Откырытй урок - Сталинградская битва

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок



На тему: Сталинградская

битва.



Разработала: преподаватель Ковалева Н.И.







г. Котовск 2014 г.



Тема урока: "СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА"

Образовательная цель:

1.Обучающиеся должны уяснить ход военных действий на Сталинградском направлении.

2.Усвоить историческое значение битвы, понять ,что она являлась началом коренного перелома в ходе войны.

Воспитательная цель:

1.На примерах мужества и героизма защитников Сталинграда продолжить работу по формированию у обучающихся чувства патриотизма.

2.В ходе подготовки обучающимися индивидуальных сообщений, знакомства с дополнительными историческими источниками, воспитать у обучающихся любовь к истории.

Развивающая цель:

1.Продолжить работу под формированием у обучающихся умений и навыков работы с текстом учебника, историческими документами, работа с хронологической таблицей, умение делать самостоятельные выводы.

Уровень усвоения - 2

Тип урока: комбинированный

Методы:

Работа с раздаточным материалом, исторической картой, текстом учебника, видеофильмом, анализ индивидуальных сообщений ,решение проблемного вопроса, работа с хронологической таблицей.

Межпредметные связи:

1.История Тамбовского края

2.ОБЖ

3.Литература Ю. Бондарев "Горячий снег"

Оборудование урока:

1.Карта "Разгром немецко-фашистских войск"

2.Воспоминания маршала В.И. Чуйкова

3.Отрывок воспоминания немецкого солдата

4.Видеофильм (отрывок) к/ф Сталинградская битва; д/ф Великая Отечественная война

5.Учебник "История России" А.А. Данилов ,Л.Г. Косулина, "Просвещение" ,1996 г. с.234

6.Плокат События "Сталинградской битвы"

7.Ветераны "Сталинградской битвы"

8.Раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент - 2 мин.

2.Проверка знаний - 5 мин.

3.Изучение нового материала (по плану) - 20 мин.

4.Закрепление - 15 мин.

5.Оценки - 2 мин.

6.Домашнее задание - 1 мин.

Ход работы

1.Оргмомент - 1 мин.

2.Проверка заданий - 8 мин. (по карточкам-заданиям)

- при помощи этапов ответа. Заслушивание индивидуального сообщения

"Наша Зоя"

Учитель сообщает новую тему

-Цель урока

-Предлагает записать план урока в тетрадь.

Проблема: Почему устоял Сталинград?

3.Изучение нового материала:

План урока

1.Оборонительный этап битвы:

(17.07.42г. - 18.11.42г)

2.Бои в городе.

3.Контрнаступление Красной Армии

(19.11.1942 г.- 2.02.1943 г.)

Заполнение таблицы:

Объясняет учитель:

Германское командование придавало особое значение захвату г. Сталинграду. Как вспомогательный удар на Кавказе.

Это позволило бы немцам перерезать важную водную артерию, по которой в центральные районы страны доставлялись: хлеб, нефть.

Несмотря на натиск, гитлеровцам не удалось прорваться на Кавказ (они были остановлены на подступах к г. Орджоникидзе, и у перевала главного Кавказского хребта и на Черноморском побережье у г. Новороссийск.)

Тогда вспомогательный удар превратился в основной на южном направление.

17 июля 1942г. - немецкие войска начали наступление на г. Сталинград.

Обучающиеся приводят фамилии земляков ,краткая биография .

На Тамбовщине сформирован 2-ой гвардейский полк ,в произведении "Горячий снег" Ю. Бондарев.

Почти 3-и месяца днем и ночью не прекращалась битва на р. Волга. Фашистская армия четырежды штурмовала город.

Отрывок из фильма ВОВ.

Обучающиеся из фильма записывают в таблицу "События из документального фильма"

23 августа 1942 г. -

25 августа 1942г. -

29 августа 1942 г. -

13 сентября 1942 г. -

Учитель

18 октября 1942 г. - враг захватил значительную часть города. Бои носили кровопролитный характер.

-Неоднократно переходил из рук в руки:

Мамаев Курган, территории тракторного завода и заводских поселков "Баррикады ", "Красный октябрь".

-Защитники Сталинграда стояли насмерть. Их девизом были слова снайпера Василия Зайцева. "За Волгой для нас земли нет"!

Славой покрыли себя бойцы 62-й армии под командованием Чуйкова и 64-й армии под командованием Шумилова.

-Почему население Сталинграда было в городе?

26 октября 1942г. - продвижение врага было остановлено.

Осенью 1942г. Ставка ГКО приступила к подготовке мощного контрудара (Жуков, Василевский - основное наименование "Уран")

19 ноября 1942г. - мощный удар по врагу нанесла Советская артиллерия (День артиллериста), после чего началась танковая атака при поддержке конницы.

-На 5-й день ожесточенных боев войска 2-х фронтов:

1)Юго-Западного

2)Донского

-Ударами с флангов (по румынским и венгерским войскам) окружили 22 дивизии и 160 частей вермахта ~330 тыс. чел. в районе г. Калач.

-Попытки немцев выйти из окружения оказались неудачными.(5 тонн конфет, брошюры вермахты)

-Воспоминание немецкого солдата. Что нужно окружающим войскам?

-Декабрь 1942г. - на помощь окруженной группировке из Котельникова, была выдвинута немецкая танковая группировка Манштейна, которая была разгромлена.

8 января 1943 г. руководствуясь гуманными соображениями, окруженным войскам предложено капитуливать. Отклонено.

10 января 1943 г.- Советские войска приступили к ликвидации окруженной группировке.

Видеофильм "Сталинградская битва"

2 февраля 1943 г. - окруженная группировка противника капитулирована (в плен взято 91 тыс. человек во главе с командующим 6-й немецкой армии генералом - фельдмаршалом Ф. Паулюсом)

Победа Красной Армии в Сталинградской битве, положила коренной перелом в ВОВ. И стало началом массового изгнания противника с нашей земли.

Закрепление:

1)Учитель: Причина, почему выстоял русский солдат (обучающиеся записывают в тетрадь)

2)При помощи раздаточного материала на карты наносятся:

а) фронты Красной Армии участвующие в Сталинградской битве.

б) Нанесите населенный пункт, где произошло окружение немецкой армии.

в) Нанесите название населенного пункта, с которого Манштейн пытался прорвать окружение.

г) Нанесите и назовите на карту расположение союзников в Сталинградской битве.

з) Оценки

Домашнее задание:

1)В.П. Островский, А.И. Уткин "История России" 20 век ,11 класс учебник.

2)Написать мини-сочинение: "Героизм Сталинграда".

3)Рекомендованные книги для чтения: "Память Сталинграда".



© 2010-2022