Воспитание патриотизма на уроках истории

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание патриотизма на уроках истории

Автор: Кашинская Елена Юрьевна (учитель истории и обществознания)





Содержание

Введение ………………………………………………………………. 2

Глава 1. Воспитание патриотизма на уроках истории ……………... 3

Глава 2. Воспитание общекультурных и духовных ценностей ….. 9

Глава 3. Развитие критического мышления ………………………. 10

Заключение ………………………………………………………….. 11

Список источников и литературы …………………………………. 12









Введение

Огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет сама личность учителя. Из современной возрастной психологии известно, что с поступления в школу, т.е. с семи или даже шести лет у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени замещает учитель. Сам образ учителя вызывает у ребенка доверие. Тот, кто дает знания об окружающем мире становиться и нравственным авторитетом. Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму и нравственному релятивизму в мировоззрении его учеников.

Роль учителя истории в воспитании подрастающего поколения тем более важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школы, и здесь роль учителя истории неимоверно высока, потому что он располагает огромным комплексом материалов, наглядно демонстрирующих боевые подвиги и трудовые свершения российского народа.

Учитель истории должен прививать школьникам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижение. Знакомство с памятниками мировой культуры и искусства - благодатная почва для воспитания общей культуры и духовных ценностей в учениках.

Есть еще один аспект деятельности учителя истории в школе, на котором хотелось бы заострить внимание - воспитание критического мышления учащегося. На уроках истории при наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель может организовать различные формы учебной и исследовательской деятельности, способствующих развитию критического мышления.

Итак, цель данной работы - изучить роль учителя истории в современной школе.

Для всестороннего раскрытия этой цели ставятся следующие задачи:

1) изучить роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма;

2) проанализировать роль учителя истории в привитии школьникам общей культуры и духовных ценностей;

3) исследовать роль уроков истории в развитии критического мышления.

Глава 1. Воспитание патриотизма на уроках истории

Одна из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.

Для того, чтобы воспитать в нынешней молодежи чувство патриотизма, уважение к национальным святыням, укрепить любовь к Родине, сформировать чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость необходимо изменить способы и методы работы с подростками.

Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Многие школьники уже не представляют своей жизни без ежедневного использования сети Интернет, используют его и для учебы, и для общения, и для поиска интересующей их информации. И очень важно направить их деятельность в Интернете в правильное русло, прибегая к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Компьютерные технологии помогают сегодня проводить всю гражданско-патриотическую работу на современном уровне.

История - это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: "Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека". Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои ученики не выросли "Иванами, не помнящими родства", чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает - прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Я не равнодушный человек. Больно за свою страну, за будущее нации. Сердцем и разумом переживаю за возрождение России, как мощного государства, гордого своей историей, своим народом. Свое призвание вижу в воспитании учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых "старицей возвратил то, что получил от нее".

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? "Историк - это пророк, обращенный назад", - писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот я и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и гос. идеалогия исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность - носитель права и демократии. "Знать - значит уметь действовать", - утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным - этому ребенка должна учить современная школа.

Мой урок - это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. А значит, во-вторых - это урок-диалог.

На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в скульпторов, юристов, художников, философов. Стараюсь интегрировать за круглым столом, показывают прекрасные знания на уроках "хочу спросить", "древо познания", "колесо истории". Прекрасно проходят уроки- диспуты, семинары, ролевые игры. В своих уроках стараюсь чаще включать элементы игр:

  • метод чистой доски

  • крестословица

  • из уст в уста

  • реклама

  • составь вопрос.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге - воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел "то поколение, у которого нет никаких идеалов". Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно - прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя - помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель - это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель - это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием по-скорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космопалетизмом. Кто скажет, что "граждане мира" С.Рерих, Н.Гумелев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

Ситуация, сложившаяся в России за последние пятнадцать лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, терроризм. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Посмотрим, что говорит закон: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон РФ «Об образовании». Преамбула).

Вообще слово «патриот» впервые появилось в период Французской революции 1789 - 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: «патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…».

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!».

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность - многозначно:

1) антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3) способность и готовность выступать в роли гражданина;

4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл. Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой.

Учитель истории может рассказать школьникам, что буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных. Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Привить детям понимание всего этого - важнейшая задача учителя истории.

Учитель истории также должен развивать в учениках понимание сущности мировых исторических процессов. Без этого молодому человеку трудно будет ориентироваться в политической жизни общества. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические и исторические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Следовательно, и здесь роль учителя истории очень высока.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России.

Изучение новейшей истории РФ раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления. Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Это может быть организация школьного музея, встречи с ветеранами, поездки по местам боевой славы.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

Несомненно и то, что любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны и её частички - родного края. Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, города и тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Перед учителем истории стоит непростая задача - пройти по зыбкой грани, воспитывая у детей любовь к родному краю.

Глава 2. Воспитание общекультурных и духовных ценностей

Приобщению школьников к духовным общечеловеческим ценностям осуществляется на основании обобщения инновационного педагогического опыта обоснование особенностей методики приобщения школьников к духовным общечеловеческим ценностям.

Сегодня мы говорим о всемирных процессах глобализации, расширяются и исчезают экономические, политические и образовательные границы между странами. Но мы все разные, разной национальности, и хотя желаем жить в мире друг с другом, но одинаковыми быть не хотим. Мы часто говорим о таком понятии, как толерантность, но, как научиться уважать культуру, не похожую на ту, в которой ты родился и живешь, как научиться представлять свою национальную культуру другим? Эти вопросы актуальны сегодня как никогда для всех стран.

Образование, и прежде всего историческое образование, должно готовить молодых людей к жизни в поликультурном обществе. Исследователи замечают, что Россия, на территории которой проживают представители 160 национальностей, интересна как «лаборатория», работая в которой, можно понять и отработать методы межкультурного диалога.

Поликультурность - реальность сегодняшнего дня. Интенсивные миграционные процессы приводят к контактам людей из социумов, которые никогда ранее не проживали вместе компактными группами, и нередко порождают проблемы, потому что у этих групп нет опыта бесконфликтного проживания и адекватных механизмов культурного взаимодействия.

Психологи считают, что человек, живущий на границе культур, без соответствующих навыков поведения более психически недоверчив, подозрителен, раним и агрессивен, чем человек, живущий в монокультурной среде. Этим во многом объясняется рост насилия, нетерпимости, шовинизма, ксенофобии, религиозного фанатизма, стремления замкнуться в своей группе, особенно в условиях нарастания экономических и социальных трудностей. Эта ситуация требовала адекватного ответа на вызов времени, в том числе и от системы образования. Поэтому в приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, одобренных на заседании правительства в декабре прошлого года, одним из важнейших ориентиров названо формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии граждан России. Разработана также концепция государственной этнонациональной образовательной политики, в ней в том числе говорится о важности разработки методологии и методики построения образовательных стандартов и программ, учебников на основе принципа диалога культур.

Поэтому особо важна подготовка будущего учителя истории. Профессия педагога отмечена особой миссией, ему подражают, на него равняются, а на уроках истории к тому же закладывается понимание мира, в котором ты живешь, и твоего места в этом мире. Учитель может повлиять на выбор своего ученика - станет ли тот наемником в «горячей точке» или миссионером в той же зоне конфликта.

В целом надо сказать, что в воспитании толерантности, уважения к чужой культуре, понимание исторического пути различных этносов, народов и наций, воспитание общечеловеческих ценностей роль учителя истории неимоверно высока.

Глава 3. Развитие критического мышления

Остается открытым вопрос о способах развития самостоятельного, критического мышления. Характерной для российской школы остается однонаправленность процесса взаи-модействия учителя и ученика: от обучающего к обучаемому, от знающего к не знающему. Ученики старших классов чаще всего не признаются субъектами, наделенными опытом и обладающими собственным ценностным потенциалом, рассматриваются как «еще не состоявшиеся взрослые». Философско-мировоззренческий подход в образовании, на который возлагают большие надежды, не всегда создает такую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным в силу возможного отрыва от реального опыта учащихся.

Учитель истории на своих уроках в силах изменить эту ситуацию, развивая в учащихся критическое мышление.

При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации. Возможности его влияния на развитие социального мышления и социальной компетентности учащихся определяются исключительно его профессионализмом и методами, которые он использует в процессе преподавания, а не монополией на обладание информацией. В то же время, учитель может оказаться одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы не только эмоционально и описательно, но и аналитически, помогая понять суть происходящего, что предполагает активное взаимодействие, одним из важных ресурсов которого является собственный опыт ученика, его взгляды на общественные явления и процессы.

Идеальное критическое мышление человека обычно связано с любознательностью, хорошей осведомленностью, причиной доверия, непредубежденностью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

Изучение истории и выработка критического мышления неразрывны. Известно, насколько идеологизированы были советские учебники; зато сейчас во многих учебных пособиях наметился крен в иную сторону: пошло очернение исторических моментов развития страны. Учителю истории важно воспитывать в школьниках критическое мышление также с тем, чтобы они могли аргументировано отвечать на измышления разнообразных академиков Фоменко, драматургов Радзинских, «искателей Атлантид», гиперборейцев и пр. Без критического мышления человек вырастает либо зашоренным, консервативным, догматичным, невосприимчивым к чужой точке зрения; либо наоборот, склонным подхватывать любую непроверенную историческую теорию.



Заключение

В нынешних непростых условиях учитель истории должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т. п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Совершенствование подготовки учительских кадров требует не только систематического улучшения содержания и методики их обучения, но и становления и развития духовной культуры личности, что обеспечивает полноценную профессиональную деятельность педагога в условиях обновляющегося общества.

Особенностью педагогического труда является то, что, учитель призван помочь ребенку состояться как личности, и как профессионалу. Те коренные изменения, которые произошли в обществе в последние годы коренным образом изменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития, остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества.

Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». Цит. по: Кисель М. А. Историческое сознание и нравственность. М., 1995.





Список источников и литературы

1. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание. М., 1991.

2. Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. М., 1997.

3. Кисель М. А. Историческое сознание и нравственность. М., 1995.

4. Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.

5. Степанищев А. Т. История Отечества - преподавание в школе. М., 2001.

6. Фатеев А. В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе, 1995. №7.С. 2.

11

© 2010-2022