• Преподавателю
  • История
  • Синквейн как средство активизации усвоения знаний и формирования общешкольных умений учащихся при переходе на ФГОС ООО

Синквейн как средство активизации усвоения знаний и формирования общешкольных умений учащихся при переходе на ФГОС ООО

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синквейн как средство активизации усвоения знаний и формирования общешкольных умений учащихся при переходе на ФГОС ООО.

Остапенко Алена Николаевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Краснотуранская СОШ» Красноярского края.

Аннотация: активизация учащихся на уроках истории и обществознания. В статье рассматривается средство активизации усвоения знаний и формирования общешкольных умений учащихся при переходе на ФГОС ООО: синквейн.

Ключевые слова: синквейн, универсальные учебные действия, активизация усвоения знаний, формирования общеучебных умений.

Несколько лет все образовательные учреждения готовились к переходу на ФГОС, наша школа не исключение, уже несколько лет методическая тема нашего образовательного учреждения звучит так «Создание условий для формирования УУД при переходе на ФГОС ООО». Школа является мощнейшим инструментом социализации человека в обществе. Современное общество меняется. Меняется и социальный заказ на образ современного выпускника, который школа обязана принимать. Если ранее основным требованием к выпускнику была его эрудированность и исполнительность, то сегодня основным критерием является креативность и конкурентоспособность.

Ни для кого не секрет, что интерес к процессу обучения у современных школьников невелик. Уроки истории у школьников ассоциируются с большим объемом информационного текста, трудностью его понимания, анализа, обобщения и формулирования вывода. Столкнувшись с трудностью, у многих учащихся пропадает интерес к предмету в целом и как следствие понижается активность на уроке.

Все чаще появлялись ситуации, когда дети отмалчивались на моих уроках. Именно поэтому из множества задач, стоящих перед учителем, моей первостепенной стала задача активизировать учащихся.

Под активизацией я понимаю такое отношение учеников к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом, что способствует лучшему усвоению учебного материала, формирует универсальные учебные умения.

Таким образом, синквейн стал для меня методической находкой.

Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять" и означает "стихотворение, состоящее из пяти строк".

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка.

Существует традиционный и дидактический синквейн.

Традиционный синквейн состоит из 5 строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе, всего 22 слога.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В дидактике - эффективный средство развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Для меня синквейн стал средством активизации в процессе усвоения знаний и формирования общеучебных умений учащихся на уроках истории и обществознания.

В России используют синквейн с 1998года. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для рефлексирования, синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Правила написания синквейна:

1.Первая строка - существительное-тема синквейна.

2.Вторая строка - два слова-прилагательные или причастия они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3.Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.Четвертая строка - фраза Характеризует тему в целом (фраза несущая смыл темы синквейна)

5.Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, вывод.

При составлении синквейна чёткое соблюдение правил не обязательно.

Итак, рассмотрим синквейн с позиции усвоения Знаний учащимися.

В результате работы над синквейном учащиеся формируют понятийный аппарата по теме, складывается общее представлений по предмету, устанавливаются межпредметные связи, а так же инструмент контроля знаний по предмету.

Например, синквейн как средство контроля знаний по предмету, здесь я могу посмотреть на сколько ребенок понял тему:

Предлагаю различные варианты составления синквейна учащимися, что способствует полному изучению материала.

  • самостоятельное составление синквейна,

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

  • коррекция и совершенствование готового синквейна;

  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

  • После изучения крупной темы предлагаю ученикам наряду с такими заданиями как порешать тесты, открытого и закрытого типа, различные проблемные вопросы, даю задания составить ряд синквейнов, например, к какой-либо теме, понятию, личности.

Вот как мои ученики составляют синквейн в своих работах. Составить синквейн к понятию ПОТРЕБНОСТЬ.

1.Потребность;

2.биологическая, материальная;

3.появляется, возникает, проявляется;

4.побуждает человека к деятельности;

5.нужда.

Задание проанализировать и закончить неполный синквейн по теме
Отечественная война 1812г.

Тема:1. ___________________________

  • 2. ____________, защищать.

  • 3. Оборонительная, всенародная, жестокая.

  • 4._________________ закончилась победой русской армии.

  • 5.Борьба.

Синквейн как средство формирования общеучебных умений учащихся на уроках истории и обществознания.

При составлении синквейна формируются умения:

- анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи(познавательные ууд),

-слушать, говорить, писать с пониманием, планировать учебное сотрудничество с учащимися, формулировать свое мнение, учитывая информацию, сказанную другими, работать по алгоритму.(коммуникативные ууд)

-применять полученные знания при решении задач, контролировать, корректировать, оценивать свои действия.(регулятивные ууд)

Данные умения формируются в результате работы учеников:

-индивидуально,

-рабаты в парах,

-работы в группах.

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме является показателем того, что учащийся:

- знает содержание учебного материала темы;

- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемой темы, понятия.

- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное.

Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Сначала ребята просили не читать вслух их работы, но затем боязнь сказать что-то не то, прошла, ведь каждое мнение имеет право на существование.

Итак, считаю, синквейн активизирует процесс усвоения знаний и формирует УУД учащихся, а применение синквейна на уроке это универсальное средство, которое может применяться на любом уроке.

Электронные ресурсы (Internet):

1. ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн





© 2010-2022