• Преподавателю
  • История
  • План - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

План - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе МудромПлан - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе МудромПлан - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе МудромПлан - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе МудромПлан - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе МудромПлан - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе МудромПлан - конспект урока по истории России Рассвет Древнерусского государства при Ярославе МудромПлан - конспект урока истории

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».

Цели и задачи урока: 1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

2. продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

3. воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева ;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской

принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»

Письменно: 1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске)

митрополит

е п и с к о п ы

м о н а х и

с в я щ е н н и к и

3. Решить тестовые задания.

  1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

    Рюрик

    1

    За ограбление во время полюдья был убит древлянами

    Олег

    2

    Установил уроки и погосты

    Игорь

    3

    Совершил первый победоносный поход на Царьград

    Ольга

    4

    Разгромил Хазарский каганат

    Святослав

    5

    Провел крещение Руси

    Владимир

    6

    Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

  2. Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:

А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;

Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;

Г) Балтийское море - р.Неман -р.Припять - р.Днепр - Черное море;

  1. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

А) многобожие б) троебожие в) единобожие



  1. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

А)Святослав б)Владимир в)Олег



  1. что относится к жанру героического эпоса?

А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

Устно: 1.Беседа с классом

  • когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

  • какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

  • Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

  • Каковы были причины принятия Русью христианства?

  • Какое значение имело принятие Русью христианства?

3.Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»

4. Обобщение

  • Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

  • Чем Владимир отличался от них?

(первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)



  1. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, плана урока. План целесообразно записать на доске.

План.

План нашего урока (слайд 1):

1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Власть и законы: «Правда Ярослава».

3. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира

- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь - Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один - Мудрым, другой - Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава - сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым.

Итак, сегодня нам необходимо будет ответить на вопрос: «Почему Ярослава прозвали Мудрым и чему мы должны поучиться у него?».

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» (слайд 2).

1. Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей - Борису( второй - Глеб).

Это не понравилось двум старшим сыновьям -Святополку и Ярославу .

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)

Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)

В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)

разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становиться во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);

С1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

Ребята, откройте, пожалуйста, ваши учебнике на стр. 57, перед вами карта «Русь в Х - начале ХII века» (слайд 3). Также у вас на партах лежит отрывок из «Повести временных лет». Давайте сейчас мы прочитаем с вами этот отрывок и укажем на карте города, которые будем называть.

Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир "посадил" управлять близлежащими землями своих сыновей?

Наместник (посадник) - назначаемый или выборный глава местной власти.

2. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

(период его правления - время расцвета Руси;

способствовал распространению христианства

строил церкви, открывал при них школы

поощрял переводы книг с греческого на славянский

способствовал образованию монастырей

покупал книги, собрал библиотеку, был образован

принял первый писаный свод законов на Руси - Правду Ярослава)

Проверка самостоятельной работы.

Итак, укрепление единства Руси, усиление власти киевских князей - всегда было целью политики Рюриковичей, но после смерти Владимира Красного Солнышка на Руси вновь наступили тяжёлые времена, потому, что сыновья Владимира начали борьбу за власть.

Ребята, давайте откроем учебник § 6 пункт 1 (стр.47): «Борьба за власть сыновей Владимира». Давайте прочитаем этот пункт. А после прочтения вы должны будете ответить на несколько вопросов (слайд 4): «Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?», «Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира?», «Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?», «Каков был итог усобиц?».

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и определим те области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый (2 серия, со 2:50 мин до 7:38 мин).

Перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый?

Слайд 6.

А сейчас давайте поделимся с вами на 3 группы, например, по рядам. Каждая группа берет определенную область деятельности Ярослава Мудрого, которую мы с вами назвали, и с помощью текста учебника (страницы назвать) составляет краткий план по своему вопросу.

1. Распространение христианства и грамотности (стр. 50). (Слайд 7 - схема).

2. Управление государством (внутренняя политика) (стр. 50-52). (Слайд 8).

3. Внешняя политика (стр. 52-53). (Слайд 9).

При Ярославе сложились более чёткие правила управления Древнерусским государством. (схема).

3.Опережающее индивидуальное задание: на основе текста § 6, р.3, стр.46-47. определить какие изменения произошли в управлении государством при Ярославе Мудром.

Было:

Государство

Города

Земли

Великий киевский князь

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Местные князья

Их дружины

Советы старейшин

Тысяцкие

Ополчение

Стало:

Государство

Города

Земли (волости)

Великий киевский князь

(самовластец)

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Народное ополчение

посадник

Наместники

(сыновья вел. князя)

Их дружины

посадник

Ополчение

Доп. Вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)

Перед вами картина К.В. Лебедева «Вече в Новгороде» (+ Слайд 10).

По удару вечевого колокола собрались люди с разных «концов» и улиц Новгорода на Ярославово дворище (на Торговой стороне). В центре двора на вечевой степени (помосте) расположились новгородские власти - посадник, тысяцкий, старые посадники, кончанские и уличанские старосты, вечевой дьяк. Посадник стоя держит речь. На площади вокруг степени собрались бояре, «житьи люди», купцы и «черные люди». Вече в полном разгаре. В глубине площади, у самых ворот, - кучка людей, которые держаться в стороне, чтобы бежать в случае схватки. Остальные принимают то или иное участие в происходящем - кто сосредоточенно слушает, что говорится с вечевой степени, кто прислушивается к толкам соседей. На первом плане картины представлены два основных слоя - простые люди (ремесленники) и бояре. Они ожесточенно спорят. На боярах шапки из бархата и сукна. Поверх кафтанов накинуты свиты из заморского сукна, с длинными широкими рукавами, с отложными, богато украшенными воротниками. Холеные руки - в перстнях. Это крупные землевладельцы. В своих землях они - полные господа: определяют оброк и дань, судят, содержат дружины, предпринимают походы, чтобы пограбить соседей и обогатиться. Кроме богатства бояре имеют власть и почет. Все важные должности в Новгороде занимают их ставленники. Неизвестно, чем окончится вече. Бояре заранее договорились в Совете господ, который собрался под руководством владыки - архиепископа новгородского. У бояр есть связи во всех «концах» города, где они держат в своих руках должников - купцов и «черных людей», среди которых они могут навербовать себе людей, чтобы те кричали за них на вече. Бояре и их сторонники хорошо вооружены. Если боярам удастся запугать, уговорить народ - пройдет их решение. Если нет, то вече разделится, ударит одна сторона на другую, в ход пойдет оружие.

Используя картину К.В.Лебедева «Новгородское вече», приведите конкретные свидетельства о составе веча в Новгороде.

4. Рассказ учителя с опорой на таблицу:

Цели внешней политики

Успехи

Неудачи

Укрепление южных рубежей страны

  1. возводил на границе города-крепости

  2. наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г)

Расширение территории

Земли на западном берегу Чудского озера

Укрепление северо-западных рубежей страны

Строительство Юрьева

Установление выгодных отношений с государствами Европы

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;

1041 г - союзный договор с Польшей;

ряд выгодных династических браков

1043 г. - неудачный поход на Византию;



  1. Итог урока.

Сегодня мы познакомились с историей Руси 1 пол. 11 в. Это было время расцвета Древнерусского государства, связанного с деятельностью князя Ярослава Мудрого. Это время формирования на Руси феодальной земельной собственности и различных категорий зависимого населения. Но всё - же большинство земель принадлежало государству, а большинство населения составляли свободные люди. (Слайд 11).

Итак, ребята, давайте ответим с вами на главный вопрос сегодняшнего урока: Почему Ярослава прозвали Мудрым и чему мы должны поучиться у него?

  • Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

  1. Д\З § 6, стр. 43-48 (р.1-4), ответить на вопросы 1,2.,3,4. *** найти ошибку на карте на стр.52.







© 2010-2022