- Преподавателю
- История
- Технологическая карта для 5 класса на тему «Войны Рима с Карфагеном»
Технологическая карта для 5 класса на тему «Войны Рима с Карфагеном»
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попатенко Н.И. |
Дата | 09.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урокаУрок; тип - комбинированный; вид - лабораторно-практическая работа
Тема
«Войны Рима с Карфагеном»
Цель
Начать формирование у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья.
Задачи
Образовательные:
- проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян;
- охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны;
- дать оценку действиям участников войн.
Развивающие:
- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
Воспитательные:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
- овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.
Социализации:
- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.
Планируемые результаты
Предметные: (знания, умения, представления)
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Личностные: (личностные УУД)
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.
Образователь-ная технология
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)
Источники информации
Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О Сороко-Цюпы. 5 - 9 классы: пособие для учителей ОУ - М., «Просвещение», 2011 г. (ОС «Школа России»)
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ - М, «Просвещение», 2012.
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2011 (со значком ФГОС)
Тит Ливий История Рима от основания города. КНИГА XXI. // svitk.ru/004_book_book/18b/3832_tit_liviy-istoriya_rima_15.php
Ресурсы (оснащение)
Настенная карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.»
Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012:
- «Древняя Италия, начало I тысячелетия - середина III в. до н.э.»;
- «Вторая пуническая война, 218 - 201 гг. до н.э.».
Документ-камера, проектор, экран
Раздаточный материал:
- отрывок из исторического источника: книги Тита Ливия «История Рима от основания города»
- энциклопедическая информация о Пунических войнах;
- в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.
ХОД УРОКА
Этап урока
Форма орг-ции деят-сти уч-ся
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Знания, умения, представ-ления
Формируемые УУД
Формируемые основы:
- проектной/ исследоват. деят-сти;
- работы с текстом;
- ИКТ-компетентности
П
Р
К
Л
1.
Орг. момент
2.
Опрос домашнего задания
Фронталь-ная
«Историю, какого государства изучаем? Покажите на карте, где возник этот город»
Ученик показывает на карте и комментирует
«Древний Рим возник на левом берегу реки Тибр, на Апеннинском полуострове, на юге Европы»
Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства
Объяснение
Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Древнего Рима
Индиви-дуальная
«Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания»
Выполняют письм. задания. Ответы отмечают в листках заданий и переносят в листы ответов.
Понятия: форум, легион, Марсово поле, Сенат, консул
Даты: основание Рима, установление республики в Риме, отмена долгового рабства, установление господства в Италии
Давать определе-ния понятиям
Само-контроль
С помощью документ-камеры высвечивает правильные ответы и разбалловку
Листы ответов сдают учителю.
Самопроверка по листкам заданий
3.
Переход к новой теме.
Фронталь-ная
По вопросу № 1.
«Сказали, что легион - это боевая единица римского войска. Как располагались легионы? Что Тит Ливий считал самым страшным для врага?»
Кто сделал
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ? В чем преимущество построения легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?
(о фаланге - стр. 197)
ТЕ, КТО НЕ СДЕЛАЛ, ТО В ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, т.к. этот вопрос был после параграфа, который был задан на дом на предыдущем уроке (в листы самооценки записывают: «На что обратить внимание»)
Легионы строились в 3 линии по 10 отрядов: 1я линия - самые молодые воины, 2я - воины постарше и покрепче, 3я - самые надежные, проверенные воины.
Самым страшным было видеть новый, более многочисленный строй после того, как враги, преследуя 1й и 2й ряды, уже думали, что одерживают победу
Предположительно:
Македонская фаланга строилась в 16 рядов, в бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя.
Но македонская фаланга была более неповоротливая, чем римский легион
Объяснение
Анализ
Умение строить высказыва-ние
Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива
По вопросу № 2.
«Выяснили, что консул не ведал казной. А кто ведал казной?
Какие еще полномочия были у Сената?
Еще раз скажем, кто осуществлял командование войском?»
Сенат.
Разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с иностранными государствами.
Консулы
Основные понятия
Объяснять связи и отношения
«Итак: разрабатывал план войны … (Сенат) Командовал войском… (консул). Войско состояло из… (легионов)
Дома должны были подумать: зачем Риму нужно было такое многочисленное и боеспособное войско?»
Предположительный ответ: Для защиты своих территорий и завоевания новых.
Объяснение
Умение строить высказыва-ние
КАРТА АТЛАСА (стр. 26) высвечивается с помощью документ-камеры
По вопросу № 3.
«Какую территорию римляне завоевали в первой трети III в. до н.э.? ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к территориям, подвластным одному из сильнейший городов Средиземноморья - какому?»
Всю Италию (Апеннинский полуостров)
Карфагену
Работа с картой
Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи
Умение формули-ровать изучаемую тему
Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем?
Сегодня мы и начнем изучать войны Рима с Карфагеном. Как сформулируем тему?
С Карфагеном
Предположительно:
«Войны Рима с Карфагеном»
4.
Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП)
Индивиду-альная
Было несколько войн Рима с Карфагеном.
У вас на партах справочный материал: сколько было войн, почему их называют пуническими?
Первую войну подробно анализировать не будем.
Причину знаем… Какая?
А вот итоги войны выясним, изучив карту
КАРТЫ АТЛАСА: стр. 26 и 27: сравнить территории Рима и Карфагена до и после Первой пунической войны.
Три войны
Римляне называли карфагенян пунами
Стремление Рима завоевать территории Карфагена
Рим выиграл, завладел Сицилией, Корсикой, Сардинией
Объяснение
Понятие: пуны
Работа с картой: определе-ние гос. принад-лежности территорий
Работа с понятиями
Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива
Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале
Парная
Более подробно изучим вторую войну. Начинаем работу с постановки целей, для этого задаем себе «тонкие» и «толстые» вопросы
Составляют таблицу «тонких» и «толстых» вопросов
Целепола-гание
Умение работать в паре со сверстни-ком
Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности
Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
Фронталь-ная
Проговорим, какие вопросы сформулировали.
Пронумеруем вопросы.
Предположительно:
«Тонкие»:
- когда была война
- кто первым начал войну;
- кто командовал войском;
- кто победил
«Толстые вопросы»:
- причины войны;
- основные сражения (где, когда, что происходило);
- итоги;
- причины победы того, кто победил
ХОРЕОМИНУТКА: на счет 3 маршируем и желаем друг другу успешной работы
5.
Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП)
Фронталь-ная
Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы
Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса
Учебник - § 47
Карта атласа - «Вторая пуническая война»
Письменный источник: отрывок из книги римского историка Тита Ливия
Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции.
Называть причины карфагенс-ких войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенс-кой войне. Показывать по карте и комменти-ровать поход Ганнибала. Характери-зовать цели, поступки Ганнибала. Перечис-лять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние
Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.
Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.
Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Взаимопомощь
Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
Парная
Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы
Учащиеся ищут ответы на вопросы
6.
Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)
Фронталь-ная
Причины Второй пунической войны?
Кто первым начал войну?
Могущество Карфагена не было сломлено, он не хотел мириться с итогами первой Пунической войны.
Карфаген
Объяснение
Рефлексия деятельнос-ти
Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Парная
Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, написанные на отдельных листочках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах.
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ места сражений
Одна пара у доски, остальные за партами делают задание.
Затем проговаривают и показывают на карте
Говорят, кто, в каком сражении одержал победу
Работа с хроноло-гией и картой
Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Взаимопомощь
Фронталь-ная
Итоги войны?
Победа Рима. Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег.
Анализ
«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?»
Предположительно: причины победы римлян
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
Смысло-образова-ние
«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома»
Записывают
7.
Самооценка
Кто подчеркнул:
- «Выполнил все задания»
- «Соблюдал правила поведения»
- «Кому что-то непонятно»
Кто поставил себе за работу на уроке…
Кто поставил себе за поведение на уроке…
Заполняют все строки листа самооценки
Самоконт-роль, самооценка
Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности
8.
Оценка учителя
9.
Домашнее задание
§ 47
Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки
Контурная карта «Вторая пуническая война»
По желанию - сообщения о полководцах
ТЕСТЫ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
1. Установи соответствие между понятиями и их значением
А. Форум 1. Высший орган власти в Римской республике
Б. Легион 2. Главная площадь Рима
В. Марсово поле 3. Боевая единица римского войска
Г. Сенат 4. Место, где ежегодно начинались выборы
консулов2. Найди и укажи номер позиции, лишней в перечне.
Консулы в Риме:
1). Председательствовали в Народном собрании
2). Производили набор в войско
3). Ведали казной
4). Предлагали новые законы
5). Командовали войском
3. Установи соответствие между датами и событиями
А. 753 г. до н.э. 1. Установление республики в Риме
Б. 509 г. до н.э. 2. Запрещение долгового рабства в Риме
В. 326 г. до н.э. 3. Основание Рима
Г. Первая треть III в. до н.э. 4. Установление господства Рима над
Италией
ЕСЛИ СДЕЛАЛ ЗАДАНИЕ РАНЬШЕ ОДНОКЛАССНИКОВ,
СДЕЛАЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
В чем преимущество построение легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия: ______________________________
1.2. _________
3.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1.2. 3
3.«5»: 9 баллов
«4»: 7 - 8 баллов
«3»: 5 - 6 баллов
«2» ≤ 4 балла
Справочный материал
Пунические войны - войны между Римом и Карфагеном
Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян - пунийцами или пунами.
Первая Пуническая война (264-241 г. до н. э.).
Вторая Пуническая война (218-201 г. до н. э.)
Третья Пуническая война (149-146 г. до н. э.)
Тит Ливий. «ИСТОРИЯ РИМА ОТ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА»
Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времен - войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда еще не сражались между собою более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побежденных, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы - надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побежденными.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:
|