Урок истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 г»

"Описание материала: Данный урок знакомит учащихся с войной  с Наполеоном На уроке  ребята узнают о героизме народа. Как люди, жертвуя собой, рвутся в бой с французами. Учащиеся определяют черты характера таких полководцев как: М.И.Кутузов,  М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов, Ф.П.Уваров. "Урок направлен на выражение своего мнения о войне 1812г., о могуществе России, о сражении под Смоленском. О качестве характера полководца М.И. Кутузова. О великой Бородинской битве, о которой можно говорить очень много.
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме

«Отечественная война 1812 года»

Учитель: Поминова Вера Валерьевна, учитель истории и обществознания МОУ «ООШс.Солянка»

Класс: 8

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XIX век»

Задачи:

- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из героических вех отечественной истории;

-обратить внимание учащихся на связь времен и сохранение традиций прошлого;

- показать массовый героизм русского народа; готовность русских солдат, офицеров и генералов к самопожертвованию во имя родного Отечества.

- продолжить работу по совершенствованию навыков и умений учащихся в работе с картой, документами, учебником, дополнительной литературой;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения; уметь отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

- учебник «История России XIX век» (авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г., для 8 класса)

-настенная карта «Отечественная война 1812года»

- репродукции картин по данной теме.

Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр, ополчение, инфантерия.

Выдающиеся личности: М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов, Ф.П.Уваров,

План урока:

1. Начало войны. Планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение Кутузова главнокомандующим.

4. Бородино.

5. Тарутинский маневр.

6. Партизанское движение.

7. Гибель «Великой армии».

8. Итоги и значение войны.

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года настала-

Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский бог?

Ход урока:

I. Изучение новой темы.

Учитель. Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях , сначала направленных против революционной Франции, а затем против наполеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России не было подорвано. Наполеон это понимал и очень тщательно готовился к войне с Россией.

Перечислите причины войны России с Францией. Учебник с.16.

Заполним таблицу

Причины войны

Для Франции

Для России

1)Несоблюдение Россией континентальной блокады.

2) Январь 1810 года- указ АлександраI о введении нового таможенного тарифа.

1) Значительные экономические убытки России от континентальной блокады.

2) Созданное под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию.

3) Падение авторитета Александра.

Учитель: сообщает о силах сторон.

Запись в тетрадях:

Начало войны: 12(24) июня 1812 года- армия наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.

Работа с учебником, настенной картой.

Вопрос: Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?

(В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обугленные головешки. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.

Работа с картой.

Сообщение учащегося о М.И.Кутузове.

Учитель: вот как пишет современник - француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «…В нем было что-то национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

Вопрос: какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?

После обсуждения - вывод: личная ответственность за принятое решение, которое касается интересов других людей.

Запись в тетрадях: 26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Сообщение учащегося о Бородинском сражении.

Учитель: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражений - у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля местами была буквально закрыта труппами.

Запись в тетрадях: флеши - полевое земляное укрепление в форме тупого угла.

Работа с учебником: прочитать самостоятельно о совете в Филях и решении оставить Москву.

Учащиеся самостоятельно заполняют в тетрадях таблицу.

Оставление Москвы, плюсы и минусы

Плюсы

Минусы

1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления;

2. Дальнейшее изматывание противника.

3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию.

1. Захват противником древней столицы, что могло оказать большое моральное воздействие на русских.

2. Разорение Москвы.

3.Захват крупного богатого города и крупного опорного центра

Сообщения учащихся о Денисе Давыдове.

Учитель: в Зимнем дворце в одном из музейных залов представлено более трехсот портретов русских военачальников и офицеров - участников Отечественной войны 1812 года. Русский народ сохранит в сердцах память о тех героических днях 1812 года, ибо память лучший учитель. И пока мы помним - мы живем.

II.Закрепление.

Работа с эпиграфом.

Домашнее задание: параграф 4, анализ документов.


© 2010-2022