Урок на тему: Реформы Петра I

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: Реформы Петра IУрок на тему: Реформы Петра IУрок на тему: Реформы Петра IУрок на тему: Реформы Петра IУрок на тему: Реформы Петра IУрок на тему: Реформы Петра IУрок на тему: Реформы Петра IОткрытый урок по истории в 7 классе

Тема: Реформы Петра I.

Дата урока: 28 ноября 2006 года.

Учитель: Мухин Дмитрий Александрович,

МОУ СОШ рабочего посёлка Мишеронский.

Цели урока:

  1. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

  2. Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.

  3. Осветить роль сподвижников Петра I.

  4. Показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.

Задачи урока:

1. Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.

2. Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, документами, с материалом параграфа учебника.

Основные понятия и термины:

Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.

Оборудование урока:

Доска с меловым текстом; портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И. Ягужинского, репродукция Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея»; телевизор с видеомагнитофоном, видеокассеты - фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Пётр Первый»; раздаточный материал - конспект-шаблон урока.

План урока:

1. Реформа центрального управления.

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3. Областная реформа.

4. Реформа городского управления.

5. Церковная реформа.

6. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

Ход урока:

Начало урока: 1) Постановка целей и задач урока.

2) Беседа по домашнему заданию:

1. Итоги Северной войны.

2. Реорганизация армии (военные преобразования Петра I).

3. Заслушиваются короткие доклады по сподвижникам Петра I: А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев.

Объяснение нового материала:

Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.

Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.

Конспект-шаблон урока (см в приложении).

  1. Реформа центрального управления.

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, - это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский. (далее звучит короткое сообщение о нём, рассказанное учеником).

В 1718 - 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия - Главный магистрат.

Далее - заполнение таблицы по коллегиям.

Название коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

Внешняя политика

Воинская

Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия

Морской флот

Юстиц-коллегия

Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия

Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия

Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-коллегия

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется - после городской реформы)

В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.

Создана Тайная канцелярия - занималась делами о государственных преступлениях.

  1. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До указа

Указ Петра I от 1714 г.

После указа

Вотчина - наследственная собственность.

Поместье - пользование землёй при условии несения военной службы.

Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

Поместье передаётся по наследству.

Обязательность службы для дворянсо-хранялась.

В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?

I

Генералиссимус,Фельмаршал

Канцлер

Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

II

Генерал от артиллерии…

Действительный тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действительный статский советник

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник

Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

-

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор

Теперь старая и новая аристократия (см в конце параграфа - стр. 122) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

3. Областная реформа.

  1. Городская реформа. (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)

  1. Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)

Установлена Духовная коллегия - Святейший правительствующий Синод - управлял делами церкви.

В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.

6. Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».

Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «Пётр Первый». После фрагмента - вопрос: в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.

Заключительная часть урока:

1) Выводы - значение петровских преобразований (можно зачитать последний пункт параграфа 15.

2) Для закрепления можно использовать матрицу по понятиям (есть на доске!).

3) Подведение итогов урока. Д/з - параграф 15.

Тема: Реформы Петра I.

  1. Реформа центрального управления.

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, - это_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен ___________

_______________________________. Им был _____________________

____________________________________________________________.

В 1718 - 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсужде-ние дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия.

Название коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

Воинская

Адмиралтейств-колл.

Юстиц-коллегия

Берг-коллегия

Мануфактур-коллегия

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-колл.

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

В каждую коллегию входили: ________________________________________

_________________________________________________________________.

Создана Тайная канцелярия - занималась делами ______________________

_________________________________________________________________.

  1. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До указа

Указ Петра I от 1714 г.

После указа

Вотчина - наследственная собственность.

Поместье - пользование землёй при условии несе-ниявоенной службы.

Поместье передаёт-сяпо наследству.

Обязательность слу-жбы для дворян со-хранялась.

В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?

I

Генералиссимус, Фельмарш.

Канцлер

II

Генерал от артиллерии…

Действит. тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действит. статский советн.

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник

X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

-

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор

Теперь старая и новая аристократия (?) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

8. Областная реформа.

  1. Городская реформа. (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.

  1. Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия - Святейший правительствующий Синод - управлял _________________.

В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________

ВЫВОД: БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ АБСОЛЮТИЗМ - ЭТО _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Хостинг от uCoz



© 2010-2022