Адаптированная рабочая программа по миру истории

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

II

Рабочая программа составлена на основании Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов: Авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Издательство «Просвещение», 2010 г.

Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для учащихся 6 класса, изучающих историю в общеобразовательной школе - интернат с ограниченными возможностями здоровья. В основу разработки курса «Мир истории» положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.

Учащиеся с нарушением интеллекта должны иметь разрозненные сведения для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории Отечества.

Учитель должен помочь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; развить у учащихся историческое мышление, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.

Данная программа отражает основные положения учебника и рабочей тетради «Мир истории» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При проведении уроков используются методы: словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные - наблюдение, демонстрация; практические - упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

• Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);

• Комбинированный урок.

При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Учащиеся должны знать:

- Историю своей семьи, своего имени, фамилии;

- Государственное устройство РФ, герб, флаг и гимн РФ;

- Исторические памятники;

- Современные религии и как они появились.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.

На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Мир истории»:

Достаточный уровень:

знать изученные понятия и иметь представления по всем разделам программы; использовать усвоенные исторические понятия в самостоятельных высказываниях; участвовать в беседах по основным темам программы; высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным фактам; понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооценки; проявлять интерес к изучению истории.

Минимальный уровень:

понимать наиболее доступные исторические факты; использовать часть понятий в активной речи; уметь последовательно отвечать на вопросы, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов; использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки; усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, С УЧЕТОМ ОСВОЕНИЯ ЕГО УЧАЩИМИСЯ

III

Настоящая программа рассчитана для учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 34 часа в год или 1 час в неделю.

Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

В 6 классе обучается 7 учеников. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей. Предмет «Мир истории» изучается в 6 классе впервые. Дети в этом классе активны и работоспособны.











ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

IV


Предмет находится в учебном плане в разделе 1 «Предметные области», в обязательной части 1.2.14

Предметная область «1.2.14. Мир истории

В 6 классе на ее изучение отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.










ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

V


Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОУ может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на второй вариант образовательной программы.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

VI



п/п

Тема

Количество часов


1

Имя, отчество, семья, родословная человека

4

2

Отчий дом. Наша родина- Россия

5

3

Время. Как его изучают

2

4

Что изучает наука история

3

5

История древнего мира

4


6


История вещей. Занятия человека на Земле

7

7

Человек и общество

7

8

Повторение материала

2

Рабочая программа предмета «Мир истории» включает все темы, предусмотренные программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

Программа состоит из восьми разделов, в которых описываются определенные этапы истории от становления Древнего мира до Человека в Обществе.

I Раздел. Имя ,отчество, семья, родословная человека. В данном разделе учащиеся знакомятся с Историей имени. Отчеством и фамилией человека.

Изучают понятие Семья и Биография. Изучают, что такое Поколения людей.

II РАЗДЕЛ Отчий дом. Наша Родина - Россия. Учащиеся изучают, что такое Отчий дом. Откуда появились названия городов и улиц. Изучают историко-краеведческий материал о земляке Илье Шатрове, и многих других, изучают, что такое Родина - Россия. Как устроено государство Герб, флаг , гимн России. Москва - столица России.

Мы жители планеты Земля.

III Раздел Время и как его изучают. Ученики знакомятся с историей календаря, со счетом временных лет и историческим временем.

IV Раздел Что изучает наука история. Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука - это то, что дает нам знания, опыт, поучает. История - наука о прошлом.

Вы впервые пришли на урок истории. Кто-то из вас уже успел прочитать рассказы, посмотреть фильмы на историческую тему. Но все это были отрывочные сведения. А теперь начинается изучение исторической науки. Эта работа продлится до окончания школы.

Каждый урок будет ставить новые вопросы, шаг за шагом мы будем раскрывать ценность истории. Но самое главное значение этой науки заключается в том, что она позволяет увидеть дела человека, понять, что он собой представляет.

VРаздел История древнего мира. В данном разделе учащиеся познакомятся с такими понятиями как: Земля и космос. От кого произошёл человек.

Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века.

Наступление ледников. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Основными занятиями людей.

VI История вещей. Занятия человека на Земле Рассказать учащимся об источниках огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде.). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Дать понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.

Рассказать о питании как главном условии жизни любого живого организма. Уточнить представления о пище человека в разные периоды развития общества, добывании пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека. Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 - 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 - 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 - 3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

VII Раздел Человек и общество. Рассказать учащимся о далеких предках - славянах и родовом строе. Кто такие славяне. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.

Дать понятия: община, вече, старейшины , князь. Учащиеся должны иметь представление о жизни и занятиях древних предках русских людей - славянах. Знать, как люди понимали мир природы в древности.

Дать общие представления древних людей об окружающем мире. Рассказать о причинах зарождения религиозных верований. Язычество. Понятия: обряды , обычаи, жертвоприношения. Назвать причины зарождения религиозных верований.

Объяснить значение религии для духовной жизни человека.

Значение религий для духовной жизни человечества. Что общего между разными религиями. Взаимодействие науки и религии.

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятия об общечеловеческих ценностях и культурных нормах.

Рассказать о письме и первых книгах.

Объяснить , в чем причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ C ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

VII


п/п

Тема урока

Основной вид учебной деятельности обучающихся

Кал. срок

Кол-во часов

ПЛАН

ФАКТ


1.

История имени. Отчество и фамилия человека.

Изучение нового материала( овладение учащимися нового материала)


2.

Семья. Биография.

Изучение нового материала


3.

Поколения людей.

Изучение нового материала


4.

Проверочная работа по теме

Проверка знаний (процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов уч. деятельности с требованиями, заданными уч. программами).


5.

О доме. Названия городов и улиц.

Изучение нового материала


6.

История в людях.

И .А. Шатров,

Бахметьев В.М.;

А.К .Барышникова;

Изучение нового материала


7.

Наша Родина - Россия. Как устроено государство.

Изучение нового материала


8.

Герб, флаг , гимн России. Москва - столица России.

Изучение нового материала


9.

Мы жители планеты Земля. Проверочная работа по теме.

Комбинированный (тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т)




10

Что такое время. История календаря.

Изучение нового материала


11

Русский земледельческий календарь. Счёт лет в истории.

Изучение нового материала




12

Что такое история. Какие науки помогают истории.

Изучение нового материала


13

Как работают археологи. Исторические памятники.

Изучение нового материала


14

Историческая карта. Проверочная работа по теме.

Комбинированный


15

Земля и космос. От кого произошёл человек.

Изучение нового материала


16

Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века.

Изучение нового материала


17

Наступление ледников. Как жили древние люди

Изучение нового материала


18

Новые занятия людей. Проверочная работа

Комбинированный


19

Огонь в жизни древнего человека, глина, гончар.

Изучение нового материала


20

Вода, её значение в жизни человека Земледелие. Вода источник энергии.

Комбинированный


21

Какие дома строили древние люди. Как появилась мебель.

Изучение нового материала




22

Как появились каша и хлеб. История о картошке.

Изучение нового материала


23

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

Изучение нового материала


24

История появления одежды. Положение человека в обществе.

Изучение нового материала


25

Как люди украшали себя. Проверочная работа.

Комбинированный


26

О далёких предках - славянах и родовом строе.

Изучение нового материала


27

Как люди понимали мир природы в древности.

Изучение нового материала


28

Современные религии, как они появились.

Изучение нового материала


29

Искусство и культура.

Изучение нового материала


30

Письмо и первые книги.

Изучение нового материала


31

От изобретения колеса - к новым открытиям.

Изучение нового материала


32

Челочество стремится к миру.

Комбинированный


33

Повторение материала по всем темам.

Повторение материала


34

Контрольная работа по курсу « Мир истории».

Проверка знаний



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

VIII

1. Мир истории.6 класс : учеб. для спец. ( коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида / И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение,2013.

2.Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс: Пособие для учащихся специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н. Фёдорова. - М.:Просвещение,2011.

3.»Моя родословная» на печатной основе.

Дополнительная литература:

  1. Образовательные ресурсы сети Интернет.















© 2010-2022