Урок истории Культура Киевской Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиУрок истории Культура Киевской РусиТехнологическая карта урока

Учитель: Султанова Клавдия Акимовна - учитель истории и обществознания

МБОУ «ООШ села Гвардейское Красноармейского района Саратовской области»

6 класс

предмет: история

Тема урока

Место урока по теме

Культура Древней Руси

7-ой урок по теме: «Древняя Русь в VIII - в первой половине XII в»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия новых знаний с элементами практического занятия.

Индивидуальная и групповая работа, составление таблицы и схемы, исследовательские методы обучения, приём «Кластер»

Цель урока

Задачи урока

Цель: сформировать представление об особенностях культуры Древней Руси.

Цель - достичь образовательных результатов:

  1. Личностный результат - испытывать чувство уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа России.

Высказываться осознанно, уважительно и доброжелательно о своем отношении к истории, культуре России.

  1. Метапредметный результат - формулировать цель урока;

выбирать действия по достижению цели;

контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

выделять главное, существенное в изучаемой теме, составлять схему; работать в группе.

  1. Предметный результат - называть особенности различных жанров искусства Древнерусского государства.

Соотносить понятия и значения терминов: житие, зодчество, миниатюра, самобытность, скань, мозаика, фреска

  1. Изучить особенности различных жанров искусства Древнерусского государства

  2. В ходе совместной работы в группе обсудить полученные знания, составить схему, кластер

  3. На основе работы с текстом учебника, документом, называть особенности различных жанров искусства Древнерусского государства

  4. На основе анализа полученной информации научиться анализировать, характеризовать понятия: житие, зодчество, миниатюра, самобытность, скань, зернь, фреска, мозаика.


Предполагаемый результат

Знать

Уметь

В конце урока учащиеся будут определять понятия по теме.



В конце урока учащиеся могут преобразовывать текстовый материал по теме в графический.

В конце урока учащиеся могут представить знания в форме таблицы, схемы, сопровождая его комментариями

В конце урока ребята могут оценивать результат свой и других учащихся.


Педагогические технологии

Оборудование

Обучение в сотрудничестве, исследовательские и проблемные методы обучения.

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атлас «История России с древнейших времен до конца XVI века», карта «Киевская Русь в IX -XI вв.», мультимедийное оборудование, презентация, рабочий лист (путеводитель по уроку), лист самооценки.

Основные понятия и термины: житие, зодчество, миниатюра, самобытность.



ХОД УРОКА



Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции

формы контроля

Результат

Мотивация обучающихся к учебной деятельности.

2 мин


Проверяет готовность учащихся к уроку

Здравствуйте, ребята!

Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый,-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубы.


О ком идет речь в этом стихотворении?

Эти люди строили жилища,

Возводили храмы до небес. На иконах их святые лица. Ну а в сказках чудеса чудес.

О какой деятельности славян говорится в стихотворении?

Как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Запишите её в тетрадь.


Отвечают на вопрос учителя (о славянах)

-О культурной деятельности

Формулируют тему.

Записывают число, тему

Коммуникативные УУД:

- слушают и понимают речь других;

- формулируют и аргументируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу;

проявляют умение ориентироваться в источнике информации

Записи в тетради

Настраиваются на приобрете-ние нового знания

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

3 мин.

Задает вопрос учащимся: Ребята, а что такое культура, что вы о ней знаете?



Показывает значение термина.



Высказывают свои суждения, если необходимо обсуждают мнения одноклассников.



Знакомятся с термином, записывают в тетрадь.

Личностные УУД: понимают значение знаний и принимают его.

Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества

Устный опрос

Определили значение слова

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

3 мин

Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие.

В истории существует два мнения о культуре Древней Руси:

1) Культура Руси самобытна

2) Культура Руси слепо пользовалась достижениями других народов в частности копировало культуру Византии»

Над этой проблемой мы и будем работать. В конце урока Вы ответите на вопрос: « Можно ли говорить о самобытности культуры Древней Руси»

Выдвигают предположения о том, над какой проблемой будут работать на уроке.

Пытаются дать определение «самобытности»

САМОБЫТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.


Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

15мин

Оговаривает круг умений для решения задач урока; формулирует задание познакомиться с новым материалом;

нацеливает учащихся на парную работу. Каждая пара изучает один из вопросов урока, составляет кластер, работает с документом, анализирует иллюстрации

1 группа. Устное народное творчество

Организует работу

с учебником и текстом документа.

2.Появление письменности и грамотности

Организует работу с текстом документа, помогает паре, если возникнут сложности при ответах на вопросы

3.Появление письменности и грамотности

Организует работу с учебником, нацеливает на создание кластера



4.Литература

Организует работу с текстом учебника и источником.

5.Изобразительное искусство

Организует работу с текстом учебника, нацеливает на создание кластера и словаря терминов

6.Зодчество

Организует работу с иллюстрациями и схемами, нацеливает на создание сравнительной таблицы

7. Ювелирное искусство

Организует работу с текстом учебника, нацеливает на создание кластера и словаря терминов







Группа работает с учебником и текстом документа, составляет кластер

Группа работает с текстом документа, отвечает на вопросы

Группа работает с учебником. Составляет кластер



Группа работает с текстом учебника и источником, составляет кластер



Группа работает с текстом учебника , составляет кластер, в тетрадях записывают словарь терминов

Группа работает с иллюстрациями и схемами, составляет сравнительную таблицу

Группа работает с учебником, составляет кластер и словарь по теме в тетради

Коммуникативные УУД: - слушают и понимают речь других;

- формулируют и аргументируют собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: понимают значение понятий, суть вопросов, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, дополнительного материала)

записи в тетрадях

Распределяют работу в группе, озвучивают круг умений для решения задач

Физминутка

1.Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

3.И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад . 2 - локти вперед. 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный..

4.И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

5.И.п. - о.с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 -и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.






Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач.

7 мин

Организует обобщающую беседу, оказывает помощь в случае затруднения при выступлении.

Вопросы:

- Что стало основой культуры Древней Руси?

- Какое государство оказало наибольшее влияние на развитие культуры?

- А теперь вернемся к главной проблеме нашего урока

« Можно ли говорить о самобытности культуры Древней Руси»

Представляют результаты, отвечают на вопросы, делают вывод об особенностях культуры Древнерусского государства, отвечают на проблемный вопрос урока

Личностные:

развивают способность к самооценке.



Познавательные:

строят логическую цепочку рассуждений

Устный опрос

Озвучивают полученные результаты работы

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону

5 мин



Организует работу с кроссвордом и тестом с использованием ЭОР.

Решают кроссворд, выполняют тест

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Устный опрос

Оценка

Рефлексия. Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и группы

3 мин



Предлагает оценить работу по оценочным листам

Оценивают.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: оценивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценочные листы

Оценивание работы на уроке

Домашнее задание: параграф 7, письменное задание с соотнесением понятий







Составить кластер «Письменность Древней Руси»





Виды

Создатели славянской письменности







Письменность (литература)




Составить кластер»Устное народное творчество и литература»



Устное народное творчество, литература





Составить кластер «Искусство Древней Руси»




Ремесло (ювелирные техники)






Составить кластер «Живопись Древней Руси»»




Живопись

(виды)






Культура Древней Руси




Архитектура (название и местонахождение собора)





Храм Святой Софии.

в Константинополе.

в Киеве


Вывод.

- Как назывался стиль постройки храмов Святой Софии в Византии и Древней Руси?

- Сколько куполов насчитывается в храмах?

- Какие сюжеты изображены на фресках?



Архитектура Киевской Руси

Кресто́во-ку́польный - основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси и Византии. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989-996 гг) и продолжается в XXI веке . Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989-996 гг) Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева - 13-главый Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045-1050 годах) и Полоцке (1060-е годы).





СТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
К жанрам русского устного народного творчества относятся
- песни,
- былины,
- сказки,
- загадки,
- легенды,
- пословицы и поговорки.
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

ПЕСНЯ - это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Виды песен: исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. Часто в народных песнях используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу:
Нет у ноченьки светлого месяца,
Нет у девицы родного батюшки…
Исторические песни связаны с различными историческими событиями и личностями: «Ермак готовится к походу на Сибирь» - о завоевании сибирских земель, «Степан Разин на Волге» - о народном восстании под предводительством Степана Разина, «Пугачев в темнице» - о крестьянской войне, которую вел Емельян Пугачев, «Под славным городом под Полтавой» - о битве армии Петра I со шведами. В народных исторических песнях повествование о каких-либо событиях сочетается с сильным эмоциональным звучанием.

БЫЛИНА - героическая песня эпического характера. Возникла в 9 веке как выражение исторического сознания русского народа. Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие. Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.

Былины следует отличать от СКАЗОК - произведений, основанных на вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.) и бытовые, в которых изображены обычные люди - крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы - в обыденной обстановке. Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.

В отличие от сказки, ЛЕГЕНДА представляет собой устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ, невероятное событие, которые воспринимаются рассказчиком и слушателем как достоверные. Существуют легенды о происхождении стран, народов, морей, о подвигах или страданиях реально существовавших или вымышленных героев.

ЗАГАДКА - иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой. ("Висит груша - нельзя скушать", "Без рук, без ног, а ворота отворяет", "Сидит девица в темнице, а коса на улице" и т.д.).

ПОСЛОВИЦА - краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами и аллитерациями. ("Что посеешь, то и пожнёшь", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", "Каков поп, таков и приход", "Не коасна изба углами, а красна пирогами" и т.д.).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания ("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку").



© 2010-2022