Урок по истории России 11 класс. Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность»

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории России 11 класс.


Тема: «Распад СССР: закономерность или случайность».

Цель:

- Способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;

- Способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

- Способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Задачи:

- Продолжить формировать у учащихся понимание взаимовлияния тенденций развития страны;

- Формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

- Вырабатывать умения учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, мультимедийными пособиями, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

Планируемые результаты
Учащиеся узнают о:
- причинах межнациональных конфликтов в годы перестройки;
- объективных предпосылках формирования национальных движений за выход из СССР;
- историческом значении принятия Декларации о государственном суверенитете России;
- истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;

- попытках советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;
- обстоятельствах прекращения существования СССР.

Опорные знания

Даты и события:

12 июня 1990 г. - принятие Декларации о государственном суверенитете России

17 марта 1991 г. - всесоюзный референдум о сохранении СССР; всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР

12 июня 1991 г. - выборы первого Президента РСФСР

19-21 августа 1991 г. - ГКЧП

25 декабря 1991 г. - прекращение существования СССР

Имена:

М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Г. И. Наев.

Основные понятия и термины:

Перестройка - последний период в истории СССР, связанный с попыткой обновления социализма в СССР в 1985 - 1991 гг.; политика реформирования СССР.

Гласность - открытое обсуждение государственной политики; возможность открыто сказать правду о своей истории и современности.

Плюрализм - множественность мнений, взглядов.

Путч - государственный переворот с участием небольшой группы заговорщиков.

«Парад суверенитетов» - провозглашение республиками СССР деклараций о государственном суверенитете в 1990 - 1991 гг.

Демократизация - процесс последовательного утверждения или обновления принципов народовластия.

Многопартийность - наличие в обществе наряду с правящими партиями (партией) легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.

Правовое государство - государство, в котором признаётся верховенство права во всех сферах общественной жизни. Неотъемлемый элемент демократии.

Форма: комбинированный урок

Используемые приемы и методы:

- эвристическая беседа;

- Кейс-метод;

- Прием «кластера»;

- Интеллект-карта;

- Мнемотехника;

- «Мозговой штурм»;

- ПОПС - формула;

-Дерево решений;

- приём «П» - «М» - «И».

Методы:

Словесные - объяснение нового материала, беседа;

Наглядные - тематическая презентация «Распад СССР: закономерность или случайность»;

Практические - карточки - задания с дополнительным материалом.

Проблемный - задания с проблемной ситуацией.

Оборудование урока:

  • учебник (А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России ХХ- начало XXI века, 11 класс);

  • рабочий лист тетрадь;

  • политическая карта мира;

  • портреты политических деятелей

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года.


План урока:

I. Организационный момент.

II. Формирование мотивации и определение целей урока.

III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)

IV. Изучение нового материала.

V. Первичное закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Хронологическая разминка.


План:

План:

1. Причины распада СССР

2. Ново - Огаревский процесс

3. Августовский путч 1991 года

4. Беловежское соглашение

7. Последствия распада СССР

Вступление


Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

- целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия.

Функции преподавателя: описание «проблемного поля», постановка проблемного вопроса.

Содержание этапа:

- проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять - распад или развал страны произошел?

Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы.

Владимир Владимирович Путин

Тогда все хотели смены режима - получилось в итоге, что развалилась страна.

Гарри Кимович Каспаров

Оба термина применяются в работах, посвящённых этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая - распад СССР - закономерный результат исторического развития; вторая - в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР».

Причины Распада СССР


1.Борьба за власть между центрами и регионами.

2. Обострение межнациональных конфликтов.

3. Принятие РСФСР Декларации о государственном суверенитете.

4.Ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии

Главной ошибкой в деятельности Горбачева стала непоследовательность в проведении экономических реформ в СССР, что привело к резкому углублению кризиса в стране, а также к снижению уровня жизни граждан..

Б.Н.Ельцин - после изгнания из правительства КПСС сфокусировал свою реформаторскую политическую деятельность на ранее малозначимых государственных структурах РСФСР, пропагандировал суверенитет России, настойчиво боролся

за устранение Президента СССР Горбачева с политической арены, был ключевой фигурой в переговорах республиканских лидеров о прекращении существования СССР .

Новоогаревский процесс

  • 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн чел. (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн чел. (76,4%).

(одновременно с всесоюзным референдумом о сохрании СССР) был проведен референдум о введении поста президента РСФСР

Первые выборы президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года.

Летом 1991 г. Б.Н.Ельцин был избран президентом РСФСР. Он предложил республикам брать суверенитета столько, сколько сможете проглотить».

После проведения референдума М.Горбачев собрал представителей республик в Ново-Огарево и согласившись со всеми условиями и требованиями смог подготовить проект Союзного Договора.

Окончательная редакция «Договора о Союзе Суверенных государств была опубликована в газете «Правда»15 августа 1991года.

В той же газете было опубликовано выступление президента СССР Горбачева по телевидению в которой отмечалось, что союзный договор открыт к подписанию с 20 августа 1991 года.

20 августа 1991г.публикация и обсуждение его проекта привели к расколу в обществе.


«Августовский путч »1991 г. 18-19 августа - попытка государственного переворота (путча) в СССР

Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть.

18 августа несколько «силовиков» приехали к отдыхавшему в Крыму в Форосе М.С. Горбачеву и предложили ему подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но получили отказ. Вернувшись в Москву, они объявили, что Горбачев не может исполнять обязанности Президента СССР «по состоянию здоровья» и его полномочия переходят к вице-президенту Г.И. Янаеву.

В августе 1991 года группа партийных функционеров объявила о временном отстранении Горбачева от власти и ввела в стране чрезвычайное положение. События августа 1991 года - попытка государственного переворота, поставившая страну на грань гражданской войны.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г.И. Янаев, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр обороны СССР Д.Т. Язов и др. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

19 августа 1991 года, после объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России («Белый дом») в центр сопротивления.

Б. Н. Ельцин выступил в роли защитника демократии)

Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства.. 22 августа путч потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы.

Путч продолжался всего несколько дней и был разгромлен, но это не уменьшает его значимости. Именно в августе 1991 года началась новая фаза исторического развития: Россия сделала шаг от социалистического государства к демократическому.

Результаты путча:

1.Провал путча.

2.Указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина о прекращении деятельности КПСС с 12 июня 1991г.

3.Распад СССР.


РАЗВАЛ СССР.
ЧТО ПОЛУЧИЛИ:

Разрушение тоталитарной системы

  • Реально действующие политические права и свободы

  • Ликвидация гонки вооружении и военного противостояния держав

  • Доступ к валюте.

  • Демократию по-русски, или что-то похожее на демократию.

  • Рыночную экономику.

  • Девальвацию.

  • Инфляцию.

  • Полу трезвого президента.

  • Легальную многопартийность.

  • Федерацию.(но только на бумаге).

  • Открытый грабеж население ( всякие пирамиды и т.д.)

  • Несметное количество авантюристов.

  • Огромное количество преступных группировок.

  • МЕГА Социальную мобильность.

  • Свободный выезд за границу.


РАЗВАЛ СССР.
ЧТО ПОТЕРЯЛИ:

  • Уверенность в завтрашнем дне.

  • Ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения

  • Зарплату.

  • Крепкий рубль.

  • Стабильную экономику.

  • СССР.

  • Бывшие республики.

  • ОВД.

  • СЭВ.

  • Бесплатное образование, медицину, жильё, а так же различного рода путевки.

Итог

25декабря 1991 года М.С.Горбачёв, Президент СССР, ушёл в отставку. СССР прекратил существование. В этот же день Верховный Совет России установил новое официальное наименование государства вместо РСФСР - Российская Федерация».


В заключении хочу сказать , что были в истории России и смутные времена,

и времена феодальной раздробленности,

были и революции, и напасти иного рода.

Но все перемалывала неукротимая воля многоплеменного народа

жить в едином могучем централизованном государстве,

где высший суд творили бы закон и право



© 2010-2022