Конспект урока истории для 5 класса на тему Илиада и Одиссея: правда и вымысел

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории

Тема: «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел (1 ч.)

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомиться с содержанием древнегреческих поэм «Илиада» и «Одиссея».

Задачи урока:

  • обучающие - формирование у учащихся представления о древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея»;

  • развивающие - развивать умение различать мифологическую и историческую информацию о событиях Троянской войны, извлекать информацию из источников (из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи»), объяснять значение крылатых выражений («ахиллесова пята», «троянский конь», «яблоко раздора»); способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

  • воспитывающие - развитие личностных качеств: умение слушать друг друга; формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории посредством использования мультимедиа технологий.

Оборудование: учебник Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И Годер, И.С Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013., тетрадь, ПК, проектор, мультимедиа презентация, доска, мел.

Примечания: для подготовки к уроку использовались также учебники История Древнего мира 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина; под общ. ред. В.С. Мясникова. - М. : Вентана-Граф, 2009. - 304 с.; История Древнего мира: учеб. для 5 класса / Ф.П. Коровкин ; Акад. пед. наук СССР. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

ЗаписиДата, тема: ««Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел».

План урока:

  1. Древние певцы и сказители. Гомер;

  2. Основное содержание поэм «Илиада» и «Одиссея»;

  3. Генрих Шлиман и его открытия.

Аэды, Парис, Приам, Гектор, Ахиллес, Менелай, Агамемнон, Одиссей

Дата, тема: ««Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел».

План урока:

  1. Древние певцы и сказители. Гомер;

  2. Основное содержание поэм «Илиада» и «Одиссея»;

  3. Генрих Шлиман и его открытия.

Аэды - древнегреческие исполнители эпических песен.

Гомер - древнегреческий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи». Считается, что он жил примерно в VIII веке до н. э. и был слепым.

В «Илиаде» описываются события десятого года осады малоазийского царства Трои.

В поэме «Одиссея» переданы сказания о странствиях Одиссея, царя о-ва Итака, возвращавшегося домой после взятия греками Трои.

Выводы:

  1. В основе сказаний и песен странствующих поэтов лежали подвиги и необычайные приключения героев.

  2. «Илиада» и «Одиссея» - великие памятники древнегреческой литературы, которые давали грекам образцы поведения.

  3. В основу поэм легли реальные события Троянской войны, дополненные вымыслами.

Д/з

  1. Прочитать § 26-27 учебника.

  2. Подготовиться к тесту по теме «Поэмы Гомера»

Ход урокаЗдравствуйте, ребята

Садитесь, пожалуйста

Учащиеся встают.

Учащиеся садятся.

Проверка присутствующих

Кто сегодня отсутствует на уроке?

Староста отвечает, кто отсутствует.

Проверка готовности к уроку

Проверьте, чтобы все необходимое к уроку лежало у вас на парте

Учащиеся делают проверку

Актуализация знаний учащихся,4 мин.

А сейчас, чтобы вспомнить прошлую тему, я предлагаю вам такое задание: подумайте, каким древнегреческим богам посвящены строки (демонстрируется слайд презентации). Это отрывки из произведений Гомера, так что мы с вами к тому же знакомимся и с особенностью стихосложения автора.

Составленные вами кроссворды вы сдадите после урока.

Ответы: 1. Гефест; 2. Артемида; 3. Афина; 4. Афродита; 5. Гера.

Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин.

Вчера я работала в Интернете и поймала Трояна! Вы знаете, что это такое? А как эта программа действует? А вы знаете, откуда произошло название программы?

По-видимому, название этой программы связано с эпизодом Троянской войны, рассказывающем о «Троянском коне». Тема нашего урока - «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел» (включается слайд презентации с темой). Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока.

План сегодняшнего урока:

  1. Древние певцы и сказители. Гомер;

  2. Основное содержание поэм «Илиада» и «Одиссея»;

  3. Генрих Шлиман и его открытия.

Ответ: вредоносная программа.

Ответ: маскируется под безвредные программы. Предлагаются различные варианты.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Учащиеся записывают план урока.

Первичное усвоение новых знаний, 22 мин.

1 пункт плана - Древние певцы и сказители. Гомер.

Метод рассказа с элементами беседы, иллюстрация. Средства - речь и знания учителя, вопросы, презентация. Приемы - постановка вопроса, формулирование ответа, показ иллюстраций, анализ информации.

В Древней Греции было много странствующих певцов. Переходя из города в город, они распевали длинные песни о богах и героях, сражениях и подвигах. Их радостно приветствовали при дворах правителей. Их называли аэды. Перепишите в тетрадь определение со слайда презентации (демонстрируется слайд).

Одним из аэдов был древнегреческий поэт Гомер. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов (демонстрируется слайд). Считается, что он жил примерно в VIII веке до н. э. и сочинил две самые известные древнегреческие поэмы, которые повествуют о Троянской войне и связанных с ней событиях. Какие это поэмы? Да.

Перепишите текст со слайда презентации (демонстрируется слайд презентации).

Как же началась Троянская война? Ответ на этот вопрос нам дают мифы. Однажды боги устроили роскошный пир. Лишь богиню ссор и раздоров Эриду не позвали на праздник. Обиженная богиня решила отомстить. Невидимой пробралась она к пирующим и подкинула золотое яблоко с надписью: "Прекраснейшей". Заспорили три богини - Гера, Афина и Афродита - кому же из них по праву принадлежит яблоко? Обратились они к Зевсу, но тот отказался решить их спор и отправил их к троянскому царевичу Парису. "Пусть он рассудит вас", - сказал Зевс. Богини предложили царевичу различные дары. Определите, какой дар предложила каждая из богинь (демонстрируется слайд). Так что же выбрал Парис? Действительно.

Парис присудил яблоко Афродите. Отныне она начала содействовать Парису во всех его делах, а Афина и Гера возненавидели его и всех троянцев. Прекраснейшей из женщин считалась Елена, жена царя Спарты Менелая. Афродита внушила Елене любовь к Парису и помогла им бежать. Оскорбленный Менелай собрал огромное войско, которое возглавил Агамемнон, царь Микен. Воины осадили Трою. Так началась война, которую назвали Троянской.

Чтобы узнать реальную причину войны, откройте учебник на стр. 122, пункт 2. Троянская война. Найдите ответ в первом абзаце этого пункта. Отлично! Около 1200 г. до н.э. началась война.

2 пункт плана - Основное содержание поэм «Илиада» и «Одиссея».

Метод - рассказ, беседа, иллюстрация. Приемы - постановка вопроса, формулирование ответа, показ иллюстраций. Средства - иллюстративный материал, речь и знания учителя, презентация.

Название поэмы «Илиада» произошло от слова Илион - таково другое имя города Троя. Запишите: В «Илиаде» описываются события десятого года осады малоазийского царства Трои (9 лет греки безуспешно осаждали Трою). Обратите внимание на местоположение Трои (демонстрируется слайд). Что способствовало такой длительной осаде? Да, действительно, она была хорошо укреплена.

Участников войны поддерживали боги. На стороне греков были Афина и Посейдон, троянцам покровительствовали Аполлон, Афродита и Зевс. Лучшим воином среди греков считался могучий и храбрый Ахиллес. Прочтите на слайде мифологический сюжет о нем и на основе иллюстрации ответьте на вопрос, что было единственным слабым местом Ахиллеса (демонстрируется слайд). Почему вы так решили? Правильно. Согласно Гомеру, Ахиллес отказался сражаться с троянцами, т.к. микенский царь Агамемнон отобрал у него пленницу-рабыню, которую Ахиллес любил. И лишь убийство его друга Патрокла заставило Ахиллеса вновь участвовать в войне.

Самым сильным и смелым из троянцев был Гектор, старший сын царя Приама. В «Илиаде» описывается поединок между Ахиллесом и Гектором. Прочтите на слайде отрывок из «Илиады» и определите, кому удалось одержать победу в поединке. Ахиллес привязал мертвое тело Гектора к колеснице и погнал коней. Лишь мольбами удалось старому Приаму разжалобить героя и вернуть тело Гектора. Описанием похорон Гектора заканчивается поэма «Илиада».

О дальнейших событиях и судьбе Трои мы узнаем из других сказаний. Сам Ахиллес после поединка с Гектором погиб: его пятку пронзил отравленной стрелой Парис. Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. С падением Трои связан интересный мифологический сюжет. Прочтите текст (демонстрируется слайд). Кому принадлежит хитроумная идея взятия Трои?

Почему троянцы втащили деревянного коня в город?

Запишите: В поэме «Одиссея» переданы сказания о странствиях Одиссея, царя о-ва Итака, возвращавшегося домой после взятия греками Трои. Путь от берега Трои до острова Итака должен был бы при обычных обстоятельствах занять несколько недель, но для Одиссея из-за различных препятствий путешествие длилось около десяти лет (демонстрируется слайд с интерактивной картой).

Полифем: В начале пути Одиссей и его спутники столкнулись с одноглазым чудищем - Циклопом.

Сирены: Однажды Одиссей проплывал у о-ва Сирен. Эти полуптицы-полуженщины своим волшебным пением заманивали путешественников и съедали их.

Сцилла и Харибда: Другая опасность: корабль путников проплывал между пещерой, где жила Сцилла (громадная змея с шестью собачьими головами), с другой стороны находилась Харибда, трижды в день засасывающая воду.

Алкиной: Временный приют Одиссей нашел на о-ве мореходов, где правил царь Алкиной. Одиссея нашла дочь Алкиноя - Навсикая.

Итака: В итоге, преодолев много препятствий, Одиссей вернулся на Итаку к своей жене Пенелопе и сыну Телемаку через несколько лет странствований.

3 пункт плана - Генрих Шлиман и его открытия.

Метод - рассказ, беседа, видеометод. Приемы - анализ, синтез, логическое мышление, формулирование ответа. Средства - знания учащихся и учителя, вопросы, ответы, фрагмент документального фильма.

Долгое время все, что было описано в поэмах Гомера, считалось вымыслом и мифом. Поиски Трои начал немецкий археолог Генрих Шлиман. А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент документального фильма об открытиях Генриха Шлимана. Вам нужно будет ответить на вопрос, какие находки были сделаны Шлиманом (демонстрируется фрагмент фильма - 2,5 мин.).

Молодцы!


Учащиеся слушают

Учащиеся записывают: Аэды - древнегреческие исполнители эпических песен.


Ответ: «Илиада» и «Одиссея».

Учащиеся записывают: Гомер - древнегреческий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи». Считается, что он жил примерно в VIII веке до н. э. и был слепым.


Ответ: 1. Гера; 2. Афина; 3. Афродита.

Ответ: дар Афродиты - любовь самой прекрасной женщины.


Ответ: греки стремились укрепиться на восточных берегах Эгейского моря - на п-ове Малая Азия, а Троянское царство здесь было противником греков.


Учащиеся записывают.

Учащиеся смотрят иллюстрацию.

Ответ: Троя расположена на возвышении, она хорошо укреплена.


Ответ: пятка.

Ответ: мать держала Ахиллеса за пятку, окуная его вводу.


Ответ: Ахиллесу.


Учащиеся читают текст со слайда презентации.

Ответ: Одиссею.

Ответ: они восприняли его как дар, посвященный Афине.

Учащиеся записывают.

Учащиеся смотрят интерактивную карту.






Учащиеся смотрят фрагмент фильма.

Ответ: «Клад Приама» (8700 изделий из золота, посуда из серебра и меди…), царская усыпальница в Микенах, остатки Трои

Первичная проверка понимания новых знаний, 2 мин.

Проверка усвоения учащимися нового материала (фронтальный опрос):

Когда и кем были написаны поэмы «Илиада» и «Одиссея»?

Кем, согласно мифам, была похищена Елена, жена царя Спарты Менелая?

Кто считался лучшим воином среди греков?

На какую хитрость пошли греки, чтобы овладеть Троей?

Кто сумел доказать реальность существования Трои?

Ответ: в 8 в. до н.э. Гомером.

Ответ: Парисом.

Ответ: Ахиллес.

Ответ: соорудили деревянного коня.

Ответ: немецкий археолог Генрих Шлиман.

Первичное закрепление, 3 мин.

Как вы можете объяснить ставшие крылатыми выражения: 1. Яблоко раздора; 2. Троянский конь; 3. Ахиллесова пята?

Соотнесите название поэмы и ее первые строки (демонстрируется слайд).

Ответ: 1. Причина ссоры, конфликта, вражды; 2. Дар, опасный для того, кто его принимает; 3. Уязвимое место.

Ответ: 1 - «Илиада», 2 - «Одиссея»

Рефлексия, 3 мин.

Отделяя в поэмах правду от вымыслов, мы узнаем, какими были занятия, жилища, орудия труда, оружие и обычаи древних греков. Значение поэм Гомера для изучения истории Греции настолько велико, что 11-9 вв. до н.э. называют гомеровским временем.

Запишите выводы по уроку (демонстрируется слайд): 1. В основе сказаний и песен странствующих поэтов лежали подвиги и необычайные приключения героев. 2. «Илиада» и «Одиссея» - великие памятники древнегреческой литературы, которые давали грекам образцы поведения. 3. В основу поэм легли реальные события Троянской войны, дополненные вымыслами.

А теперь мы оценим вашу работу на уроке (выставляются оценки).


Учащиеся записывают выводы в тетради.


Учащиеся слушают свои оценки.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении, 2 мин.

Возьмите, пожалуйста, свои дневники

Перепишите домашнее задание со слайда презентации (Прочитать § 26-27 учебника. Подготовиться к тесту по теме «Поэмы Гомера»).

Урок закончен. До свидания.

Учащиеся берут дневники.

Учащиеся пишут задание в дневник.

Учащиеся встают, собирают вещи и выходят из класса.



© 2010-2022