- Преподавателю
- История
- Откырытй урок - Сталинградская битва
Откырытй урок - Сталинградская битва
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалева Н.И. |
Дата | 18.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок
На тему: Сталинградская
битва.
Разработала: преподаватель Ковалева Н.И.
г. Котовск 2014 г.
Тема урока: "СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА"
Образовательная цель:
1.Обучающиеся должны уяснить ход военных действий на Сталинградском направлении.
2.Усвоить историческое значение битвы, понять ,что она являлась началом коренного перелома в ходе войны.
Воспитательная цель:
1.На примерах мужества и героизма защитников Сталинграда продолжить работу по формированию у обучающихся чувства патриотизма.
2.В ходе подготовки обучающимися индивидуальных сообщений, знакомства с дополнительными историческими источниками, воспитать у обучающихся любовь к истории.
Развивающая цель:
1.Продолжить работу под формированием у обучающихся умений и навыков работы с текстом учебника, историческими документами, работа с хронологической таблицей, умение делать самостоятельные выводы.
Уровень усвоения - 2
Тип урока: комбинированный
Методы:
Работа с раздаточным материалом, исторической картой, текстом учебника, видеофильмом, анализ индивидуальных сообщений ,решение проблемного вопроса, работа с хронологической таблицей.
Межпредметные связи:
1.История Тамбовского края
2.ОБЖ
3.Литература Ю. Бондарев "Горячий снег"
Оборудование урока:
1.Карта "Разгром немецко-фашистских войск"
2.Воспоминания маршала В.И. Чуйкова
3.Отрывок воспоминания немецкого солдата
4.Видеофильм (отрывок) к/ф Сталинградская битва; д/ф Великая Отечественная война
5.Учебник "История России" А.А. Данилов ,Л.Г. Косулина, "Просвещение" ,1996 г. с.234
6.Плокат События "Сталинградской битвы"
7.Ветераны "Сталинградской битвы"
8.Раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
1.Оргмомент - 2 мин.
2.Проверка знаний - 5 мин.
3.Изучение нового материала (по плану) - 20 мин.
4.Закрепление - 15 мин.
5.Оценки - 2 мин.
6.Домашнее задание - 1 мин.
Ход работы
1.Оргмомент - 1 мин.
2.Проверка заданий - 8 мин. (по карточкам-заданиям)
- при помощи этапов ответа. Заслушивание индивидуального сообщения
"Наша Зоя"
Учитель сообщает новую тему
-Цель урока
-Предлагает записать план урока в тетрадь.
Проблема: Почему устоял Сталинград?
3.Изучение нового материала:
План урока
1.Оборонительный этап битвы:
(17.07.42г. - 18.11.42г)
2.Бои в городе.
3.Контрнаступление Красной Армии
(19.11.1942 г.- 2.02.1943 г.)
Заполнение таблицы:
Объясняет учитель:
Германское командование придавало особое значение захвату г. Сталинграду. Как вспомогательный удар на Кавказе.
Это позволило бы немцам перерезать важную водную артерию, по которой в центральные районы страны доставлялись: хлеб, нефть.
Несмотря на натиск, гитлеровцам не удалось прорваться на Кавказ (они были остановлены на подступах к г. Орджоникидзе, и у перевала главного Кавказского хребта и на Черноморском побережье у г. Новороссийск.)
Тогда вспомогательный удар превратился в основной на южном направление.
17 июля 1942г. - немецкие войска начали наступление на г. Сталинград.
Обучающиеся приводят фамилии земляков ,краткая биография .
На Тамбовщине сформирован 2-ой гвардейский полк ,в произведении "Горячий снег" Ю. Бондарев.
Почти 3-и месяца днем и ночью не прекращалась битва на р. Волга. Фашистская армия четырежды штурмовала город.
Отрывок из фильма ВОВ.
Обучающиеся из фильма записывают в таблицу "События из документального фильма"
23 августа 1942 г. -
25 августа 1942г. -
29 августа 1942 г. -
13 сентября 1942 г. -
Учитель
18 октября 1942 г. - враг захватил значительную часть города. Бои носили кровопролитный характер.
-Неоднократно переходил из рук в руки:
Мамаев Курган, территории тракторного завода и заводских поселков "Баррикады ", "Красный октябрь".
-Защитники Сталинграда стояли насмерть. Их девизом были слова снайпера Василия Зайцева. "За Волгой для нас земли нет"!
Славой покрыли себя бойцы 62-й армии под командованием Чуйкова и 64-й армии под командованием Шумилова.
-Почему население Сталинграда было в городе?
26 октября 1942г. - продвижение врага было остановлено.
Осенью 1942г. Ставка ГКО приступила к подготовке мощного контрудара (Жуков, Василевский - основное наименование "Уран")
19 ноября 1942г. - мощный удар по врагу нанесла Советская артиллерия (День артиллериста), после чего началась танковая атака при поддержке конницы.
-На 5-й день ожесточенных боев войска 2-х фронтов:
1)Юго-Западного
2)Донского
-Ударами с флангов (по румынским и венгерским войскам) окружили 22 дивизии и 160 частей вермахта ~330 тыс. чел. в районе г. Калач.
-Попытки немцев выйти из окружения оказались неудачными.(5 тонн конфет, брошюры вермахты)
-Воспоминание немецкого солдата. Что нужно окружающим войскам?
-Декабрь 1942г. - на помощь окруженной группировке из Котельникова, была выдвинута немецкая танковая группировка Манштейна, которая была разгромлена.
8 января 1943 г. руководствуясь гуманными соображениями, окруженным войскам предложено капитуливать. Отклонено.
10 января 1943 г.- Советские войска приступили к ликвидации окруженной группировке.
Видеофильм "Сталинградская битва"
2 февраля 1943 г. - окруженная группировка противника капитулирована (в плен взято 91 тыс. человек во главе с командующим 6-й немецкой армии генералом - фельдмаршалом Ф. Паулюсом)
Победа Красной Армии в Сталинградской битве, положила коренной перелом в ВОВ. И стало началом массового изгнания противника с нашей земли.
Закрепление:
1)Учитель: Причина, почему выстоял русский солдат (обучающиеся записывают в тетрадь)
2)При помощи раздаточного материала на карты наносятся:
а) фронты Красной Армии участвующие в Сталинградской битве.
б) Нанесите населенный пункт, где произошло окружение немецкой армии.
в) Нанесите название населенного пункта, с которого Манштейн пытался прорвать окружение.
г) Нанесите и назовите на карту расположение союзников в Сталинградской битве.
з) Оценки
Домашнее задание:
1)В.П. Островский, А.И. Уткин "История России" 20 век ,11 класс учебник.
2)Написать мини-сочинение: "Героизм Сталинграда".
3)Рекомендованные книги для чтения: "Память Сталинграда".