- Преподавателю
- История
- Урок по истории на тему С чего все начиналось… Донбасс в древности
Урок по истории на тему С чего все начиналось… Донбасс в древности
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Костенко Н.В. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок введение в историю Донецкого края в 5 классе
Автор: Костенко Н.В., учитель истории
Гусельщиковской ОШ І - ІІІ ступеней
Администрации Новоазовского района
План-конспект урока. Класс ___5_____; Дата проведения_______________
Тема урока: «С чего все начиналось… Донбасс в древности» (Слайд 1)
Цели урока: (Слайд 3)
-
познакомить учащихся с жизнью и занятиями кочевых племен, которые заселяли территорию нашего края;
-
развивать умения обучающихся приобретать новые знания, сочетая информацию с рассказа учителя, учебника и исторической карты;
-
воспитывать интерес к изучению истории своей Родины.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: атлас, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.
Основные термины и понятия: Великая Болгария, хазары, печенеги, топонимы.
Основные даты:
671 г. - создание хазарами процветающего государства Хазарского каганата.
965г. - разрушение князем Святославом хазарского столицы Саркел и основание крепости Белая Вежа.
915 г. - первое появление печенегов на рубежах русских княжеств.
1036 г. - победа князя Ярослава Мудрого над печенегами под Киевом.
1060 г. - русское войско разбило торков.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Сообщение темы и целей урока
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа (Слайд 4 )
1. Что изображено на этом снимке?
2. Как представленное изображения соотносится с нашим краем?
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Слайд 5)
1. Хазарский каганат. Памятники времен Хазарского каганата и Великой Болгарии.
Рассказ учителя (Слайд 6)
(Рассказ сопровождается работой с мультимедийной презентацией)
Территория современного Северного Приазовья и земли у верховьев Северского Донца, куда входил и наш край, была заселена человеком ещё с древнейших времен. С VI века эта территория входила в исторический ареал обитания тюркских племен, объединение которых привело к созданию Великой Болгарии - государственного образования, которое располагалось в степях между Северным Кавказом, Нижним Доном и Приазовьем.
Одним из самых известных памятников древних булгар на территории нашего края является поселение и могильник у хутора Зливки в Краснолиманском районе. Они стал известнен в науке с 1901 года, когда выдающийся археолог В.А. Городцов раскопал там первый праболгарский могильник.
Находки, подтверждающие существование болгар в наших краях, были обнаружены археологами также в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории Мариуполя. Укрепленные городища болгар были найдены также в северных районах Донбасса у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки. Позже здесь кочевали, хазары, печенеги, торки, половцы. (Слайд 7)
Хазары - тюркоязычный кочевой народ. В V-VІ вв. они создали свое племенное объединение на территории современного Дагестана. Основная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. В 671 г. хазары завоевали приазовских болгар и создали сильное, процветающее государство - Хазарский каганат во главе с правителем - каганом, власть которого распространялась на подданных и на покоренные народы. (Слайд 8)
В конце VІІІ века границы Хазарского каганата охватывали весь Северный Кавказ, Южный Крым, низовья Волги, Приазовье, Подонье, Северский Донец и доходили до славянских земель.
Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата.
Предположительно, оно существовало в VІІІ-Х веках. (Слайд 9)
Работа с картой (Слайд 10)
Определите границы Хазарского каганата и направления похода князя Святослава против хазар. Запишите полученную информацию в тетрадь.
2. Печенеги на территории Донетчины.
Печенеги - кочевые тюркские племена, впервые упоминаемые в VIII веке. Возглавлял печенегов хан, под руководством которого они постоянно нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот. (Слайд 11)
В Приазовье печенеги появились около 889 года и обитали тут в районе посёлка Сартана, сёл Орловское, Огородное, Запорожец, Куйбышево около 150 лет. На месте их проживания найдено множество каменных статуй того времени - «каменные бабы»: песчаные в селах Ялта и Гусельщиково и гранитные в поселках Мангуш и Октябрьское. (Слайд 12)
Учитывая воинственность печенегов, соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью, но не всегда это удавалось.
Работа с документом (Слайд 13)
Прочитать текст документа и выполнить задание к нему. Приложение 1
Упорные бои с русскими дружинами ослабили силы печенежской орды, но только в 1036 г. Ярослав Мудрый, разбив под Киевом большое печенежское войско, положить конец их набегам.
Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи. А в конце XI века их вытеснили половцы.
3. Топонимы и гидронимы Донбасса, связанные с торками.
Рассказ учителя (Слайд 15)
В XI веке пришли в наш край новые завоеватели - торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец.
В 1060 г. объединенное войско русских разбило торков, после чего их место в степи заняли половцы. Как и печенеги, оставшиеся торки рассеялись небольшими группами на границах Руси или откочевали к Византии.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Задание для самоконтроля (Слайд 16)
1. Укажите правильную последовательность заселения нашего края кочевниками.
а) торки, болгары, печенеги, хазары; б) болгары, хазары, печенеги;
в) болгары, печенеги, торки, хазары; г) печенеги, болгары, хазары, торки.
2. Во время кочевий печенеги жили:
а) в землянках, б) в палатках, в) в домах, г) в юртах.
3. В 993 г. во время схватки с печенежским великаном победу одержал русский богатырь:
а) Илья Муромец; б) Микула Селянинович; в) Алеша Попович; г) Никита Кожемяка.
4. Установите соответствие между названиями кочевников и временем их
существования.
1. Болгары А. 8 - 10 века;
2.торки Б. 9 - 11 века;
3. печенеги В. 11 век;
4. хазары Г. 6- начало века
V. ИТОГИ УРОКА
Учитель выборочно проверяет работы учащихся и анализирует их.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд 17)
1. Найдите на карте топонимы, свидетельствующие о пребывании в нашем крае торков и выпишите их в тетрадь.
2. Творческое задание. Составьте кроссворд или ребус по материалам выученной темы.
Приложение 1