- Преподавателю
- История
- Урок по истории России. 7 класс. Тема урока: «Куликовская битва»
Урок по истории России. 7 класс. Тема урока: «Куликовская битва»
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кокурина В.В. |
Дата | 11.02.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
История России 7 класс
Куликовская битва
Раздел курса История России
7 класс. Тема урока: «Куликовская битва».
Цели урока:
Обучающие - знакомство учащихся с памятным событием русской истории - Куликовской битвой; ролью отдельных личностей в истории страны;
Развивающие - развитие творческого воображения, логического мышления; развитие познавательного интереса учащихся.
Воспитательные - воспитание любви и интереса к родной истории.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Мотивация учащихся.
Учитель: - Ребята! Продолжаем наше путешествие в страну Мир вокруг нас. Сегодня мы будем говорить о памятном событии русской истории, первом серьезном поражении Золотой Орды, битве на Куликовом поле. Это событие во многом определило дальнейшую судьбу нашего государства.
- Нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:
На экране план урока
-
Великий князь - Дмитрий Иванович.
-
Соотношение сил противников.
-
Ход сражения.
-
Значение Куликовской битвы.
Учитель: - Во время виртуального путешествия будем пользоваться «Картой событий».
Приложение 1 «Карта событий».
2. Актуализация знаний.
Учитель: - В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники - монголо-татары.
Приложение 2 Раздаточный материал «Впиши правильный ответ».
-
Название монголо-татарского ханства.
-
Жилище монголо-татар.
-
Хан, возглавивший первый поход на Русь.
-
Первый русский город, захваченный монголо-татарами.
-
Русский город, названный монголо-татарами «злым»
-
Монголо-татарские сборщики дани.
-
Разрешение на владение княжествами в русской земле.
Учитель: - Войска монголо-татар постоянно вторгались в русскую землю, разоряя то одну, то другую область. Только с 1365 по 1380 г Русь пережила шесть нашествий. Нашествие хана Мамая было седьмым.
Ученик читает наизусть старинную русскую песню о сборе дани монголо-татарами.
С князей брал по сто рублей,
С бояр по пятидесяти,
С крестьян по пяти рублей.
У которых денег нет,
У того дитя возьмет,
У кого дитяти нет,
У того жену возьмет,
У кого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.
Учитель: - О чем говорят вам строки этого стихотворения?
Учитель: - После сбора дани многие деревни пустели, люди нищали. Монгольское иго, разоряя русские земли, приносило людям страдания и горе. На Руси росла ненависть к угнетателям.
3. Введение новых знаний.
Учитель: - Прошло 140 лет после первого нашествия монголо-татар. К этому времени самым сильным и влиятельным было Московское княжество, где князем был Дмитрий Иванович. Он отказался платить дань хану Мамаю. Хан Мамай решил жестоко наказать непокорных. Полчища монголо-татар двинулись на Русь.
Приложение 2 Раздаточный материал «Соотношение сил противников»
Работа в группах
Учитель: - Поработаем в группах. Выбрать из текста и сравнить, какие силы участвовали в битве.
1 группа - со стороны монголо-татарского войска
2 группа - русского войска
К осени 1380 г. основные силы Мамая переправились через Волгу и медленно продвигались на север. По некоторым данным монголы имели от 60 до 100 тысяч воинов.
Численность русских воинов доходила до 200 тысяч человек. По другим оценкам - до 150 тысяч. Впервые в истории Руси под стяги великого князя собралось такое количество воинов.
Учитель: - Какой вывод мы можем сделать о количественном составе войск противников.
(Количественно силы монголов и русских были примерно одинаковы. Никогда еще Русь не собирала такого огромного войска.)
Учащимся предлагается поработать с картой
Работа с картой «Русь XII-XIV вв.» (Приложение)
Задание:
-
Проследить по карте передвижение русских и монголо-татарских войск
-
Найти и показать на карте место сражения на Куликовом поле.
Учитель: - Местом дислокации русских войск была назначена Коломна. Из материалов летописи следует, что численность русских воинов доходила до 200 тысяч человек. По другим оценкам - до 150 тысяч. Впервые в истории Руси под стяги великого князя собралось такое количество воинов. Переправившись через Оку, русская рать двинулась быстрым маршем к Куликову полю. 6 сентября русские полки достигли Дона. На военном совете было решено переправляться через реку и встретить врага за Доном. Битва разгорелась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком - рекой Непрявдой.
Учитель: - Послушаем цитаты из «Сказания о Мамаевом побоище» (составлено в ХV веке)
(Ученики зачитывают цитаты из летописей).
«И вот уже, братья, в то время полки ведут: передовой полк ведет князь Дмитрий Всеволодович, а с правой руки полк ведет Микула Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк ведет Тимофей Волуевич с костромичами. Многие же полки поганых бредут со всех сторон: от множества войска нет им места, где сойтись».
Демонстрация картины «Утро на Куликовом поле»
Учитель: - Мамай также расположил свои войска в линейном порядке. На флангах и позади пехоты располагались тумены ордынской конницы и наемников. Сзади располагался резерв.
Русские полки выстроились в традиционный трехлинейный порядок. Авангардом русского построения являлся Сторожевой полк, за ним располагался Передовой полк. Основная линия русского боевого построения имела трехчленное деление. В центре располагался Большой полк, его фланги прикрывали полки Правой и Левой руки. Резерв находился за Большим полком. Предугадывая ход битвы, русские полководцы спрятали восточнее полка Левой руки Засадный полк, состоявший из отборных конных дружин.
Учитель: - Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри - татарский воин Челубей и русский ратный воин Пересвет. Рассмотрите иллюстрацию,
На экране иллюстрация «Поединок Пересвета с Челубеем».
«
Учащимся предлагается зачитать цитаты из летописей о поединке.
Учитель: - Пронзив друг друга копьями, оба храбреца упали замертво.
«Поединок Пересвета с Челубеем».(Приложение)
Учитель: - Какое настроение передает автор читателю в своем произведении?
Учитель: - Рассмотрите карту-схему Куликовской битвы. Покажите на карте расположение противоборствующих сил. Как расставил свои войска князь Дмитрий? В чем проявился его талант как полководца? Используя карту-схему,
восстановим ход сражения.
Карта битвы 1380 года (Приложение) на Куликовом поле.
Разделимся на 3 группы и попробуем смоделировать ход сражения от лица:
Первая группа: воина передового полка.
Вторая группа: воина большого полка.
Третья группа: воина резервного полка.
Учитель: - Бой начался около 11 часов утра атаками ордынской пехоты и конницы на Сторожевой и Передовой полки. В короткой схватке почти весь Передовой полк был перебит. Дмитрий пробился к Большому полку. Мамай бросил основные резервы на полк Левой руки. Почти все воеводы погибли. Понесший значительные потери полк Левой руки начал отступать. Огибая фланг Большого полка, золотоордынская конница около 2 часов дня стала выходить в тыл московской рати. Создалась реальная угроза окружения и уничтожения русских сил.
(Ученики зачитывают цитаты из летописей).
«Задонщина» (конец ХIV века) (Приложение)
Учитель: -
-
Какой момент битвы выбрал Боброк для удара засадного полка?
-
Почему удар засадного полка стал губительным для войска монголо-татар
-
Чем закончилась атака засадного полка?
Учитель: - Мамай радостно предвкушал победу. Ему было невдомек, что в Зеленой Дубраве полтора часа ждет своей очереди отборная 40-тысячная конница под командованием князя Владимира и воеводы Боброка. В этот момент воевода Дмитрий Боброк выхватил меч и крикнул: «Наш час пришел. Дерзайте, братья и други! С нами Русь!» Словно ураган налетели русские воины на монгольскую конницу. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту.
(Ученики зачитывают цитаты из летописей).
Летописная повесть о «Куликовской битве»
4. Первичное обобщение.
Учитель: - Летопись гласит: «Была на Руси радость великая, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону...» Русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.
-
Как вы считаете, какой момент стал решающим для исхода битвы и позволил одержать русским победу?
-
Объясните, почему Куликовскую битву называют Мамаевым побоищем?
-
Какое значение имела победа на Куликовом поле для Руси?
-
Как народ отблагодарил князя за его заслуги? (Князь Дмитрий Иванович получил почетное звание Донской. В 1988 году, в год 1000-летия принятия христианства на Руси, Дмитрий Донской был причислен к лику святых).
Учитель: - Поведем итоги Куликовской битвы. Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Битва на Куликовом поле 1380 года послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей. К 625-летию Куликовской битвы была выпущена медаль.
5. Домашнее задание.
Учитель: - Выберите тему и напишите в тетради мини-сочинение
-
Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?
-
Дмитрий Донской, каким я его себе представляю?
-
Описать поединок Пересвета с Челубеем.
В работе могут присутствовать иллюстрации.
9