Адаптированная коррекционная программа VII вида по истории 9 класс

Программа  специального (коррекционного) обучения  VII вида составлена  с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными. В календарно-тематическое планирование включён национально-региональный компонент – история Сибири. Рабочая программа опреде...
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-тематическое планирование

по истории

Классы 9

Учитель Самойлова Н.В.

Количество часов

Всего 102 часа; в неделю 3 час.

Плановых контрольных уроков 9 , тестов 9

Планирование составлено с учётом требований к коррекционному обучению по программе VII вида на основе:

Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. Программа по истории России 6-9 классы. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI в. А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова./ под ред. Л.А.Соколова, М.: Просвещение, 2008, авторская

Учебники:

  • А.А.Данилов. История России: XX - начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Бранд. М.: Просвещение, 2007.


  • О.С. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2010


Реализация программы 2014-2015 учебный год.






Программа специального (коррекционного) обучения VII вида составлена с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Современное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических нарушений.

Особенности рабочей программы

Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы:

  2. Сниженный уровень познавательной деятельности;

  3. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;

  4. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

  5. Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

  6. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

  7. Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.

Считаю целесообразным изучение истории России и всеобщей истории отдельным самостоятельным курсом, так как обучающиеся имеют отклонения в развитии высших психических функций. Изучение интегрированным курсом вызывает у обучающихся трудности в усвоении исторического материала.

В программе так же учтены различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная информационно-коммуникативных технологий. Данный вид работы является наиболее эффективным при изучении нового материала , а также для восполнения пробелов в знаниях обучающихся с задержкой психического развития.

В календарно-тематическое планирование включён национально-региональный компонент - история Сибири. Материал по истории Сибири изучается как фрагментарно, так и целыми уроками. Изучение истории Отечества и истории родного края проходит синхронно, позволяет увидеть свой край в контексте мировой и отечественной истории.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


Нормативные документы

1

Закон РФ «Об образовании»

2

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. за №1089)

3

Образовательный минимум содержания основного общего образования по истории. (Приказ Минобразования России №1ё236 от 19.05.1998г)

4

Примерная программа основного общего образования по истории (МО РФ 2004г)

5

Программа по истории 6-11 (Просвещение 2008г) Программа по истории России 6-9 классы. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

6

Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI в. А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова./ под ред. Л.А.Соколова, М.: Просвещение, 2008, авторская

7

Региональный компонент стандарта исторического образования Новосибирской области (Образовательный стандарт по региональной истории: История Сибири)


Рабочая программа определяет минимальный объем учебной нагрузки обучающихся, сохраняющий преемственность образовательных и коррекционно-развивающих областей, обеспечивающих усвоение учащимися:

  • федерального компонента (минимума содержания образования);

  • регионального компонента, определенного типом и видом образовательного учреждения;

  • школьного компонента, выражающегося в коррекции индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития ребенка для дальнейшей социальной адаптации в обществе.

Рабочая программа гарантирует овладение выпускниками образовательного учреждения необходимым минимумом знаний, умений и навыков. Программа по истории для VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по истории, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Организация коррекционно-развивающего образова­тельного процесса

Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательно­го учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массо­вых классов.

Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

-активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

-социально-трудовая адаптация.

Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обес­печением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анали­за, сравнения, обобщения, навыки группировки и классифи­кации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навы­ки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представления­ми об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Особенности использования педагогических технологий

Психологические особенности школьников классов с задержкой психического развития:

  • замедленный темп формирования обобщённых знаний,

  • интеллектуальная пассивность детей,

  • повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.

С учётом этих особенностей, в школе намечены пути обучения:

  • обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала)

  • обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений

  • обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения

  • постепенное сокращение помощи со стороны

  • постепенное повышение трудности заданий

  • постоянное уделение внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов

При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития учащихся. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.

В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно ис­пользуются организационно-педагогические технологии:

1) Сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися а уроке и на уроке коррекции, с целью устранения причин, вызывающих труд­ность в обучении, оказание индивидуальной помощи учащимся,

2) Коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуни­кативной культуры, развития речи, памяти и т.д.

3) Из предметных технологий используются в основном игровая техно­логия для развития познавательных интересов учащихся в соответствии с возрас­тными особенностями детей.

Формы контроля и аттестации:

- текущая аттестация;

- контрольные работы;

- тестовые работы;

- индивидуальные задания;

- аттестация по итогам четверти и года; - учет личных достижений учащихся;










Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Базисного учебного плана и примерной программы по истории. Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. Программа по истории России 6-9 классы. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI в. А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова./ под ред. Л.А.Соколова, М.: Просвещение, 2008, авторская

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира в 9 классе.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения - 102 ч. в год, 3 ч. в неделю.

Основные содержательные линии примерной программы в IX классе реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». В примерной программе на Историю России отводится не менее 36 часов, Всеобщую историю не менее 24 часов.

Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа устанавливает примерное распределение учебного времени : История России - 75 часа; Новейшая история - 27 часа.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

  • Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • - школьная лекция;

  • - семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • - уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • - работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • - объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • - самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • - написание сочинений-эссе;

  • - заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др

Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно - урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности обучающихся, проблемное обучение, личностно - ориентированное обучение.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

На изучение истории в 2011-2012 г. в 9 классе отводится 36 недель -72 часа, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются два курса - истории России и Всеобщей истории; изучение курсов последовательное:

I полугодие - история России - 75 часов (из них 9 часов отведено на изучение истории Сибири, т.к. по стандартам этот курс введён интегрировано в курс истории России).

II полугодие - Всеобщая история - 27 часов.

Настоящая программа обеспечивает изучение курса «Новейшая история» и «История России» XX - начало XXI века в единой учебно-дидактической линии «История». Требования к подготовке учащихся по истории в 9 классе в полном объеме совпадают с обязательным минимумом содержания основного общего образования по истории.

В соответствии с рекомендациями приоритетным в изучении предмета «История» является курс истории России. По всеобщей истории рекомендовано в 9 классе не менее 24 часов, по рабочей программе - 27 часов. По истории России рекомендовано в 9 классе не менее 36 часов, по рабочей программе - 75 часа (из них 9 часов отведено на изучение истории Сибири). Программа соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования.

В изучение истории России XX - начало XXI века включен курс «Истории Сибири». Он должен помочь ученикам не только познакомиться с историей как наукой, некоторыми историческими событиями и процессами, но и проследить их на примере своей малой Родины. На изучение Истории Сибири в курсе истории России мною отведено 9 часов.


Тема урока

Кол-во часов

1

Столыпинское переселение в Сибирь

1

2

Революция и Гражданская война в Сибири

1

3

Сибирь в годы первых пятилеток

1

4

Коллективизация в Сибири и её последствия

1

5

Сибирь в годы Великой Отечественной войны

1

6

Гиганты энергетики. Развитие науки. Освоение нефти и газа в Сибири.

1

7

Обрабатывающая промышленность в Сибири

1

8

Освоение целинных земель. Развитие сибирской деревни

1

9

Сибирь в годы перестройки

1

Новое содержание Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по истории подразумевает начать изучение Истории России в 9 классе с 1917 года по настоящее время, Всеобщей истории с 1918г. по настоящее время, Считаю целесообразным, материал по истории России и мира начала XX в. до 1918г. включить в курс истории 9 класса. Это связано со структурой учебников для 8-го и 9-го классов: «История России, XIX в.» заканчивается периодом правления Александра III, а «История России XX - начало XXI века», начинается с начала XX века.

В тематическом планировании выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания).

Результаты изучения курса истории приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственное суждение об историческом наследии народов России.


Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны:

  1. Называть:

- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;

- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.

2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

3. Называть:

- место, обстоятельства, участников событий;

- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;

- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;

- известных полководцев, участников военных событий.

4. Показывать на исторической карте:

- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;

- промышленные центры, крупнейшие стройки;

- места военных сражений.

5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).

6. Сравнивать данные разных источников - факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.

8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.

9. Составлять описание:

- зданий, технических сооружений, машин;

- предметов быта;

- памятников художественной культуры.

10. Соотносить факты и общие процессы и явления:

- изменения политического строя России в ХХ в.;

- внутренней и внешней политики;

- модернизации, индустриализации;

- развития общественной мысли, художественной культуры.

11. Называть характерные, существенные черты:

- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;

- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;

- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

- внешней политики, наиболее значительных военных событий.

12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.

14. Сравнивать:

- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;

- темпы и характер модернизации в России и других странах;

- политические режимы в России и других странах.

15. Излагать суждения о причинах и последствиях:

- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;

- Гражданской войны;

- прихода большевиков к власти;

- установления однопартийной системы;

- утверждение тоталитарного режима и культа личности;

- победы в ВО войне;

- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;

- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х - начала 90-х гг.

16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.

17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:

- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;

- известных исторических личностей.

18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Критерии оценивания различных видов работ.

Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.

Календарно-тематическое планирование курса Истории России. 9класс

(75 часов)


Кол-во часов на тему

урока


Название тем и уроков

1 ч.




11 ч.












10 ч.












12 ч.




8 ч.



5 ч.


6 ч.



7 ч.









6 ч.









9 ч.

1.





2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.




13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22




23

24.

25.

26.

27

28.

29.

30

31.

32.

33.

34.




35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.




43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.


51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.


58.

59.

60.




61.

62.

63.

64.

65.

66.




67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.


1. Вводный урок: Социально-экономическое развитие в конце XIX в -первой пол.XX в.: политическая, экономическая, социальная характеристика.

Тема №1: Россия в начале XX века.

1. Российская империя на рубеже веков

2. Экономическое развитие России в начале XXв..

3. Политическое развитие.

4. Внешняя политика. Русско-японская война.

5. Первая российская революция.

6. Изменения в политической системе Российской империи.

7. Реформы Столыпина.

8. Столыпинские переселения в Сибирь.

9. Политическая жизнь России в 1907-1914 гг..

10. Серебряный век русской культуры.

11. Повторение-обобщение темы №1

Тема №2: Революция и Гражданская война в России..

1. Россия в первой мировой войне.

2.Начало революции 1917г.

3. Весна-осень 1917г..

4.Установление власти большевиков.

5. Установление однопартийной диктатуры.

6.Начало Гражданской войны.

7. Красные против белых.

8. Кризис конца 1920-насала 1921гг.

9. Революция и Гражданская война в Сибири.

10. Повторительно-обобщающий урок по теме №2.

Тема №3: СССР в период между мировыми войнами.

1. Переход к НЭПу.

2. Образование СССР.

3. Внешняя политика в 20-е годы.

4. Политическая жизнь СССР в 20-е годы.

5. Ускоренное строительство социализма в 30-е гг..

6. Сибирь в годы первых пятилеток.

7. Коллективизация сельского хозяйства.

8. Коллективизация в Сибири..

9. Оформление политической системы CCCР в 30-н годы..

10.Коренные изменения в духовной жизни общества в 20-30-е гг.

11. СССР в системе международных отношений

12. Повторительно-обобщающий урок по теме №3.

Тема №4: Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг..

1. СССР на начальном этапе войны.

2. Начало Великой Отечественной войны.

3. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

4. Освобождение советской территории.

5. Итоги Великой Отечественной войны.

6. Источники и победы..

7. Сибирь в годы Великой Отечественной войны.

8. Повторительно-обобщающий урок по теме №4.

Тема №5: Советский союз в послевоенный период 1945 - 1953 гг.


  1. Послевоенное восстановление экономики.

  2. Политическое развитие СССР в 1945 - 1953 г.

  3. Духовная жизнь советского общества.

  4. Внешняя политика.

5. Повторительно-обобщающий урок по теме №5.

Тема №6: Советский СССР в 1953 - середине 60-х годов XX в.


  1. Изменения в политической системе в 1953-1964 гг.

  2. Социально-экономическая система в 1953-1964 гг.

  3. Гиганты энергетики в Сибири. Развитие науки. Освоение нефти и газа.

  4. Духовная жизнь общества в период «оттепели».

  5. Внешняя политика.

6. Повторительно-обобщающий урок по теме №6.

Тема №7: СССР в 60-х - середине 80-х годов XX в.


  1. Политическое развитие СССР.

  2. Экономическое развитие СССР.

  3. Обрабатывающая промышленность в Сибири.

  4. Освоение целинных земель в Сибири. Социально-экономическое развитие сибирской деревни.

  5. Духовная жизнь советского общества.

  6. Политика разрядки. Надежды и результаты.

  7. Повторительно-обобщающий урок по теме № 7.

Тема №8: СССР в 1985 - 1991гг. : реформирование советской системы.


  1. Начало перестройки.

  2. Экономические реформы.

  3. Сибирь в годы перестройки.

  4. Перемены в духовной жизни общества.

  5. Новое политическое мышление.

  6. Повторение-обобщение темы №8

Тема №9: Российская Федерация на рубеже XX - XXI в.

1.Российская экономика на пути к рынку.

2. Политическая жизнь России.

3. Духовная жизнь российского общества.

4. Российский Федерализм. Межнационалные отношения

5. Россия в мировом сообществе.

6. Россия на пороге нового XXI в.

  1. Повторение-обобщение темы №9

8. Итоговое повторение по курсу.


























Календарно-тематическое планирование курса

Всеобщей истории. 9 класс

( 27 часов)


Количество часов на тему


урока


Название тем и уроков


9 ч.














2 ч.




16 ч.


















1


2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.




10.

11.




12.

13.


14.

15.

16.

17.

18.

19.

20

21.

22.

23.

24.

25.


26-27

Тема №1: Первая половина XX в.

1. Индустриальное общество в начале XXв. Политическое развитие.

2.. «Новый империализм».Первая мировая война

3. Революционный подъём в Европе и Азии.

4. Капиталистический мир в 20-е годы.

5. Мировой экономический кризис.

6. Демократические страны Европы.

7. Тоталитарные и авторитарные режимы.

8. Страны Азии в первой половине 20 века.

9. Страны Латинской Америки в первой половине 20-го века.

Тема №2: Вторая мировая война

1. Международные отношения накануне второй мировой войны.

2. Вторая мировая война.

Тема №3: Мир во второй половине XX в.

1. Превращение послевоенного мира в биполярный.

2. Особенности послевоенного восстановления стран Западной Европы.

3. Экономический кризис 70-80-х годов.

4. Политическое развитие стран запада.

5. Социальные движения.

6. Страны мира и регионы во второй половине XX в. США.

7. Великобритания.

8. Франция.

9.Германия и Италию

10 Восточные страны.

11. Страны Азии и Африки в современном мире.

12. Международные отношения.

13. Духовная культура периода новейшей истории.

14. Основные этапы развития международных отношений. Глобализация.

15-16. Итоговое повторение.





Содержание тем учебного курса

1. Россия и мир на рубеже XIX - XX веков. Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.

Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.

II. Великая российская революция. Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.

III. СССР и мир в 1920-1930гг.

Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны

IV/ Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.

СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.

V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия

Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США.

VI. СССР в 1965-1991 гг. СССР от реформ к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.

Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.

VII. Мир во второй половине 20 в.

Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.

VIII. Россия и мир в конце XX - начале XXI в.

. Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.

Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.
























Литература

  1. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.- М., 1991.

  2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - Первой половине XIX ве­ка.- М., 1994.

  3. Боханов А.Н. Император Александр III.- М., 1998.

  4. Боханов А. Н. Николай П.- М., 1997.

  5. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.- М., 1988.

  6. Война 1939-1945: два подхода. М., 1995.

  7. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.- СПб., 1991.

  8. Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг.- М., 1995.

  9. Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития.- М., 1990.

  10. Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.- М., 1993.

  11. Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.- М., 1997.

  12. Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг.- Л., 1978.

  13. Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.- М., 1992

  14. История России в лицах: V-XX вв. - М., 1997.

  15. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.- М., 1997.

  16. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856- 1861 гг.- М., 1984.

  17. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945-1964 гг.- М., 1993.

  18. Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». - М., 1988.

  19. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.- М., 1999.

  20. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920-1930-е годы.- СПб., 1999.

  21. Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762-1914 гг.- М., 1995.

  22. Ляшенко Л. М. Революционные народники.- М., 1989.

  23. Национальная политика России: история и современность.- М., 1997.

  24. НЭП: взгляд со стороны.- М., 1991.

  25. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М.,

  26. 1991.

  27. Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928-1935 гг.-М., 1993.

  28. Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.- М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945-1991.- М., 1998.

  29. Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.- М., 1996.

  30. Политические партии России: история и современность.- М., 2000.

  31. Самсонов А. М. Вторая мировая война.- М., 1989.

  32. Самые знаменитые изобретатели России.- М., 2000.

  33. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века: Учебное пособие.- М., 1993.

  34. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.- М., 1996.

  35. Скрынников Р. Г. Царство террора.- СПб., 1992.

  36. Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. И. Селунской.- М., 1996.

  37. Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX ве­ка.- М., 1990.

  38. Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20-30-х гг.- М., 1990. Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти.- М., 1997.

  39. Хлевнюк. О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество.- М., 1992.

  40. Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы.- М., 1994.

  41. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.- М., 1991.

  42. Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905-1907 гг.- М., 1997.

  43. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.).- СПб., 1997.

  44. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России.- М., 1988.








Приложение 1

Основные понятия курса

1. Россия и мир на рубеже XIX - XX веков.

протекторат, модернизация, индустриальное общество, политическая система, гражданское общество,

Порт-Артур, Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия,революция,, парламент, конституционная

монархия, отруб, хутор, артель, кооперация,ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм

Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, «тайная дипломатия», «14 пунктов» Вильсона,

репарации, Лига Наций

II. Великая российская революция.

альтернатива, амнистия, коалиционное правительство, декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир,

национализация, аннулирование, интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, военный

коммунизм, продразверстка, красный террор, демократическая контрреволюция, денационализация,

III. СССР и мир в 1920-1930гг.

НЭП, продовольственный налог, концессии, рентабельный, «Командные высоты»

федерализм, автономия, саботаж, Коминтерн, Генуэзская конференция, Рапалльский договор,

«мирное сосуществование» ,Номенклатура, тоталитаризм, репрессии, культ личности,

оппозиция, Мировой экономический кризис, Коллективизация, индустриализация

система коллективной безопасности, фашизм, Лига Наций, политика умиротворения

анафема, атеизм, конструктивизм, идеология, социалистический реализм,

, «культурная революция», геополитические интересы

IV.Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун»

демилитаризация, «Багратион», Уран», «Цитадель», плацдарм, эвакуация,

антигитлеровская коалиция, «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт,

V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия

репарации, репатриация, национальное богатство, ВПК, железный занавес, ГУЛАГ, космополитизм,

Карибский кризис, мирное сосуществование, мораторий

«холодная война», десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, доктрина Трумэна,

план Маршалла, СЭВ, НАТО

VI. СССР в 1965-1991 гг.

коррупция,«теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика, диссидент

пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет, кооперация, ускорение, инфляция, приватизация, консенсус, плюрализм, разделение властей, «гласность», ускорение

«новое мышление», биполярная система международных отношений

VII. Мир во второй половине 20 в.

Солдатский билль о правах, законы Вагнера и Тафта-Хартли, шпиономания импичмент, СОИ,

«английская болезнь», Британское содружество, ирландская проблема, «железная леди»

ФРГ, бундестаг и бундесрат, федеральный канцлер, СДПГ

« обновление социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ

национал-реформизм, военная хунта, политика «к югу от Рио-Гранде»

ЮЗА, «белая революция», исламский фундаментализм, ИНК, ЮВА, ЮА, КНР, «прагматики», хунвейбины,


VIII. Россия и мир в конце XX - начале XXI в.

приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор,

конвертируемая валюта, Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат,

судебная инстанция, сепаратизм, терроризм

















© 2010-2022