Контрольная работа по истории для 8-го класса

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольная работа по истории для 8-го класса

ТЕМА: Эпоха Великих реформ (в.п. XIX века)

Время выполнения: 40 мин


Макс.

балл

Задание

Примерн

время

1

Знание дат

1

В каком году произошла отмена крепостного права в России:

1)1864

2)1874

3)1861

4)1917

1

2

Знание фактов

1

Отмена крепостного права в России привела:

1)ликвидации крестьянской общины

2)развитию капиталистических отношений в деревне

3)уравниванию имущественного положения крестьян

4)уменьшению доли вольнонаемного труда в деревне

1

3

Знание причин и следствий

1

Отметьте одну из причин отмены крепостного права.

  1. массовые протесты крестьян против тяжёлых повинностей

  2. желание помещиков увеличить прибыльность своих имений за счёт введения свободного крестьянского труда

  3. интенсивное развитие натурального хозяйства

  4. необходимость преодоления экономической отсталости страны

1

4

Знание выдающихся деятелей отечественной истории

1

С конца 1857 г. подготовка крестьянской реформы стала вестись гласно. Для рассмотрения предложений с мест были образованы редакционные комиссии. Их возглавил:

а) Ю.Ф. Самарин б) В.И. Назимов в) Я.И. Ростовцев г) Н. А. Милютин

1

5

Знание основных фактов истории культуры России

2

В чем вы видите прогрессивные черты реформы в области просвещения в 70 е гг XIX в?

3

6

Поиск информации в источнике

2

Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина.

«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковно-славянские обороты только затемняли смысл.

Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными ещё два года … тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придется выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Рабов больше нет. Реакции не удалось одержать верх…

Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ…

Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределенное, чем то, которое вводило «положение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж то именно запутанная неопределенность условий, созданная законом. А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся Россия оставалась спокойной - более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла».

Назовите дату, к которой относится этот документ и имя императора, с которым связано описанное автором событие. Определите по документу: что получили крестьяне в результате отмены крепостного права, а что нет.

3

7

Работа с исторической картой, схемой

2

Контрольная работа по истории для 8-го класса- Найдите на карте «Отмена крепостного права в России в 1861 году» губернии, где «отрезки» были больше и где меньше, объясните почему

3

8

Работа с иллюстративным материалом

2

Рассмотрите репродукцию с картины К. Лебедева «Встреча императора Александра II с крестьянами» и ответьте на вопросы: Контрольная работа по истории для 8-го класса3


-- Кто изображён на картине? По каким признакам вы узнали исторические лица?
- Определите социальное положение представителей, догадайтесь, о чём идёт беседа?
-- Можно ли сегодня наблюдать такого рода встречи представителей верховной власти с народом?

3

9

Установление последовательности событий

2

- Какие законы, подрывавшие устои крепостничества, постепенно принимались верховной властью?
Соотнесите колонки таблицы:

Павел I

1842 г.

об «обязанных крестьянах»

Александр I

1797 г.

«о трёхдневной барщине»

Николай I

1803 г.

«о вольных хлебопашцах»

2


10

Систематизация исторической

информации (соответствие)

2

Выбрать из перечисленных ответов соответствующие для каждой графы таблицы1)Причины отмены крепостного права в России:

2)Процесс подготовки крестьянской реформы.


а) крепостничество - тормоз экономического развития страны;

б) рост антикрепостнических выступлений крестьянства;

в)Создание Секретного комитета по крестьянскому делу

г) склонение общественного мнения в пользу отмены крепостного права;

д)Рескрипт Назимову.

е) поражение в Крымской войне - демонстрация отсталости России.

Ж)Разработка проекта реформы в губернских дворянских комитетах.

3

11

Систематизация исторической информации (множественный выбор)

2

Сгруппируйте положения проектов отмены крепостного права, единодушно признанные всеми авторами проектов (А) и вызывавшие споры (Б):
1) цель реформы - предотвратить крестьянскую революцию;
2) необходимо освободить крестьян без земли;
3) следует дать крестьянам землю без выкупа;
4) нужно освободить крестьян и дать им землю за выкуп;
5) можно провести освобождение крестьян за счёт самого крестьянства;
6) необходимо сохранить помещичье землевладение;
7) необходимо политическое господство крестьянства;
8) основой развития сельского хозяйства должно стать помещичье хозяйство;
9) желательно максимально сохранить существующие порядки;
10) нужно дать крестьянам землю, но не освобождать их.

3

12

Работа со статистическим источником информации

1

  1. Сколько крестьяне должны были уплатить за землю помещику согласно реформе 1861 г.?

а) 100% стоимости надела в течении 59 лет;

б) сразу 20% стоимости полученного надела;

в) сразу все 100% стоимости надела.

1

13

Знание понятий, терминов

2

О чем или о ком идет речь?

Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп-

Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками-

Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции-

Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли-

80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет-

Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика-

Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу-

Преобразование в какой-либо сфере государства-

3

14

Сравнение исторических событий и явлений

2

Положение крестьян

До реформы

После реформы

3

15

Работа с информацией, представленной в виде схемы

1

Контрольная работа по истории для 8-го класса

Определить какие земские органы выполняли распорядительные, какие исполнительные функции?

1

16

Анализ источника. Атрибуция документа

2

Высочайше утвержденное Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

Общие положения

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в. Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей Пред правительством и помещиком то. количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков определённые местных положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обязательный поземельный отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.

Назовите точную дату написания документа и имя императора, с которым связано описанное автором событие. Что вы знаете об авторе этого документа?

3

17

Анализ источника. Логический

анализ структуры текста

2

Городовое положение.

1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - губернатору, на точном основании правил настоящего положения. <...>
9. Городское общественное управление в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, не действительно. <...>
15. Учреждения городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.
16. Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы, чрез каждые четыре года; время созвания их определяется думою.
17. Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения; 3) если он при этих условиях владеет в городских пределах... на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому или же, прожив в городе в течение двух лет перед производством выборов хотя бы и с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащичьего первого разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных в ст. 37 «Положения о пошлинах за право торговли»... и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам. <...>
21. Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, если владеют в городах недвижимым имуществом, с коих взимается в пользу города сбор, или уплачивают в пользу города установленные сборы с документов за право торговли и промыслов (ст. 17), пользуются правом голоса на городских выборах чрез своих представителей. <...>
48. Городская дума составляется под председательством городского головы из гласных, избираемых на четыре года (ст. 16), в числе, соответствующем числу лиц, пользующихся правом голоса на выборах. <...>
70. Городская управа состоит под председательством городского головы. <...>
82. Должности городского головы, членов городской управы и городского секретаря (секретаря думы) замещаются по выбору городской думы. <...>
88. Евреи не могут быть избираемы в городские головы, ни исправлять их должность. Число членов городской управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего ее состава. <...>
92. Лица, избранные на должность городского головы, а также назначенные для временного замещения сей должности, утверждаются в сих званиях в губернских городах министром внутренних дел, а в прочих городах губернатором.

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение этого положения

18

Анализ исторической ситуации.

Соотнесение общих исторических процессов и

отдельных фактов

2

Из письма историка М. Н. Погодина от 3 января 1856 г.

<•••> Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола!..

Слово должно сопровождаться делом...

Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет...

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия.

Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, ...которое успокоит крестьян надолго, возбудит деятельность...

Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами... и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания.

Назовите человека к кому обращается историк. Какую программу изменения России предлагал М. Н. Погодин? Чем вы можете объяснить появление столь смелой программы? Были ли учтены пожелания Погодина при составлении Манифеста?

3


:










Ответы: 1-3;2-2;3-1;4-в;5-появились начальные народные училища,

гимназии, начальное женское(даже высшее),образование,

новый устав для университетов.6-19. 02. 1861г,Александр II,получили иличную свободу,

но не получили землю

9-ПавелI,АлександрI,НиколайI ,10-1-а,б,г,е;2-в,д,ж;11-А-1,5,6,7,8;Б-2,3,4,9,10;

12-б;13-временнообязанные; народные посредники;

уставная грамота; «отрезки»; государственная ссуда;

временнообязанные; «прирезки»; реформа.14-1-крепостная зависимость

2-личная свобода, гражданские права, но без земли;15-земские собрания-распорядительные,

управы-исполнительные;

Критерии оценивания

За верное выполнение каждого задания 1-5,12,15 6, выставляется 1 балл.

Задания 6-11,13,14,16-18

оцениваются по следующему принципу: 2 балла - нет ошибок;

1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибок

Всего:30 баллов












© 2010-2022