Конспект урока на тему Горожане и их образ жизни

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Горожане и их образ жизни.

Цели: 1) изучить особенности жизнедеятельности средневековых горожан; раскрыть содержание таких понятий, как патриции, бюргеры, ратуша, университет, интеллигенция; подробнее ознакомить с материалом о бюргерах; определить хронологию событий.

2) способствовать развитию образного и пространственного мышления, умению обобщать, анализировать, навыка беглого чтения.

3) воспитывать в детях коммуникативную культуру, терпение, чувство взаимоуважения, инициативу, ответственность.

Оборудование: тема на плакате, вопросы на карточках по проверке домашнего задания, схема «Состояние города», опорные слова, учебник, схемы на закрепление и другие.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

  1. повторение материала;

  2. работа с карточками + индивидуальный опрос.

  1. Изучение нового материала:

  1. «Городские богачи и бедняки»: рассказ учителя + работа в парах + воспроизведение материала в индивидуальной форме (2-3 ученика);

  2. «Как жили горожане»: задание в группах; работа по иллюстрации;

  3. «Взгляд из города»: работа по источнику + фронтальный опрос;

  4. Работа над эпиграфом.

  1. Закрепление материала:

  1. работа по индивидуальным карточкам + опрос 3-4 учеников.

5. Итог урока. Домашнее задание. Оценивание.

Ход урока.1.

Организационный момент урока.

2. Актуализация знаний:

работа по карточкам + индивидуальный опрос.








3. Работа над новым материалом.

А) «Городские бедняки и богачи»



Б) задание в парах.


В) «Как жили горожане»

+ задание в группах

Работа по иллюстрации.







Г) Работа по источнику.






Д) Работа над эпиграфом.



4.Закрепление материала: схемы.


5.Итог урока.

Оценивание. Д\з

- Здравствуйте. На протяжении нашего урока мы будем продолжать знакомиться с городом в Средние века, но конкретнее будем говорить о его жителях - горожанах. Для начала проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Откройте учебники и повторите прошлый материал, затем вы будете отвечать на некоторые ответы.

(Каждому учащемуся раздается карточка с вопросами. Вопросов всего 8. Дети отвечают на вопросы в течение 3 минут (про себя). Затем проводится взаимопроверка по вопросам. Ответил на все 8 вопросов - оценка «5», не ответил на 2 вопроса - оценка «4», на три и более - оценка «3». Дети выставляют оценки друг другу на этих же карточках. Для того чтобы проверить обьективность оценивания, применяется такой метод. У каждого ученика находится листочек с определенными цифрами (например, 1; 7; 5), соответственно на эти вопросы ученик должен ответить. Учитель проверяет по 2 человека с каждого ряда. Проводит оценивание с анализом.)

Карточка с вопросами.

  1. По какой причине сельское хозяйство отделилось от ремесла?

  2. Назовите 5 крупнейших городов в Европе в 120-13 веках.

  3. Почему города боролись с сеньорами? Что такое «коммуна»?

  4. Чем различается работа ученика и подмастерья?

  5. Оба утверждения «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост производства в городах» - правильны. Но ведь одно противоречит другому! Как разрешить это противоречие?

  6. В чем отличие натурального хозяйства от товарного хозяйства?

  7. Назовите примеры «движимой» и «недвижимой» собственности.

  8. Значение слова «шедевр» с течением времени изменилось. Объясните это изменение.

- Сегодня мы с вами продолжим изучать средневековый город, а конкретнее обратимся к его населению - горожанам.

Самое первое, в чем мы должны разобраться - это кого же собой представлял собой горожанин. (На доску первый пункт плана).

Итак, городом управляли богачи - купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной; семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать - их называли патрициями. (На доску словарное слово + хоровое проговаривание). Патриции в быту подражали рыцарям. В чем выражалось это подражание?

Д.: Сражались верхом на конях, роскошно одевались.

- Как вы думаете, ремесленники могли управлять городом?

( Ответы)

- Ремесленники только с 14 века начали бороться за участие в управлении городом. Лишь немногих своих делегатов они могли включить в советы. А как же обстоит дело с бедняками?

Д.: Они нанимались на грязную и тяжелую работу.

- Правильно. Также в городе скапливалось масса немощных людей, которые нищенствовали и воровали. Таким образом, мы с вами рассмотрели вопрос о городских бедняках и богачах. Богачей называли ….. (патриции), а бедняков или простых людей называли плебеи (на доску словарное слово).

- А сейчас, чтобы проверить усвоение вами материала, вам такое задание. В парах расскажите о том, что вы узнали о патрициях и плебеях, чем они занимались.

(Выполнение. 4 минуты.)

Далее один из учащихся рассказывает усвоенное.

(Оценивание + анализ)

- В первом пункте плана мы разобрались. Давайте посмотрим, как же жили сами горожане?

(На доску второй пункт плана.)

- Обычно население средневекового города не превышало 5-6 тысяч человек. Город защищал себя мощными стенами, укрепленными воротами. Он выглядел как настоящая крепость (по немецки «бург» - крепость), поэтому горожан называли в средние века бюргерами (На доску словарное слово бюргеры). Ширина главных улиц не превышала 7-8 метров, а переулков 1-2 метров. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» - двое не могли на ней разминуться. Посмотрите, и в нашем городе есть одна такая улица, на которой нет домов - улица Салавата Юлаева, хотя загадка - наши улицы не такие узкие, как в средневековых городах. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурками, обозначающие занятие владельца.

Задание: придумать название улицы и объяснить. Дети делятся по 4 человека. Проверка. Оценивание лучших. 10 минут.

- Не было водопровода и канализации. Помои выливали прямо на улицу. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем.

Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили своих лошадей.

На рыночной площади горожане сооружали ратушу (на доску словарное слово) - здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Это как наш Московский Кремль (показ иллюстрации). В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма.

Посмотрите на одежду бюргеров. Сравним ее.

А еще знаменитый немецкий поэт Ганс Санс воспел этот стольо знакомый ему бюргерский уклад жизни. В своем сочинительстве он пишет: гражданин был столь же старателен, как и своем сапожном ремесле. Какой вывод можно из этого сделать?

(Ответы детей.)

Вот и закончилось наше знакомство со вторым пунктом плана.

Задание: составить небольшой, но содержательный рассказ по схеме. (Схема дана на доске.)

Население - дома и улицы - состояние города - ратуша - значение ратуши.

(Все составляют рассказ. 2-3 ученика отвечают. Оценивание.)

- И последнее, в чем мы должны разобраться - это «взгляд из города». Немного позже вы поймете, что это означает. (На доску третий пункт плана.)

Сейчас внимательно прочитайте текст, который у вас на партах. Затем будут заданы несколько вопросов. Начинаем.

Взгляд из города.

Город стал самым ярким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие тогдашнего мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располагались кварталы ремесленников, гостиницы, хижины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с её ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли и на мостах.

В городе жили люди разных профессий: не только ремесленники и торговцы, но судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строители кораблей, рыбаки и мельники. В городах находилось много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно «нищенствующих» орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах имелись резиденции феодалов, вместе с их охраной, слугами и приближенными. Многие города были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.

Города были административными, политическими центрами, там располагались местные правители, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным окружением, принимали просителей и дипломатов, собирали парламент. Города с их стенами служили и военным целям, там размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Больницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда - из разных земель и стран. На улицах городов слышалась многоязычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида и цвета кожи.

Многообразие населения, значительную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, познавать окружающий мир, обогащаться за счет многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и культурной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского общества.

Вопросы по прочитанному: 1) Люди каких профессий проживали в средневековом городе?

2) Больницы, мастерские, ласки привлекали в города массу приезжего люда. Что из этого следует?

Сделайте главный вывод из прочитанного.

- Город был центром культурного взаимодействия. Молодцы! А теперь посмотрите на наш эпиграф урока. « Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает»

Объясним. (Ответы) Это выражение принадлежит средневековому горожанину.

- Растущим городам требовалось все больше образованных людей. Таким образом, в Европе появляются первые высшие школы - университеты (На доску словарное слово). В городах процветали науки и искусства, писались литературные и ученые сочинения. Так в городах возникала интеллигенция - особая группа людей, которая занимается умственным трудом.

Также люди средневековья любили развлекаться. Любили различные зрелища: въезд в город короля или иностранного посла, казнь преступника и другое. Среди них были кукольники (на доску).

- Таким образом, разобрались с последним пунктом нашей темы.

Задание для закрепления материала.

Патриции: 1)…………; 2)………….; 3)………..

Их занятия: ………………………………………

Плебеи: 1)……………; 2) ……….

Их занятия:………………………………………

Бюргеры - это……………………………………

Ратуша - это…………………………………….

Охарактеризуй город.

Что появляется в городе? Каким он становится?

- Таким образом, о чем мы с вами говорили на уроке?

Д\з: 1. Ответить на вопросы после главы 2. Подготовить сообщение о том, когда и как возник один из городов: Венеция, Париж, Лондон и др. (энциклопедический словарь). Один по желанию.

Выполнила: студентка 5 В группы Хисамиева Венера Рашитовна.

Конспект предназначен для 6 класса.

© 2010-2022