- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России 6 класс
Рабочая программа по истории России 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Еремкина Т.В. |
Дата | 01.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ
Утверждено
Директор МБОУ СОШ № 1
_________Т.А.Голод
«___»___________2016 г.
Рабочая программа по истории
(История России)
6 класс
Составитель:
Еремкина Татьяна Васильевна,
учитель истории и обществознания
2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии c:
-
Федеральным Законом РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897
-
Образовательной программой ООО МБОУ СОШ №1 городского округа Лосино - Петровский на 2016-2017 учебный год.
-
Учебным планом МБОУ СОШ №1 городского округа Лосино - Петровский на 2016-2017 учебный год.
-
Методическими рекомендациями. В.Ф Солдатов, И.А.Фоменко, Москва ,2014г.
-
Программой по Истории России 6-9 классы авторов А.А. Данилова, О.Н. Журавлева, И.Е.Барыкина М.: Просвещение, 2016.
Цели изучения
-
формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.
Задачи изучения
-
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
-
определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
-
определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
Общая характеристика предмета
История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до конца XVI столетия) происходило создание российской государственности, а также формирование российской, белорусской и украинской народностей. Эти процессы, с одной стороны, сопровождались укреплением центральной власти в руках московских князей, а с другой - сформировали предпосылки социально-политического кризиса начала XVII века.
Место учебного предмета
Учебный план МБОУ СОШ №1 г.о. Лосино-Петровский отводит на историю в 6 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Истории России- 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты :
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV - начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Содержание учебного предмета
Введение. Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (3 ч.)
Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Глава II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч.)
Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Деятельность князя Олега (879-912). Правление Игоря (912945) и Ольги (945-957). Походы князя Святослава (957-972).Начало правление князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Особенности культуры Древней Руси.
Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.
Глава III. Русь в середине ХII - начале XIII в. (5 ч.)
Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157). Андрей Боголюбский (1157-1174). Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.
Глава IV. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 ч.)
Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на ЮгоЗападную Русь и Центральную Европу.
Борьба Руси с западными завоевателями. Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Значение присоединения русских земель к Литве.
Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340).
Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне решающего столкновения. Битва на Куликовом поле. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.
Особенности культуры XIII- XIV веков.
Глава V. Формирование единого Русского государства (6 ч.)
Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.
Иван III (1462-1505). Завершение объединения русских земель.
Московское государство в XV веке. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.
Православная церковь в конце XV - начале XVI века.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Разделы
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения предмета ученик должен:
научится
получит возможность научиться
Введение. Народы и государства на территории нашей страны в древности
- определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось;
- определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение;
- называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата;
- показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования;
культуры;
Русь в IX - первой половине XII в.
- определять термины: государство, дружина, князь, воевода;
- определять термины: уроки, погосты, реформа;
- определять термины: оборонительная система, митрополит, устав;
- определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы;
- определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль;
- определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча;
- показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников;
- составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава;
- извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства;
- определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси;
- давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями;
- составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»;
- называть главные события, основные достижения истории и - характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников;
Русь в середине ХII - начале XIII в.
- определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий;
- определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны;
- определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей;
- характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей;
- свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств;
Русские земли в середине XIII-XIV в.
- определять термины: нойон, фураж, стан;
- определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского;
- определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция;
-определять термины: передовой, засадный полк;
- определять термины: феодальная война, уния;
- определять термины: ясак, Ливонский орден;
- объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя;
- рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского;
- называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников;
- составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству;
- давать общую характеристику русской культуры XIII-XIV веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников;
- называть главные события, основные достижения истории и культуры;
- называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы;
- делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту;
- делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига;
Формирование единого Русского государства
- показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству;
- называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников;
- составлять исторический портрет Ивана III;
-извлекать полезную информацию из исторических источников;
Учебно-тематическое планированиеглавы
темы
Содержание
Количество часов
Общее
Теория
Практика
Глава I
Введение. Народы и государства на территории нашей страны в древности .
3
3
Глава II
Русь в IX - первой половине XII в.
10
9
1
Глава III
Русь в середине ХII - начале XIII в.
5
4
1
Глава IV
Русские земли в середине XIII-XIV в.
10
9
1
Глава V
Формирование единого Русского государства.
6
5
1
Итого
34
30
4
календарно - тематическое планирование 6 "Б" классп/п
Наименование темы
Количество часов
Дата проведения
Особые отметки
План
Факт
План
факт
Применямые ИКТ,УЛО,ТСО, ЗСТ(Указать карты, таблицы, карточки, лабораторное оборудование, технические средства обучения и др. оборудование, используемое для обучения на данном уроке)
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий )
Введение. Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (3 ч.)
1
Древние люди и их
стоянки на территории совре-
менной России.
1
Карта " Территория России в древности"
Применять ранее изученные понятия.
Характеризовать на основе кар-
ты территории расселения.
Определять учебную задачу
Показывать по карте и называть
географические объекты
Использовать словари и энциклопедии, в том числе ресурсы
Интернета.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятель-
ностью и развитием общества.
Использовать текст и карту для
обобщающего вывода.
Систематизировать и излагать
информацию.
Обосновывать суждения и выводы.
Называть характерные признаки
исторических объектов.
Называть причины увеличения
небольшой численности населения Восточной Европы.
Называть причины возникнове-
ния государств.
Высказывать аргументированные собственные суждения.
Планировать свою познавательную, проектную деятельность.
2
Образование первых
государств.
1
Презентация
3
Восточные славяне и
их соседи.
1
Карта "Расселение славян и их соседей в VI-IXвв"
Глава II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч.)
4
Первые известия о
Руси.
1
Оценивать информационную значимость разных видов исторических источников
Находить на карте изучаемые
объекты.
Анализировать информацию по
отрывку из летописи.
Определять хронологические периоды.
Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учи-
теля, дополнительные сведения.
Оценивать существующие точ-
ки зрения и мнения, специфику
исторического знания.
Участвовать в обсуждении вер-
сий и оценок исторических со-
бытий, аргументируя свою позицию.
Понимать, что восточные славя-
не заложили основы государства Русь, Россия.
5-6
Становление Древ-
нерусского государства.
2
Карта "Русь в IX-X вв".
7
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
1
Презентация
8
Русское государство
при Ярославе Мудром.
1
Карта"Русь в конце X-XIв."
9
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
1
Презентация
10
Общественный строй
и церковная организация на
Руси.
1
11
Культурное пространство Европы и культура
Руси.
1
Презентация
12
Повседневная жизнь
населения.
1
Презентация
13
Контрольная работа по теме" Русь в IX-
первой половине XII в "
1
Глава III. Русь в середине ХII - начале XIII в. (5 ч.)
14
Политическая раздробленность на Руси.
1
Карта "Русь в XII- XIII вв."
Устанавливать причинно-след-
ственные связи исторических
процессов, прогнозировать их
последствия.
Аргументировать выводы и суж-
дения для приобретения опыта
историко-культурного, цивили-
зационного подхода к оценке социальных явлений.
Привлекать межкурсовые, меж-
предметные знания.
Аргументировать вывод цитата-
ми из параграфа.
Анализировать художественное
произведение с исторической точки зрения.
Различать достоверную и вы-
мышленную информацию.
Понимать особенности художе-
ственного текста как историче-
ского источника.
Раскрывать роль Церкви в укреплении государства.
Определять главные причинно-
следственные связи событий и
процессов.
Давать оценку последствиям исто-
рического события, процесса.
Определять свои познавательные
интересы.
15-16
Владимиро-Суздальское княжество.
2
Презентация
17
Новгородская республика.
1
Презентация
18
Контрольная работа по теме" Русь в середине ХII - начале XIII в. "
1
Глава IV. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 ч.)
19
Монгольская империя и изменение политической картины мира.
1
Карта "Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана"
Объяснять смысл понятия, тер-
мина в историческом контексте.
Аргументировать выводы и суж-
дения для приобретения опыта
цивилизационного подхода к
оценке социальных явлений.
Актуализировать знания из кур-
са всеобщей истории, истории
России.
Использовать карту как истори-
ческий источник.
Анализировать текст источника,
приводить примеры, выражать
своё отношение.
Устанавливать причины собы-
тий.
Формулировать ценностные суж-
дения и/или своё отношение по
обсуждаемой теме.
Делать выводы на основании анализа летописного текста.
Определять причины историче-
ских событий.
Обобщать материал темы урока
в форме таблицы.
Устанавливать синхронистические
связи.
Оценивать результаты своей учебной деятельности.
Давать характеристику деятельности полководца.
Формулировать ценностные суж-
дения и/или свою позицию по обсуждаемой теме.
Характеризовать историческую
личность.
Применять полученные знания
для выполнения творческого,
частично - поискового задания.
Высказывать собственное отно-
шение к результатам деятельно-
сти правителя.
Оценивать итоги выполнения
творческого задания одноклассниками.
20
Батыево нашествие
на Русь.
1
Карта"Нашествие хана Батыя на Русь"
21
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
1
Карты "Невская битва", "Ледовое побоище".
22
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.
1
23
Литовское государство и Русь.
1
Карта "Великое княжество Литовское в XIII-первой половинеXVв."
24
Усиление Московского княжества.
1
25-26
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
2
Карта " Куликовская битва."
27
Развитие культуры
в русских землях во второй половине XIII-XIV в.
1
Презентация
28
Контрольная работа по теме " Русские земли в середине XIII-XIV в. "
1
Глава V. Формирование единого Русского государства (6 ч.)
29
Русские земли на
карте Европы и мира в начале XV в.
1
Актуализировать знания из кур-
сов всеобщей истории.
Использовать историческую кар-
ту для объяснения своеобразия
геополитического положения Рос-
сии.
Формулировать проблему урока.
Выделять причинно-следственные
связи.
Использовать историческую кар-
ту как источник информации.
Приводить примеры межэтни-
ческих контактов и взаимодей-
ствий.
Определять причинно-следственные связи.
Выявлять последствия исторических процессов.
Сравнивать исторические объекты.
30
Московское княжество в первой половине XV в.
1
Карта"Княжества Северо- Восточной Руси в XIV- первой половине XVв".
31
Распад Золотой
Орды и его последствия.
1
32
Московское государство и его соседи во второй
половине XV в.
1
Карта"Российское государство во второй половине XV- начале XVIв".
33
Формирование культурного пространства единого
Российского государства.
1
Карта"Русские путешественники и землепроходцы во второй половине XV- первой половине XVIв".
34
Контрольная работа по теме" Формирование единого Русского государства "
1
календарно - тематическое планирование 6 "В" классп/п
Наименование темы
Количество часов
Дата проведения
Особые отметки
План
Факт
План
факт
Применямые ИКТ,УЛО,ТСО, ЗСТ(Указать карты, таблицы, карточки, лабораторное оборудование, технические средства обучения и др. оборудование, используемое для обучения на данном уроке)
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий )
Введение. Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (3 ч.)
1
Древние люди и их
стоянки на территории современной России.
1
Карта " Территория России в древности"
Применять ранее изученные понятия.
Характеризовать на основе кар-
ты территории расселения.
Определять учебную задачу
Показывать по карте и называть
географические объекты
Использовать словари и энциклопедии, в том числе ресурсы
Интернета.
Анализировать отрывки из сочине-
ния Геродота. Давать комментарии и приводить примеры из текста для подтверждения вывода.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятель-
ностью и развитием общества.
Использовать текст и карту для
обобщающего вывода.
Систематизировать и излагать
информацию.
Обосновывать суждения и выводы.
Называть характерные признаки
исторических объектов.
Называть причины увеличения
небольшой численности населения Восточной Европы.
Называть причины возникнове-
ния государств.
Высказывать аргументированные собственные суждения.
Планировать свою познавательную, проектную деятельность.
2
Образование первых
государств.
1
Презентация
3
Восточные славяне и
их соседи.
1
Карта "Расселение славян и их соседей в VI-IX в"
Глава II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч.)
4
Первые известия о
Руси.
1
Оценивать информационную значимость разных видов исторических источников
Находить на карте изучаемые
объекты.
Анализировать информацию по
отрывку из летописи.
Определять хронологические периоды.
Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учи-
теля, дополнительные сведения.
Оценивать существующие точ-
ки зрения и мнения, специфику
исторического знания.
Участвовать в обсуждении вер-
сий и оценок исторических со-
бытий, аргументируя свою позицию.
Понимать, что восточные славя-
не заложили основы государства Русь, Россия.
5-6
Становление Древ-
нерусского государства.
2
Карта "Русь в IX-X в".
7
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
1
Презентация
8
Русское государство
при Ярославе Мудром.
1
Карта"Русь в конце X-XIв."
9
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
1
Презентация
10
Общественный строй
и церковная организация на Руси.
1
11
Культурное пространство Европы и культура
Руси.
1
Презентация
12
Повседневная жизнь
населения.
1
Презентация
13
Контрольная работа по теме" Русь в IX-
первой половине XII в "
1
Глава III. Русь в середине ХII - начале XIII в. (5 ч.)
14
Политическая раздробленность на Руси.
1
Карта "Русь в XII- XIII вв."
Устанавливать причинно-след-
ственные связи исторических
процессов, прогнозировать их
последствия.
Аргументировать выводы и суж-
дения для приобретения опыта
историко-культурного, цивили-
зационного подхода к оценке социальных явлений.
Привлекать межкурсовые, меж-
предметные знания.
Аргументировать вывод цитата-
ми из параграфа.
Анализировать художественное
произведение с исторической точки зрения.
Различать достоверную и вы-
мышленную информацию.
Понимать особенности художе-
ственного текста как историче-
ского источника.
Раскрывать роль Церкви в укреплении государства.
Определять главные причинно-
следственные связи событий и
процессов.
Давать оценку последствиям исто-
рического события, процесса.
Определять свои познавательные
интересы
15-16
Владимиро-Суздальское княжество.
2
Презентация
17
Новгородская республика.
1
Презентация
18
Контрольная работа по теме" Русь в середине ХII -начале XIII в. "
1
Глава IV. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 ч.)
19
Монгольская империя и изменение политической картины мира.
1
Карта "Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана"
Объяснять смысл понятия, тер-
мина в историческом контексте.
Аргументировать выводы и суж-
дения для приобретения опыта
цивилизационного подхода к
оценке социальных явлений.
Актуализировать знания из кур-
са всеобщей истории, истории
России.
Использовать карту как истори-
ческий источник.
Анализировать текст источника,
приводить примеры, выражать
своё отношение.
Устанавливать причины событий.
Формулировать ценностные суж-
дения и/или своё отношение по
обсуждаемой теме.
Делать выводы на основании анализа летописного текста.
Определять причины историче-
ских событий.
Обобщать материал темы урока
в форме таблицы.
Устанавливать синхронистические
связи.
Оценивать результаты своей учебной деятельности.
Давать характеристику деятельности полководца.
Формулировать ценностные суж-
дения и/или свою позицию по обсуждаемой теме.
Характеризовать историческую
личность.
Применять полученные знания
для выполнения творческого,
частично - поискового задания.
Высказывать собственное отно-
шение к результатам деятельно-
сти правителя.
Оценивать итоги выполнения
творческого задания одноклассниками.
20
Батыево нашествие
на Русь.
1
Карта"Нашествие хана Батыя на Русь"
21
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
1
Карты "Невская битва", "Ледовое побоище".
22
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.
1
23
Литовское государство и Русь.
1
Карта "Великое княжество Литовское в XIII-первой половинеXVв."
24
Усиление Московского княжества.
1
25-26
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
2
Карта " Куликовская битва."
27
Развитие культуры
в русских землях во второй половине XIII-XIV в.
1
Презентация
28
Контрольная работа по теме " Русские земли в середине XIII-XIV в. "
1
Глава V. Формирование единого Русского государства (6 ч.)
29
Русские земли на
карте Европы и мира в начале XV в.
1
Актуализировать знания из кур-
сов всеобщей истории.
Использовать историческую кар-
ту для объяснения своеобразия
геополитического положения Рос-
сии.
Формулировать проблему урока.
Выделять причинно-следственные
связи.
Использовать историческую кар-
ту как источник информации.
Приводить примеры межэтни-
ческих контактов и взаимодей-
ствий.
Определять причинно-следственные связи.
Выявлять последствия историче-
ских процессов.
Сравнивать исторические объекты.
30
Московское княжество в первой половине XV в.
1
Карта"Княжества Северо- Восточной Руси в XIV- первой половине XVв".
31
Распад Золотой
Орды и его последствия.
1
32
Московское государство и его соседи во второй
половине XV в.
1
Карта"Российское государство во второй половине XV- начале XVIв".
33
Формирование культурного пространства единого
Российского государства.
1
Карта"Русские путешественники и землепроходцы во второй половине XV- первой половине XVIв".
34
Контрольная работа по теме" Формирование единого Русского государства "
1
Учебно-методическое обеспечение:
1. История России. 6 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под. ред. А.В. Торкунова.-
М.: Просвещение, 2016.
2. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. М.: Просвещение, 2016.
3. История России. Контрольные работы. 6 класс. И.А. Артасов. М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература:
1. Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей Родины.-М., 2006
2 .Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. М. : Курсив, 2010.
3. Буганов В.И. Куликовская битва.-М., 1984
4. Воскобойников В.М. Завет Кирилла и Мефодия.-М.,2010
5. История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
6. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
7. Иванов В. Д. Повести древних лет .-М., 2013
Согласовано
Протокол ШМО от " " 20
№
Сргласовано
Зам директора по УВР Т.Е. Семушкина
" " 20