Конспект урока. Древнее Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Древнее Двуречье.

Форма урока: открытие новых знаний.

Цель: Знакомство с древним государством -Двуречье.

Задачи:

- Формировать знания об особенностях древнего государства на берегах рек Тигр и Евфрат;

- Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, работать по карте, отвечать кратко на проблемные вопросы;

- Воспитывать у учеников чувство толерантности и интерес к предмету.

Оборудование урока: Карта Азии, раздаточный материал по Истории Древнего мира, учебник для 5 класса (А.А. Вигасина), тетради.

Ход урока


1 Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Мозговой штурм

- На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей Древнего Египта. Познакомились с его природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.- Покажите на карте его месторасположение.

- Направления завоевательных походов.

- До какой реки на востоке доходили границы данного государства?

- Как называлось государство, расположенное между реками Евфрат и Тигр? (Вавилония)

3. Мотивация

- Вавилонию египетские воины не захватили, но рассказывали о стране много странных фактов: у этого государства целых три названия, там «реки текут наоборот», «а книги после пожара, не сгорели, стали только прочнее». А вы знаете, что поговорка «Око за око, зуб за зуб» пошло из Вавилонии? Предлагаю разгадать данные загадки, отправившись в путешествие по Древней Вавилонии.

- Чтобы успеть узнать много интересной и полезной информации, как нужно работать на уроке? (активно, дружно, отвечать на вопросы)

- Давайте и мы сегодня с вами будем работать активно, и все вместе, чтобы узнать много интересного о Древнем Мире. А конкретно, какую страну мы с вами будем изучать? (Вавилонии). Тема урока на слайде. (Слайд 2)

4. Постановка проблемы

- попробуем разгадать первую загадку. У Данного государства три названия.

Первое: - Вавилонское государство

Второе:- Двуречье

Третье: - Междуречье

- Как вы думаете, почему эту страну так называли?

- Ученые говорят, что природные условия и занятия жителей Древнего Двуречья очень похожи на Египет? (не знаем)

- Как это нужно узнать? (сравнить)

5. Построение проекта выхода из затруднения

Какие особенности данных стран нужно сравнивать?

- Природные условия.

- Занятия людей.

- Грамотность.

- Верования.

- Правителей.

1 задание (Работа в парах) (5 минут)

Местоположение и природа

- Какие выводы можно сделать по таблице?

Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Двуречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля.

Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись дождевой и талой водой и широко разливались. Земледельцы научились пользоваться этими временными излишками влаги, столь необходимой для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду удерживали благодаря системе прудов, а затем постепенно отводили по густой сети оросительных каналов на свои поля в течение всего жаркого и засушливого лета. Так возникло ирригационное земледелие. Каналы одновременно служили и транспортными путями, по которым перевозили людей и грузы.

Разгадаем вторую загадку: «Река течет наоборот».

-Скажите мне, пожалуйста, направление течения реки Нил. (Она текла с Юга на север и впадала в Средиземное море. А вот реки Тигр и Евфрат текли наоборот с Севера на юг и впадали в Персидский залив, поэтому египтяне и были удивлены такому факту.

- В Двуречье с 1792года правил умный правитель Хаммурапи. Так вот этот человек создал впервые сборник законов, который археологи нашли написанные на каменном столбе. Эти законы касались всех жителей Вавилонского государства.

2 задание (занятия)

Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и составь перечень занятий жителей

  1. Если человек поленится укрепить плотину своего поля, в его плотине произойдет прорыв и будет затоплена возделанная земля, он должен возместить хлеб, который погубил.

  2. Если человек срубил в саду человеке дерево без ведома хозяина, то должна за это заплатить

  3. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, он не может быть потребован обратно.

  4. Если строитель построил дом человеку, то должен жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар площади дома.

  5. Если корабельщик соорудит судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно станет течь, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное, и за свой счет отдать его хозяину.

  6. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину орудия 5 сиклей серебра.

  7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человеа без свидетелей, то его должно назвать вором и убить.

- Какие выводы можно сделать на основе данного документа? (земледелие, ремесло, торговля, кораблестроение, строительство). Похожи занятия вавилонян на занятия египтян? (Да)

- из чего строили дома египтяне? А простые вавилоняне строили дома из обожженной глины, т.к. деревья в Вавилонии не росли. И лишь у богатых людей дома строились из глины, а двери стояли деревянные.

Вывод: И в Египет и в Двуречье строили жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из камня, а в Двуречье из глины.

- Так вот ребята поговорка «Око за око, а зуб, за зуб» появилась как раз после того, как были расшифрованы законы Хаммурапи. Разрешалось выколоть глаз, если тебе выколют.

3 задание Грамотность

Заполните таблицу

Дополнительные вопросы:

Письменность называлась клинопись, знаки на письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)

- что-то схожее с Египтом есть?

- Пришло время разгадать четвертую загадку.

Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.

- Царь соседнего государства Ассирии, приобрел глиняные книги у Вавилонии, но так случилось, что во время нападения на Ассирию вся библиотека сгорела. Почему благодаря пожару библиотека была спасена?

А книги не пострадали, они стали только прочнее. Почему? (Глина после обжига становиться прочнее)

6. Первичное закрепление

Заполни пропуски

Страна, лежащая между двумя реками имеет три названия: _______________, _____________________, ___________________

В Двуречье протекают две реки: ____________ и ______________.

Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется ____________. Знаменитым вавилонским царем, который написал законы был _____________________.

7. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: По какому государству мы путешествовали сегодня? Ученики: По Вавилонии.

Давайте вернемся к тому что у нас с вами было запланировано ( пункты плана)

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с географическим положением Двуречья, его природными условиями, узнали об основных занятиях населения, о письменности.

Решение проблемы урока: Так одинаковы государства Египет и Междуречье? Ваши версии?

В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?

  1. Происходили разливы рек

  2. Занятия земледелие и ремесло.

Различия:

1. Разливы Тигра и Евфрата происходили бурно

2. Строили все из глины

3. Письмо клинопись и на глиняных табличках

Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Ответы учеников.

Что не понял?

Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание: параграф 13, прочитать, Рабочая тетрадь №45 контурная карта.

Источники:

1. nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/24/konspekt-uroka-drevnee-dvureche-fgos

2. uchmet.ru/library/material/144888/

3. nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/01/08/konspekt-uroka-drevnee-dvureche

4. festival.1september.ru/articles/641893/

5. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира 5 класс// «Вако» Москва 2010//

6. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс выпуск 1, //М. Просвещение 2013//





Приложение

1 задание

Местоположение и природа

Жаркий, засушливый

Жаркий, засушливый

Реки

Разливы рек

Как сохраняли влагу

2 задание

Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и составь перечень занятий жителей

  1. Если человек поленится укрепить плотину своего поля, в его плотине произойдет прорыв и будет затоплена возделанная земля, он должен возместить хлеб, который погубил.

  2. Если человек срубил в саду человеке дерево без ведома хозяина, то должна за это заплатить

  3. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, он не может быть потребован обратно.

  4. Если строитель построил дом человеку, то должен жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар площади дома.

  5. Если корабельщик соорудит судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно станет течь, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное, и за свой счет отдать его хозяину.

  6. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину орудия 5 сиклей серебра.

  7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человеа без свидетелей, то его должно назвать вором и убить.

3 задание

Грамотность

Заполните таблицу

4 задание

Заполни пропуски

Страна, лежащая между двумя реками имеет три названия: _______________, _____________________, ___________________

В Двуречье протекают две реки: ____________ и ______________.

Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется ____________. Знаменитым вавилонским царем, который написал законы был _____________________.

ВЫВОД





© 2010-2022