Рабочая программа по краеведению Воронежской области 9 класс

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по краеведению в 9 классе


на 2015 - 2016 учебный год












Учитель I категории

Семичева Татьяна Николаевна



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной региональной программы А.В. Ершовой, М.Л. Вороновой «Историческое краеведение», 2012.

Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» - разви­тие, образование и воспитание личности школьника, способного к са­моидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические зна­ния в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:

  • формирование знаний об основных событиях, явлениях, процес­сах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

  • развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

  • воспитание ценностных подходов к усвоению культурного насле­дия родного края, традиций жителей своего региона;

  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей уча­щихся на основе анализа информации из различных источников, органи­зации исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимо­действия и участия в решении проблем окружающего социума.


Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение»

Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного н многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в ею изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.


Место учебного предмета

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану календарно - тематический план предусматривает обучение в объеме 34 часов.

Содержание курса «Историческое краеведение»


Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Воронежская губерния в пореформенный период.

Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и послед­ствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губер­нии. Народническое движение в крае. Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Социально-экономические условия жизни ра­бочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки. Начало рабочего движения и зарождение первых социал- демократических организаций.

Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина, М. А. Веневитинова. Деятели культуры - уроженцы Воронежского края. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге.

Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губер­нии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - вес­ной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Измене­ние внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.

Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.

События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.).

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Раз­витие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост про­мышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы инду­стриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Чер­ноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые ре­прессии партийно-государственных работников, интеллигенции, кре­стьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в куль­турном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в ар­мию и формирование Воронежского добровольческого полка. Пере­стройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Военные действия на территории Воронежской области. Наступле­ние на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воро­нежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемо­риалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945 1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышлен­ности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской об­ласти. Возрождение культурных ценностей.

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950- 1990-е гг.

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

Рост промышленного производства, строительство новых предприя­тий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специали­зация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы де­ревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Во­ронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образо­вания на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.

Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Совре­менная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.

Календарно - тематический план для 9 класса по историческому краеведению ориентирован на использование:

  • Учебного пособия «Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы» /Науч. редактор Б.Я. Табачников. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015;

  • дополнительных пособий для учителя:

    • «Методические рекомендации» А.В. Ершова, М.Л. Воронова. ВОИПКиПРО, 2012.

  • Учебного пособия «Историческое краеведение» В.И. Панова, А.О. Амелькин- Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012;

  • дополнительных пособий для учащихся:

  • Рабочая тетрадь к учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений/ Т.Ф. Пушкина. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015;

  • Путеводитель-дневник по музеям, памятным местам, памятникам истории Воронежской области (8-9 классы). Ю.В. Пыльнев, Л.П. Шилина. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015


Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать:

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

  • изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

    • искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;

    • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, проектов.













Календарно-тематическое планирование

Краеведение (34 часа)



часов

Примечание

по плану

факт.

1



Вводный урок.

1


2



Реформа 1861 г. в губернии

1


3



Народническое движение в крае

1


4



Начало рабочего движения

1


5



Деятели культуры - уроженцы Воронежского края

1


6



Зачет «Воронежская губерния в пореформенный период»

1


7



Социально-экономическое развитие губернии

1


8



Революция 1905 г.-1907 гг.

1


9



Общественно-культурная жизнь губернии

1


10



События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии

1


11



Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае

1


12



Гражданская война в губернии

1


13



Гражданская война в губернии

1


14



Зачет: «Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.»

1


15



Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности

1


16



Индустриализация в Воронежской области

1


17



Коллективизация в Черноземном крае

1


18



Сталинские репрессии в Воронежском крае

1


19



Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве

1


20



Зачет: «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.»

1


21



Воронежская область в начале войны

1


22



Военные действия на территории Воронежской области

1


23



Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны

1


24



Практикум: сочинение «Война в судьбе моей семьи»

1


25



Заочная экскурсия по местам боевой славы

1


26



Заочная экскурсия по местам боевой славы

1


27



Восстановление народного хозяйства

1


28



Зачет: «Воронежская область в годы ВОв»

1


29



Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

1


30



Достижения наших земляков в области культуры

1


31



Экономика края на современном этапе развития: ее особенности

1


32



Развитие образования и культуры в Воронежской области

1


33



Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения

1


34



Итоговое повторение

1




















































Литература

1. 60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.

2. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. - Воронеж, 1994.

3. Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. - Воронеж, 1997.

4. Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. - Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. - М., 1990.

5. Воронеж - колыбель Российского военно-морского флота : тез. докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16-18 мая 1996 г. - Воронеж, 1996.

6. Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.

7. Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов и др. - Воронеж, 1986.

8. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.

9. Воронежское кораблестроение. Указатель литературы к 300-летию Российского флота. - Воронеж, 1996.

10 .Воронежцы: знаменитые биографии в истории края/ Ю.Л. Полевой. - Воронеж: Кварта:2007-520с.

11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы / В.Н. Глазьев - Воронеж,2007

12. Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1985.

13.Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. - Воронеж, 1988.

14.3агоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.

15. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1992.

16. Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края» / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1973.

17. П.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. В.П.Загоровский. - Воронеж, 1982.

18. Загоровский В.П. Петр Великий на воронежской земле. Исторический очерк / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1996.

19. Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. - Воронеж, 2003.

20. Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И. Кононов. - Воронеж, 2005.

21. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. - Воронеж, 1979.

22. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение: книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.

23. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

24. Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. - Воронеж, 1980.

25. Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод. пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.

26. Панова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ В.И. Панова, А.О. Амелькин.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края,2012,- 112с.

27. Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А Н. Акиньшин. - Воронеж, 1999.

28. Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий1917 1991 / Ю.В. Пыльнев, О.Ю. Ширяев. - Воронеж, 2002.

29. России Черноземный край. - Воронеж, 2000.

30. Топонимические предания Воронежской области / сост. Е. А. Орлова. - Воронеж, 2004.

31. Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону / С.И. Филоненко. - Воронеж, 2003.

32. Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. - Воронеж, 1999.

33. Школьное краеведение в Воронежской области: перспективы развития, направления деятельности. - Воронеж: Фортуна, 2011.-192с.


© 2010-2022