Конспект урока Государства и народы доколумбовой Америки

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Государства и народы доколумбовой Америки (история средних веков, 6 класс)

Учитель истории и обществознания МКОУ ХМР СОШ с.Цингалы: Шумакова В.В.

Цель: сформировать у учащихся представление о государствах и народах доколумбовой Америки.

  • способствовать развитию исследовательских навыков и творческих качеств: собирая и анализируя материал из различных исторических источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;

  • развитие коммуникативных умений (умения слышать и слушать собеседника, терпимость к различным точкам зрения);

  • формирование гражданской позиции: стремление брать на себя решение каких-либо проблем

Задачи:

1. Учащиеся должны знать:

  • основные занятия народов доколумбовой Америки;

  • особенности управления государством

  • главные достижения культуры американских народов.

2. Учащиеся должны уметь:

  • описывать общее и различное в общественных порядках майя, ацтеков, инков;

  • работать с исторической картой;

  • оценивать масштабность происходивших событий и явлений в доколумбовой Америке и их значимость для эпохи Средневековья.

  • Услышать, увидеть, понять, признать ответить.

План:

  1. Оргмомент

  2. Сообщение темы урока - ее изучение
    3.1. Занятия жителей Америки
    3.2. Цивилизация майя
    3.2. Цивилизация ацтеков
    3.3. Государство инков

  3. Закрепление изученного материала - работа с картой, в рабочей тетради

  4. Подведение итогов - выставление оценок

  5. Домашнее задание

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид: комбинированный.

Оборудование:

  • Агибалова Е.В.: учеб для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2007.

  • рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История Средних веков» (задание №1, №4 к параграфу 33);

  • атлас по истории средних веков для учащихся 6 класса - карта «доколумбовая Америка»;

  • медиапроектор (презентация);

  • дидактический материал;

  • цветные карандаши.

Понятия: майя, ацтеки, инки, полуостров Юкатан, город Теночтитлан, горы Анды, страна инков Перу, город Куско.

Ход урока

Оргмомент

- Здравствуйте, присаживайтесь!

- Сегодня мы продолжаем (Слайд № __1__) путешествие по удивительному миру средневековья,

Тема урока: народы доколумбовой Америки.

Наше занятии пройдёт в форме путешествия.

Почему этот континент называют доколумбовой Америкой? (Слайд № ____). (Ответ: доколумбовая Америка - это континент, который открыл Христофор Колумб- генуэзец на испанской службе.

Краткая историческая справка:

Христофор Колумб (1451-1506).

X. Колумб в поисках морского пути в Индию и Китай решил идти не на восток (вокруг Африки), а на запад, пересекая неведомый Атлантический океан. Это был вызов традиционному решению этой задачи.

Колумб был убежден, что земля имеет форму шара,а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию.

В августе 1492 г. три каравеллы Колумба -"Санта-Мария", "Нинья" и "Пинта" отправились в плавание от берегов Испании.

Плавание было очень трудным. Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы Пинта раздался выстрел - это был сигнал. Матрос увидел огонь - костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор(Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами.

В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки.

- Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать? Слайд № ___. (Учащиеся высказывают предположение о каравелле).

- Сегодня, в ходе нашего путешествия, мы узнаем, (Слайд № ___) чем занимались, как жили индейские племена майя, инки, ацтеки; познакомимся с особенностями управления государством, культурой, языком индейских племен; повстречаемся с местными жителями; затем нам предстоит интересная и увлекательная работа с контурной картой. Это путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки мы будем совершать по маршруту (Слайд №_____), который есть у каждого из вас на парте. Знания этого урока Вам обязательно пригодятся в будущем ведь, наверняка в глубине души каждый из вас после окончания школы мечтает стать дипломатом или путешественником, а может быть даже и экскурсоводом. Вот тогда-то и пригодятся вам знания с уроков по истории средних веков.

Прошлое не безупречно,
но упрекать его бессмысленно,
а вот изучать необходимо.
М.Горький (русский писатель) (слайд № ____)

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос урока (Слайд №_____):

Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества?

Итоги будем подводить в конце урока.

- Итак, мы отправляемся в путешествие

Когда европейцы пришли к ним, простодушные аборигены были намного ближе к лику первозданной природы; они еще могли и имели право чувствовать себя ее любимыми детьми. И европейцам осталось только завидовать и разрушать.

Отрывок из мультфильма «Покахонтас»

- Американский континент был заселен предками современных индейцев позже, чем другие. (Слайд № ______) Произошло это около 30 000 лет назад азиатскими народами через Берингов пролив. Охотники на бизонов, оленей и мамонтов покинули Азию и, сами того не зная, оказались на американской земле. Слайд № _____. Расселяясь с севера на юг, они за 20 000 лет добрались до Огненной Земли.

В различных областях Америки они приспосабливались к своеобразным местным условиям. Они сражались с дикими зверями, и ягуар стал грозным символом той войны. Стремясь подчинить себе природу, они начали орошать сухие земли Мексики, осушать болота озера Тескоко, вырубать леса Амазонии. Слайд № ______.

У каждого из народов был свой язык и свой жизненный уклад. Индейцы Великих равнин жили в вигвамах - переносных жилищах, которые позволяли им быстро переселяться с места на место.

Изолированные от внешнего мира, первые американцы не изобрели гончарного круга, не добывали железо. Из домашних животных они приручила только ламу. Слайд № ______. Однако её нельзя было впрячь в повозку: она была недостаточно сильна. Не знали они и повозок, так как не изобрели колесо. Но американцы выращивали много сельскохозяйственных культур, которые нигде более не были известны. Слайд № ______. Именно оттуда к нам пришли картофель, кукуруза, томат, какао, арахис, земляника, подсолнечник, хлопок, фасоль, тыква. Названия этих культур пришли из индейских языков.

Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.

Даже сейчас мы с вами пользуемся словами, которые взяты из индейских языков: географические названия, названия животных, рыб, птиц, предметов с которыми европейцы познакомились впервые в Америке.

Отрывок из мультфильма «Покахонтас»

А вот и первые жители.

- Вы должны внимательно слушать и запоминать то, что они говорят, о чем рассказывают, так как в ходе нашего путешествия мы будем заполнять (Слайд № _____) путевой дневник в виде таблицы.

Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки

- Итак, представители индейского племен майя. Слайд № _____.

Наше племя проживало в Центральной Америке, на острове Юкатан - это непроходимые джунгли. Земля принадлежала общинам, каждой семье община выделяла расчищенный от леса участок. Главная культура - кукуруза. В I веке до нашей эры у нас возникли города во главе с правителем - он великий человек и его власть передавалась только по наследству. Но любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь.

Мы уже использовали письменность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Нами создан календарь на основе, которого жрецы указывали сроки начала земледельческих работ, мы умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Мы строили на большой высоте, так вот, чтобы построить город, мы сначала расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из каменоломен многотонные каменные глыбы, их шлифовали и покрывали резьбой. Улицы в наших городах тоже необычные, они пересекались под прямым углом друг к другу. Между городами прокладывали дороги, которые покрывали гладко оттесанными каменными плитами.

На высоких платформах сооружали дворцы и храмы (самый известный - Чичен - Ица, это каменное сооружение дошло до наших дней, в виде ступенчатых пирамид, некоторые из них потом использовались как гробницы правителей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проёмы. Постройки украшали статуями богов и рельефами, изображавшими правителей, жрецов, а также военные сцены.

Майя часто воевали друг с другом. Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры, и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремнёвыми лезвиями и приспособления, напоминающие пращу.

В нашем племени существовали и развлечения, среди которых игра в мяч, она символизировала борьбу между жизнью и смертью. В конце некоторых игроков предавали смерти. Наша религиозная система исключительно самобытна. Мы почитали множество богов, требовавших крови человеческих жертв. В том числе Бога Солнца, в честь Бога Дождя Чаку совершали жертвоприношения в виде человеческого сердца.

Вот так мы и жили, пока в середине XIII века не начались внутренние конфликты, которые привели к падению города Майяпана в 1441 году (столица централизованного государства майя). К 1500 г.от государства майя осталось лишь несколько небольших поселений. Так наше племя и прекратило существование. Но до вашего времени сохранились храмы нашего индейского племени.

- Очень много интересного и увлекательного вы нам поведали, спасибо! До свидание!

- А теперь давайте сверим, с тем как вы заполнили путевой дневник. Итак, приступаем. (Слайд № _____).

- А сейчас представители индейского племени ацтеков. Слайд № ____. Не забывайте заполнять путевой дневник.

Наше племя жило на территории Мексики, на плоскогорье высотой 2000 метров над уровнем моря, в этом месте расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. Сюда наше племя пришло с севера в 13 веке. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко.

Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих когтях змею. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

Уже в 1325 году на острове возник город Теночтитлан - ацтекская столица. Острова соединили дамбами, город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные рельефами и мозаикой. Горожанам земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей страницы. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза), бобы и тыквенные.

Во главе государства стоял наследственный правитель - «владыка всех людей». Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (аст. Huey Tlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор»

Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье. Во время войны создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Свои мужеством на войне рядовые воины, вооруженные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати, таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делами рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками. Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (исп. guerras floridas) - специальные набеги для захвата пленников для совершения жертвоприношений, чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя «цветочным войнам»).

Больших успехов мы достигли в ремесле. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоценные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка и вышивки с прокладками из цветных птичьих перьев.

В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах обучали земледелию, ремеслу и военному делу. Детей знати учили истории, мифологии и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии, ораторскому искусству. Мы сочиняли гимны, которые посвящали богам. В столице ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов; лучших из них награждали премиями.

Так мы и жили, пока в 1519 году в нашу империю вторглись испанские завоеватели, и с тех пор начались наши беды - большую часть территории они подвергли сожжению. Так жизнь нашего племени и закончилась очень печально….

- Очень много интересного и увлекательного вы нам поведали, спасибо! До свидания!

- А теперь давайте сверим, с тем как вы заполнили путевой дневник. Итак, приступаем. (Слайд № _____).

- А сейчас- гости индейского племени инков - слайд № _____.

В суровых горах Андах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров наша страна Перу. Центр ее - город Куско с прилегающей территорией. Наше государство возникло в 11 веке. Мы постепенно завоевали соседние племена, подчинили себе большие области. Во главе правительства стоял неограниченный правитель - верховный Инка. Власть Инки была окружена священным ореолом. Внешним знаком отличия Инки была шерстяная головная повязка с кистью и тремя перьями над лбом - так называемая маскапайча. Он носил платье из красивых тканей и никогда не надевал его дважды. Во время приема посетителей Инка был скрыт от них занавесом, а слова его передавал специальный вельможа.

Власть правителя переходила одному из законных сыновей, по его мнению, наиболее способному. Кровные родственники Инки, назывались «Сынами Солнца» (Солнце - главный Бог Инков), занимали высшие должности в государстве. Инки поклонялись Солнцу (Инти), как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось. В связи с солнечным культом были очень распространены различные изделия из золота.

Наше государство подчинялось интересам войны и по образу жизни напоминало казарму. Мужчин делили на отряды - десятки, сотни - во главе с начальниками. Дисциплина в войске крайне суровая: например, воин, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Наша армия побеждала и своей численностью: на одного врага приходилось нас до 20 человек.

Население жило общинами, которая состояла из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина - половину надела. Общинник был всю жизнь привязан к своему селению, он не мог выйти за границу общины без разрешения властей. На склонах гор крестьяне высекали площадки для посева и насыпали на них землю. Поля огораживали барьерами, чтобы дожди не смывали землю, в засуху орошали ее водой из каналов.

Все подданные обязаны были либо трудиться на земле, либо служить в войске.

Вступление в брак у нас было обязательным. Всех мужчин до 25 лет или женщин до 18 лет, не успевших заключить брак, собирали в назначенный день в окружном центре, где чиновник составлял из них по своему усмотрению супружеские пары. Никто не мог уклониться от предписанного государством брака!

Мы создали свою неповторимую культуру. Письменности мы не знали, но создали особое узелковое письмо - кипу. Построили великолепные дороги, которые связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта). В школах наряду с историей, религией, военным искусством, музыкой и танцами дети на память заучивали сведения о порядке управления, наших законах и обычаях.

Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Наша главная крепость располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями. Так мы и жили вплоть до 20-х годов 16 века, пока нашу территорию не завоевали испанцы. Они захватили и разграбили Куско. Вот так грустно и закончилась жизнь нашего инкского племени…

Спасибо!

- А теперь давайте сверим, как вы заполнили путевой дневник. Итак, приступаем. (Слайд № _____).

- Пожалуйста, а сейчас сделаем вывод по нашему путевому дневнику. Что мы можем из него узнать?

Физминутка:

- В ходе путешествия мы с вами устали. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть. Слайд №____ У индейцев очень своеобразный язык.

- Он состоит из двух слов, а обозначает одну вещь. С произношением нескольких слов и их значением мы сейчас и познакомимся… Слайд № _____

- Я буду произносить фразу и говорить, что она означает. А вы все хором должны будете повторить только саму фразу.

  • Ин шочитль, ин куикатль - цветок и песня = поэзия;

  • Ин атль, ин тепетль= вода и холм = город;

  • Ин топан, ин мик тлан = то, что над нами, страна мертвых, мир за пределами человеческого разума.

  • Топко, петлакалко= в мешке и в ящике = тайна

- Сейчас мы переходим к не менее интересной и увлекательной работе с контурной картой «Государства доколумбовой Америки». (Слайд № _____). Сама карта слайд № _____.

Работа в рабочей тетради-с.102

- А сейчас мы с вами должны подвести итоги по заданию урока. Итак, задание было таким слайд № ______

Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества??? И в чем это выражалось? Обосновать свою точку зрения («да» почему? или «нет» почему?)

- А сейчас попробуем сделать вывод?

- Озвучить выводы (слайд № _____) и записать их в тетрадь:

  • Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.

  • У них складывались классовые общества и возникали государства.

  • Они создали свою оригинальную культуру - письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.

- Вывод по нашему путевому дневнику (нашей таблице) совпадает сегодня с выводом по нашему уроку?

- Подведение итогов работы на уроке - выставление оценок

- Мы с вами совершили сегодня удивительное путешествие в средневековый мир народов доколумбовой Америки

Оцените урок с помощью 10 пальцев.

  1. Усталость -

  2. Интерес к происходящему на уроке -

  3. Желание сделать самому -

Закончите фразы.

Меня удивило…..

Я почувствовал …

Я думаю ……

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Д\З: выполнить задания в рабочей тетради.

- На этом урок окончен! Всем спасибо! До свидания!

Приложение

Рабочий лист урока



Тема: __________________________________________________

  1. Маршрут путешествия: Конспект урока Государства и народы доколумбовой Америки

1. «Первые американцы»

2. Майя.

3. Ацтеки.

4. Инки.

  1. Ответьте на вопрос:

Внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

  1. Впишите значение слова:

ВИГВАМ - __________________________________________________________________________

  1. Заполните путевой дневник:



Название племени

Занимаемая территория

Занятия

Общественные отношения

Достижения культуры

  1. Майя


2. Ацтеки


3. Инки



Работу выполнил:_______________________________________________


© 2010-2022