Организация внеурочной работы с одаренными детьми по истории и обществознанию

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация внеурочной работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.

Сулаева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания,

МБОУ «Иртышская СОШ», Омского района.


Работа с одаренными детьми всегда вызывает много вопросов и ставит перед учителем непростые задачи. Готовых рецептов в такой деятельности нет, потому что она является творческой и очень индивидуальной как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Только совпадение мотивации учителя и ученика могут дать положительный результат.

Стремление субъектов образовательного процесса к углублению и расширению знаний по истории и обществознанию является важнейшим фактором успеха. Поэтому выбор детей должен быть основан на стойком интересе ученика к изучаемому предмету.

Как правило, такие дети проявляют себя на учебных занятиях. Они легко запоминают события, задают вопросы, дополняют рассказ учителя своими знаниями и становятся партнерами учителя.

Для начала можно подготовить дополнительные задания для детей на дом. Они позволят понять насколько ребенок готов к углубленному изучению предмета.

Способности детей проявляются по-разному.

  1. Одни готовы к логическим размышлениям, аналитическим выводам, построению схем, выводам, умозаключениям.

  2. Другие способны запомнить объемный материал, конкретизируя детали, обобщая факты, сравнивая события, определяя исторические персоналии.

Поэтому работать с детьми нужно, используя различные подходы, выявив учеников аналитиков и учеников - эрудитов.

Характеристика учащихся.Ученики-аналитики

Ученики-эрудиты


Обладают способностью находить проблему, выделять ее главные элементы

Владеют обширными знаниями фактического материала.

Способны анализировать, используя дополнительную литературу.

Легко решают задания тестового характера, составлять такие задания самостоятельно

Готовы продолжительное время изучать заданную тему, прибегая к дополнительным источникам, собирать необходимые сведения.

Интересуются достаточно продолжительными периодами истории, стремятся узнать о каждом событии, личности, явлении и уложить знания в определенную систему знаний.

Увлекаются определенной темой, изучая ее углубленно

Стремятся расширить свои знания через знакомство с новыми источниками информации.

Ученики-аналитики - это дети, которые способны заниматься научно-исследовательскими проектами, кропотливо изучать выбранную тему. Поэтому во внеурочной деятельности таким ученикам лучше заниматься проектной деятельностью.

Ученики - эрудиты способны принимать участие в интеллектуальных конкурсах, то есть это участники олимпиад различного уровня.

Соответственно, формы и приемы работы с учащимися разных уровней тоже будут различными.

Приемы работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.Ученики-аналитики

(проектная деятельность)

Ученики-эрудиты

(активные формы работы)

1. Знакомство с алгоритмом исследовательской проектной деятельности.

1. Выявление уровня эрудиции каждого учащегося (выполнение заданий повышенного уровня).

2. Знакомство с научно-исследовательскими проектами учащихся (интернет).

2. Определение основных знаний и умений:

  • Умение обобщать

  • Умение вычленять главное

  • Знание понятий

  • Знание персоналий

  • Хроника событий

  • Знание явлений

  • Умение сопоставлять

  • Умение сравнивать

3. Определение проблемы для изучения.

3. Поддержание стойкого интереса к изучаемому предмету

4. Составление плана самостоятельной исследовательской деятельности учащегося и графика его выполнения.

4. Индивидуальная работа с учащимся по формированию необходимых знаний и умений в решении заданий повышенной сложности

5. Консультационное сопровождение проектной деятельности.

5. Участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.

6. Участие в научно-практических конференциях.

Формы работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.Ученики - аналитики

Ученики - эрудиты

  1. Собеседование.

1. Малая гимназическая олимпиада.

  1. Консультирование.

2. Интеллектуальный марафон.

  1. Конкурс эссе на заданную тему.

3. Диспут

4. Подбор дополнительной информации.

4. Ролевая игра

5. Выполнение индивидуальных заданий по тексту документа.

5. Составление кроссвордов, исторических задач, схем, таблиц, создание рисунков.

6. Выступление на заданную тему

6. Викторина

7. Конкурс ораторского мастерства

7. Игра - соревнование «Хочу все знать»

8. Выступление на научно-исследовательской конференции

8. Участие в гимназической и городской олимпиаде

9. Участие в чтениях, организованных

краеведческим музеем.

9. Решение исторических задач, выполнение тестовых заданий повышенного уровня.


Примеры работ учащихся - аналитиков ( из опыта работы).

Интеллектуальные задания Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады

1. СУМКА ПУТЕШЕСТВЕННИКА. Мы собрались в дальний путь - в далёкое-далёкое прошлое, в первобытные времена. Какие современные предметы быта могут быть тебе полезны? Перечисли всё, что ты возьмёшь с собой в дорогу и поясни, для чего понадобятся эти вещи. Расскажи небольшую историю о том, как ты провёл один день в каменном веке.

Чтобы отправиться в далекое путешествие я возьму с собой одежду жителей той территории, в которую отправлюсь, для того, чтобы не выделяться из их общества, и они не сочли бы меня их врагом. Так же я с собой возьму современные орудия труда: молоток, нож, топор, для того, чтобы строить дом, жилище, разделывать мясо. И еще я с собой возьму ружье для удобства и охоты. Ведь нам, современным жителям не так легко приспособиться к их быту. Возьму книгу с расшифровкой их рисунков - слов. Возьму с собой словарь, чтобы уметь общаться с древними людьми и понимать их. Можно взять с собой котелок для приготовления пищи. Ну и конечно надо взять спички для добычи огня, ведь я не смогу добыть огонь первобытным образом. И вот я попал в каменный век, в племя, которое считает своим предком птицу. А мы как раз прилетели на самолете времени. И они наш самолет стали считать тотемом, а нас детьми божественной птицы. Сначала они нас побаивались, опасались. Но когда мы разожгли огонь, кроманьонцы срезу же перестали бояться и стали нам друзьями, особенно шаманы. Они стали с нами общаться, вот тут-то нам и пригодился словарь. С его помощью мы понимали первобытных людей, а они нас. Вскоре они повели нас в лес, и мы увидели много диковинных растений и животных. Первобытные люди показали нам, какие растения можно есть, а какие нельзя. Из леса мы вернулись только вечером. Все племя собралось возле костра, и каждый говорил о своем. Позже подали еду: жареного мамонта и незнакомые ягоды. Все было очень вкусно. Мы много веселились, танцевали, играли. Но вот пришло время улетать в средневековье. Прощание было грустным. Я даже заплакал, а кроманьонцы не хотели нас отпускать. Но нам надо навестить рыцарей. До свидания!

2. ХОЧУ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ! Ты оказался (лась) в Древнем Египте. Чтобы чему-то научиться и стать в будущем нужным обществу человеком, необходимо пойти в школу. Но вот проблема: в Древнем Египте не всех детей брали в школу. Как ты убедишь египетских учителей, чтобы тебя приняли в школу? Напиши фрагмент вашей беседы.

Вот наступил день, когда я должен пойти в школу. Мое сердце трепетало, ведь сегодня я должен вести беседу с мудрейшими, и, если они меня выберут, то я смогу узнать дар Бога Тота, почувствовать его покровительство. Я захожу в это священное здание, храм науки, и от своего восторга чуть не падаю в обморок. Вышел учитель. Мое сердце ушло в пятки.

- Как убедишь меня, что достоин познавать науки Богов? - начал он.

- Мне сегодня было видение, что я стал самым великим мудрецом Египта, и это убедило меня в том, что боги одобрили мое учение, - робко ответил я.

- Я тебе верю. Но докажи, что ты достойный, - произнес учитель.

- Меня обучали отец и мать. И я умею читать, писать, - сказал я.

- Это могут многие, - брезгливо произнес он.

- Но у меня есть дар к сочинительству, - вымолвил я.

- Хорошо, обучайся - одобрил учитель.

И после этих слов мне так захотелось прыгнуть до небес. И я скорее побежал поделиться новостью с мамой и папой.

3. ЧТО ГЛАВНЕЕ? Трудно сейчас себе представить, как мог жить человек без огня и воды, дерева и металла, без глиняных предметов. Представь, что огонь, вода, металл и дерево затеяли спор: кто из них самый важный в истории человечества? Как ты думаешь, чем завершится этот спор? Какие доводы приведут спорщики в свою пользу? Кто их рассудит? Приведи фрагмент спора.

Вот как-то раз затеяли спор вода, огонь, металл, дерево и глиняные предметы, кто из них важнее. Огонь сказал: «Не будь меня, человек бы был как обезьяна и питался бы как зверь». Вода же прошептала: «Не будь меня, и человека бы не было. Не будь меня, и рек, морей и океанов не было бы, и вся природа бы погибла без меня». Металл же возмутился: «Да если бы не я, оружия бы не было, и все приборы были бы из камня, и жил бы человек, как обезьяна». Дерево прошелестело: «А если бы не я, не жил бы человек, ведь воздух - детище мое». На это глиняные предметы сказали: «Мы тоже важны для питания человека, а не то бы он ел с земли, а в жарких странах мы - стройматериалы и без нас человек бы жил в духоте и письменность без нас бы пропала, ведь помните все глиняные таблички. И кто же нас рассудит? » «Давайте пригласим человека. Ведь для него все наши дела. Ему судить, кто тут важнее» - придумал огонь. Позвали человека. Он сказал: «Все вы для меня важны, и за это вам спасибо!». С тех пор они живут в спокойствии и мире.

4. ИНТЕРВЬЮ. Представь, что тебе довелось взять интервью у Афанасия Никитина. О чем бы ты его расспросил(а)? Какие темы были бы наиболее интересны современной молодежи? Составь не менее 10 вопросов к Афанасию Никитину и дай его ответы на твои вопросы.

Давно я мечтал об этом, и, наконец, это сбылось. Мне выпала честь взять интервью у Афанасия Никитина - человека добравшегося до Индии, а это означает, что это очень храбрый человек.

- Как вам удалось добраться до Индии после того, как ваши корабли были уничтожены?- начал я.

- Мне в этом любезно помог посол Ширванского ханства.

- А как вам удалось победить бандитов и спасти товарищей? - продолжил я.

- Легко, ведь когда с тобой несколько отрядов Ширванских солдат, бандиты сами пугаются, - гордо ответил он.

- А как было сколочено судно без гвоздей? - спросил я.

- Это нельзя объяснить словами, до чего хитра конструкция. - Сказал он.

- Но почему вы отправились именно в Индию? - опять спросил я.

- В наше время Индию считали крем света, чудо-землей, - ответил А. Никитин.

- А что диковинного в Индии?, - спросил я.

- Прежде всего - слоны, а, в общем, все,- ответил он.

- А как вам вера индийцев? - спросил я снова.

- Очень отличается от нашей, какая-то странная, - ответил он и усмехнулся.

- А какой быт в Индии? - узнавал я.

- Лучше, чем у нас, так что мы могли бы поучиться, - с упреком сказал он.

- А климат, там какой? - полюбопытствовал я.

- Отличный!

- Вы увидели то, что хотели или нет?

- В основном да, но не все.

- А какая страна лучше?

- Русь-матушка! - гордо ответил он.

Мы пожали друг другу руку и разошлись.

***

Для учащихся - эрудитов проводится индивидуальная диагностика результатов достижений на занятиях, которые заносятся в таблицу.


Таблица индивидуального роста уровня эрудиции учащихся.

Вяткин Данил, 7 б класс.

Умение обобщать

Умение анализировать

Знание понятий

Знание персоналий

Хроника событий

Знание явлений

Умение сопоставлять

Умение сравнивать

Тема 1 (05.09)

+

-

-

- +

+

-

+

-+

Тема 1

( 13.09)


+

+

+


+


+

Тема 2

(20.09)

-

-

-

-

+

-

-

+

Тема 2

(27.09)

+

+

-

+

+

-

+

+

Тема 2

(03.10)

+

+

+

+

+

+

+

+

Данные составляются на основании выполнения различных заданий, и в дальнейшем проводится индивидуальная работа по улучшению результатов.

Примеры заданий ( из опыта работы).

Составьте цепочку и запишите пропущенные события

Приглашение польского королевича Владислава ---------_________________________

Правление Василия Шуйского ---------___________________________

_____________________----------- «Совет всея земли»

_____________________----------- Земский собор и избрание Михаила Романова царем

Восстание Болотникова -----------__________________________________

____________________-----------Смутное время ---______________________________

Выбери лишнее и объясни:

  • 1605, 1533, 1613, 1598, 1610

  • Лжедмитрий 1, Федор Иванович, Михаил Романов, Василий Шуйский, Лжедмитрий 2

  • Ляпунов, Пожарский, Минин, Болотников, Трубецкой

  • Урочные лета, заповедные лета, самозванец, срок сыска беглых крестьян, вотчина

  • Народное ополчение, Смутное время, интервенция, воренок, ярмарка, Совет всея земли,

  • Мануфактура, барщина, оброк

Вставь слово:

Сословия России в 17 веке имели ____________ положение. Одним из самых привилегированных сословия являлась ____________. Оно не платило налогов, а собственную землю - _________, передавало по наследству. Крестьянство делилось на частновладельческих и _______________. Частновладельческие крестьяне зависели от_________________. А ________________ крестьяне вносили плату только государству. Основными формами зависимости были ________ и ___________.

Плата за аренду земли крестьянином называлась ______________. А выполнение работ на хозяина - ___________. В середине 17 века положение крестьян становилось одинаковым и полностью установилось ___________________, Теперь крестьяне не могли переходить от феодала к феодалу и из разыскивали бессрочно. Посадское население было представлено ______________________________

___________________________. Также привилегированным сословием является _________________. Кроме того, она являлась крупным землевладельцем. Оформилось и еще одно сословия - ____________, которое сформировалось из беглых крестьян.

Найдите ошибки в тексте.

Причинами проведения реформы в церкви стало распространение религиозных книг греческого образца по России. Поручено проведение реформы было новгородскому митрополиту Филарету. В ходе реформы было установлено моление двумя перстами. Эти изменения приветствовались всеми жителями России. Удачная реформа 1653-1666 годов возвысила патриарха. Он стремился стать выше царя Михаила Федоровича Романова. Между царем и патриархом возникли разногласия, которые привели к отлучению царя от престола. Активным сторонником патриарха стал протопоп Аввакум, который возглавил движение старообрядцев. Итогом проведения реформы стал раскол между сторонниками патриарха и царем. Старообрядцев почитала церковь, а о жизни Аввакума было написано «Житие».

Вставь слово:

Владимир взял в жены сестру византийского императора _____. Крещение его произошло в городе _________. В ____ году жители Киева окрестились в реке Днепр. Главой русской православной церкви был _______. Любимыми сыновьями Владимира были _____ и ______. Святополк получил прозвище ________ за убийство своих братьев. Ярослав в ____году стал великим киевским князем. Он успешно сразил кочевников ________. В Тмутаракани находился князь __________. Ярослав издал первый писаный закон на Руси _______________.

Разъясни:

Наместник - ______________________________________________ 1019-1054 - ___________________

Погосты - _____________________________ Уроки __________________________

Вычеркни лишнее и объясни:

Земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесло, коневодство, бортничество.

Ярослав, Святослав, Владимир, Ольга, Ярополк

Дань, полюдье, уроки, тризна, погосты

Напиши значение принятия христианства

Вставь слово. Живопись на сырой штукатурке __________. Земледелец, попавший в зависимость по договору ________. Свободный общинник - ____________. Человек, попавший в полную зависимость -________. Религия славян до принятия христианства __________. Религия славян после 988 года- _____________. Сбор дани князем -____________. Материал, на котором писали славяне -_____________. Создатель Русской Правды ___________. Земля, передаваемая по наследству - ___________.

Дополни ряд слов:

Закуп, холоп, смерд, ____________ . Ольга, погосты, дань, реформа, ________

Христианство, язычество, ___________. Династические браки, разгром печенегов, __________

970-971, 907, 941-944, _____ Крещение Руси, Владимир Святой, усобица, ___________

1019, 980, 912, _________ Монастыри, ереси, епископ _______________

Викторина:

  1. Что такое национальность?

  2. Что такое право?

  3. Опишите флаг РФ.

  4. Что такое триколор?

  5. Что такое федерация?

  6. За что человек любит Родину?

  7. Что ты можешь сделать для Родины?

  8. Почему русский язык является государственным?

  9. Что такое субъекты федерации?

  10. Подберите к слову Родина синоним.

  11. Есть ли связь меду словами «гражданин» и «патриот»?

  12. Каковы главные обязанности гражданина?

  13. Какого человека можно считать достойным гражданином?

  14. Почему наша страна является многонациональной?

  15. Что означает свобода слова?

  16. Какие народы проживаю в нашей местности?

  17. Что такое нравственность?

  18. Перечисли праздники нашей Родины.

Таким образом, систематизируя работу с одаренными детьми, можно добиться высоких результатов учащемуся, а учителю помочь ребенку реализовать свой потенциал.

© 2010-2022