (по диагонали). Эти способы могут сочетаться. (Приложение 4)

Изображения, которые вы будете рисовать в щите, называются фигурами. Это может быть эмблема, орнамент, реальные или вымыщленные животные и существа, знаки, предметы, созданные человеком и т.д. Все они должны отражать особенности вида герба (исторические, национальные, природные, семейные и т.д.)

В геральдике действует «принцип обратного соотношения сторон». Взгляд идет со стороны держащего щит рыцаря, т.е. его правая сторона, для нас считается левой. Если в щите находится фигура, которая движется, она должна быть направлена в правую геральдическую сторону. В противном случае фигуры будут зрительно убегать.

(Чтобы лучше запомнить это правило: когда мы подходим к дороге, сначала мы смотрим налево, а машины (наши фигуры на щите) двигаются в правую сторону.)

Гербы имеют определенную раскраску: 2 металла и 5 финифтей.

Прочитать определение слова «финифть» и значение цветов (Приложение 3)

Цвета выбраны не случайно, при разукрашивании используйте материал.

Герб может состоять не только из щита, но и внешней части (она не обязательна). Это то, что находится вне щита.

Рассмотрите герб Хакасии. (Приложение 3)

Во внешнюю часть могут входить: корона, мантия, щитодержатели, девиз и др.

А теперь давайте попробуем прочитать герб России. (Приложение 3)

(Приложение 5) План чтения герба.

Назовите вид. (государственный)

Какой формы щит? (французской)

На фоне щита красного цвета расположен золотой двуглавый орел. В правой лапе орел сжимает скипетр, а в левой - державу. Над головами орла мы видим короны, которые объединяются одной большой короной.

Что символизируют: двуглавый орел, две головы, скипетр, держава? (Приложение 1) Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. На груди орла помещен герб Москвы. На фоне еще одного щита французской формы, красного цвета изображен всадник (Святой Георгий Победоносец) на белом коне с копьем в руке, которое помогло ему победить змея. Черный змей - символ зла. Всадник направлен в правую геральдическую сторону (соблюдается «принцип обратного соотношения сторон»). Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Он отражает исторические особенности нашего государства.

  1. Проверка полученных знаний.А теперь с помощью плана составления гербов вы нарисуете свой герб. (Приложение 5)

  1. Самостоятельная работа. Во время самостоятельной работы вести индивидуальную.

  2. Выставка работ. Обучающиеся показывают и защищают свои гербы.

  3. Оценить.

  1. Итог мастер-класса. Что интересного и нового вы узнали? По желанию выполнить герб любого вида.


Приложение 1.

Определения

ГЕРБ - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документов.

ГЕРАЛЬДИКА- раздел исторической науки, изучающий гербы и их

историю; описание гербов.

РЫЦАРЬ- тяжело вооружённый конный воин.

ЩИТ - предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости (из металла, дерева, жёсткой кожи) для предохранения от ударов.

ФИНИФТЬ - эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий.

ГЕРБ РОССИИ - символизирует красоту и справедливость, победу добра

ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ- символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории.

ДВЕ ГОЛОВЫ ОРЛА для обороны от Запада и Востока.

СКИПЕТР- жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями эмблема власти.

ДЕРЖАВА- золотой шар с короной или крестом наверху - эмблема власти.


Приложение 2.

ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ГЕРБОВ.

  1. Определить вид герба.

  2. Выбрать форму щита, можно использовать деление щита:


  • для изображения нескольких фигур;

- для многоцветности

  1. Нарисовать фигуры в щите (эмблема, орнамент, реальные и вымышленные фигуры и существа, предметы созданные человеком (оружие или орудие труда), условные фигуры (голубой овал - озеро, чёрный треугольник - гора и т. д.).

Фигуры должны отражать особенности вида герба (исторические, природные, национальные, семейные и другие.).

Соблюдать «принцип обратного соотношения сторон».

  1. Можно выполнить внешнюю часть щита (под щитом поместить на ленте девиз).

  2. Раскрасить, используя нужные цвета.

  3. Прочитать герб.

ПЛАН ЧТЕНИЯ ГЕРБА

  • вид герба;

  • форма и цвет щита;

  • фигуры, изображённые в щите (особенности, которые они отражают);

  • внешняя часть (если есть).

Итак, первое, что нам нужно сделать для создания герба - это выбрать форму. Эти три общих формы чаще всего используются при создании гербов. Вы можете скачать их здесь, если вам захочется.

Снизу щита рисуем ленту, на которой будет располагаться семейное имя. Если вы хотите, вы можете пропустить этот шаг, а имя написать просто под гербом. Затем нужно подготовить эту ленту, нарисовав направляющие линии. Проведите параллельные линии там, где должен быть верх и низ ваших букв и отметьте одной линией средину ленты. Теперь нам нужно будет провести своеобразный брейншторм и придумать, что будет включать в себя семейный герб. Для этого сделайте список, в котором соберите все, что может описать вашу семью. В нашем случае этот список будет выглядеть так:

  • Инженерное дело (оба супруга - инженеры)

  • Париж в весеннее время (то, что любит Диана)

  • Айкидо (Роджер практикует это)

  • Работа по дереву (Роджер делает отличные вещи из дерева)

  • Книги (Диана продает книги)

  • Нью-Мексико (место, где живут супруги)

Этот список поможет вам сообразить, что же нарисовать на гербе. В нашем случае позади герба будут присутствовать айкидо мечи.

Затем рисуем немного деталей (инженерное дело), немного алоэ (Нью-Мексико), ручки для каллиграфии (работа по дереву) и немного линий вокруг символа & (как отсылка к флагу Нью-Мексико).

Заключение: Обобщить и показать опыт работы с символикой России и других стран, создать понятие о науке геральдики, научить создавать свою символику - семьи, рода Познакомившись с историей создание гербов, правилами их составления и заполнения, мы не только смогли окунуться в эпоху средневековья, но стали лучше понимать ее, так как изучили основы средневековой геральдики - одного из главных символов этой эпохи. Работая над этой темой мы убедились, что в основе геральдики лежат математические законы, и именно знание математики дало возможность почувствовать красоту геральдики и легче познать ее законы.


© 2010-2022