Тематический блок - «Россия в период правления Павла I» (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

РЫЦАРЬ ИЛИ БЕЗУМЕЦ?


Тематический блок - «Россия в период правления Павла I».

Психологический портрет императора Павла I (1796 -1801гг.)

История России XVII - XVIII века для 7 класса основной

общеобразовательной школы, среднего уровня.

Актуальность темы:

Рыцарь или безумец ? - эта проблема берёт своё начало из самых глубоких корней нашей истории, а тема продолжает развиваться и в наше время. На протяжении многих веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы. Эта тема предоставляет большую почву для размышлений. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Цели :

закрепление и углубление исторических знаний учащихся по истории России второй половины XYIII в., анализ противоречий внутренней и внешней политики России во время правления Павла I.

Задачи занятия:

- образовательная: определить большое значение исследований субъективных факторов для построения реальной картины мира и жизни определённой эпохи; обобщение, систематизация изученного ранее фактического материала, попытка определить, каким образом субъективные качества российского самодержца влияли на жизнь государства;

- развивающая: развивать знания, умения, навыки анализа личности государственного деятеля на примере личности Павла I; развивать навыки социально- психологического анализа для обобщения, конкретизации, реконструкции событий, происходивших в государстве и мире, на которые повлиял Павел I; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать.

- воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, долга перед страной; воспитание уважения к своим соотечественникам, независимо от той эпохи, в которой они жили; побуждать учащихся обсуждать между ними проблемные, спорные ситуации, самостоятельно искать пути их решения, попытка найти компромисс, стать толерантнее друг к другу;

Форма урока: урок систематизации знаний, практикум.

Методы и приёмы урока:

а) решение образных задач - обучение видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей;

б) решение логических задач - активизация абстрактно-логического мышления, формирование умений осмысливать сущность фактического материала;

в) решение проблемных задач - овладение опытом творческой деятельности, то есть способностью при решении задачи находить свой оригинальный способ.

Оборудование урока:

Инструктивные карточки с заданиями для учащихся, тесты, рабочие тетради, слайды - портреты героев эпохи Павла I.

План урока.

  1. Особенности личности Павла I.

  2. Государственные взгляды императора.

  3. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

  4. Заговор 11 марта 1801 года.

  5. Закрепление изученного.

  6. Рыцарь или безумец?

  7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

I. Организационный этап.

1. Сообщение формы, темы, целей, задач, общего плана урока.

2. Обучающиеся вносят свои предложения по изменению урока или одобряют вариант учителя.

3. Разделение класса на две группы, объяснение задачи работы в группе.

II. Основная часть урока.

Беседа учителя с привлечением учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем.

1.Особенности личности Павла I.

Рождение мальчика в 1752 г.стало событием государственного значения - отныне династия была укреплена прямым наследником. С детских лет он заложник большой политики.

С первых минут жизни ребёнка отобрала у родителей царственная бабушка императрица Елизавета Петровна и поместила в своих покоях, где он прожил до шести лет. Она же назначает ему первых воспитателей и учителей. Впрочем, разлучённые с сыном родители не особо горюют по поводу невозможности исполнения ими родительского долга. Отец - Пётр Фёдорович, герцог Голштинский - интересуется лишь вином, собаками и картами, а мать - немецкая принцесса Софья-Доротея Ангальт-Цербстская, принявшая при крещении имя Екатерины Алексеевны, занята политическими интригами и в покоях императрицы для свидания с сыном появляется крайне редко.

Зато бабушка проведывает внука два раза на день. Иногда даже приходит посмотреть на него ночью. Сама сидит у его колыбели во время болезней.

Классная комната ребёнка - в Зимнем дворце. Здесь будущий наследник русского престола занимается с учителями, назначенными бабушкой, историей и географией, математикой и русским языком, немецким и французским, физикой и латынью.

Педагог - Ф.Д.Бехтеев придумал издавать для наследника газету, в которой печатается о его делах за день и которую, якобы, получают во всех дворах Европы. Мера возымела действие - воспитанник не столько проникся сознанием своей высокой ответственности, сколько очень рано понял, что его фигуре придают немалое значение.

С восьми лет он начинает появляться на придворных обедах и дворцовых приёмах, где ребёнку представляют посланников европейских государств, что также в немалой мере способствует формированию у него гипертрофированного представления о важности собственной персоны.

Смутные воспоминания о слухах, распространяемых в высшем свете, о желании императрицы передать престол внуку, минуя племянника, неспособного к управлению страной, которые придворные доброхоты доносят до детских ушей... Но смерть Елизаветы помешала превращению слухов в реальность.

Краткое правление отца, не оставившее никаких воспоминаний, в отличие от последовавших затем событий... Самое яркое из них - полный гвардейцев и наспех одетых придворных ярко освещённый Зимний дворец. Сюда, поднятый среди ночи, 28 июня 1762 г. ничего не понимающий, страшно испуганный мальчик доставлен для принесения присяги своей матери, новой русской императрице Екатерине II, взошедшей на трон благодаря очередному дворцовому перевороту, отстранившему от власти столь ненавидимого ею супруга. А спустя неделю - новое потрясение - смерть отца от «прежестоких геморроидальных колик». Но официальная версия трагедии в Ропше не скрыла, благодаря дворцовым слухам и сплетням, от десятилетнего подростка жестокой правды - отец убит пьяным любовником матери!

Жестока и неприглядна оборотная сторона дворцовой жизни. Некогда бойкий и живой мальчик превращается в замкнутого, угловатого подростка, блуждающего в мире своих романтических мечтаний о прекрасных дамах и благородных рыцарях.

Близкий друг и наставник С.А.Порошин которому десятилетний цесаревич доверяет свои детские тайны приохотил великого князя к чтению. Подлинное наслаждение получает он от чтения романа великого испанца о славном благородном идальго, его рыцарских подвигах и делах. Порошин разбудил в мальчике стремление соответствовать образу идеального рыцаря.

О рыцарских организациях - орденах - цесаревич узнал из «Истории об ордене Мальтийских кавалеров», с которой его познакомил наставник.

На этой основе в голове юноши складывается некая романтическая идея - сообщество рыцарей, объединённых в «дворянский корпус».

Позднее, в годы юности известный мистик Плещеев знакомит великого князя с воззрениями масонов. Это учение нашло благодатную и уже подготовленную к его восприятию почву в душе, богатой фантазией и воображением.

Связи с русскими масонскими ложами наложили на рыцарские идеи великого князя своеобразный налёт мистицизма, но не улучшили и без того сложные отношения с матерью. Для императрицы сын с течением времени становится немым напоминанием о незаконности её правления и постоянной угрозой из-за того, что его имя становилось не только предметом спекуляций различных оппозиционных группировок, но и имело большую популярность в народе.

Воспитание цесаревича было оставлено в руках тех учителей, которых назначила ещё Елизавета Петровна.

Среди них два человека - архимандрит Платон и дипломат Н.И.Панин - на долгие годы становятся не просто наставниками, но и ближайшими советчиками великого князя.

Платону (Лёвшину) удалось воспитать своего ученика глубоко и истинно верующим человеком.

Н.И.Панин вплоть до своей смерти принимал самое непосредственное участие в судьбе Павла. Будучи убеждённым сторонником конституционной монархии, он строил планы усовершенствования политического строя России, взяв за образец шведскую государственную систему.

Никита Иванович строит обучение великого князя так, чтобы познакомить его с различными формами государственного устройства, демонстрируя преимущества конституционного строя перед абсолютной монархией. Надеясь, что с достижением совершеннолетия великий князь вступит на переданный ему матерью престол. Однако надеждам Панина осуществиться было не суждено. Зная об оппозиционном духе, в котором воспитывается наследник, Екатерина ищет способы изолировать елизаветинского дипломата от великого князя, но не решается сделать это открыто. Лишь в 1772 г. императрице, воспользовавшейся удобным моментом, удаётся ловко удалить опасного политического соперника от Малого двора.

Женитьба Павла на Дармштадской принцессе Наталье Алексеевне - удобный повод для объявления о том, что теперь он в учителях не нуждается. Осыпанный милостями, но опальный Панин всё же не прекращает борьбы с императрицей, готовя придворный заговор с целью свержения Екатерины и возведения на трон её сына. Обо всём становится известно императрице. Наследник, оробев, приносит повинную. Наталья Алексеевна умирает при родах, Панина отправляют в почётную ссылку в Москву.

Ещё не закончился траур по цесаревне, как мать передает сыну письма покойной жены с его ближайшим другом Андреем Разумовским. Зачем мать открыла эту страшную правду? Видимо, чтобы окончательно отбить у сына всякую охоту к политическим интригам, разрушить его романтическое отношение к миру и посеять подозрительность и недоверие к ближайшему окружению. И действительно, он потерял одновременно веру и в дружбу, и в любовь. Наследник заболел, стал мрачен и нелюдим. И тогда императрица, как искусный и тонкий политик, разыгрывает роль заботливой и нежно любящей матери, подыскав сыну достойную его партию в лице принцессы Вюртембергской Марии Фёдоровны, воспитанной в традиционных немецких правилах - как добропорядочная жена и домовитая хозяйка.

У молодой четы рождается первенец. В семье царит любовь и согласие. Но испытать родительское счастье наследнику престола и его жене удастся не скоро - только с появлением третьего сына, Николая, т.е. двадцать лет спустя. Первенец Александр, родившийся в 1777 г., и следующий за ним Константин, родившийся в 1779 г., у них отбираются. Императрица занимается воспитанием внуков сама, в точности повторив поступок своей свекрови, действия которой осудит в написанных десять лет спустя мемуарах. Не тогда ли уже в этой трезвой голове начал зарождаться тот дьявольский план, который убьёт отцовские чувства наследника и нарушит мнимую идиллию Большого и Малого двора. Когда речь идёт об игре, в которой ставкой служит корона Российской империи.

И вновь он ощутил то чувство неуверенности и страха за свою судьбу, которое испытал в 1781 г., услышав от матери предложение отправиться с женой в заграничное путешествие. Подозревая Екатерину в желании лишить его престола и назначить наследником Александра, он долго не давал своего согласия. На отказе от поездки настаивал и Панин, с которым семейство поддерживало весьма оживлённую переписку. Императрице, тем не менее, удалось настоять на своём и отправить его под именем графа Северного с супругой путешествовать по Европе. И это неожиданно стало, пожалуй, самым светлым воспоминанием всей его жизни.

Дома их ждало разочарование: Екатерина дарит сыну мызу Гатчину и старательно изолирует от участия в решении государственных вопросов. Наступает тягостное время вынужденной изоляции от государственных дел. А ему идёт уже четвёртый десяток! Нетерпеливая жажда деятельности находит выход в военных экзерцициях в духе прусской выучки и муштры. Характер цесаревича портится. Он становится груб, мелочен, подозрителен, нетерпим к чужому мнению.

Но вдали от Петербурга в размеренной однообразности парадов и разводов караулов Гатчины идёт напряжённая работа по выработке программы будущего правления.

В сорок лет - он всё ещё наследник престола. Уже подрос старший сын, с которым столь не просто складываются отношения из-за дьявольского плана матери в решении вопроса о престолонаследии.

Пока цесаревич занимался «приготовлением» себя к будущей государственной деятельности, его старший сын достиг совершеннолетия. При Большом дворе всё настойчивее становятся слухи о подготовке Екатериной документа, передающего престол внуку.

2. Государственные взгляды императора.

Однажды ночью прискакал гонец : - «Государыня при смерти!» Мать, узурпировавшая его престол в прошлом, мать, замышляющая лишить его власти в будущем, его мать - российская императрица Екатерина II готова отойти в мир иной! Среди хаоса вдруг нахлынувших мыслей и чувств ярко проступила одна: «Действовать!» Стремительно отданы распоряжения, и небольшой отряд во весь опор несётся в Петербург.

В кабинете среди бумаг те, что хранят последнюю волю государыни о передаче престола не ему, законному наследнику и сыну, двадцать с лишним лет томившемуся в ожидании власти, а внуку, нежно любимому «господину Александру». Агония Екатерины длится несколько дней.

Злополучные бумаги превратились в горку пепла в камине, ликвидирована последняя преграда между ним и российским троном.

Придворные сразу же приведены к присяге. Спустя два дня присягают войска и население. От нового царя Россия ждёт обновления и облегчения, спасения и добрых перемен. Павел знает об этом, он ждал этого почти тридцать лет, он к этому готов. Как всадник железными удилами останавливает коня на краю пропасти, так он с помощью железной дисциплины и порядка приведёт все сословия к должному выполнению своих обязанностей и спасёт Россию от ужаса революционной стихии, хаоса падения нравов, бури пугачёвщины. И перемены начались...

Странные, почти мистические похороны матери в Петропавловском соборе рядом с перенесённым из Александро-Невской лавры прахом отца, над которым сын совершает своеобразный обряд коронации.

3. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

1797 год пересмотр закона о престолонаследии, положивший конец женскому правлению. Отныне трон может занимать только старший по мужской линии потомок правящего императора, а чётко оговоренные условия должны стать надёжной гарантией от ужасов дворцовых переворотов.

Странное, почти маниакальное упорство воплощения в жизнь средневековых рыцарских идей типа издания «Гербовника дворянских родов Российской империи» или учреждения Капитула Российских орденов. Что за игра в средневековые орденские объединения?

Может быть, замыкая придворную аристократию в группировку на основе принадлежности к орденскому капитулу, всецело подчинявшемуся монарху, мнительный Павел пытался как-то нейтрализовать вельможную оппозицию? Или эта идея воплощение чудовищной мешанины рыцарских, масонских и монархических взглядов, стала отражением глубоко затаённого страха императора перед дворцовым заговором? (Кстати, как показала жизнь, он оказался прав в своих страхах!). В составлении родословных книг дворянских родов преследовала цель обособить его от других сословий и свести к минимуму возможность проникновения их представителей в ряды дворянства, которому, по мысли Павла, предстояло стать единым рыцарским корпусом?

Герб - внешний атрибут рыцарства, каковым виделось первое сословие Павлу. Воинские подвиги - идеал рыцаря. Служба Отечеству - его долг. А о каких идеалах можно говорить, если лучшая часть дворянства - гвардия погрязла в роскоши и мотовстве. Если прохождение службы с низших чинов стало фиктивным из-за широко распространившейся записи в полки малолетних и не родившихся младенцев. Если пьянство и карточная игра, просрочка отпусков и растрата казённых денег в армии - обычное явление. Надо навести порядок, повысить дисциплину, поднять престиж мундира.

«Непомерная строгость государя, а особливо к военным, крайне оскорбила дворянство и отняла дух и желание к службе».

Да в чём же строгость? В том, что «заставил нести прямую службу, а не наживать себе чины безо всякого труда»? Упорядочил и усилил контроль за продвижением офицеров согласно заслугам и выслуге? Исключил из полков всех находящихся в бессрочных отпусках, младенцев и не родившихся? Боролся со взяточничеством и казнокрадством, в том, что насаждаются прусские порядки муштры и палочной дисциплины. Да и как можно «придать уважения» путём запретов? На расправу император скор и крут.

А какой ушат холодной воды, сам того не ведая, вылил Павел на провинциальное дворянство указами о дворянском самоуправлении! Весь наружный блеск и излишества (балы и обеды, торжественные литургии и иллюминации) отменены.

И поползли слухи о нелюбви императора к дворянству, о его стремлении лишить первое сословие дарованных ему матушкой Екатериной прав и привилегий. Не поняли и не хотели понять, что не из ненависти к дворянству приняты эти указы, а лишь с целью экономии и установления порядка «на местах», борьбы с распространением революционных идей и упадком нравов.

Но как красный плащ тореадора на быка, так на столичное дворянство действовало стремление императора укрепить авторитет самодержавной власти, подчеркнуть её независимость и самостоятельность, сделать средоточением всей жизни империи. Лишь от Бога полученная власть монарха, стоял на своём Павел I, является единственной гарантией сохранения прав и привилегий дворянства! Отсюда стремление превратить дворянство в некий замкнутый рыцарский корпус, обязанный службой государю и Отечеству. Отсюда роль царя-рыцаря, породившая слухи о безумии императора.

- Определите, о ком идёт речь?

«Дворянин в России, - лишь тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю». (ПавелI).

- работа с историческим документом:

- Павел I и дворянство.

Преобладающее значение дворянства в местном управлении держалось на тех привилегиях, какие утверждены были за этим сословием в губернских учреждениях 1775г. и в Жалованной грамоте 1785г. Павел отменил эту грамоту, как и одновременно изданную грамоту городам, в их самых существенных частях, и принялся теснить дворянское и городское самоуправление. Он пытался заменить дворянское выборное управление коронным чиновничеством, ограничив право дворян замещать выборами известные губернские должности. Этим обозначился основной мотив и в дальнейшем движении управления - торжество бюрократии, канцелярии. Местное значение дворянства держалось также на его корпоративном устройстве. Павел предпринял разрушение дворянских корпораций: он отменил губернские дворянские собрания и выборы (на губернском уровне) на выборные должности (с 1789г), и даже губернских своих предводителей (с 1800г.) дворянство выбирало (теперь) в уездных собраниях. Отменено было и право непосредственного ходатайства ( закон 4 мая 1979г.). наконец, Павел отменил важнейшее личное преимущество, которым пользовались привилегированные сословия по жалованным грамотам - свободу от телесных наказаний как дворяне, так и высшие слои городского населения (именитые граждане и купцы Iи II гильдий, зауряд с белым духовенством) по резолюции 3 января 1797г. и указу Сената того же года подвергались за уголовные преступления телесным наказаниям наравне с людьми податных состояний.

Уравнение - превращение привилегий некоторых классов в общие для всех. Павел превращал равенство прав в общее бесправие. Учреждение без идей - чистый произвол. Планы Павла возникли из недобрых источников: либо из превратного политического понимания, либо из личного мотива.

(В.О.Ключевский, курс истории. Лекция 82).

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте отношение Павла I к дворянству.

2. Чем руководствовался Павел, осуществляя описанную В.О.Ключевским политику?

Крестьянство введение присяги, отмену чрезвычайного рекрутского набора восприняло по-своему. Новый царь переведёт помещичьих в разряд государственных. Однако желаемых перемен не происходит. И к январю 1797 г.страна охвачена массовыми крестьянскими волнениями.

Реакция царя на подобные события не уступает материнской -зачинщиков император повелевает бить кнутом, заклеймить железом и, вырвав ноздри, сослать на каторжные работы в Нерчинск! На подавление бунтовщиков направлен карательный корпус под командованием князя Репнина.

Всё сильнее пламя восстаний. И в самый разгар мятежей появляется знаменитый манифест 5 апреля 1797 г.: «Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий, в десятисловии нам преподанный, назначает нас седьмой день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры Христианской прославленный, и в который Мы удостоились воспринять священное миропомазание и царское на Прародительском Престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ Подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских изделиев остающиеся в неделе 6 дней по равному числу оных вообще разделяемые как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

Блестящий образец законодательного искусства, который каждая из сторон могла толковать в наиболее желательном для неё смысле: правительство - как запрещающий работы в праздничные и выходные дни и отводящий равное количество дней работы на себя и помещика, крестьяне - как царскую санкцию на трёхдневную барщину, а помещики - как пожелание центральной власти, не влекущее за собой уголовной ответственности при его невыполнении.

Но иллюзия вмешательства царской власти в отношения помещиков и крестьян заставила насторожиться дворянство. Тем более что год спустя император запретил продавать без земли крестьян в Малороссии.

Как же они могли не заметить, что не удар наносил крепостничеству император, а наоборот, спасал его! Потопив в крови все восстания, он издаёт целую серию законов, продолжающих курс матери и характеризовавшихся полным отрицанием за крепостным элементарных человеческих прав.

Он осуждал практику награждения Екатериной II своих фаворитов крепостными, Но первые же дни его царствования сопровождаются массовыми раздачами государственных крестьян помещикам. В итоге за неполных пять лет царствования в частные руки роздано 600 тыс. душ. В идеале - строжайшая экономия, порядок и дисциплина, на практике - щедрые пожалования, превосходящие по расточительности даже екатерининские. (Точная цифра станет известна уже после смерти Павла.)

Поведение царя снова вызывает недовольство дворян - при решении вопроса о наделении землей он встаёт на сторону крестьян! На самом деле подразумевалось создание экономически крепкого крестьянского хозяйства как основы благосостояния государства, как источника стабильных поступлений в казну. Это действия рачительного хозяина, а не гонителя прав и вольностей дворянства.

«Освобождение крестьян от заводских работ» вызвано необходимостью «привести в совершенство Горные производства, как одну из главнейших отраслей внутреннего состояния и внешней коммерции», испытывающие сейчас «чувствительные расстройства», т.е. всё той же заботой об увеличении финансов государства, а не стремлением ограничить права дворянства?

- работа с историческим документом:

Павел I и крестьянский вопрос.

По первоначальному своему значению крепостной крестьянин был тяглый хлебопашец, обязанный тянуть государственное тягло, и как государственный тяглец должен был иметь от своего владельца поземельный надел, с которого мог бы тянуть государственное тягло…

Во второй половине XVIII века стали нередки случаи, когда барин совершенно обезземеливал своих крестьян, сажал их на ежедневную барщину и выдавал им месячину - месячное пропитание, как бесхозяйным дворовым холопам, платя за них подати. Крепостное русское село превращалось в негритянскую северно-американскую плантацию…

Павел был первый из государей изучаемой эпохи, который попытался определить эти отношения точным законом. По указу 5 апреля 1797г. определена была мера крестьянского труда в пользу землевладельца: этой мерой назначены были три дня в неделю, больше чего помещик не мог требовать работы от крестьянина. Этим воспрещалось обезземеливание крестьян. Но эта деятельность в уравнительном направлении лишена была достаточной твёрдости и последовательности. Вступивши на престол с мыслью определить законом нормальное отношение владельцев к крестьянам и улучшить положение крестьян, потом Павел не только не ослабил крепостного права, но много содействовал его расширению. Он так же, как и предшественники, щедро раздавал казённых и дворцовых крестьян за услуги и выслуги. Вступление его на престол стоило России 500 тысяч крестьян с миллионом десятин земли, розданных приверженцам и любимцам в частное владение.

(В.О.Ключевский, курс истории. Лекция 82.)

Вопросы и задания:

  1. Проанализируйте решение крестьянского вопроса.

  2. Считаете ли вы справедливым следующее суждение: «Политика Павла I была направлена на ограничение крепостного права, что и объясняет враждебность к нему дворянства»?

4.Заговор 11 марта 1801 года.

Кончается 1800 год... Многое из сделанного им не понято и не принято дворянством. Всё слышнее в придворных кругах шёпот о крестьянских настроениях царя, о его деспотизме, безумии, необходимости смены власти.

Тут ещё странный поворот во внешнеполитических настроениях Павла. Неожиданная дружба с Наполеоном и подготовка совместного похода в Индию, резкое ухудшение отношений с Англией и разрыв с бывшими союзниками по антифранцузской коалиции. В придворных кругах назревал заговор, во главе которого - граф Пален, в чьи планы посвящён и наследник престола. Набирает обороты слегка заржавевший за долгие годы правления Екатерины механизм дворцовых переворотов...

Чувствует неладное и Павел! Не зря торопит архитектора Баженова с разработкой проекта, а Бренна со строительством в центре Петербурга замка-крепости, за рвами которого под охраной верных гатчинцев он надеется спрятаться от ненавистного придворного окружения. Ещё не просохла штукатурка, ещё не налажены печи, сизоватый дым которых стелется в мрачных коридорах замка, ещё холодно и сыро в парадных залах, а в спальнях гуляют сквозняки, но император повелевает своей семье перебраться в новую резиденцию.

Один. Никому не верящий и всеми преданный. Уже идут по мосту заговорщики. Уже разоружена охрана. Не спасут от пьяных офицеров тонкие стенки ширмы. Уже рыдает на кушетке Александр. Началось новое столетие. Наступила новая эра в истории империи. Король умер - да здравствует король!

III.Закрепление изученного материала.

1.Тест на закрепление темы:

1. Кто был воспитателем наследника престола Павла Петровича?

а) Лагарп

б) Панин

в) Потёмкин

г) Екатерина II

2. Какое сословие составляло основную базу русского Просвещённого абсолютизма?

а) мещанство

б) крепостное крестьянство

в) купечество

г) дворянство

3. Отметьте территорию Польши, отошедшую к России по разделу 1795 г.

а) Правобережная Украина

б) Восточная Белоруссия

в) Галиция

г) Литва

4.Укажите событие, которого не было в период царствования Павла I

а) принятие императором звания гроссмейстера Мальтийского ордена

б) мелочная регламентация быта русского дворянства

в) издание Манифеста о вольности дворянства

г) издание Манифеста, устанавливающего передачу престола строго по мужской линии

5. В царствование Павла I был принят документ

а) указ «О трёхдневной барщине»

б) положение «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

в) указ об образовании Святейшего Синода

г) «Судебник»

6. Павел I отменил указ о вольности дворянства, так как полагал, что:

а)на дворянстве лежит вина за смерть его отца, Петра III, и оно способно на очередной дворцовый переворот;

б) на смену дворянству должна прийти буржуазия;

в) необходимо привлечь на свою сторону крестьянство.

7. Кому передавался престол по Закону о престолонаследии, изданному Павлом I в 1797г.?

а) старшему сыну;

б) жене императора;

в) брату императора по старшинству.

8. Внутриполитическая деятельность Павла I:

а) была более реакционной, чем политика Екатерины II;

б) выражала интересы дворян;

в) была настолько противоречивой, что даже его приближённые не могли чувствовать себя уверенно;

г) отличалась более прогрессивным характером, чем политика Екатерины II;

д) выражала интересы народных масс и имела целью отмену крепостного права;

е) была нацелена на сближение интересов дворян и крестьян.

9. Из предлагаемых дат отметьте годы правления ПавлаI :

а) 1762-1796гг.

б) 1725-1727гг.

в) 1730-1740гг.

г) 1796- 1801гг.

10. Этот документ вызвал восторг в дворянской среде. Назовите этот документ:

а) «кондиции»;

б) указ о праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь на поселение;

в)манифест о даровании вольности российскому дворянству;

Г) жалованная грамота дворянству.

(правильные ответы: 1-б, 2-г, 3-г, 4- в, 5-а, 6-а, 7-а, 8-в,г, 9-г, 10-г ).

2. Восприятие учебного материала, выраженного в поэтической форме, способствует развитию способностей и задатков ученика. Они предлагают более полное понимание изучаемого материала за счёт интерпретации эстетически значимых высказываний, выраженных в поэтической форме. На партах перед учениками тексты стихотворений в 2-х вариантах и задания для их анализа. Учащимся предоставляется возможность услышать выразительное чтение этих стихотворений, затем подготовить ответы на вопросы.

Вариант 1. Павлу Первому. (из цикла «Монархи России».)

Осталась Россия без Петра,

Движение вперёд утратив.

Царицы встали у руля,

Скорость давних дел ослабив.

Царь Павел Первый, России верный,

Обретший славу как святой,

Отцу и Богу неизменный,

Власть твёрдою держал рукой.

Обиды кротко он сносил,

Живя надеждой год за годом,

Не раз смиряя дерзкий пыл

Под строгим матушкиным взором.

Склоняясь у поднятого гроба,

Он целовал отцовский перст.

Введя порядок в судьбах трона,

Свой скипетр сменил на крест.

Решил дать клятву юный Павел -

Жить на благо всех людей,

Во тьму Европы свет направил,

Трон возвернувши для царей.

Молившимся у гроба Павла,

Не прятал кто от ладана лица,

О чуде весть Мать Божья слала,

Наполнив светлой радостью сердца.

Задания для группы 1.

  1. Прочитайте внимательно стихотворение. Обратите внимание на эпиграф. Как в нём оцениваются: значение царствований до Павла I, историческая обстановка, предшествовавшая вступлению Павла I на престол?

  2. Прочитайте первую строфу стихотворения. Как относится автор стихотворения к царствованию Павла? Соответствует или нет это отношение данным исторической науки? Причислен ли Павел к лику святых? Что из его деяний, поступков служит основанием отношения к нему как к святому?

  3. В какой семейной обстановке жил Павел I до пришествия на престол? Кто была его матушка? Как она к нему относилась, почему? Готовился ли Павел I занимать монарший престол?

  4. Что выражено в первых двух строчках третьей строфы стихотворения? Почему Павел I решил перезахоронить своего отца? Какими целями во внутренней политике он при этом руководствовался?

  5. О каком важном законе, повлиявшем на последующее легитимное развитие монархии в России, говорится в стихотворении? Почему после Павла не стало дворцовых переворотов?

  6. Что такое скипетр? Что имеется в виду в строчке стихотворения о смене скипетра на крест?

  7. Какую клятву дал юный Павел? Какие из его деяний, намерений соответствуют ей в царской деятельности Павла?

  8. О чём в молитвах просят люди у гроба Павла?

Вариант 2. Слово о Павле Первом. (из цикла «Монархи России».)

царить стал Павел,

Мальтийский кавалер.

Но не всегда он правил

На рыцарский манер.

(А.К. Толстой)

Процарствовав чуть меньше пяти лет

И от рожденья с драматической судьбой,

Царь Павел, как неистовый Гамлет,

Вёл с нравами эпохи страстный бой.

Не понятый своим грешным народом,

Презрев дворян, заполнивших дворец,

Делил он святость и терпенье с Богом,

Нетленный от Него приняв венец.

Во тьме ночной пришла его кончина.

Шарфом удавлен он без лишних мук.

Растоптана была его порфира

И вырван скипетр из сих державных рук.

И он, давно узнавший дату смерти

От Авеля в общении простом,

Не устрашился этой подлой вести,

Сменив престол на царствие с Христом.

Предстал во славе он на небесах.

И кто с надеждою о помощи взывает,

Кто с мыслию умильно притекает -

Он молит там Создателя о тех…

Задания для группы 2.


  1. Прочитайте внимательно стихотворение. Обратите внимание на эпиграф. Как в нём оцениваются: значение царствований до Павла I? Почему А.К.Толстой называет Павла I мальтийским кавалером?

  2. Прочитайте первую строфу стихотворения. Уточните строку « процарствовал меньше пяти лет». Сколько лет, месяцев и дней процарствовал Павел I? (4 года, 4 месяца и 4 дня). По каким причинам Павел I сравнивается с Гамлетом? С какими нравами эпохи и почему неистово вёл Павел I бой?

  3. Почему народ в стихотворении назван грешным? Почему Павел I презирал дворян, заполнивших дворец? Как жил Павел I до пришествия на престол?

  4. Что выражено в последних двух строчках второй строфы стихотворения? Что имеется в виду в строчках стихотворения о нетленном венце? О смене престола на царствие с Христом?

  5. Что такое скипетр и порфира? Как, при каких обстоятельствах произошло отторжение Павла I от престола?

  6. Кто такой Авель? Что он предсказал Павлу I? Что вы знаете о его предсказаниях по поводу царствования рода Романовых? Почему после Павла I не стало дворцовых переворотов?

Какое отношение к Павлу I выражено в последней строфе? О чём в молитвах просят люди у гроба Павла? Что вы знаете о чудесах на его могиле ?

IV. Рыцарь или безумец?

Прошло два столетия. Много бурных событий пережила с той поры Россия. Но не угасает интерес к странной и трагической фигуре последнего императора XVIII столетия - безумного и мудрого. Новый смысл приобретают горячо обсуждаемые в том веке понятия тирании и революции, рыцарства и ответственности высшей власти за судьбы народа. И странно, почти мистически смотрятся в будние дни живые цветы на мраморе лишь двух могил Петропавловского собора - Петра и Павла.

V. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Задача каждой команды (от лица "современников" монарха -Павла I убедительно и аргументировано продемонстрировать преимущества правления монарха, чьими "подданными" они являются.

Саморефлексия учащихся (в конце урока).

Учащимся предлагается высказаться о том, насколько им понравился урок, что было легко и понятно при выполнении заданий, а что показалось сложным, как они могут оценить собственное участие на уроке.

Самым интересным для меня было…………………………………………………………………………………………………….,

потому что ……………………………………………………………………………………………………………………………………………;

сегодня на уроке я узнал (а)………………………………………………………………………………………………………………..;

мне понравилось…………………………………………………………………………………………………………………………………,

потому что……………………………………………………………………………………………………………………………………………;

мне не понравилось……………………………………………………………………………………………………………………………;

«Точка зрения»…………………………………………………………………………………………….......................................

Используется материал:

Ирины АБРАМОВОЙ, кандидата исторических наук, статья «Рыцарь или безумец?».

Газета «История» - № 17, 2006год.

Портреты приложение к уроку


© 2010-2022