- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории для 6 класса ФГОС
Рабочая программа по истории для 6 класса ФГОС
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Закамская Н.В. |
Дата | 28.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рассмотрено на Принято педагогическим «Утверждаю»
методическом совете советом МБОУ «СОШ № 49» Директор МБО«СОШ № 49»
МБОУ «СОШ № 49» Протокол №______ от______2016г. ________________А.Бромберг
Протокол №____
от__________2016г. Приказ №______от_____2016г.
Рабочая программа
История
6 класс
Закамская Надежда Владимировна
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
г. Казань
История 6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , утвержденный приказом №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования , утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.03.2014г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ», от 30.08.2010года №889 ;
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
-
Примерные программы по учебным предметам. История. 5 - 9 классы.: проект. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет - ресурсов).
-
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49».
-
Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» на 2015-2016 учебный год
-
Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49».
Календарно - тематическое планирование составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса истории. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно - хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Программа составлена исходя из целей обучения истории в рамках ФГОС основного общего образования в основной школе.
Главная задача школьного исторического образования - формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности.
Основные задачи реализации стандартов второго поколения в преподавании истории:
-
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этносоциальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
-
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней;
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
-
развитие способности учащихся анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
-
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.
Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 6-х классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач - развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, способствующие развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Учебник авторов Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, П. С. Стефановича, А. Я. Токаревой «История России. 6 класс» открывает новый учебно-
методический комплект по отечественной истории. Учебник создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и системно решает задачи изучения истории в школе:
-
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
-
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
-
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
-
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
-
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Место учебного предмета « История» в учебном(образовательном) плане Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-9 классах по 2 часа в неделю. Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются в 6 классе модульно.
Тематическое планирование
В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся.
-
История средних веков (V - XVв.в.) - 28ч.
-
История России (с древности до конца XV в.) - 42ч.
Программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов) в год, 2 часа в неделю.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса истории
Личностные результаты изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
-
Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории
-
Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
-
Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.
-
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни - феодальные отношения; в общественном делении - сословия, церковь; в государственной жизни - раздробленность и централизация; в культуре - язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
-
Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
-
При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Формы промежуточной аттестации по истории учащихся 6 класса:1
Падение Византии. Османская империя
октябрь
тест
2
Культурное наследие Средневековья
декабрь
тест
3
История и культура родного края в древности
февраль
тест
4
Формирование культурного пространства единого Российского
государства.
май
тест
Календарно - тематическое планирование курса «История» 6 класс
Наименование раздела и темы
Количество часов
Виды учебной
деятельности
Планируемые
результаты
Дата
предметные
метапредметные
личностные
Вводный урок(1час)
1.
Средние века: понятие и
хронологические рамки.
1
Фронтальная работа учителя с классом
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории.
умение определять понятия, создавать обобщения,
формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
01-03.09
История средних веков (28ч.)
Раздел 1. Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. (6 часов)
2.
Великое переселение народов.
1
Совместно - распределительная работа
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям
умение определять понятия, создавать обобщения
формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
05-10.09
3.
Расселение франков, занятия,
общественное устройство.
1
Коллективная работа
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям
умение определять понятия, создавать обобщения
формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
05-10.09
4.
Роль христианства
в раннем средневековье.
1
Фронтальная работа учителя с классом
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора
умение обобщать факты
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
12-17.09
5.
Создание и распад империи
Карла Великого.
1
групповая, парная работа
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора
умение обобщать факты
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
12-17.09
6.
Образование государств
в Западной Европе
1
Фронтальная работа учителя с классом
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора
умение обобщать факты
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
19-24.09
7.
Ранние славянские государства.
1
Фронтальная работа учителя с классом
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора
умение обобщать факты
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
19-24.09
Раздел 2. Средневековое европейское сообщество (6 часов)
8.
Сословное общество в
средневековой Европе.
1
индивидуальная работа
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Умение подтверждать выводы примерами
26-30.09
9.
Римско-католическая церковь
в средневековье.
1
совместно - распределительная работа
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
26-30.09
10.
Монастыри и монахи. Ереси
и борьба церкви против
их распространения
1
групповая, парная работа
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
умение создавать аналогии, умение создавать, применять модели и схемы
Знание особенностей религиозных верований католической церкви
03-08.10
11.
Феодальное землевладение.
Сеньоры и вассалы.
1
совместно - распределительная работа
формирование нравственных чувств и нравственного поведения
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
умение понимать законы «Рыцарской чести»
03-08.10
12.
Особенности хозяйственной жизни.
1
индивидуальная работа
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Умение подтверждать выводы примерами
10-15.10
13.
Средневековый город.
Жизнь и быт горожан.
1
ролевая игра
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города
10-15.10
Раздел 3. Византия и арабский мир. Крестовые походы. (5 часов)
14.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.
1
совместно - распределительная работа
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
формулировать и обосновывать выводы
умение изучать, систематизировать информацию
из различных источников
17-22.10
15.
Возникновение ислама. Мухаммед. Коран.
1
индивидуальная работа
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
17-22.10
16.
Крестовые походы и их влияние
на жизнь европейского общества.
1
групповая, парная работа
освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
воспитание уважения к историческому наследию Умение работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
24-29.10
17.
Католицизм, православие и ислам
в эпоху крестовых походов
1
совместно - распределительная работа
освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Умение работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
24-29.10
18.
Падение Византии. Османская империя
1
индивидуальная работа
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
Умение правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
07-12.11
Раздел 4. Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) (4 часа)
19.
Китай: распад и восстановление единой державы
1
групповая, парная работа
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы
Умение самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний
07-12.11
20.
Создание империи Великих Моголов.
1
совместно - распределительная работа
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы
Умение самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний
14-19.11
21.
Государства Центральной Азии в средние века.
1
групповая, парная работа
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
формулировать и обосновывать выводы
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
14-19.11
22.
Доколумбовые цивилизации Америки.
1
индивидуальная работа
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре
формулировать и обосновывать выводы
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
21-28.11
Раздел 5. Государства Европы в XIV-XV вв. (6 часов)
23.
Возникновение сословно-представительных
монархий в европейских странах.
1
групповая, парная работа
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
смысловое чтение;
умение работать с разными источниками информациями
21-28.11
24.
Особенности сословно-представительной
монархии во Франции и в Англии
1
совместно - распределительная работа
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей
воспитание уважения к историческому наследию
28.11-03.12
25.
Германские государства в XIV-XV веках.
1
индивиду-альная работа
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы
Знание особенностей, дат развития Германии
28.11-03.12
26.
Кризис европейского
сословного общества в XIV-XV вв.
1
1
совместно - распределительная работа
уважение к культуре других народов, толерантность.
владение устной монологической контекстной речью
воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
05-10.12
27.
Столетняя война: причины и итоги.
28.
Культурное наследие Средневековья
1
Защита проектов
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
05-10.12
История России (41 ч.)
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (1 час)
29
Наша Родина - Россия.
1
фронтальная работа учителя с классом
Давать определение исторической науки.
умение формулировать и обосновывать выводы;
использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.
Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной
деятельности.
12-17.12
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны
в древности (5 ч)
30
Древние люди и их
стоянки на территории современной России и Татарстана.
1
групповая парная работа
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
умение представлять результаты своей деятельности в форме сообщения
раскрытие общего и особенного в развитии прошлого восточных славян
12-17.12
31
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земле-
дельцы, ремесленники.
1
индивидуальная работа
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов
умение представлять результаты своей деятельности в форме сообщения
умение правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
19-24.12
32
Образование первых
государств.
1
фронтальная работа учителя с классом
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
19-24.12
33
Восточные славяне и
их соседи.
1
фронтальная работа учителя с классом
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
умение представлять результаты своей деятельности в форме сообщения
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию
09-14.01
34
История заселения
территории Татарстана в древности (повторительно-обобщающий урок по содержанию
темы I).
1
групповая
парная работа
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
способность решать творческие задачи
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
09-14.01
Тема II. Русь в IX - первой половине XII в. (11 ч)
35
Первые известия о
Руси.
1
фронтальная работа учителя с классом
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
умение представлять результаты своей деятельности в форме сообщения
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию
16-21.01
36
37
Становление Древ-
нерусского государства.
2
фронтальная работа учителя с классом
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
умение строить логические рассуждения умозаключения
умение делать выводы, обобщать,
16-21.01
23-28.01
38
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
1
индивидуальная работа
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
уметь работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи)
понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
23-28.01
39
Русское государство
при Ярославе Мудром.
1
индивидуальная работа
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
описывать исторические события и памятники культуры,
использовать знания при написании творческих
работ
использовать знания об историческом пути России в общении с людьми другой культуры,
30.01-04.02
40
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
1
фронтальная работа учителя с классом
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность решать творческие задачи
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
30.01-04.02
41
Общественный строй
и церковная организация на
Руси.
1
групповая
парная работа
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
умение строить логическое рассуждение, умозаключения
умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого
06-11.02
42
Место и роль Руси и Волжской Булгарии в
Европе.
1
групповая
парная работа
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
умение строить логические рассуждения
умозаключения
умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого
06-11.02
43
Культурное пространство Европы и культура Руси.
1
фронтальная работа учителя с классом
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
13-18.02
44
Повседневная жизнь
Населения Руси и Волжской Булгарии.
1
Групповая, парная работа
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира
формирование и развитие компетентности в области использования информационных технологий
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
13-18.02
45
История и куль-
тура родного края в древности
(повторительно-обобщающий
урок по содержанию темы II).
1
групповая парная работа
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира
развитие способности
решать творческие задачи
умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории
20-25.02
Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в. (5 ч)
46
Политическая раздробленность на Руси.
1
фронтальная работа учителя с классом
знать основные этапы и ключевые события истории России
смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы
анализировать текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века
20-25.02
47
Владимиро-Суздальское княжество.
1
групповая парная работа
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов,
умение составлять тезисы
умение правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенды
27-04.03
48
Новгородская республика.
1
индивидуальная работа
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов,
умение работать с исторической картой
умение правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
27-04.03
49
Южные и юго-западные русские княжества.
1
фронтальная работа учителя с классом
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Установление причинно-следственных связей-
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
06-11.03
50
Повторительно-обобщающий урок по содержанию
темы III.
1
Индивидуальная и групповая работа.
Использовать памятку (алгоритм) при выполнении учебной задачи.
Составлять таблицу по самостоятельно намеченным линиям
сравнения.
Участвовать в дискуссии (дебатах).
Формулировать вопросы по теме урока.
Оценивать собственные результаты учебной деятельности
Определять главные причинно-
следственные связи исторических процессов
Актуализировать знания из курса всеобщей истории.
Формулировать проблемный вопрос по теме урока (с помощью
учителя)
06-11.03
Тема IV. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 ч)
51
Монгольская империя и изменение политической картины мира.
1
индивидуальная работа
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
установление причинно-следственных связей
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
13-18.03
52
Батыево нашествие
на Русь и Волжскую Булгарию.
1
индивидуальная работа
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
умение использовать речевые средства
умение правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
13-18.03
53
Северо-Западная Русь
между Востоком и Западом.
1
фронтальная работа учителя с классом
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
умение логического рассуждения
умозаключения
способность применять приемы исторического анализа
29.03-01.04
54
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.
1
индивидуальная работа
знать основные этапы и ключевые события истории России и мира
умение логического рассуждения
умозаключения
способность применять приемы исторического анализа
29.03-01.04
55
Литовское государство и Русь.
1
Групповая, парная работа
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
умение работать индивидуально и в группе
умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;
03-08.04
56
Усиление Московского княжества.
1
Групповая, парная работа
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формулировать аргументировать и отстаивать своё мнение
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
03-08.04
57
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Куликовская битва.
1
Групповая и индивидуальная работа.
Показывать на примерах роль
личностных качеств политика.
Использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей,
целей и результатов деятельности людей и др.).
Различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию.
Формулировать познавательную
проблему урока
10-15.04
58
Развитие культуры
в русских землях и землях нашего края во второй
половине XIII-XIV в.
1
Групповая работа.
Систематизировать характерные
черты развития культуры в форме тезисов.
Связывать историю культуры народа с историческими особеннос-
тями развития страны.
Систематизировать информацию
по теме в форме таблицы.
Использовать карту как исторический источник.
Выражать личностное отношение к духовному, нравственному
опыту наших предков, проявлять уважение к древнерусской
культуре и культуре соседних народов.
10-15.04
59
Родной край, Татарстан, в истории и культуре Руси.
1
Индивидуальная и групповая работа.
Обсуждать и оценивать результаты деятельности и достижения -
свои и одноклассников
Определять критерии оценивания результатов проектной деятельности
Презентация творческих работ. Обсуждать и оценивать результаты познавательной деятельности - свои и одноклассников
17-22.04
60
Повторительно-обобщающий урок по содержанию
темы IV.
1
Групповая и индивидуальная работа.
Выступать с подготовленными со-
общениями, презентациями и т. д.
Свободно владеть и оперировать
программным учебным материалом.
Формулировать вопросы при обсуждении представленных проектов.
Употреблять эмоционально окрашенные атрибуты речи, контролировать эмоции.
Презентация творческих работ.
Обсуждать и оценивать результаты познавательной деятельности - свои и одноклассников.
17-22.04
Тема V. Формирование единого Русского государства (9 ч)
61
Русские земли и земли родного края на
карте Европы и мира в начале XV в.
1
фронтальная работа учителя с классом
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;
24-29.04
62
Московское княжество в первой половине XV в.
1
индивидуальная работа
формирование целостного мировоззрения
представлять результаты своей деятельности в форме сообщения
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством
24-29.04
63
Распад Золотой
Орды и его последствия.
1
групповая парная работа
уважение к культуре других народов, толерантность
умение работать в группе
Знание местоположения и природные условия Русского государства по карте
02-06.05
64
Московское государство и его соседи во второй
половине XV в. 1
1
фронтальная работа учителя с классом
формирование целостного мировоззрения
умение анализировать и обобщать факты
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
02-06.05
65
Русская православная церковь в XV - начале
XVI в.
1
индивидуальная работа
знать основные этапы и ключевые события истории народов Татарстана
уметь работать с хронологией
определять последовательность и длительность важнейших событий
анализ причины текущих событий в Татарстане, России и мире;
08-13.05
66
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
1
групповая парная работа
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления
использование знания об историческом пути и традициях народов общении с людьми другой культуры,
08-13.05
67
Формирование культурного пространства единого
Российского государства.
1
групповая, парная работа
знать основные этапы и ключевые события истории Татарстана
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления
анализ причины текущих событий в Татарстане. России и мире;
15-20.05
68
Урок истории и
культуры родного края.
1
Групповая, парная работа
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
умение работать с историческими источниками
15-20.05
69
Повторительно-обобщающий урок по содержанию
темы V.
1
Индивидуальная работа.
Самостоятельно планировать ( с использованием различных источников информации), контролировать процесс подготовки и
презентации и проекта.
Систематизировать материал главы.
Выделять главные события и
итоги
Планировать свою познавательную деятельность
22-27.05
70
Итоговое обобщение
1
Индивидуальная и групповая работа.
Самостоятельно планировать ( с использованием различных источников информации), контролировать процесс подготовки и
презентации и проекта.
Систематизировать материал главы.
Выделять главные события и
итоги
Планировать свою познавательную деятельность.
20-27.05
Список литературы
УЧЕБНИКИ:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2014.
2. История России. 6 класс. Учеб. Дляобщеобразоват. Организаций. В 2 ч. (Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева) ; под ред. А.В.Торкунова. - М. : Просвещение, 2016.
3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до сер.16в.. учебное пособие для 6 кл. К. , Хэтер, 2012
Интернет ресурсы для учителя истории
1. Российская национальная библиотека
nlr.ru/
2. Библиотека Санкт-Петербургского университета
unilib.neva.ru/
3. Центральная городская универсальная библиотека им. В. Маяковского
pl.spb.ru/
4. Национальная библиотека Карелии
library.karelia.ru/
5. Государственная публичная историческая библиотека России
shpl.ru/
6. Институт научной информации по общественным наукам РАН
inion.ru/
7. Новосибирская государственная областная научная библиотека ГПНТБ СО РАН .
rstlib.nsc.ru/
8. Методические рекомендации к учебнику В.А. Ведюшкина, Н.И. Шевченко «История средних веков» 6 класс.
prosv.ru/ebooks/vedushkin_istoriya_6/index.htm
9. ВТО: место в мировой экономике и опыт соседних стран
iwep.kz/img/docs/26.pdf
10. Институт развития гражданского общества и местного самоуправления
c-society.ru/obj/main.php?ID=251866&ar2=30&ar3=10
11. Методические рекомендации по написанию рефератов и курсовых работ
hse.perm.ru/faculty/vzf/files/kurs.pdf
12. История Москвы
kursy.rsuh.ru/istoria/moskva/moskva.asp?meniu=1&razdel=191
13. Электронная версия книги Н.М.Карамзина «История государства Российского
kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm
14. Краткая история России. Российские достопримечательности: фотогалерея. Краткая история России. Российские достопримечательности
russia-in-us.com/
15. Историческая информация о городах героях Великой Отечественной Войны. Материалы о военной технике.
schools.keldysh.ru/sch444/projekts/2005-1/index.htm
16. Православная живопись: миниатюры, иконы, мозаики и фрески Византии, Сербии, Греции, Македонии, Руси и Италии VI-XVI вв.
icona.com.ru/rstr3.html
21