Рабочая программа учебного курса по истории Древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2012 г. Опирается на стандарт основного общего образования по истории.   Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образо...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Казенное общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

с.Кара-Тюбе

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Ф.С.Суюндукова

« »_______________14г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

____________/С.Л.Галустян /

« »_____________2014 г

Рабочая программа учебного курса

по истории Древнего мира для 5 класса

учителя истории и обществознания

Оракчиевой Альбины Динмухамбетовны









Пояснительная записка

к рабочей программе по истории Древнего мира.

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2012 г.

Опирается на стандарт основного общего образования по истории.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

• умение оперировать историческими датами;

• умение читать карту;

• умение анализировать исторические источники.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей.

  • уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

  • уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  • понять то, что земледелие и скотоводство - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Народы и государства Древнего Востока.

  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;

  • Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

  • Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

  • Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.

Древняя Греция.

  • Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;

  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;

  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим.

  • Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

  • Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

  • Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

  • О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю.

Программа реализуется с помощью УМК:

- Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. - М.: Просвещение, 2012

- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. - М.: Просвещение, 2012

- Настенные исторические карты

- Атлас по истории Древнего мира.

- Цифровые образовательные ресурсы:

1. Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу Древнего мира.

4. Мультимедийный атлас Древнего мира.

Распределение учебного материала курса

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Жизнь первобытных людей

5

3

Древний Египет

8

4

Древний Восток

11

5

Древняя Греция

20

6

Древний Рим

19

7

Контрольные работы

6

Итого

70

Контрольные работы

Тема

Количество

Жизнь первобытных людей

1

Древний Египет

1

Древний Восток

1

Древняя Греция

1

Древний Рим

1

Эпоха Древнего мира.

1

Итого

6

Основные понятия курса.

Раздел

Основные понятия курса (перечень ключевых слов)

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

Раздел 2. Древний Восток.

Раздел 3. Древняя Греция

Раздел 4. Древний Рим

Археология, история, всеобщая история, исторический источник, орудия труда, человеческое стадо, племя, рубило, палка-копалка, гарпун, родовая община, религия, искусство, старейшина, мотыга, плуг, неравенство, знать, классы,

Государство.

Цивилизация, фараон, налог, ремесленники, земледельцы, пирамида, жрецы, культура, иероглифы, рабы, рабство, долговое рабство, колония, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, праща, касты, Конфуций, буддизм.

Эллада, о. Крит, Микены, Афины, Троянская война, Ахиллес, Гектор, Гомер, полисы, архонты, Ареопаг, демократия, Народное собрание, граждане, Спарта, спартанское воспитание, скифы, Олимпийские игры, атлеты, Марафонская битва, Акрополь, Агора, гимнасии, палестра, театр, орхестра, комедия, трагедия, стратег, Македония, Александр Македонский, чудеса света.

Ромул, Рем, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, галлы, Сенат, фаланга, Карфаген, Ганнибал, провинция, наместник, амфитеатр, гладиаторы, гражданская война, Тиберий и Гай Гракх, восстание, Спартак, легион, Цезарь, диктатор, император, империя, варвары, славяне, Вифлеем, христиане, Нагорная проповедь, колоны, «рабы с хижинами», термы, Константинополь, готы, вандалы.















Список литературы для учащихся.

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2012

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012

№п/п

Дата проведения

занятия

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

Домашнее задание

планируемая

корректировка

даты

1.

сентябрь

4

Что изучает история Древнего мира

история, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник

Умение работать со справочным аппаратом книги

Беседа

стр.6, определения

2.

8

Древнейшие люди

Человеческое стадо, собирательство, орудие труда.

Умение пересказывать содержание текста учебника

Беседа

§ 1, к/к

3.

11

Родовые общины охотников и собирателей

Остроконечник, гарпун, родовая община

Умение самостоятельно составлять рассказ

Устный опрос

§ 2, вопросы

4.

15

Возникновение искусства и религиозных верований

Искусство, религия, религиозные верования, обряд

Умение рассуждать

Решение творческих задач

§ 3, вопрос № 4

5.

18

Возникновение земледелия и скотоводства

Зернотерка, керамика, старейшина, земледелие, скотоводство, мотыга, серп, ткачество, племя, совет старейшин

Умение подтверждать выводы примерами

Тест

§ 4

6.

22

Появление неравенства и знати

Неравенство, соседская община, знать.

Умение сравнивать орудия труда

беседа

§ 5, вопросы

7.

25

Контрольная работа № 1 «Жизнь первобытных людей»

Тест

8.

29

Счет лет в истории

столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, наша эра

Устный опрос

С 28-30, карточки

9.

октябрь

02

Государство на берегах Нила

Цивилизация, государство, царь, казна , папирус, дельта, пороги, ил.

Умение работать с исторической картой

Беседа

§ 6

10.

6

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

вельможа, писец, налог, шадуф.

Умение использовать исторический документ как источник знаний

Индивидуальная работа по карточкам

§ 7, к/к

11.

9

Жизнь египетского вельможи

гробница

Умение выделять исторические факты

Тест

§ 8

12.

13

Военные походы фараонов

бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско

Умение правильно показывать на карте исторические объекты

Беседа

§ 9, к/к

13.

16

Религия древних египтян

храм, жрецы, мумия, саркофаг

Умение формировать несложные выводы

Устный опрос

§ 10, карточки

14.

20

Искусство Древнего Египта

пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна

Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

Самостоятельная работа

§ 11

15.

23

Письменность и знания древних египтян.

иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия

Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

Фронтальный опрос.

§ 12, вопросы

16.

27

Контрольная работа № 2 «Древний Египет»

Тест

17.

ноябрь

30

Древнее Двуречье

города-государства, клинопись

Умение работать с исторической картой

Беседа

§ 13, к/к

18.

10

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Закон

Умение делать выводы

Индивидуальная работа по карточкам

§ 14, вопросы

19.

13

Финикийские мореплаватели

Колония, алфавит

Умение читать несложные карты и картосхемы

Творческое задание

§ 15

20.

17

Библейские сказания

Ветхий завет, миф, заповеди, предание, завет

Умение давать развернутый ответ и отзыв на него

Тест

§ 16, выписать заповеди

21.

20

Древнееврейское царство

Умение составлять рассказ на основе текста учебника

Работа по карточкам

§ 17, определения

22.

24

Ассирийская держава

таран, держава, Ниневия

Умение работать с исторической картой

Беседа

§ 18, к/к

23.

27

Персидская держава «Царя царей»

Умение работать с историческим источником

Индивидуальная работа по карточкам

§ 19, к/к

24.

декабрь

1

Природа и люди Древней Индии

джунгли, хлопчатник,

сахарный тростник

Умение сравнивать природные условия разных стран

Устный опрос

§ 20, карточки

25.

4

Индийские касты

каста, брахманы, отшельник, шахматы

Беседа

§ 21

26.

8

Китайский мудрец Конфуций

Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, иероглифы.

Умение правильно показывать на карте исторические объекты

беседа

§ 22, к/к

27

11

Первый властелин единого Китая

Гунны, компас, шелк, бумага

Умение самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника

Исторический диктант

§ 23, вопросы

28

15

Контрольная работа № 3: «Древний Восток»

Тест

29

18

Греки и критяне

лабиринт, фреска

Умение правильно показывать на карте исторические объекты

Беседа

§ 24, к/к

30

22

Микены и Троя

Микены, Троя, мифы о Троянской войне

Умение на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам

беседа

§ 25

31

25

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес

Умение делать выводы

Тест

§ 26

32

январь

29

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена

Умение делать выводы

Беседа

§ 27, вопросы

33

12

Религия древних греков

Религия

Умение работать с текстом учебника, выделять главное

Устный опрос

§ 28, прочитать подвиги Геракла

34

15

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Полис, демос, ареопаг, архонты

Умение использовать исторические документы как источник знаний

Беседа

§ 29, карточки

35

19

Зарождение демократии в Афинах

Демократия, реформы, граждане, Народное собрание

Умение давать характеристику

Творческое задание

§ 30, определения

36

22

Древняя Спарта

Илоты

Умение анализировать ответы одноклассников

Самостоятельная работа

§ 31

37

26

Основание греческих колоний

Скифы

Умение читать несложные карты

Историческая игра

§ 32, к/к

38

февраль

29

Олимпийские игры в древности

Пятиборье, атлет, ипподром

Умение выделять главное

Индивидуальная работа по карточкам

§ 33, вопрос № 4

39

2

Победа греков над персами в Марафонской битве

стратег, фаланга

Умение анализировать исторические документы

Решение исторических задач

§ 34

40

5

Нашествие персидских войск на Элладу

Умение составлять рассказ на основе услышанного

Беседа

§ 35, вопросы

41

9

В гаванях афинского порта Пирей

верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник

Умение обобщать и формулировать несложные выводы

Тест

§ 36

42

12

В городе богини Афины

Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон

Умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия

Игра «Жили ли они?»

§ 37, картчоки

43

16

Культура древней Греции

педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие

Умение работать с учебной и дополнительной литературой

Устный опрос

§ 38

44

19

Культура древней Греции

театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия

Умение работать с учебной и дополнительной литературой

Устный опрос

§ 39

45

26

Афинская демократия при Перикле

оратор

Умение работать с историческими документами

Беседа

§ 40

46

март

2

Города Эллады подчиняются Македонии

междоусобные войны, осадная башня, филиппика

Умение делать несложные выводы

Письменная работа

§ 41, вопрос № 2

47

5

Поход Александра Македонского на Восток.

междоусобные войны, осадная башня

Умение оценивать деятельность исторического деятеля

Решение исторических задач

§ 42, к/к

48

9

В древней Александрии Египетской

маяк, музы, геометрия

Умение работать с иллюстрациями учебника

Тест

§ 43, вопросы на стр. 202

49

12

Контрольная работа № 4 «Древняя Греция»

Умение высказывать свою точку зрения

Игра-путешествие по Древней Греции

50

16

Древний Рим

Патриции, плебеи, сенат, Народное собрание, латины

Умение сравнивать природные условия двух стран

Беседа

§ 44, к/к

51

19

Завоевание Римом Италии

Народные трибуны, консулы, галлы

Умение распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

Устный опрос

§ 45, определения

52

23

Устройство Римской республики

Народные трибуны, консулы, галлы

Умение распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

Устный опрос

§ 46, вопросы

53

апрель

2

Вторая война Рима с Карфагеном

Ганнибал

Умение выделять главное из рассказа учителя

Беседа

§ 47

54

6

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры

Триумф, император

Умение обобщать отдельные события

Решение исторических задач

§ 48, вопросы

55

9

Рабство в Древнем Риме

Раб, имение, амфитеатр, гладиатор

Умение работать с историческим источником

Самостоятельная работа

§ 49, карточки

56

13

Земельный закон братьев Гракхов

Гражданская война

Умение анализировать исторические факты

беседа

§ 50

57

16

Восстание Спартака

Восстание, Галлия, Везувий

Умение правильно показывать на карте исторические объекты

Дискуссия

§ 51, к/к

58

20

Единовластие Цезаря

ветеран, диктатор, диктатура

Умение делать выводы

Беседа

§ 52

59

23

Установление империи в Риме

Преторианцы, империя, император

Умение правильно употреблять исторические термины

Устный опрос

§ 53

60

27

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

Умение составлять сложный план параграфа

Тест

§ 54, вопросы

61

30

В Риме при императоре Нероне

Умение давать оценку деятельности историческому деятелю

Опрос

§ 55

62

май

4

Первые христиане и их учение

христианство, апостолы, евангелие

Умение составлять рассказ

Беседа

§ 56, вопросы

63

7

Расцвет Римской империи

колоны, «рабы с хижинами»

Умение работать с учебной и дополнительной литературой

Устный опрос

§ 57

64

11

«Вечный город» и его жители

триумфальная арка, купол, термы

Умение работать с учебной и дополнительной литературой

Устный опрос

§ 58, рисунок

65

14

Римская империя при Константине

варвары, епископ, церковь, папа

Умение формулировать несложные выводы

Беседа

§ 59

66

18

Взятие Рима готами

Готы, вандалы

Умение составлять рассказ

Решение исторических задач

§ 60

67

21

Восточная Римская империя при Юстиниане

Храм святой Софии

Умение работать с исторической картой

Беседа

68

25

Контрольная работа № 5 : «Древний Рим»


69

28

Семь чудес света

Выступления учащихся

с.282

70

Урок-путешествие «Наследие Древнего мира»




© 2010-2022