Урок на тему: Русская культура 16-18 веков

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Культура Руси в XVI-XVIII веках».

Это занятие разработано по курсу истории России для I курса. Оно является частью тематического блока: «Россия в XVI-XVIII веках».

Занятие является комбинированным.

При его проведении рекомендуется использовать опережающее задание (составление проезентации ), работу в группах.

После занятия студенты смогут:

- повторить такие понятия как: живопись, фреска, иконопись, узорочье, парсуна, обмирщение культуры, шатровый стиль, барокко.

-тренировать навыки работы с текстом, умение делать выводы, критически слушать.

-определить свою гражданскую позицию по вопросу о месте культуры России.

Планируемый результат: Какие новшества появились в русской культуре XVI-XVIII веках?

Время-90 мин.

Ход занятия.

1.Оргмомент- 1мин.

2.Обьявляется тема урока.

3.Мотивация: «Россия в злате куполов

Молитвой и веками освященных».

Великий князь К.Романов.

4.Вступительное слово учителя: После образования единого русского государства в конце 15 нач. 16 века появилось немало произведений о путях дальнейшего развития страны. Недаром 16 век называют веком публицистики.

Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью монарха над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде крупных землевладельцев, в интересах « простых воинников», т.е дворян. С другим предложением выступил А.Курбский, написавший после бегства в Литву несколько произведений и писем И.Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране. Должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий. И. Грозный в ответных письмах разоьлачал крамолы бояр и доказывл.чтоименно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля бога, должен казнить и миловать любых своих подданных. Это был спор о дальнейшем развитии абсолютизма в России. Быть ей абсолютной монархией или ограниченной и просвященной. Именно из этих и подобных событий формировалось усиление интереса к образованию и науке, начиная с 16 века. Это движение продолжалось в 17 и 18 веках.

Вопрсы группе:- Какие события произошли в 17 веке?

-Почему 17 век прозвали «смутным временем»?

Все это привело к мысли о сохранении своей государственности. Выразилось это в том числе и в развитии книгопечатания,науки, прсвящения, архитектуре и живописи.

5.Развитие образования: В конце 16 нач.17 века возникла потребность в широком распространении грамотности и просвящения.Это было связано:

-с оживлением торгово - промышленной деятельности

-с ростом государственного аппарата

-возобновлением связей с зарубежными странами

Вопросы группе:

-Как вы думаете, мужчины или женщины были грамотнее на Руси в16-18 веках? (мужчины 24 %).

-Как выдумаете, какая форма обучения преобладала? (домашнее).

-Чему учили посадских детей? (чтение, письмо, счет).

Детей дворян стали посылать учиться за границу и обучать иностранным языкам. Появились признаки обмирщения культуры.

Запись в тетрадь:

Обмирщение культуры - это отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера. Были открыты первые светские школы для детей. Появился первый печатный букварь в 1634 году. В 1687 году открылось первое высшее учебное заведение: Славяно - греко-латинская академия. Она была открыта братьями Лихудами. 6.Книгопечатание: Самостоятельная работа с текстом учебника.Учебник Артемов В.В.,Лубченков Ю.Н. История 2007 год.стр.192.

Задание для студентов: Выписать первые печатные книги и их авторов.

7.Архитектура : В 16-18 веках преобладали 2 стиля - шатровый и барокко.

Задание для студентов: Прослушивая выступления студентов и рассматривая приготовленную презентацию заполнить таблицу:8.Живопись. Прослушивая выступление студента и просматривая презентацию сделать записи терминов:

Живопись-искусство создавать картины

Иконопись - искусство создавать иконы

Фреска - роспись стен по сырой штукатурке

Парсуна - портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами.

9.Подведение итогов. Студентам предлагается поработать в группах с напечатанным и выданным им текстом и ответить на вопрос: Какие новшества появились в русской культуре XVI-XVIII веках?

Текст: XVI- XVIII в - начало нового периода русской истории -явилось одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденции в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отпошений, складывание всеросийского рынка усиливали кутыурные связи между регионами.

Потребности экономики, постоянные войны требовали развития

разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприягные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, лнтературы. Новым явлением в развитии русский культуры XVII в, явилось ее «обмирщение». Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала. отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

В фольклоре XVI-XVIII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделились три осиовные темы:

- борьба за независимостъ, песни и скаэания о борьбе с польскими и и шведскими интервентами

- рассказы о восстаниях крестьян н посадских людей, прславление героев крестьянской войный , особенно Степана Разина

-обличение произвола царского суда и служилых людей.

10.Рефлексия.Для закрепления предлагается выполнить тестовое задание.

11.Выставление отметок за урок.

12.Домашнее задание.Учебник В.В.Артемов. История 2007. &49,запись конспекта.



© 2010-2022