Урок истории Век Просвещения. Стремление к царству Разума

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План проведения урока в 7 классе по всеобщей истории

Тема урока « Век Просвещения. Стремление к царству Разума».

Цели урока:

  1. Дать представление об основных идеях просветителей.

  2. Способствовать формированию у каждого учащегося гуманистических ценностей эпохи Просвещения.

  3. Выработать у учащихся способность доказывать, обосновывать собственное мнение и личностное отношение к культурному наследию эпохи Просвещения.

  4. Воспитывать у учеников уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее.

Основные понятия: Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители.

Оборудование урока: доска, компьютер.

Ход урока.

1. Вступительное слово:

Для чего должны мы учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.

Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены!

Писал, великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия», обращаясь к современникам. Стремление усовершенствовать человеческое общество характерно было во все века, но 18 век - это век, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание.

В это время идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства.

На их основе развивалось просвещение - идейное и общественное движение в странах Англии, Франции и Германии связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества.

2. Вопросы учащимся.

  1. Какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15 - 16вв.?

(Подчеркивается, что для эпохи просвещения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо).

2. Что угнетало творчески одаренное существо?

(Абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию).

3. Что такое гуманизм?

(От латинского Хуманус - человечный. Это принцип мировоззрения, основан на убеждении, что человек является величайшей общественной ценностью. Идея гуманизма - одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации).

  1. Что такое гуманное общество?

( Это общество справедливое, в котором главное - человек, и его благо).

Идеи гуманистов легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развивалось Просвещение. Хронологические рамки эпохи Просвещения - конец 17 - начало 19 века.

(Высказывание немецкого философа Иммануила Канта).

Просветители принад­лежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и сча­стье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приво­дило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сего­дня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.

Далее учитель может попросить семиклассников вспомнить учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах че­ловека и разделении властей и предлагает им проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.

  1. Выступления учащихся по теме урока. Заполнение таблицы.

Затем с докладами об учениях Вольтера, Монтескье, Руссо, Адама Смита выступают докладчики. Учащиеся в процессе заслушивания докладов заполняют таблицу.

об устройстве общества

Франция

Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал об­щественного устройства - про­свещенная монархия во главе с королем-философом.
Реформы, которые проводит ко­ролевская власть,- вот путь к «царству разума», к общест­ву, где будут господствовать свобода, равенство и собствен­ность.
Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суе­верий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уве­ренностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей

Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

о разделении властей

Франция

Противник деспотизма, защит­ник свободы. Свобода - пра­во делать то, что дозволено за­коном.
Разработал учение о разделе­нии властей и трех ветвях вла­сти: исполнительной, законода­тельной и судебной.
Отрицание абсолютной монар­хии как формы правления и за­мена ее монархией конституци­онной (по образцу английской). Осуждение беспощадной нало­говой системы, разоряющей на­род. Защита неприкосновенно­сти частной собственности и личной свободы граждан

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

о социальном равенстве

Франция

Источник неравенства и всех бедствий в обществе - част­ная собственность.
Народ - источник власти. Иде­ал общественного устройст­ва - демократическая респуб­лика мелких собственников. Необходимость уравнять край­ности богатства и бедности

Адам Смит (1723-1790)

Англия

Считал, что только рыночное хозяйство может сделать чело­века свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чув­ство справедливости, находясь друг с другом в отношениях про­изводителя и потребителя.
Главным мотивом в деятельно­сти человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и об­ществу.
Для пользы государства «нуж­ны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Большую роль в развитии об­щества играет конкуренция. Главным источником народного благосостояния является труд

Энциклопедисты

Франция

Издание включало статьи, пропагандирующие новые полити­ческие идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существова­ния в обществе привилегиро­ванных сословий, равенство всех перед законом.
Подвергали критике абсолют­ную монархию и призывали к ее отмене, обличали королев­ский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крес­тьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли

Составле­ние такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради.

Кластер на доске:

Урок истории Век Просвещения. Стремление к царству Разума

  1. При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его спо­собность к общению, сотрудничеству с другими, участию в кол­лективной созидательной деятельности.

Начавшись во Франции, Германии и Англии это движение распространилось на всю Европу, включая Россию.

Скажите, пожалуйста, ребята, а кого из просветителей XVII-XVIII века вы можете назвать?

XVIII век в России век просвещенного абсолютизма связанного с правлением Екатерины II.

А.С. Пушкин заметил, что М.В.Ломоносов прежде всего был великим просветителем России.

5. Заключительное слово.

В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное место. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV-XV в.

Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:

- космические корабли, новая технология, компьютеры, новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.

Идеи просвещения лежат так же в основе политических свобод о поиске истины.

IX. Домашнее задание:

§20, таблица.


© 2010-2022