Конспект урока по истории России. 6 класс. Тема Нашествие с Востока

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет история

Класс 6

Урок № 44

Тема урока

Нашествие с Востока

Дата урока

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.

Обучающая цель: расширение понятийной базы по теме за счет включения в нее новых элементов ( вторжение монголов на Русь, причины и последствия монголо - татарского нашествия).

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД) : способствовать формированию представления учащихся о начале вторжения монголов на Русь, причинах и последствиях монголо- татарского нашествия.

Развивающие (формирование регулятивных УУД) : способствовать развитию навыков целеполагания, умению самостоятельно контролировать время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; формированию умений самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы ;работать с картой, историческим источником.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; способствовать формированию чувства патриотизма, любви к Родине.

План урока

1.Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.

2.Вторжение в Рязанскую землю.

3.Разгром Владимирского княжества.

4.Поход на Новгород.

5.Нашествие на Юго - Восточную Русь и Центральную Европу.

Методы обучения

Наглядный, частично - поисковый, практический, контроля.

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Образовательные ресурсы

Учебник Данилова А.А, Косулиной Л.Г. История России. С древнейших времен до конца 16 века .Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Просвещение. 2012 г.

Рабочая тетрадь А.А.Данилова, Косулиной Л.Г. История России. С древнейших времен до конца 16 века .Рабочая тетрадь для 6 класса общеобразовательных учреждений. Просвещение. 2014 г.

Инфоурок «Золотая Орда в 13-14 веках».

Компьютерная презентация «Нашествие с Востока».

Карточки с тестовыми заданиями.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Получат возможность научиться объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть и показывать по карте маршрут завоеваний Батыя, называть последствия завоевания.

Коммуникативные : договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1

Самоопределение к деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

2

Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Актуализация опорных знаний и способов действий

5

Организует беседу по прочтенному стихотворению о начале монгольского нашествия.

Вопросы беседы: 1. О каком историческом событии говорится в стихотворении?

2.Какие исторические события предшествовали?

3.Какова связь между феодальной раздробленностью на Руси и нашествием монголо- татар ?

Рассуждают, высказывают свою точку зрения при ответах на поставленные вопросы

(фронтальная работа).

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные: самоопределение.

3

Постановка учебной задачи

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

5

Называет тему урока . Организует просмотр фрагмента инфоурока «Золотая Орда в 13-14 в.».

Организует работу с проблемным вопросом по новой теме : Чем нашествие отличается от набега кочевников? Задает учащимся наводящие вопросы.

Определяют цель урока (индивидуальная работа).

Познавательные: самостоятельное

выделение - формулирование познавательной цели.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Личностные: самоопределение, сохранение мотивации к учебной деятельности.

4

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения

Обеспечение выработки нового способа действий

8

Организует коллективную деятельность учащихся , в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действия.

Организует просмотр и обсуждение презентации, работу с картой, индивидуальное выполнение заданий рабочей тетради № 1,2 рабочей тетради параграфа 12.

Выдвигают гипотезы .

Строят проект выхода из проблемной ситуации.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию

(индивидуальная и групповая работа ).

Познавательные: самостоятельное

формулирование гипотез; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Регулятивные: выделение и осознание того, что поможет выйти из проблемной ситуации..

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные: самоопределение, сохранение мотивации к учебной деятельности.


5

Первичное закрепление учебного материала

Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания детьми изученной темы

8

Организует проверку выполнения заданий в рабочей тетради.

Делит учащихся на группы, организует самостоятельную работу с учебником, картой, заданиями № 3-5 рабочей тетради параграфа 12.

Самостоятельно в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов

(групповая работа).

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные : договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение, сохранение мотивации к учебной деятельности.


6

Самостоятельная работа

Установление правильности и осознанности изучения темы

6

Организует самостоятельную работу по выполнению тестовых заданий на применение нового способа действия.

Самостоятельно выполняют тестовые задания на применение нового способа действия; осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом ;оценивают свою самостоятельную работу (индивидуальная работа).

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.

7

Динамическая пауза

Обеспечение смены деятельности, эмоциональной разгрузки учащихся

2

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу

8

Включение новых знаний в систему и повторение

Обеспечение включения нового знания в систему знаний

5

Предлагает вспомнить цели урока, выяснить достигли ли своих целей.

Организует групповую работу по составлению синквейнов по теме «Монгольское нашествие».

Составляют синквейны, представляют результаты работы, делают выводы

(групповая и фронтальная).

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные : договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение, сохранение мотивации к учебной деятельности.

9

Рефлексия деятельности (итог урока)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

2

Организует самооценку учащимися деятельности на уроке (беседа).

Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечает цели последующей деятельности.

Оценивают свою деятельность на уроке (фронтальная работа).

Личностные: определяют свою личностную позицию, понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, оценивают свою деятельность.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

10

Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2

Задает домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока (индивидуальная работа).

Личностные: самоопределение, сохранение мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные: саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.





Приложение к проекту урока «Нашествие на Восток»: карточки с тестами (2 варианта), эталон выполнения задания .



Тема «Нашествие с Востока»

Тестовое задание

Вариант I

Выберите один вариант ответа.

1. В начале XIII века правитель Монгольского государства принял имя:

а) Темучин

б) Есугей

в) Чингисхан

г) Субедей

2. Битва на реке Калка произошла в:

а) 1206 г.

б) 1211 г.

в) 1221 г.

г) 1223 г.

3. Первый удар монголы нанесли княжеству:

а) Владимирскому

б) Рязанскому

в) Черниговскому

г) Смоленскому

4. Первый поход Батыя завершился:

а) полным подчинением Руси монголам

б) страшным разгромом северо-восточных земель Руси

в) поражением Батыя

г) завоеванием не только русских земель, но и вторжением в Западную Европу

5. По преданию, уцелевших жителей Рязани, собиравшихся в дружину для борьбы с монголами, возглавил:

а) Евпатий Коловрат

б) княжич Фёдор

в) Филипп Нянька

г) Пётр Ослядюкович

6. Установите хронологическую последовательность событий (ответ запишите в виде сочетания букв):

а) вторжение монголов в Половецкую степь

б) поход монголов на Новгород

в) вторжение в Рязанскую землю

г) начало второго похода Батыя на Русь

Тема «Нашествие с Востока»

Тестовое задание

Вариант II

Выберите один вариант ответа.

1. В битве на реке Калка союзное войско половцев и русских князей:

а) одержало победу

б) ни одна из сторон не смогла одержать победу

в) потерпело поражение

г) войска разошлись, простояв против друг друга, не начав сражения

2. Монгольское нашествие на Русь началось в:

а) 1227 г.

б) 1237 г.

в) 1239 г.

г) 1240 г.

3. Хан Батый назвал «злым городом»:

а) Торжок

б) Коломну

в) Козельск

г) Киев

4. Особенность монгольского войска заключалась в том, что монголы:

а) сражались только на конях

б) использовали и легковооружённую пехоту, и конницу

в) имели только тяжеловооружённую конницу

г) применяли своеобразное военное построение - клин

5. Во время второго похода на Русь Батый преследовал цель:

а) подавить восстание против монголо-татар в Северо-Восточной Руси

б) завоевать южные русские земли и вторгнуться в Западную Европу

в) провести разведку для последующего осуществления плана Чингисхана

г) захватить Киев и утвердиться в качестве правителя русских земель

6. Выберите три верных варианта ответа.

Определите причины поражения союзного войска русских и половцев на Калке:

а) предательство части русских князей

б) отправка части русских войск для ликвидации угрозы возможного нападения немецких рыцарей

в) отсутствие общего командования

г) отказ части князей принять участие в сражении

д) внезапное нападение монголо-татарского войска

е) отсутствие единства среди русских и половецких князей

.

Эталон выполнения заданий

1 вариант

2 вариант

№ задания

Ответы к заданиям

Максимальный балл за выполнение задания

№ задания

Ответы к заданиям

Максимальный балл за выполнение задания

1

В

1

1

В

1

2

Г

1

2

Б

1

3

Б

1

3

В

1

4

Б

1

4

А

1

5

А

1

5

Б

1

6

АВГБ

2

6

ВГЕ

2

Максимальный балл за работу: 7.

Шкала перевода первичных баллов в школьную отметку:

3-4 - отметка «3»;

5-6 - отметка «4»;

7 - отметка «5»;

1-2 - отметка «2»;





© 2010-2022