- Преподавателю
- История
- Урок на тему: Русская культура 16-18 веков
Урок на тему: Русская культура 16-18 веков
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Солдатова Л.А. |
Дата | 14.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Культура Руси в XVI-XVIII веках».
Это занятие разработано по курсу истории России для I курса. Оно является частью тематического блока: «Россия в XVI-XVIII веках».
Занятие является комбинированным.
При его проведении рекомендуется использовать опережающее задание (составление проезентации ), работу в группах.
После занятия студенты смогут:
- повторить такие понятия как: живопись, фреска, иконопись, узорочье, парсуна, обмирщение культуры, шатровый стиль, барокко.
-тренировать навыки работы с текстом, умение делать выводы, критически слушать.
-определить свою гражданскую позицию по вопросу о месте культуры России.
Планируемый результат: Какие новшества появились в русской культуре XVI-XVIII веках?
Время-90 мин.
Ход занятия.
1.Оргмомент- 1мин.
2.Обьявляется тема урока.
3.Мотивация: «Россия в злате куполов
Молитвой и веками освященных».
Великий князь К.Романов.
4.Вступительное слово учителя: После образования единого русского государства в конце 15 нач. 16 века появилось немало произведений о путях дальнейшего развития страны. Недаром 16 век называют веком публицистики.
Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью монарха над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде крупных землевладельцев, в интересах « простых воинников», т.е дворян. С другим предложением выступил А.Курбский, написавший после бегства в Литву несколько произведений и писем И.Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране. Должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий. И. Грозный в ответных письмах разоьлачал крамолы бояр и доказывл.чтоименно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля бога, должен казнить и миловать любых своих подданных. Это был спор о дальнейшем развитии абсолютизма в России. Быть ей абсолютной монархией или ограниченной и просвященной. Именно из этих и подобных событий формировалось усиление интереса к образованию и науке, начиная с 16 века. Это движение продолжалось в 17 и 18 веках.
Вопрсы группе:- Какие события произошли в 17 веке?
-Почему 17 век прозвали «смутным временем»?
Все это привело к мысли о сохранении своей государственности. Выразилось это в том числе и в развитии книгопечатания,науки, прсвящения, архитектуре и живописи.
5.Развитие образования: В конце 16 нач.17 века возникла потребность в широком распространении грамотности и просвящения.Это было связано:
-с оживлением торгово - промышленной деятельности
-с ростом государственного аппарата
-возобновлением связей с зарубежными странами
Вопросы группе:
-Как вы думаете, мужчины или женщины были грамотнее на Руси в16-18 веках? (мужчины 24 %).
-Как выдумаете, какая форма обучения преобладала? (домашнее).
-Чему учили посадских детей? (чтение, письмо, счет).
Детей дворян стали посылать учиться за границу и обучать иностранным языкам. Появились признаки обмирщения культуры.
Запись в тетрадь:
Обмирщение культуры - это отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера. Были открыты первые светские школы для детей. Появился первый печатный букварь в 1634 году. В 1687 году открылось первое высшее учебное заведение: Славяно - греко-латинская академия. Она была открыта братьями Лихудами. 6.Книгопечатание: Самостоятельная работа с текстом учебника.Учебник Артемов В.В.,Лубченков Ю.Н. История 2007 год.стр.192.
Задание для студентов: Выписать первые печатные книги и их авторов.
7.Архитектура : В 16-18 веках преобладали 2 стиля - шатровый и барокко.
Задание для студентов: Прослушивая выступления студентов и рассматривая приготовленную презентацию заполнить таблицу:8.Живопись. Прослушивая выступление студента и просматривая презентацию сделать записи терминов:
Живопись-искусство создавать картины
Иконопись - искусство создавать иконы
Фреска - роспись стен по сырой штукатурке
Парсуна - портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами.
9.Подведение итогов. Студентам предлагается поработать в группах с напечатанным и выданным им текстом и ответить на вопрос: Какие новшества появились в русской культуре XVI-XVIII веках?
Текст: XVI- XVIII в - начало нового периода русской истории -явилось одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденции в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отпошений, складывание всеросийского рынка усиливали кутыурные связи между регионами.
Потребности экономики, постоянные войны требовали развития
разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприягные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, лнтературы. Новым явлением в развитии русский культуры XVII в, явилось ее «обмирщение». Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала. отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.
В фольклоре XVI-XVIII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделились три осиовные темы:
- борьба за независимостъ, песни и скаэания о борьбе с польскими и и шведскими интервентами
- рассказы о восстаниях крестьян н посадских людей, прславление героев крестьянской войный , особенно Степана Разина
-обличение произвола царского суда и служилых людей.
10.Рефлексия.Для закрепления предлагается выполнить тестовое задание.
11.Выставление отметок за урок.
12.Домашнее задание.Учебник В.В.Артемов. История 2007. &49,запись конспекта.