Входящая контрольная работа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кодификатор

элементов содержания и требований

к уровню подготовки учащихся 5-х классов

по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений для проведения

мониторинга по истории (истории Древнего мира) (далее - кодификатор) является одним из документов, составленном на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории Древнего мира по базисному учебному плану.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене по истории

Перечень элементов содержания, проверяемых мониторингом по истории (истории Древнего мира), составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по истории Древнего мира (базовый уровень).

В первом столбце таблицы указан код раздела, которому соответствуют

крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента

содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.





№ раздела и темы


Элементы содержания

Соответствие вопросам тестирования

1

ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ

1.1

Предыстория человечества

А.1

1.2

Первобытный период

А.2

2

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

2.1

Древнейшие цивилизации Месопотамии

А.3

2.2

Древний Египет

А.4

2.3

Древняя Индия

А.5

2.4

Древний Китай

А.6

3

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

3.1

Древнейшая Греция

А.7

3.2

Победа греческой демократии над восточной деспотией

А.8

3.3

Расцвет Греции

А.9

3.4

Упадок Греции. Рождение нового мира

А.10

4

ДРЕВНИЙ РИМ

4.1

Ранний Рим

А.11

4.2

Поздняя республика

А.12

4.3

Возникновение и расцвет Римской империи

А.13



Раздел 2.

Ниже приводится перечень проверяемых умений и видов познавательной деятельности учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений.

Проверяемые умения и виды познавательной деятельности

А1-А4

Знание дат и периодизации истории Древнего мира

А5-А8

Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса

А9-А11

Знание исторических понятий, терминов

А12-А13

Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов

В1

Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов

В2

Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов

В3

Группировка исторической информации

В4

Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса

В5

Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов

В6

Анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей

С 1

  • Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории

  • Умение извлекать информацию из источника

  • Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника

  • Выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте

  • Анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий



Часть А.

А.1

В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве

Г) в соседской общине

А.1

Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?

А) скотоводство

Б) охота

В) собирательство

Г) обработка металлов

А.1

Несколько родовых общин, живших в одной местности:

А) человеческое стадо

Б) племя

В) соседская община

Г) государство

А.1

Выберите главную причину появления неравенства среди людей:

А) распад родовой общины

Б) изменение орудий труда

В) появление государства

Г) изобретение металлических орудий труда

А.2

Где находится Египет?
А) в северо-восточной части Африки

Б) в Центральной Азии

В) в Центральной Африке

Г) на Апеннинском полуострове

А.2

Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте:

А) рельеф

Б) оазис

В) шадуф

Г) канал

А.2

Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

А) объединение Южного и Северного царств

Б) союз богов неба и земли

В) царство мертвых и царство живых

Г) единение Западного и Восточного царств

А.2

Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

А) из шкур животных

Б) из пальмовых листьев

В) из тростника

Г) из глины

А.3

Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

Г) Сфинкс

А.3

«Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) мавзолей

В) пирамида

Г) храм

А.3

Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы

В) старейшины

Г) вельможи

А.3

Как называется река, протекающая по территории Египта?

А) Нил

Б) Тигр

В) Евфрат

Г) Тибр

А.4

Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

А) Израиль

Б) Ассирия

В) Египет

Г) Финикия

А.4

Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Хаммурапи

Б) Соломон

В) Крез

Г) Гильгамеш

А.4

Письменность в Древнем Двуречье (Междуречье):

А) линейное письмо

Б) иероглифы

В) клинопись

Г) латиница

А.4

Что вывозили торговцы из Финикии?

А) бумагу и чай

Б) сахар и хлопок

В) строительный лес

Г) пушнину

А.5

Где находится Индия?

А) на западе Азии

Б) на юге Азии

В) на востоке Азии

Г) в северной части Африки

А.5

Индийский царь, объединивший все индийские царства в III веке до н.э.:

А) Ашока

Б) Гаутама

В) Крез

Г) Соломон

А.5

Кто учил в Древней Индии, что главное - личное достоинство человека, а не его происхождение?

А) Брахма

Б) Будда

В) Рама

Г) Гаутама

А.5

Что изобрели в Древней Индии?

А) шахматы

Б) прозрачное стекло

В) бумагу

Г) шелк

А.6

Где протекает река Янцзы?

А) в Междуречье

Б) в Индии

В) в Египте

Г) в Китае

А.6

Что изобрели в Древнем Китае?

А) бумагу

Б) цифры

В) шахматы

Г) прозрачное стекло

А.6

От кого защищала Северный Китай Великая Китайская стена?

А) от ассирийцев

Б) от гуннов

В) от филистимлян

Г) от монголов

А.6

Что выращивали земледельцы в Древнем Китае?

А) сахарный тростник

Б) хлопчатник

В) чай

Г) пшеницу

А.7

Где находится Греция?

А) в южной части Балканского полуострова

Б) в западной части Азии

В) в восточной части Африки

Г) на Апеннинском полуострове

А.7

Какими морями омывается территория Греции?

А) Ионическим и Эгейским морями

Б) Красным и Желтым морями

В) Балтийским и Северным морями

Г) Адриатическим и Тирренским морями

А.7

Что называется полисом?

А) город-государство в Древней Греции

Б) город в Древней Греции

В) название органа управления городом

Г) община в Древней Греции

А.7

Как по-гречески назывался простой народ?

А) илоты

Б) полис

В) демос

Г) ареопаг

А.8

Высший орган власти в Спарте:

А) Народное собрание

Б) Совет старейшин

В) цари

Г) Сенат

А.8

Как назывался Совет знати в Афинах?

А) ареопаг

Б) демос

В) полис

Г) агора

А.8

Что означает греческое слово «демократия»?

А) власть народа

Б) власть знати

В) власть тирана

Г) власть царя

А.8

Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:

А) стратеги

Б) архонты

В) Народное собрание

Г) Сенат

А.9

Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:

А) Гомер

Б) Гесиод

В) Эсхил

Г) Птолемей

А.9

Где проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

А) на горе Олимп

Б) в Олимпии

В) в Афинах

Г) в Спарте

А.9

Кто в афинском полисе платил налог за право жить в этом государстве?

А) рабы

Б) граждане Афин

В) купцы-переселенцы

Г) крестьяне

А.9

Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

А) каждый год

Б) раз в десять лет

В) раз в четыре года

Г) раз в двадцать пять лет

А.10

В Пелопонесской войне победил(а,и):

А) Афины

Б) Афинский морской союз

В) Спарта

Г) Фивы

А.10

Последнее сражение, в котором Александр Македонский окончательно разгромил Персидское царство:

А) при Гавгамелах

Б) при Херонее

В) при Платеях

Г) при Иссе

А.10

Греческим флотом в Саламинской битве руководил:

А) царь Леонид

Б) Аристид

В) Мильтиад

Г) Фемистокл

А.10

Долговое рабство в Афинах отменил:

А) Солон

Б) Дракон

В) Перикл

Г) Ликург

А.11

Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

А) Рем

Б) Ромул

В) Нумитор

Г) Тарквиний Гордый

А.11

Кто такие патриции?

А) потомки древнейших жителей Рима

Б) потомки племени этрусков

В) потомки греческих колонистов Италии

Г) переселенцев из Малой Азии

А.11

Кто такой диктатор?

А) управляющий римской провинцией

Б) правитель, обладающий неограниченной властью

В) главнокомандующий римской армией

Г) должностное лицо, возглавлявшее Народное собрание

А.11

С правления какого императора Римское государство стали называть империей?

А) Нумитора

Б) Октавиана Августа

В) Цезаря

Г) Нерона

А.12

Должностные лица, избиравшиеся в республиканском Риме каждый год:

А) сенаторы

Б) консулы

В) императоры

Г) цензоры

А.12

Высший орган власти в республиканском Риме?

А) сенат

Б) народные трибуны

В) царь

Г) комиции

А.12

Народные трибуны имели право произносить в сенате слово «вето». Что оно означало?

А) «приветствую»

Б) «разрешаю»

В) «одобряю»

Г) «запрещаю»

А.12

Что произошло в 509 году до н.э.?

А) в Риме установилась республика

Б) был основан Рим

В) в Риме установилась империя

Г) гуси спасли Рим

А.13

Какое зрелище римляне предпочитали всем остальным?

А) театральное представление

Б) спортивное состязание

В) гладиаторские бои

Г) цирковые представления

А.13

Кого римляне называли лучшим из императоров (правил в 98 - 117 гг. н.э.)

А) Цезаря

Б) Траяна

В) Константина

Г) Октавиана

А.13

Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

А) в 509 г. до н.э.

Б) 74-71гг. до н.э.

В) в 313 г. н.э.

Г) в 395 г. н.э.

А.13

Последний император Западной Римской империи:

А) Константин

Б) Ромул

В) Цезарь

Г) Юстиниан

Часть В.

В.1

Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Палка-копалка, дубина, заостренный камень:

А) это древнейшие орудия труда

Б) это предметы, которыми древнейшие люди пользовались на охоте

В) это предметы, которые умели изготавливать обезьяны

Г) это предметы домашнего обихода

В.1

Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Огонь, орудия труда:

А) это то, чем древнейшие люди отличались от обезьян

Б) это то, чем древнейшим людям не удалось овладеть

В) это то, что умели добывать обезьяны

Г) это то, что заимствовано у природы

В.1

Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Земледелие, скотоводство, обработка металлов:

А) это занятия, позволившие первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) это занятия, которые отличают людей разумных от древнейших людей

В) это занятия, появившиеся 10-9 тысяч лет назад и изменившие жизнь людей

Г) это занятия, характеризующие деятельность современного человека

В.1

Назовите принцип, объединяющий эти пары слов.

Собирательство и земледелие, охота и скотоводство:

А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

Г) собирательство и земледелие основное занятие первобытного человека, охота и скотоводство - для человека разумного

В.2

Приведите в соответствие:

А) на коленях у него лежат листки для записи, в руке тростинка для письма, он очень нужен фараону и вельможам

1) фараон

Б) дом его построен из глины, покрыт крышей из пальмовых листьев, он платит налоги фараону и боится прогневить знатных людей

2) писец

В) на голове его двойная корона, все трепещут перед ним и преклоняются

3) простой египтянин

В.2

Приведите в соответствие:

А) бог солнца и света, самый могущественный и прекрасный

1) Осирис

Б) фараон и судья в царстве мертвых, бог умирающей и воскрешающей природы

2) фараон

В) сын солнца, царь среди людей

3) Амон-Ра

В.2

Приведите в соответствие:

А) бог солнца

1)Тутмос III

Б) фараон, при котором Египет достиг наивысшего могущества

2) Тутанхамон

В) фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде

3) Амон-ра

В.2

Приведите в соответствие:

А) фараон и судья в царстве мертвых

1) сфинкс

Б) существо с телом льва и головой человека

2) храм

В) жилище богов

3) Осирис

В.3

Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Письменность, возникшая в Древнем Двуречье (Междуречье):

А) иероглифы

Б) буквы

В) клинопись

Г) пиктограмма

В.3

Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Материал для письменности в Древнем Двуречье (Междуречье):

А) пальмовые листья

Б) папирус

В) глиняные таблички

Г) береста

В.3

Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Поселения, основанные финикийцами в местах, которые они постоянно посещали:

А) гавани

Б) колонии

В) деревни

Г) общины

В.3

Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Письмо, основанное на передаче звуков, специальными значками:

А) иероглифическое

Б) буквенное

В) клинописное

Г) узелковое

В.4

Найдите лишнее.

Финикийцы первыми создали:

А) буквы

Б) письменность

В) алфавит

Г) прозрачное стекло

В.4

Найдите лишнее.

Ассирия покорила финикийские города:

А) Тир

Б) Библ

В) Вавилонию

Г) Сидон

В.4

Найдите лишнее.

В составе Персидской державы в период ее расцвета были города:

А) Персеполь

Б) Вавилон

В) Мемфис

Г) Афины

В.4

Найдите лишнее.

Эти правители Западной Азии были современниками:

А) Кир

Б) Крез

В) Валтасар

Г) Ашшурбанапал

В.5

Восстановите последовательность событий:

А) убийство Филиппа Македонского

Б) вторжение македонян в долину Инда

В) основание города Александрия

Г) битва у города Исса

Д) битва при Гавгамелах

В.5

Восстановите последовательность событий:

А) первые Олимпийские игры

Б) Марафонская битва

В) введение платы за исполнение выборных должностей в Афинах

Г) отмена долгового рабства в Афинах

Д) битва при Гавгамелах

В.5

Восстановите последовательность событий:

А) расцвет Микен

Б) битва при Платеях

В) расцвет демократии в Афинах

Г) законы Солона

Д) завоевание македонянами Персии

В.5

Восстановите последовательность событий:

А) битва при Херонее

Б) перенос столицы державы Александра Македонского в Вавилон

В) объявление Александра Македонского живым богом

Г) осада Тира

Д) смерть Дария III

В.6

Вставьте вместо пропусков.

Нерон был жестоким и коварным правителем. Его боялись и ненавидели. Люди были убеждены, что постигшее Рим бедствие - ____________ было делом рук императора. Чтобы отвести от себя подозрения, он назвал виновниками бедствия небольшую группу людей, которые называли себя _______________________. Они верили в Бога-Спасителя_______________.


В.6

Вставьте вместо пропусков.

Враги Цезаря в сенате составили заговор. Главой заговорщиков был молодой сенатор ___________, его близкий друг. Цезаря предупредили о готовящемся покушении, но ______ марта _______ года до н.э. он, как обычно, пришел в сенат. Увидев среди бросившихся к нему с обнаженными мечами того, кому он так доверял, цезарь воскликнул: «__________________»!

В.6

Вставьте вместо пропусков.

Рабов, обученных в специальных школах, выпускали на арену перед зрителями. Они должны были сражаться друг против друга. Таких рабов называли _____________. Строили специальные сооружения для проведения боев - __________________.


В.6

Вставьте вместо пропусков.

Римское войско было большим и боеспособным. Оно делилось на _____________, которые состояли в основном из _________________.

Не брали на военную службу бедняков, не владевших ___________________.

Часть С.

С 1.

Плебеи протестовали против того, что решающее слово во время судебных разбирательств принадлежало судьям из числа патрициев. Плебеи требовали пересмотра римских законов. Для этого была создана особая комиссия из патрициев и плебеев. Итогом деятельности комиссии явилось принятие свода законов, записанных на 12 медных досках. В середине 5 века до н.э. их выставили на форуме. В документе устанавливались суровые наказания за покушение на жизнь свободного человека и на его собственность. С принятием этих законов представители власти должны были неуклонно следовать им, так же как и рядовые члены римской общины. Так складывалась система римского права.

Вопросы к документу:

  1. Как назывался документ?

  2. Год издания документа.

  3. Чьи интересы выражал?

  4. Дайте определение понятию плебеи.

  5. Какие права получили плебеи с принятием этого документа?

С.1

Как-то Филиппу привели коня по имени Букефал, предлагая купить его. Конь оказался диким и неукротимым. Никому не позволял он сесть на себя верхом.

Юноша взял коня за узду и повернул его мордой к солнцу. Потом он немного пробежал рядом с конем, поглаживая его рукой. Убедившись, что Букефал успокоился, он возвратился, гордый и ликующий, все разразились криками. Филипп даже прослезился от радости. Он поцеловал сошедшего с коня сына и сказал: «Ищи, сын мой, царства по себе. Ибо эта страна для тебя слишком мала».

Вопросы к документу:

  1. О каком историческом персонаже идет речь в тексте?

  2. Какое государство унаследовал данный правитель?

  3. О каких чертах характера героя свидетельствует история с его конем Букефалом?

  4. Назовите годы правления данного героя.

  5. Какие территории (государства) были завоеваны данным правителем?

С.1

Главная доблесть этого народа - мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки. Детей с пяти - до двадцатилетнего возраста обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости… Нет у них ничего более позорного, чем лгать. Позорно также делать долги, в особенности потому, что должник неизбежно должен лгать. В реку они не плюют, рук не моют в реке сами и никому другому не позволяют этого делать, относясь к рекам с глубоким благоговением.

Вопросы к документу:

  1. О каком народе идет речь в тексте?

  2. При каком правителе государство достигло наивысшего расцвета?

  3. Укажите век (годы) правления данного правителя

  4. Какой титул получил правитель?

  5. Форма правления присуща этому государству

С.1

Предусмотрительно Ганнибал использовал и особенности открытой местности, учтя, с какой стороны жарче палит солнце и много пыли, а с какой всегда дует с востока ветер. Он так выстроил войско, что природа оказалась против римлян. Свидетелями поражения стали окрасившаяся кровью река, мост из трупов через ручей, сооруженный по приказу Ганнибала, две меры перстней, посланных в Карфаген… Теперь никто не сомневался, что это был бы последний день Рима и Ганнибал мог бы через пять дней пировать на Капитолии, если бы умел пользоваться победой так же, как побеждать.

Вопросы к тексту:

  1. О каком сражении идет речь в тексте?

  2. Назовите год сражения.

  3. Данное сражение являлось решающим какой войны?

  4. Назовите хронологические рамки

  5. Перечислите тактические приемы, применяемые Ганнибалом.


© 2010-2022