План занятия курса Проблема

Содержание курса «Проблема» направлено на освоение учащимися умения видеть проблему и находить пути ее решения, что соответствует требованиям федерального стандарта общего образования. Данный курс «Проблема» поможет учащимся преодолеть психологический барьер при общении с учителями, большинство занятий представлены в виде ролевых игр и конкурсов. Преобладает парная и групповая работа. Курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по разным предметам:, литературе, биологии, географии, истории, внеурочной деятельности. Курс метапредмет «Проблема» рассчитан на 8 часов<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель истории: Новоселова Е. Я.

План

метапредметного занятия курса по выбору «Проблема» (7класс)

Вводное занятие «Понятие «Проблема».

Цель вводного занятия: сформировать представление понятия -проблема.

Основные задачи занятия :

- осознать понятие «проблема» и сформировать готовность к восприятию и решению проблем как личной задачной деятельности;

- познакомить с основными типами проблемных ситуаций;

разработать алгоритм работы с проблемой и освоить данный алгоритм при решении различных проблем.

В основе содержания метапредметного занятия - системно-деятельностный и компетентностный подходы.

Метапредметность занятия определяется: содержанием занятия; обобщенными способами действий в решении метапредметных ситуаций

Метапредметные результаты :

познавательные: - владеть понятием «проблема»;

- распознавать проблемы и находить адекватные способы их решения.

регулятивные: - строить оценочные суждения при подведении итогов работы на занятии;

- определять цель и формулировать задачи занятия; планировать действия в соответствии с поставленными задачами;

коммуникативные - организовывать коммуникативное взаимодействие при организации работы в группах;

личностные: - понимать значимость умения решать проблемы для успешной адаптации в обществе;

- осознавать личностную сопричастность к решению общественно-значимых, глобальных и социальных проблем.

Метапредметное занятие «Проблема» состоит из нескольких этапов: организационного, мотивационного-вводного, практического - проектного и рефлексивного.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, памятка, листы (по количеству групп), фломастеры, видеофильм «Самый большой урок», бланки 1, 2

Ход занятия:

1. Организационный этап (2мин): На данном этапе занятия осуществляется совместная работа по осознанию определения темы занятия, формирование групп. Знакомство с Памяткой «Правила совместной работы в группах» -памятка у каждой группы на рабочем столе.

Памятка «Правила совместной работы в группе»:

- слушать и понимать друг друга;

-уметь договариваться;

- уметь уступать;

- разумно распределять роли в группе.

Мотивационный этап (5мин.)

Слайд 1. Вступительное слово: Здравствуйте! Сегодня мы начинаем знакомство с удивительным метапредметным курсом «Проблема». Будьте внимательны!Необходима слаженность, взаимодействие и организованность!

Слайд 2. Видеофрагмент фильма, который называется «Самый большой урок»( до понятия «проблема»).Определение темы занятия «Проблема».

Проектный этап (15 мин.)

Первый мини-проект. (5мин)-Представьте, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словом «проблема»? Представили? Изобразите ваши ассоциации на рисунке: Лист №1- Работа в группах. Что получилось? (анализ рисунков, демонстрация на доске. Примеры рисунков учащихся: столкновение машин, школа, двойка, ЧП, знак вопроса-?, ремень, дневник, SOS, грустный смайлик…

Слайд 3- 4. Демонстрация аналогов из интернета.

Обсуждение. Спасибо!

Второй мини-проект (5мин). Попробуйте на основе ваших ассоциаций и рисунков дать определение термина «проблема» (Лист №2). Работа в группах. Обсуждение определений по группам.

-Как узнать правильны ли ваши определения? Какое из определений верно- работа с культурными с аналогами из различных словарей. Выбор одного из них, которое станет основным - ключевым.

Слайды 5-6 Определения понятия «проблема»: (5мин.)

-Словарь русского языка: Проблема - Сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

-Энциклопедическом словаре:
Проблема - (от греч. problema - задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
-Словарю Ушакова:
Проблема, проблемы, ж. (греч. problema - задача) (книжн.). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию.

-Словарь Даля:

Проблема- греч. задача, вопрос, задача, для отыскания неизвестного по данному.

- Подводим итоги ( совместно с учащимися): Проблема - вопрос, требующий разрешения; в науке - противоречивая ситуация, в жизни проблема - «знаю что, не знаю как».

Практический этап: 10 мин.

Скажите, а в жизни вы часто встречаетесь с проблемами? Где? Какими? (Мнения учащихся) Почему часто не можем решить ту или иную проблему? Не видим проблему или не знаем как? Что необходимо сделать?- беседа с учащимися.

Слайд 8. «Классификация проблем». Какие бывают проблемы и как они решаются. Метафора и соответствующий зрительный образ каждой проблемы помогут в классификации проблем. Бланк 1-Работа по группам - обсуждение.

Слайд9. Рефлексивный этап - 10 мин. Бланк 2 «Проблемные ситуации и пути их решения». Работа по группам - обсуждение итогов работы.

Подведение итогов занятия - (3мин.)

А закончить занятие курса «Проблема» мне хочется замечательной притчей «Проблема выбора жизненного пути»

Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: Я пойду влево - так подсказывает моя интуиция. Второй сказал: Я пойду вправо - недаром считается, что «право» от слова «прав». Третий сказал: Я пойду назад - мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса. Четвёртый сказал: Я пойду вперёд - надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое. Пятый сказал: Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня. Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие - нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался. Все поступили правильно.
Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других. Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли - человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами. Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться. Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных. Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение..


PS. Не забывайте о том, что истинная мудрость - разрешить другим идти собственным путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека...

Каждый из Вас должен научиться самостоятельно выбирать свой путь, уметь решать любые проблемы, чтобы быть успешным в жизни!

До новых встреч на занятиях метапредметного курса «Проблема».

© 2010-2022