Технологическая карта для 5 класса на тему «Войны Рима с Карфагеном»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урокаУрок; тип - комбинированный; вид - лабораторно-практическая работа

Тема

«Войны Рима с Карфагеном»

Цель

Начать формирование у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья.

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян;

- охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

- овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)

Источники информации

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О Сороко-Цюпы. 5 - 9 классы: пособие для учителей ОУ - М., «Просвещение», 2011 г. (ОС «Школа России»)

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ - М, «Просвещение», 2012.

Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2011 (со значком ФГОС)

Тит Ливий История Рима от основания города. КНИГА XXI. // svitk.ru/004_book_book/18b/3832_tit_liviy-istoriya_rima_15.php

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.»

Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012:

- «Древняя Италия, начало I тысячелетия - середина III в. до н.э.»;

- «Вторая пуническая война, 218 - 201 гг. до н.э.».

Документ-камера, проектор, экран

Раздаточный материал:

- отрывок из исторического источника: книги Тита Ливия «История Рима от основания города»

- энциклопедическая информация о Пунических войнах;

- в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.

ХОД УРОКА

Этап урока


Форма орг-ции деят-сти уч-ся



Деятельность учителя



Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности


П


Р


К


Л

1.

Орг. момент

2.

Опрос домашнего задания

Фронталь-ная

«Историю, какого государства изучаем? Покажите на карте, где возник этот город»

Ученик показывает на карте и комментирует

«Древний Рим возник на левом берегу реки Тибр, на Апеннинском полуострове, на юге Европы»

Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства

Объяснение

Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Древнего Рима

Индиви-дуальная

«Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания»

Выполняют письм. задания. Ответы отмечают в листках заданий и переносят в листы ответов.

Понятия: форум, легион, Марсово поле, Сенат, консул

Даты: основание Рима, установление республики в Риме, отмена долгового рабства, установление господства в Италии

Давать определе-ния понятиям

Само-контроль

С помощью документ-камеры высвечивает правильные ответы и разбалловку

Листы ответов сдают учителю.

Самопроверка по листкам заданий

3.

Переход к новой теме.

Фронталь-ная

По вопросу № 1.

«Сказали, что легион - это боевая единица римского войска. Как располагались легионы? Что Тит Ливий считал самым страшным для врага?»

Кто сделал

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ? В чем преимущество построения легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?

(о фаланге - стр. 197)

ТЕ, КТО НЕ СДЕЛАЛ, ТО В ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, т.к. этот вопрос был после параграфа, который был задан на дом на предыдущем уроке (в листы самооценки записывают: «На что обратить внимание»)

Легионы строились в 3 линии по 10 отрядов: 1я линия - самые молодые воины, 2я - воины постарше и покрепче, 3я - самые надежные, проверенные воины.

Самым страшным было видеть новый, более многочисленный строй после того, как враги, преследуя 1й и 2й ряды, уже думали, что одерживают победу

Предположительно:

Македонская фаланга строилась в 16 рядов, в бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя.

Но македонская фаланга была более неповоротливая, чем римский легион

Объяснение



Анализ

Умение строить высказыва-ние

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

По вопросу № 2.

«Выяснили, что консул не ведал казной. А кто ведал казной?

Какие еще полномочия были у Сената?

Еще раз скажем, кто осуществлял командование войском?»

Сенат.

Разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с иностранными государствами.

Консулы

Основные понятия

Объяснять связи и отношения

«Итак: разрабатывал план войны … (Сенат) Командовал войском… (консул). Войско состояло из… (легионов)

Дома должны были подумать: зачем Риму нужно было такое многочисленное и боеспособное войско?»

Предположительный ответ: Для защиты своих территорий и завоевания новых.

Объяснение

Умение строить высказыва-ние

КАРТА АТЛАСА (стр. 26) высвечивается с помощью документ-камеры

По вопросу № 3.

«Какую территорию римляне завоевали в первой трети III в. до н.э.? ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ

Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к территориям, подвластным одному из сильнейший городов Средиземноморья - какому?»


Всю Италию (Апеннинский полуостров)


Карфагену

Работа с картой

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи

Умение формули-ровать изучаемую тему

Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем?

Сегодня мы и начнем изучать войны Рима с Карфагеном. Как сформулируем тему?

С Карфагеном

Предположительно:

«Войны Рима с Карфагеном»

4.

Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП)

Индивиду-альная

Было несколько войн Рима с Карфагеном.

У вас на партах справочный материал: сколько было войн, почему их называют пуническими?

Первую войну подробно анализировать не будем.

Причину знаем… Какая?

А вот итоги войны выясним, изучив карту

КАРТЫ АТЛАСА: стр. 26 и 27: сравнить территории Рима и Карфагена до и после Первой пунической войны.

Три войны

Римляне называли карфагенян пунами


Стремление Рима завоевать территории Карфагена


Рим выиграл, завладел Сицилией, Корсикой, Сардинией

Объяснение

Понятие: пуны

Работа с картой: определе-ние гос. принад-лежности территорий

Работа с понятиями

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

Парная

Более подробно изучим вторую войну. Начинаем работу с постановки целей, для этого задаем себе «тонкие» и «толстые» вопросы

Составляют таблицу «тонких» и «толстых» вопросов

Целепола-гание

Умение работать в паре со сверстни-ком

Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

Фронталь-ная

Проговорим, какие вопросы сформулировали.

Пронумеруем вопросы.

Предположительно:

«Тонкие»:

- когда была война

- кто первым начал войну;

- кто командовал войском;

- кто победил

«Толстые вопросы»:

- причины войны;

- основные сражения (где, когда, что происходило);

- итоги;

- причины победы того, кто победил

ХОРЕОМИНУТКА: на счет 3 маршируем и желаем друг другу успешной работы

5.

Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП)

Фронталь-ная

Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы

Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса

Учебник - § 47

Карта атласа - «Вторая пуническая война»

Письменный источник: отрывок из книги римского историка Тита Ливия

Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции.

Называть причины карфагенс-ких войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенс-кой войне. Показывать по карте и комменти-ровать поход Ганнибала. Характери-зовать цели, поступки Ганнибала. Перечис-лять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Парная

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Учащиеся ищут ответы на вопросы

6.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)

Фронталь-ная

Причины Второй пунической войны?

Кто первым начал войну?

Могущество Карфагена не было сломлено, он не хотел мириться с итогами первой Пунической войны.

Карфаген

Объяснение

Рефлексия деятельнос-ти

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Парная

Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, написанные на отдельных листочках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах.

ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ места сражений

Одна пара у доски, остальные за партами делают задание.

Затем проговаривают и показывают на карте

Говорят, кто, в каком сражении одержал победу

Работа с хроноло-гией и картой

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Фронталь-ная

Итоги войны?

Победа Рима. Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег.

Анализ

«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?»

Предположительно: причины победы римлян

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Смысло-образова-ние

«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома»

Записывают

7.

Самооценка

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

Самоконт-роль, самооценка

Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности

8.

Оценка учителя

9.

Домашнее задание

§ 47

Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки

Контурная карта «Вторая пуническая война»

По желанию - сообщения о полководцах






ТЕСТЫ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

1. Установи соответствие между понятиями и их значением

А. Форум 1. Высший орган власти в Римской республике

Б. Легион 2. Главная площадь Рима

В. Марсово поле 3. Боевая единица римского войска

Г. Сенат 4. Место, где ежегодно начинались выборы

консулов2. Найди и укажи номер позиции, лишней в перечне.

Консулы в Риме:

1). Председательствовали в Народном собрании

2). Производили набор в войско

3). Ведали казной

4). Предлагали новые законы

5). Командовали войском

3. Установи соответствие между датами и событиями

А. 753 г. до н.э. 1. Установление республики в Риме

Б. 509 г. до н.э. 2. Запрещение долгового рабства в Риме

В. 326 г. до н.э. 3. Основание Рима

Г. Первая треть III в. до н.э. 4. Установление господства Рима над

Италией

ЕСЛИ СДЕЛАЛ ЗАДАНИЕ РАНЬШЕ ОДНОКЛАССНИКОВ,

СДЕЛАЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

В чем преимущество построение легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия: ______________________________

1.2. _________

3.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1.2. 3

3.«5»: 9 баллов

«4»: 7 - 8 баллов

«3»: 5 - 6 баллов

«2» ≤ 4 балла

Справочный материал

Пунические войны - войны между Римом и Карфагеном

Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян - пунийцами или пунами.

Первая Пуническая война (264-241 г. до н. э.).

Вторая Пуническая война (218-201 г. до н. э.)

Третья Пуническая война (149-146 г. до н. э.)

Тит Ливий. «ИСТОРИЯ РИМА ОТ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА»

Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времен - войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда еще не сражались между собою более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побежденных, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы - надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побежденными.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:






© 2010-2022