Урок по истории на тему С чего все начиналось… Донбасс в древности

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок введение в историю Донецкого края в 5 классе

Автор: Костенко Н.В., учитель истории

Гусельщиковской ОШ І - ІІІ ступеней

Администрации Новоазовского района

План-конспект урока. Класс ___5_____; Дата проведения_______________

Тема урока: «С чего все начиналось… Донбасс в древности» (Слайд 1)

Цели урока: (Слайд 3)

  • познакомить учащихся с жизнью и занятиями кочевых племен, которые заселяли территорию нашего края;

  • развивать умения обучающихся приобретать новые знания, сочетая информацию с рассказа учителя, учебника и исторической карты;

  • воспитывать интерес к изучению истории своей Родины.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: атлас, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.

Основные термины и понятия: Великая Болгария, хазары, печенеги, топонимы.

Основные даты:

671 г. - создание хазарами процветающего государства Хазарского каганата.

965г. - разрушение князем Святославом хазарского столицы Саркел и основание крепости Белая Вежа.

915 г. - первое появление печенегов на рубежах русских княжеств.

1036 г. - победа князя Ярослава Мудрого над печенегами под Киевом.

1060 г. - русское войско разбило торков.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Сообщение темы и целей урока

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа (Слайд 4 )

1. Что изображено на этом снимке?

2. Как представленное изображения соотносится с нашим краем?

ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Слайд 5)

1. Хазарский каганат. Памятники времен Хазарского каганата и Великой Болгарии.

Рассказ учителя (Слайд 6)

(Рассказ сопровождается работой с мультимедийной презентацией)

Территория современного Северного Приазовья и земли у верховьев Северского Донца, куда входил и наш край, была заселена человеком ещё с древнейших времен. С VI века эта территория входила в исторический ареал обитания тюркских племен, объединение которых привело к созданию Великой Болгарии - государственного образования, которое располагалось в степях между Северным Кавказом, Нижним Доном и Приазовьем.

Одним из самых известных памятников древних булгар на территории нашего края является поселение и могильник у хутора Зливки в Краснолиманском районе. Они стал известнен в науке с 1901 года, когда выдающийся археолог В.А. Городцов раскопал там первый праболгарский могильник.

Находки, подтверждающие существование болгар в наших краях, были обнаружены археологами также в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории Мариуполя. Укрепленные городища болгар были найдены также в северных районах Донбасса у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки. Позже здесь кочевали, хазары, печенеги, торки, половцы. (Слайд 7)

Хазары - тюркоязычный кочевой народ. В V-VІ вв. они создали свое племенное объединение на территории современного Дагестана. Основная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. В 671 г. хазары завоевали приазовских болгар и создали сильное, процветающее государство - Хазарский каганат во главе с правителем - каганом, власть которого распространялась на подданных и на покоренные народы. (Слайд 8)

В конце VІІІ века границы Хазарского каганата охватывали весь Северный Кавказ, Южный Крым, низовья Волги, Приазовье, Подонье, Северский Донец и доходили до славянских земель.

Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата.

Предположительно, оно существовало в VІІІ-Х веках. (Слайд 9)

Работа с картой (Слайд 10)

Определите границы Хазарского каганата и направления похода князя Святослава против хазар. Запишите полученную информацию в тетрадь.

2. Печенеги на территории Донетчины.

Печенеги - кочевые тюркские племена, впервые упоминаемые в VIII веке. Возглавлял печенегов хан, под руководством которого они постоянно нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот. (Слайд 11)

В Приазовье печенеги появились около 889 года и обитали тут в районе посёлка Сартана, сёл Орловское, Огородное, Запорожец, Куйбышево около 150 лет. На месте их проживания найдено множество каменных статуй того времени - «каменные бабы»: песчаные в селах Ялта и Гусельщиково и гранитные в поселках Мангуш и Октябрьское. (Слайд 12)

Учитывая воинственность печенегов, соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью, но не всегда это удавалось.

Работа с документом (Слайд 13)

Прочитать текст документа и выполнить задание к нему. Приложение 1

Упорные бои с русскими дружинами ослабили силы печенежской орды, но только в 1036 г. Ярослав Мудрый, разбив под Киевом большое печенежское войско, положить конец их набегам.

Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи. А в конце XI века их вытеснили половцы.

3. Топонимы и гидронимы Донбасса, связанные с торками.

Урок по истории на тему С чего все начиналось… Донбасс в древности


Рассказ учителя (Слайд 15)

В XI веке пришли в наш край новые завоеватели - торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец.

В 1060 г. объединенное войско русских разбило торков, после чего их место в степи заняли половцы. Как и печенеги, оставшиеся торки рассеялись небольшими группами на границах Руси или откочевали к Византии.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Задание для самоконтроля (Слайд 16)

1. Укажите правильную последовательность заселения нашего края кочевниками.

а) торки, болгары, печенеги, хазары; б) болгары, хазары, печенеги;

в) болгары, печенеги, торки, хазары; г) печенеги, болгары, хазары, торки.

2. Во время кочевий печенеги жили:

а) в землянках, б) в палатках, в) в домах, г) в юртах.

3. В 993 г. во время схватки с печенежским великаном победу одержал русский богатырь:

а) Илья Муромец; б) Микула Селянинович; в) Алеша Попович; г) Никита Кожемяка.

4. Установите соответствие между названиями кочевников и временем их

существования.

1. Болгары А. 8 - 10 века;

2.торки Б. 9 - 11 века;

3. печенеги В. 11 век;

4. хазары Г. 6- начало века

V. ИТОГИ УРОКА

Учитель выборочно проверяет работы учащихся и анализирует их.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд 17)

1. Найдите на карте топонимы, свидетельствующие о пребывании в нашем крае торков и выпишите их в тетрадь.

2. Творческое задание. Составьте кроссворд или ребус по материалам выученной темы.

ПУрок по истории на тему С чего все начиналось… Донбасс в древностириложение 1

© 2010-2022