Доклад на тему Жизненный путь патриота и художника В. В. Верещагина

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реферат на тему:

«Жизненный путь патриота и художника

В. В.Верещагина»







г. Пятигорск, 2016


Аннотация.

Темой своего доклада я выбрал биографию русского художника Василия Васильевича Верещагина.

Эта тема интересна тем, что Верещагин, кроме того что был великим художником, был настоящим русским патриотом.

Жизнь, творчество и даже смерть Верещагина связаны с Россией, с непростыми, тяжёлыми моментами нашей истории.

Тема патриотизма сейчас очень актуальна. И актуален, казалось бы, простой вопрос: кто такой патриот? Является ли патриотом человек, который неплохо устроился где-то за границей и оттуда клянёт проклятую «Рашку»? А может быть это человек, прыгающий на площади и кричащий: «Россия превыше всего!»? Может, патриот всегда согласен с начальством в надежде на благосклонность к себе?

В. В. Верещагин, как настоящий русский интеллигент и патриот, не заискивал перед власть имущими, занимался своим любимым делом, в котором достиг огромного успеха, и был всегда со своей родиной в трудные для неё времена.

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце (ныне Вологодской области) в семье предводителя дворянства. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей (1845-1878) и Александр (1850-1909), стали

профессиональными военными; старший, Николай (1839-1907) - общественным деятелем.

Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус (с того времени, когда Верещагин вышел в гардемарины флота, уцелел его небольшой фотографический портрет, принадлежащий бывшему директору Морского кадетского корпуса А. П. Епанчину, снятый в 1860 году. Снимок с него приложен при первом выпуске вестника изящных искусств за 1883 год).

Доклад на тему Жизненный путь патриота и художника В.В. Верещагина

В последние два года пребывания своего в корпусе Верещагин много занимался рисованием и стал ходить в 1858 году в Рисовальную школу, помещавшуюся тогда на Бирже. Ему было тогда 16 лет.

Любопытна еще одна подробность из тогдашних годов Верещагина. Сторож школы, старик Филиппов, бывший как бы дядькой мальчуганов- учеников и не раз ссорившийся с ними за шалости, питал особенное расположение к Верещагину. «Если бы, - говорил он, - было у нас таких побольше, так школа была бы лучше. Это такой барин, каких мало. Раньше всех придет, позже всех уйдет, и уже так тих, так тих, что его и не слыхать: знает себе рисует. Так как же ему не позволять приходить рисовать в праздники, когда в школе ни души нет! Вот его меньшой брат, так совсем не такой, за тем смотреть надо».

По окончании кадетского корпуса, после короткого периода службы Верещагин вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана.

Родители Верещагина были очень недовольны его выходом в отставку. Когда только что пошла речь об этом, мать, Анна Николаевна, страстно любившая своего Васю, но не воображавшая, что сын ее - великий талант, прямо говорила, что считает это сущим сумасшествием. Отец менее перечил, но помогать деньгами отказался, чтобы не потакать отставке. Они оба говорили ему: «Подумай, Вася, хорошенько; ведь рисование не даст тебе хлеба и не введет в гостиные». Но он не слушался никаких уговоров и твердо стоял на своем. В своем затруднительном положении он пошел сперва к известному железнодорожному деятелю Колиньону, просить занятий по чертежной и рисовальной части, а затем к своему покровителю Львову, рассказал дело и просил совета. Львов, хотя и убежденный в таланте Верещагина, тоже сначала отговаривал его бросать морскую службу и променивать верное на неверное. Но потом, видя непреклонную решимость юного художника, сказал ему: «Уладим дело, дадим вам пенсию; приходите, как выйдете из корпуса».

Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года.

«На Кавказ я приехал, - вспоминал Верещагин, - летом 1863 года. Чтобы сделать эту поездку, немало времени я питался одним молоком и хлебом и все-таки, приехавши на Кавказ, оказался только с сотнею рублей в кармане. По дороге в Тифлис и в «Белом Ключе», где жил наместник, великий князь Михаил Николаевич, я, разумеется, много рисовал. Профессор Лагорио, состоявший при великом князе, очень обязательный и добрый человек, рекомендовал меня в семью начальника штаба армии, генерала А. П. Карцева, как учителя рисования». В этой семье Верещагин был принят очень радушно, и с этих пор остался навсегда в самых приятельских отношениях с женою, а потом вдовою этого генерала, Екатериною Николаевною Карцевой. Скоро потом он получил еще уроки: в Межевой школе, в женском училище св. Нины, в военном училище и в одном частном пансионе. Все это вместе давало ему в год около 1500 рублей. Однако же, как он ни занят был, а все- таки урывался между уроками ходить на «пески», рисовать верблюдов, коров, лошадей, баранов и других животных, пригоняемых туда на продажу, рисовать по лавкам, за городом и т. д. «Конечно, только молодость и свобода моя, - говорил Верещагин, - были причиной того, что эта масса уроков не задавила меня. Трудно передать, как я был живуч и как пользовался всяким получасом времени для наполнения моих альбомов. От этого времени, помню, у меня было три толстых книжки совершенно полных рисунками и отчасти акварелями; часто акварелями и карандашом вместе. Все эти альбомы одни потеряны, другие украдены у меня. Я ездил также по Закавказскому краю, рисовал для Общества сельского хозяйства типы животных. Мне дали открытый лист и 400 рублей денег: их, разумеется, не хватило и на прогоны, но зато я много видел и слышал».

«В 1864 году, - рассказывал Верещагин, - отец прислал мне 1000 рублей. С ними я поехал в Париж, отчасти с намерением издать нечто вроде «Кавказского художественного листка», отчасти для того, чтобы самому учиться. «Листок» я хотел издавать с начальником фотографии штаба Гудимой. Несколько, как кажется, небезынтересных листов было напечатано у Лемерсье; но за отказом от дела Гудимы они брошены, как и вся эта затея». «Я поступил в мастерскую Жерома. Когда я в первый раз пришел, он спросил меня: «Кто вас рекомендовал ко мне?» - «Никто, - отвечал я. - Мне нравится то, что вы делаете», а когда я показал Жерому то, что имел, он очень похвалил и обещал, что «я буду иметь талант». Жером сказал: «Хорошо, поступайте ко мне», и Верещагин стал работать в его мастерской и вместе поступил в Парижскую Академию художеств (Ecole des beaux-arts).

«Это произошло не без затруднений, - рассказывал (со слов самого В. В. Верещагина) парижский художественный писатель Монжуайе, в газете «Gaulois» (декабрь 1879). - У нас тогда уже устали от иностранцев; в этом особенно были виноваты американцы, которые добивались только титула и улепетывали в Нью-Йорк в тот самый день, когда получали право называться «учениками Жерома». Но, по счастью, граф Ниеверкерке (муж принцессы Матильды и начальник искусств во Франции при Наполеоне III) увидел несколько рисунков Верещагина. Его восхищение распахнуло закрытые двери, и Верещагин вошел с торжеством».

Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865-1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.

В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, Верещагин едет в Туркестан, где постоянно происходят военные столкновения с туземцами. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал..." - писал художник.

Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжёлую осаду этого города восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Георгия 4-го класса (14 августа 1868 года), который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды:

Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и, кинувшись на орудия, успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели.

В 1868 году пронеслась весть, что бухарский эмир в Самарканде и собирается воевать с Россией. Верещагин этому не поверил и преспокойно остался в Буке. Но скоро весть о войне подтвердилась.

«Я был уже несколько дней в Буке, - пишет он в «Tour du monde»

  1. года, - как вдруг узнал из только что полученного письма, что Россия готовится к походу на Бухару и что авангард нашего отряда даже выступил. Раньше этого известия я весь был предан м'Ирным занятиям, восхищаясь природой, прогуливался, расспрашивал, писал, рисовал. Война! И так близко от меня, в сердце Средней Азии! Мне захотелось увидать из близи свалку битв, и я тотчас же покинул деревню Бука, где собирался пробыть гораздо дольше... Слухи о войне уже распространились по стране, и я скоро заметил это на отношениях ко мне жителей Буки. Только что, выходя из дому, я уже видел свирепые взгляды. Проснулась внезапно вся недоверчивость мусульманина к христианину, побежденного к победителю. Те самые люди, что так бесцеремонно совали пальцы в мой пилав и не пропускали случая попить моего чайку, притворялись теперь, что не замечают меня и нарочно не отвечали на мой поклон. Все в них говорило мне: «Эй ты, христианин! Наше брюхо принимало угощение от кафира, но это было скорее не из дружбы, а из жалости к тебе, собака!»

В начале 1869 года он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и Туркестане. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестанский регион, но через Сибирь. На этот раз художник совершил путешествие по Семиречью и Западному Китаю.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных коллекций продолжает работать над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка - в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в

  1. в Петербурге и Москве.

Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара- Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Эта картина стала суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье. "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим" - гласит надпись автора на раме.

К весне 1873 года у Верещагина была уже совершенно окончена главная масса туркестанских картин. Быть может, вследствие прошлогоднего успеха, он свез эти картины вместе с этюдами, деланными на месте, в Азии, в Лондон и в апреле выставил в Хрустальном дворце. В предисловии к каталогу, превосходно составленному им самим (и переведенному на английский язык великим его почитателем Дельмаром Морганом, членом лондонского Географического общества, бывавшим прежде в России), Верещагин говорил: «Варварство среднеазиатского населения так громадно, а экономическое и социальное положение в таком упадке, что чем скорее проникнет туда с того или другого конца европейская цивилизация, тем лучше. Если мои верные очерки помогут уничтожению недоверчивости английской публики к их естественным друзьям и соседям в Средней Азии, тягость путешествия и труд устройства выставки будут более чем вознаграждены».

В каталоге Верещагин предупредил,' что его картины не продаются. Это вызвало удивление публики, ибо обычно художники устраивали выставки ради продажи своих работ. Еще больше удивили зрителей сами произведения - новизной и необычностью своего содержания, мощной, свежей, выразительной художественной реалистической формой, порвавшей с условностями господствовавшего тогда салонно-академического искусства. Выставка имела у английской публики большой, а для художника из России вообще небывалый успех. Газеты и журналы опубликовали похвальные отзывы.

Газета «Times» (4 апреля) очень восхищалась силой исполнения и глубоким изучением предмета, уменьем владеть красками и эффектами освещения. Про некоторые картины, особенно про «Стражей у дворца эмира», газета говорила, что «сколько их ни хвали, все будет мало: так далеко идет реализм в изображении этих живописных дикарей...». А когда, спустя три месяца, было выставлено еще 18 новых картин, «Times» (в своём номере 9 июля) приветствовала и их с восхищением, говоря, что на таких произведениях «надо учиться».

«Graphic» (12 апреля) тоже признавал «Стражей у дворца эмира» перлом всего собрания, а собрание это - «полным достоинств необычайных!».

«Fall Mall Gazette» (9 апреля) говорила: «Мы отроду не видывали более живого изображения почти вовсе неведомого мира. Назвать большинство произведений г. Верещагина (как он сам это делает) эскизами - было бы несправедливо; до того совершенно и верно выполнено все, что писал этот художник при бог знает каких затруднениях. Этюды масляными красками никак не могут считаться «набросками», разве по величине... Везде Верещагин оказывается столько же превосходным колористом, как и рисовальщиком. Как ландшафты, так и перспективы его свидетельствуют о необыкновенной верности представления, отчетливости и простоте стиля, а также о тонком художественном вкусе... Знойный дневной свет Туркестана вот что Верещагин любит более всего... В результате у него является несколько картин ослепительного света и жизни, интересных по изображенным тут впервые сценам, а также потому, что они знакомят нас с оригинальным и значительным художником...» Про рисунку карандашом


Доклад на тему Жизненный путь патриота и художника В.В. Верещагина

«Старшина деревни Ходжагент»

газета говорила, что это такая коллекция для этнографа и физиономиста, которая не имеет себе подобной.

Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Лично ознакомившийся с полотнами Верещагина император Александр II, по официальной записи, «очень резко выразил своё неудовольствие», а великий князь Александр Александрович,- будущий император Александр 111,- так выразил своё мнение о художнике: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можнсгпо ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек.»

Контраст картин Верещагина с привычной парадной официальностью в батальной живописи был так резок, что толки об "оклеветании русской армии", "не патриотичности" вызвали недружелюбное отношение к Верещагину не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман. Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые. Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: "Окружили - преследуют", "Забытый" и "Вошли".

"Я никогда не видал, - писал художник, - правдивых картин битв, и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности". Не стесненный заказами и официальными требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник. Героями своих картин он сделал простых солдат, внеся в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. «Солдаты Верещагина, - писал В. В. Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье».

Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, Верещагин тотчас же отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях.

Он совершает с войсками поход к Дунаю, а затем вместе с товарищем по курсу Морского кадетского корпуса лейтенантом Н.Л.Скрыдловым, участвует на лодке "Шутка" в атаке на турецкий монитор, где получает тяжёлое ранение. Верещагин вспоминал это событие так: «В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдем ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! - точно обухом».

Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию по вскрытию раны, после чего он пошёл на поправку.

Оправившись наскоро от раны, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым - к Шипке и с отрядом генерала Струкова - в набег к

Андрианополю. Для художественных наблюдений он лез в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, исполнял обязанности ординарца.

Верещагин объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением военных картин целых два года.

За участие в боевых действиях Верещагин был представлен к награждению Золотым оружием, но отказался от награды. "Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".

В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетили более двухсот тысяч человек - успех превзошел все ожидания. Император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке (генерал- фельдмаршал Германской и Российской империй), запретив германским офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас".

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт- Артура. Очевидец катастрофы "Петропавловска" капитан Н.М.Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.

Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: "Верещагин - величайший художник своего времени [...] он открывает новые пути в искусстве". "Верещагин - личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек".

Хронология жизни и творчества великого русского художника Василия Верещагина

1842г., 14/26 октября родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье уездного предводителя дворянства.

1850-1859г.г. Обучается в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе и в Морском кадетском корпусе в Петербурге (с 1853). 1858-1859г.г. Посещает занятия для вольноприходящих в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников.

1860г. Заканчивает Морской кадетский корпус в чине гардемарина флота; по собственному желанию выходит в отставку. Поступает в Академию художеств. (Оставляет ее в 1863, формально числясь там до 1865.) 1863-1864г.г. По приглашению Л. Ф. Лагорио совершает путешествие на Кавказ по Военно-Грузинской дороге. Живет в Тифлисе. 1864г. Приезжает в Париж, поступает в Академию искусств (Ecole des Beaux- arts) в мастерскую Ж. Л. Жерома.

1865г. Второе путешествие на Кавказ, посещает города Грузии и Армении. 1865-1867г.г. Возобновляет в Париже занятия в мастерской Жерома; пользуется советами художника А. Вида.

1866г. Выставляется в Парижском Салоне. Летом едет в имение родителей Любец на реке Шексне и в Тверскую губернию на Волгу, где работает над картиной "Бурлаки" (не осуществлена).

1867г. Определен на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал-губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала К. П. Кауфмана.

1867-1868г.г. Первое путешествие в Туркестан. Живет в Ташкенте, ведет этнографические исследования в Сыр-Дарьинской и Семиреченской областях. Участвует в обороне Самаркандской крепости (2-8 июня 1868), за что награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Осенью 1868 возвращается в Петербург, оттуда едет в Париж.

1869г. Участвует в организации "Туркестанской выставки" в Петербурге, экспонирует картины, этюды и рисунки, выполненные в Туркестане. 1869-1870г.г. Второе путешествие в Туркестан. Обосновывается в Ташкенте, посещает Самарканд. Совершает поездку по Семиреченской области и вдоль китайской границы. В октябре 1870 возвращается через Сибирь в Петербург. 1870г. Получает трехгодичную командировку за границу для подготовки издания "Альбом картин Туркестанского края" (издан в Петербурге в 1874 под названием "Туркестан. Этюды с натуры В. В. Верещагина"). 1871-1873г.г. Живет в Мюнхене. Работает над картинами и этюдами по материалам, привезенным из Туркестана.

1871г. Женится на Элизабет Марии Фишер, в замужестве - Елизавета Кондратьевна Верещагина.

1872г. Участвует в Русском художественном отделе на Всемирной выставке в Лондоне. В Мюнхене знакомится с П.М.Третьяковым.

1873г. Первая персональная выставка в Лондоне. Летом принимает участие во Всемирной выставке в Вене.

1874г. По собственной просьбе уволен от службы. В Петербурге знакомится с В. В. Стасовым. Персональные выставки в Петербурге и Москве. Туркестанская серия (13 картин, 81 этюд, 133 рисунка) приобретена П. М. Третьяковым. Удостоен Советом Академии художеств звания профессора "за известность и особые труды на художественном поприще", от которого публично отказывается.

1874-1876г.г. Предпринимает вместе с Е. К. Верещагиной первое путешествие в Индию. Живет в Бомбее, посещает Мадрас, Агру, Дели, Джайпур.

Совершает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в области, пограничные с Тибетом, Кашмир и Ладак. Весной 1876 возвращается в Мюнхен.

  1. 1877г.г. Поселяется в Париже. Работает над двумя сериями картин по материалам, привезенным из Индии.

  2. 1878г.г. Участвует в русско-турецкой войне. В июне 1877 тяжело ранен, в августе возвращается в действующую армию; находится в отряде генерала М. Д. Скобелева во время третьего штурма Плевны, участвует в боевых действиях у деревни Шейново на Шипкинском перевале; вместе с отрядом генерала А. П. Струкова участвует во взятии Адрианополя.

  3. 1880г.г. Возвращается в Париж. Работает над картинами Балканской серии. Выезжает на Балканы для сбора материала.

1879г. Персональные выставки в Лондоне и Париже.

1880г. Персональная выставка в Петербурге и распродажа этюдов Индийской серии; 78 этюдов приобретены П. М. Третьяковым. Персональная выставка в Вене.

  1. 1882г.г. Персональные выставки в Париже, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Будапеште.

  2. 1883г.г. Второе путешествие в Индию. Работает в Бомбее, Агре, Дарджилинге. Возвращается в Париж.

1883г.г. Персональные выставки в Москве и Петербурге. Распродажа картин Балканской серии; центральные картины приобретены П. М. Третьяковым.

  1. 1885г.г. Предпринимает вместе с Е. К. Верещагиной путешествие в Сирию и Палестину. Работает над картинами Палестинской серии. Приступает к работе над "Трилогией казней" (завершена в 1887). 1885-1887г.г. Персональные выставки в Вене, Будапеште, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Праге, Бреславле, Лейпциге, Кенигсберге, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Лондоне, Ливерпуле.

1886г. Публикует в Париже статью "О прогрессе в искусстве". 1887г. Приступает к работе над серией "1812 год" (завершена в 1900). 1888г. Посещает Ярославль, Ростов, Кострому, Макарьев. Приступает к работе над серией портретов "незамечательных русских людей" (завершена в 1895). Едет в США. Персональная выставка в Нью-Йорке.

1889-189 lr.r. Персональные выставки в Чикаго, Филадельфии, Бостоне, Сан- Луисе и других городах США.

1890г. Расторгает брак с Е.К.Верещагиной. Женится на Лидии Васильевне Андреевской.

1891г. Поселяется в Москве. Вторая поездка в США. Распродажа в Нью- Йорке произведений из Индийской, Балканской, Палестинской серий и "Трилогии казней". Публикует в Нью-Йорке статью "Реализм". 1894г. Поездка в Вологду. Путешествует с семьей на барке по Северной Двине, посещает Соловецкий монастырь.

  1. 1895г.г. Издает литературные труды: "На войне в Азии и Европе. Воспоминания художника В.В.Верещагина", автобиографические повести "Литератор" и "Детство и отрочество художника В. В. Верещагина", "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей", "На Северной Двине. По деревянным церквам" и другие.

  2. 1898г.г. Персональные выставки в Москве, Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, Париже, Берлине, Дрездене, Вене, Праге, Будапеште, Копенгагене, Лейпциге, Москве, Лондоне.

1896г. Живет в Крыму в имении Магарач близ Ялты.

1897г. Поездка на Кавказ; приобретает имение близ Сухума.

1898г. Издает книгу "Листки из записной книжки художника

В.В.Верещагина".

1899г. Работает в Крыму. Издает альбом "Наполеон I в России в картинах В. В. Верещагина".

1899-1901г.г. Персональные выставки в Риге, Гельсингфорсе, Петербурге, Варшаве, Христиании, Париже, Одессе, Вильно, Юрьеве, Ревеле. 1901г. Поездка на Филиппины. По возвращении в Москву работает над серией картин на темы испано-американской войны. Выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.

1902г. Едет в США, живет в Чикаго. Совершает две поездки на Кубу. В Вашингтоне работает над картиной "Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот". Персональные выставки в Чикаго, Вашингтоне, Сан-Луисе, Нью- Йорке. Распродажа картин на выставке в Нью-Йорке. 20 картин из серии "1812 год" приобретены правительством для Русского музея императора Александра III (позже перевезены в Москву в Российский Исторический музей).

1903г. Совершает путешествие по Японии. Работает в Токио и Никко. 1904г., 28 февраля после объявления русско-японской войны уезжает в действующую армию на Дальний Восток.

1904г., 31 марта (13 апреля) погиб в Порт-Артуре при взрыве флагманского броненосца "Петропавловск".

Интересные факты

Семья

  • Жена с 1871 года - Елизавета Кондратьевна

  • дочь - Клавдия

  • 2-я жена - Лидия Васильевна Андреевская (1865 - 1912) . Лидия (?-1896)

. Василий (1892-1981) . Анна (1895-1917) . Лидия (1898-1930)

% *

Живописные работы

Мастерская В. В. Верещагина в его доме в Нижних Котлах

  • Туркестанская серия

  • Наполеон в России (Верещагин)

  • серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили- преследуют...» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872).

  • «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865)

  • «Улица в деревне Ходжагенте» (1868)

  • «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868)

  • «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868)

  • «Въезд в город Катта-Курган» (1868)

  • «После неудачи (Побеждённые)», 1868, ГРМ

  • «Развалины театра в Чугучаке» (1869)

  • «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869)

  • «Нищие в Самарканде» (1870)

  • «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870)

  • «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870)

  • «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870)

  • «Апофеоз войны» (1871)

  • «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871-1872)

  • «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874- 1876)

  • «Жемчужная мечеть в Агре» (1874-1876)

. «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878-1879)

  • «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881),

  • «В турецкой покойницкой» (1881)

  • «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884)

  • Цветная гравюра «Наполеон в Кремле»

Во многих городах России и других стран есть улицы Верещагина (Киев, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.).

Интересно, что сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так - «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского -мёртвая природа...»

В. В. Верещагин как-то воскликнул: «...Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».

Картина В. Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которая хранится в Мемориале Виктории в Калькутте - самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом.

Верещагин изображён на почтовой марке Болгарии 1978 года.

15


© 2010-2022