- Преподавателю
- История
- «История в архитектурных памятниках и археологических находках»
«История в архитектурных памятниках и археологических находках»
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Душанова А.Х. |
Дата | 07.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План конспект
урока истории в 5 классе
Тема: «История в архитектурных памятниках и археологических находках»
Цель: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.
Задачи:
1. Показать роль археологии, как науки помощницы истории, значение архитектурных памятников в изучении прошлого человечества
2. Формировать умение решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; развивать хронологические и картографические предметные умения, универсальные учебные действия
3. Воспитывать интерес в истории, уважение к предкам, бережное отношение к историческим памятникам.
Тип урока: урок - поиск.
Оборудование: тематические мультимедийные презентации для работы групп с использованием передвижного комплекса ИКТ, карта Краснодарского края, экран, проектор.Приветствие учителем учащихся.(слайд №2)
Раз - читаем летопись,
Два - идём в музей
Узнаем о времени
И станем мы мудрей.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
чтобы историками стать.
Формирование мотивации учебной деятельности: стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений
II
Проверка знаний по теме «История на карте»
Учитель: У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История - это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.
На прошлом уроке истории мы познакомились с историческими картами и планами.
Перед вами кроссворд с вопросами изученной темы (слайд №2), решив его, вы узнаете ключевое слово сегодняшнего урока.
Содержание кроссворда:
-
Определитель темы исторической карты (название)
-
Наука, изучающая прошлое человечества (история)
-
Наука об измерении времени (хронология)
-
Условные обозначения на исторической карте (легенда)
-
Необходимый элемент исторического плана (символ)
Проверяется выполнение учащимися кроссворда, определение ключевого слова урока.
Учитель называет тему урока: «История в архитектурных памятниках и археологических находках» (слайд №3)
Формирование познавательных (логических) и регулятивных универсальных учебных действий: 1. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, формулирование проблемы.
III
Изучение новой темы
-
Рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов:
(слайд №4)Археология - источник знаний о древности. Термин «археология» происходит от греческих слов ἀρχαίος (archaios - древний) и λόγος (logos - учение, слово). Археология изучает историю на основании вещественных остатков деятельности людей. Эти вещественные остатки называются археологическими памятниками, это могут быть остатки поселений, курганы, могильники, древние каналы, рудники, клады и т.д. Большинство археологических памятников находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально (могильники), другие были засыпаны извержениями вулканов, третьи - из-за деятельности самих людей. Археология называет такие наслоения культурным слоем. Исследуя этот культурный слой, изучается история археологического памятника. Археология как наука теснейшим образом связана с историей, и новости археологии подчас вносят существенные изменения в историю.
(слайд №5)В истории человечества немало древнейших архитектурных памятников, обнаруженных археологами. Архитектура - это искусство и наука, пришедшая к нам из древности. Если наши предки строили сооружения, исходя из соображений надежной защиты от погоды и природных врагов. То сегодня архитектурные шедевры возводят из соображений красоты внешней и внутренней, комфорта и долголетней эксплуатации строения.
Археологи и архитекторы - помощники истории в изучении прошлого человека. Именно поэтому, сегодня на уроке каждый из вас участник проектной группы «археологи» и «архитекторы». Каждой группе необходимо решить проектную задачу. Этапы ее решения вы найдете на своем рабочем месте.
Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий:
-
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
-
Установление причинно-следственных связей
Инструкция по выполнению проектной задачи.
1.Рассмотрите предметы, тематическую мультимедийную презентацию. Подумайте, как они связаны с вашим периодом истории.
2. Дополните знаниями, полученными ранее.
3.Подведите итоги своего исследования, представив текстовое содержание к презентации классу, сделав вывод.
Физкультминутка:
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
-
Работа учащихся в группах:
Группа «Археологи»:
Подгруппа «Древнейшие люди на территории Тимашевского района».
Оборудование для работы: тематическая презентация «Раскопки в х. Ольховском Днепровского сельского поселения».
Подгруппа «Фанагория - греческий город на Кубани»
Оборудование для работы: амфоры, тематическая презентация «Раскопки на Таманском полуострове», статья «Фанагория может стать заповедником» газеты «Кубанские новости» от 12.08.2011
Подгруппа «Казачий быт»
Оборудование для работы: посуда, подковы, утюги, тематическая презентация «Казачий быт»
Подгруппа «Память 1945 года»
Оборудование для работы: остатки немецких штык - ножей, прикладов автоматов, найденные во время пахотных работ на полях ЗАО САФ «Русь» Днепровского сельского поселения
Группа «Архитекторы»
Подгруппа «Жилища кочевых племен»
Оборудование для работы: макет жилища древних племен, тематическая презентация «Жилища кочевых племен»
Подгруппа «Архитектура греческих городов»
Оборудование для работы: фото античного парка «Антика» пос. Сукко Краснодарского края, тематическая презентация «Архитектура греческих городов»
Подгруппа «Хата казака»
Оборудование для работы: макет хаты мазанки, макет самана - материала для строительства хаты, тематическая презентация «Атамань - этнографический комплекс Кубани»
Подгруппа «Дом культуры станицы Днепровской - свидетель истории ХХ века»
Оборудование для работы: тематическая презентация «Дом культуры станицы Днепровской».
-
После обсуждения материалов, оборудования группы представляют результаты своего исследования в очередности:
-
Подгруппа «Древнейшие люди на территории Тимашевского района».
-
Подгруппа «Жилища кочевых племен»
-
Подгруппа «Фанагория - греческий город на Кубани»
-
Подгруппа «Архитектура греческих городов»
Физкультминутка для глаз (слайд №)
-
Подгруппа «Казачий быт»
-
Подгруппа «Хата казака»
-
Подгруппа «Память 1945 года»
-
Подгруппа «Дом культуры станицы Днепровской - свидетель истории ХХ века»
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
-
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
-
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
-
Определение основной и второстепенной информации.
Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий:
-
Взаимодействие: строить понятные для партнера высказывания, умение слышать собеседника
-
Кооперация: уметь планировать общие способы работы
-
Интериоризация: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
IV Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Каждый из вас получил много информации об археологии и архитектурных памятниках, их роли в изучении прошлого нашей Малой родины, страны, всего человечества.
Оцените работу своей группы на листах анкеты, обведя соответствующие оценки:
-
Мне была интересна решаемая проектная задача - 1 2 3 4 5
-
Насколько дружно и слаженно работала твоя группа - 1 2 3 4 5
-
Хотел(ла) бы ты работать в этой же группе - 1 2 3 4 5
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
V
Итог урока
Учитель: Одна из обязанностей граждан России, согласно Конституции, является бережное отношение к архитектурным памятникам, достоянию истории. Почему?
Ответ учащихся.
Учитель: Давайте составим правила отношения к историческим памятникам и изобразим их в виде листовки. Это будет для вас домашним заданием.
Формирование личностных универсальных учебных действий:
-
Смыслообразование: быть полезным обществу
-
Нравственно-этическя ориентация: выделение морального содержания ситуации
6