- Преподавателю
- История
- Конспект урока по теме: «Средние века “темные” или “светлые?»
Конспект урока по теме: «Средние века “темные” или “светлые?»
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скворцов А.С. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель: Скворцов А.С.
Урок итогового повторения по истории средних веков в 6 классе
По теме :«Средние века "темные" или "светлые?».
Цели урока:
-
Систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по истории средних веков.
-
Формирование у учащихся убеждения в связанности предметов, целостности мира
-
Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ, продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы.
-
Способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Задачи урока:
Образовательная - Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу Истории Средних веков. Закрепить формирование исторических понятий и знания хронологии истории средних веков. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Развивающая - Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Воспитательная - Воспитывать любознательность и интерес к истории.
Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.
Форма проведения: игра-турнир.
Оборудование:
-
Карта.
-
Тексты с заданиями.
-
Исторические картины.
-
Презентация
-
Мультимедийный проектор, компьютер.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.
-
Проведение игры.
-
1-й тур: Разминочный "Что? Где? Когда?"
-
2-й тур: Историческое путешествие.
-
3-й тур: Знаешь ли ты где находишься? (карта)
-
4-й тур: "Люди и события"
-
5-й тур: Исторические задачи.
-
6-й тур: "Знаешь ли ты исторические термины?"
-
Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.
-Итак, мы закончили изучать историю Средних веков, еще один из периодов Всеобщей истории.
Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.
Сегодня мы проводим турнир, на котором вы должны показать свои знания по истории средних веков.
С XV века существовала точка зрения., что средние века - это темный период в истории человечества (войны, инквизиция, болезни и много др.), а в XVIII в. взгляд на развитие средневековья изменился, его стали считать временем романтизма, благородного рыцарства. Попробуем выяснить какая точка зрения ближе для нас с вами. Ведь не случайно тема урока: «Средние века "темные" или "светлые?»
Правила игры.
В турнире участвуют команды (каждый ряд - команда).
Ответы оцениваются разноцветными жетонами:
-
Красный - полный ответ (например: рассказ), 2 балла.
-
Синий - краткий ответ, 1 балл.
-
Желтый - штрафной балл "- 1 балл", за неправильный ответ, за нарушение дисциплины.
Победит та команда, которая наберет больше баллов (сумма баллов всех членов команды).
Начнем турнир.
-
Проведение игры.
Прежде чем начать турнир командам необходимо назвать себя, из предложенных букв составьте названия своих команд, а затем выберите капитана.
Чья команда первая соберет название, та и начнет игру.
Тур первый: Что? Где? Когда? (разминочный).
Учитель задает вопросы, на которые по желанию отвечают учащиеся.Если команда не сможет ответить, вопрос переходит к другой команде.
Вопросы:
-
Как называется эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи? (Великое переселение народов конец IV - VII век)
-
Где вспыхнуло крестьянское восстание Жакерия и почему оно получило такое название? (На северо-востоке Франции в 1358 году. Жаками презрительно называли крестьянскую бедноту французские феодалы).
-
Как чему призвал Папа Римский Урбан II, в 1095 г. в Клермоне? (Крестовому походу).
-
Как звали короля, которого Папа Римский Лев III провозгласил императором, когда это было? (Карл Великий, 800 год).
-
Какое крестьянское восстание произошло в период Столетней войны в Англии, когда? (Под предводительством Уота Тайлера, 1381год).
-
Как в период средневековья назывался парламент во Франции, когда он был создан? (Генеральные Штаты, 1302г).
-
Каким правилом поведения подчинялся каждый рыцарь? (Кодекс рыцарской чести).
-
Кого называли норманнами? (Викингов).
-
Какой стала Франция в конце XV века? (централизованное государство с сильной королевской властью).
-
Какое государство создали турки на территории Малой Азии со столицей Стамбул? (Османское государство).
-
Кого и где называли вольными стрелками? (Беглые английские крестьяне, стрелявшие в дичь в королевских лесах и нападавшие на феодалов).
-
О ком идет речь?
"И я вошла, и я сказала: - Здравствуй.
Пора, король, во Францию, домой!
И я опять веду тебя на царство,
И ты опять обманешь, Карл Седьмой!"
(народная героиня Франции Жанна д?Арк)
-
Какое прозвище получил английский король Ричард I? (Львиное сердце).
-
Император подаривший имя столице империи на востоке Европы? (Константин).
-
Как назывался свод законов у франков? (Салическая правда).
Тур второй: "Историческое путешествие".
Представьте воображаемое историческое путешествие.
Сначала мы попадем в Средневековую деревню.
-
Представьте, что вы житель средневековой деревни расскажите нам о своей жизни.
-
Представьте, что вы житель средневекового города. Опишите один день в средневековом городе.
-
Представьте, что вы студент средневекового университета. Расскажите о вашей жизни и учебе.
Вам необходимо, вставить в текст пропущенные слова.
Университет
Во главе университета стоял выборный .
Университет делился на , каждый из которых возглавлял
_________________.
Сначала студенты обучались на факультете свободных ____________________.
Прослушав определённое количество курсов, студент становился ____________, а потом магистром.
Занятия в университетах велись на языке, поэтому студенты из разных стран - Англии, Франции, Германии, Чехии и других - понимали друг друга.
В Средние века университет имел свободы и ______________ самоуправления, свою территорию, свои праздники и церемонии.
вставить слова:
искусство, ректор, декан, бакалавр, латинский, выборное, факультет.
Город
Долгое время средневековые города находились под властью ________________________.
Горожане не раз боролись за свои _____________ и __________________________.
Формы борьбы были разные: откупы, долгие ______________________.
Города, освободившиеся от власти ______________________ (светского феодала или епископа) и получившие ___________________________________,
назывались ________________ .
вставить слова:
коммуна, привилегия, право, война, сеньор.
Деревня
Средневековые крестьяне несли тяжелые _________________.
Помимо натурального налога который назывался ________________, крестьянам приходилось ходить на ________________, отработку на полях сеньора.
Кроме сеньоров крестьян облагала налогом церковь, в пользу которой платился особый налог __________.
Чтобы крестьянам легче было переносить тяготы они объединялись в _____________________.
Крестьянские хозяйства назывались ____________________, потому что в них производилось все самое необходимое, не на продажу, а для себя.
Вставить слова:
оброк, повинность, барщина, натуральное, община, десятина.
Тур третий: "Знаешь ли ты где находишься?" (Историческая карта).
Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в путешествие. Проверим, хорошо ли вы знаете карту. (На доске карта Европа в XIV - XVвв.)
Вопросы к работе с картой:
-
Показать на карте страны - участницы Столетней войны. (Англия, Франция).
-
Государство, образованное турками после разгрома Византийской империи. (Османская империя).
-
Показать страну, в которой происходила Реконкиста. (Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов.) (Испания).
-
Покажите город, освобождение которого сыграло решающую роль в Столетней войне. (Орлеан).
-
Где находилась резиденция главы католической церкви. (Рим - папская область).
-
Какое государство не стало централизованным в средние века. (Священная Римская империя - Германия).
-
На какие части распалась Римская империя. Назовите столицы этих империй. (Западная и Восточная. Рим и Константинополь).
-
Образованию каких стран способствовал Верденский раздел 843 г.?(Франция,Италия,Германия).
-
Какую страну завоевал Вильгельм I в 1066 г.? (Англия).
Тур четвертый: "Люди и события".
Задание: С именем какого исторического деятеля связано то или иное событие (показать стрелками).
1.Карл Великий
1.Гуситские войны
2.Жанна д Арк
2.Образование Франкской империи
3.Иоганн Гуттенберг
3.Освобождение Орлеана от осады англичан
4.Уот Тайлер
4.Восстание крестьян в Англии
5.Юстиниан
5. Битва при Пуатье
6. Карл Мартелл
6. «Свод гражданского права»
Задание: С именем, какого исторического деятеля связана та или иная дата (показать стрелками).
1.622 год
1.Чингисхан
2.863 год
2.Мухаммед
3.1066 год
3.Папа Иннокентий III
4.1198-1216 гг.
4.Кирилл и Мефодий
5.481 - 511 гг.
5.Вильгель Завоеватель
6. 1206-1227 гг.
6. Хлодвиг
Тур пятый: "Исторические задачи"
Определите какой алфавит является кириллицей, а какой глаголицей?
По каким признакам вы установили?
Определите какой храм относиться к романскому, а какой к готическому стилю.
По каким признакам вы установили?
Какое из этих сооружений относится к христианству, а какой к исламу? По каким признакам вы установили?
Тур шестой: "Знаешь ли ты, исторические термины?"
Дать определение понятиям:
монархия
барщина
церковная десятина
сословие
оброк
государство
Тур седьмой: "Конкурс мудрецов-капитанов"
Разгадай "чайнворд"
1
2
3
10
11
4
12
9
5
8
14
13
7
6
Вопросы:
-
Верховный собственник земли в средние века.
-
Человек, являющийся полной собственностью своего господина.
-
Представитель класса феодалов.
-
Участок земли, на котором крепостной крестьянин ведет свое хозяйство,
-
Воин, вооруженный луком и стрелами,
-
Участник завоевательных походов на Восток в XI-XIII вв.
-
Организация ремесленников одной специальности.
-
Здание, где совершаются религиозные обряды.
9. Предприятие, где есть разделение труда, по труд остается
ручным.
10. Наука, начало которой было положено арабскими учеными.
1 1. Служитель церкви.
-
Состязание рыцарей.
-
Государство, в котором правят выборные от народа.
-
Наука о предсказании будущего по звездам.
Ответы на чайнворд:
1. Сеньор.
8. Храм.
2. Раб.
9. Мануфактура
3. Барон.
10. Алгебра.
4. Надел.
11. Аббат.
5. Лучник.
12. Турнир.
6. Крестоносец.
13. Республика.
7. Цех.
14. Астрология.
-
Подведение итогов. Выставление оценок.
К концу XV в. тысячелетняя эпоха Средневековья завершилась. Трудно даже представить все те достижения в жизни общества, в экономике и культуре, которыми человечество обязано Средневековью. Именно тогда возникли многие государства, существующие и сейчас, сформировались современные народы. Тогда же было сделано множество открытий и изобретений. Особенно важную роль в истории человечества сыграло изобретение книгопечатания. Главной особенностью, отличительной чертой средневековой Европы стала способность к постоянному развитию и совершенствованию. Эту черту Средневековье передало по наследству Новому времени, а в конечном счете и современности. Мы видим, что на протяжении всего период средневековья V-XV вв. происходили постоянные изменения: в государственном устройстве, хозяйственной, социальной жизни, культуре.
Вернемся к теме урока: Какие же средние века - темные или светлые? Свой ответ аргументируйте. Его могут сделать сами учащиеся, отметив, что однозначно ответить на вопрос урока Средние века "темные" или "светлые" сложно.
-
Учитель делает выводы.
-
Победившей команде - вручаются медали и выставляются оценки.
Литература:
-
В.В.Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев. Поурочное планирование курса истории средних веков как системы учебных задач . //пиш №7 2000 г.
-
В.Ф. Юсупова. Западная Европа в период расцвета Средневековья (урок-игра или внеклассное мероприятие по истории). //пиш №8 2004 г.
-
История средних веков. М. "Высшая школа" 1964г.
-
А.А. Вагин. Методика преподавания истории в средней школе. М. "просвещение" 1968 г.
-
М.В. Короткова. Дидактические материалы по истории средних веков. 6 класс. м. "экзамен" 2004г.
-
В.А. Ведюшкин, Н.И. Шевченко. методические рекомендации к учебнику "истрия средних веков" М. "Просвещение" 2006г.
-
История. внеклассные мероприятия 5-11 классы. волгоград "Учитель" 2005г.
-
Программно-методические материалы. история 5-9 классы. м. "Дрофа" 2004г.
-
Предметные недели в школе. История. выпуск 2. Волгоград "Учитель" 2005г.
-
Сборник нормативных документов. история. м. "Дрофа" 2004г.
-
Нестандартные уроки истории 5-6 классы. Волгоград "Учитель" 2004г.
-
В.А. Ведюшкин. История средних веков в 6 классе. м. "Просвещение" 2006г.
-
С.Г. Смирнов. Задачник по истории средних веков. м. "Мирос" 1995г.
-
Н.А. Горбачен. Тесты по истории для 6 класса средней школы. м. Юнвес 1997г.
-
Е.Е. Вяземский, о.ю. стрелова. методика преподавания истории в школе. М."Владос" 2000г.
-
Г.М Донской. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М. "Просвещение" 1987г.
-
А.И.Кравченко. Обществознание 6класс.М. "Русское слово" 2005г.