- Преподавателю
- История
- Урок на тему: Реформы Петра I
Урок на тему: Реформы Петра I
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Семенова Л.О. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по истории в 7 классе
Тема: Реформы Петра I.
Дата урока: 28 ноября 2006 года.
Учитель: Мухин Дмитрий Александрович,
МОУ СОШ рабочего посёлка Мишеронский.
Цели урока:
-
Охарактеризовать государственные реформы Петра I.
-
Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
-
Осветить роль сподвижников Петра I.
-
Показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.
Задачи урока:
1. Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.
2. Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, документами, с материалом параграфа учебника.
Основные понятия и термины:
Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.
Оборудование урока:
Доска с меловым текстом; портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И. Ягужинского, репродукция Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея»; телевизор с видеомагнитофоном, видеокассеты - фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Пётр Первый»; раздаточный материал - конспект-шаблон урока.
План урока:
1. Реформа центрального управления.
2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3. Областная реформа.
4. Реформа городского управления.
5. Церковная реформа.
6. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
Ход урока:
Начало урока: 1) Постановка целей и задач урока.
2) Беседа по домашнему заданию:
1. Итоги Северной войны.
2. Реорганизация армии (военные преобразования Петра I).
3. Заслушиваются короткие доклады по сподвижникам Петра I: А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев.
Объяснение нового материала:
Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.
Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.
Конспект-шаблон урока (см в приложении).
-
Реформа центрального управления.
В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, - это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).
«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский. (далее звучит короткое сообщение о нём, рассказанное учеником).
В 1718 - 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия - Главный магистрат.
Далее - заполнение таблицы по коллегиям.
Название коллегии
Чем ведала (компетенция)
Иностранных дел
Внешняя политика
Воинская
Сухопутная армия
Адмиралтейств-коллегия
Морской флот
Юстиц-коллегия
Гражданский и уголовный суд
Берг-коллегия
Горно-заводская промышленность
Мануфактур-коллегия
Мануфактурная промышленность
Коммерц-коллегия
Торговля
Штатс-контор-коллегия
Государственные расходы
Ревизион-коллегия
Контроль за финансами
Камер-коллегия
Государственные доходы
Вотчинная коллегия
Землевладение
Главный магистрат
Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется - после городской реформы)
В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.
Создана Тайная канцелярия - занималась делами о государственных преступлениях.
-
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До указа
Указ Петра I от 1714 г.
После указа
Вотчина - наследственная собственность.
Поместье - пользование землёй при условии несения военной службы.
Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.
Поместье передаётся по наследству.
Обязательность службы для дворянсо-хранялась.
В 1722 году царь принял Табель о рангах.
Классы
Чины военные сухопутные
Чины гражданские
Что давало?
I
Генералиссимус,Фельмаршал
Канцлер
Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.
II
Генерал от артиллерии…
Действительный тайный советник
III
Генерал-лейтенант
Тайный советник
IV
Генерал-майор
Действительный статский советник
V
Бригадир
Статский советник
VI
Полковник
Коллежский советник
VII
Подполковник
Надворный советник
VIII
Майор
Коллежский асессор
IX
Капитан
Титулярный советник
Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги
X
Штабс-капитан
Коллежский секретарь
XI
-
Сенатский секретарь
XII
Поручик
Губернский секретарь
XIII
Подпоручик
Сенатский регистратор
XIV
Прапорщик
Коллежский регистратор
Теперь старая и новая аристократия (см в конце параграфа - стр. 122) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
3. Областная реформа.
-
Городская реформа. (1720 год.)
В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)
-
Церковная реформа.
В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.
(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)
Установлена Духовная коллегия - Святейший правительствующий Синод - управлял делами церкви.
В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.
6. Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».
Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «Пётр Первый». После фрагмента - вопрос: в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.
Заключительная часть урока:
1) Выводы - значение петровских преобразований (можно зачитать последний пункт параграфа 15.
2) Для закрепления можно использовать матрицу по понятиям (есть на доске!).
3) Подведение итогов урока. Д/з - параграф 15.
Тема: Реформы Петра I.
-
Реформа центрального управления.
В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, - это_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен ___________
_______________________________. Им был _____________________
____________________________________________________________.
В 1718 - 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсужде-ние дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия.
Название коллегии
Чем ведала (компетенция)
Иностранных дел
Воинская
Адмиралтейств-колл.
Юстиц-коллегия
Берг-коллегия
Мануфактур-коллегия
Коммерц-коллегия
Торговля
Штатс-контор-колл.
Государственные расходы
Ревизион-коллегия
Контроль за финансами
Камер-коллегия
Государственные доходы
Вотчинная коллегия
Землевладение
Главный магистрат
В каждую коллегию входили: ________________________________________
_________________________________________________________________.
Создана Тайная канцелярия - занималась делами ______________________
_________________________________________________________________.
-
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До указа
Указ Петра I от 1714 г.
После указа
Вотчина - наследственная собственность.
Поместье - пользование землёй при условии несе-ниявоенной службы.
Поместье передаёт-сяпо наследству.
Обязательность слу-жбы для дворян со-хранялась.
В 1722 году царь принял Табель о рангах.
Классы
Чины военные сухопутные
Чины гражданские
Что давало?
I
Генералиссимус, Фельмарш.
Канцлер
II
Генерал от артиллерии…
Действит. тайный советник
III
Генерал-лейтенант
Тайный советник
IV
Генерал-майор
Действит. статский советн.
V
Бригадир
Статский советник
VI
Полковник
Коллежский советник
VII
Подполковник
Надворный советник
VIII
Майор
Коллежский асессор
IX
Капитан
Титулярный советник
X
Штабс-капитан
Коллежский секретарь
XI
-
Сенатский секретарь
XII
Поручик
Губернский секретарь
XIII
Подпоручик
Сенатский регистратор
XIV
Прапорщик
Коллежский регистратор
Теперь старая и новая аристократия (?) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
8. Областная реформа.
-
Городская реформа. (1720 год.)
В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.
-
Церковная реформа.
В 1700 году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия - Святейший правительствующий Синод - управлял _________________.
В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________
ВЫВОД: БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ АБСОЛЮТИЗМ - ЭТО _______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Хостинг от uCoz