- Преподавателю
- История
- «История крымского города. Визитная карточка» внеурочная деятельность
«История крымского города. Визитная карточка» внеурочная деятельность
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прохорова А.В. |
Дата | 12.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Симферопольский экономический лицей»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
СОГЛАСОВАНО
Заседание МО № 1
от «____»____________2016 г.
Зам. директора
______________С. Г. Короткова
«____»_____________2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СЭЛ»
________Д. О. Пучко
«____»_____________2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по «История крымского города. Визитная карточка»
основного общего образования
5 класс
на 2016/2017 учебный год
-
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 и в соответствии с: «Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование» / Под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.
Учитель
Прохорова Алла Викторовна
г. Симферополь, 2016 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………….………………………………3
2. Содержание курса внеурочной деятельности……………………………….5
3. Учебно-тематическое планирование…… …………………………………..13
4. Планируемые результаты освоения курса…………………………………..13
5. Список литературы для учителя и учащихся……………………………….17
Приложение № 1. Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности. 5 класс
-
Пояснительная записка
Рабочая программа «История крымского города. Визитная карточка» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577
-
Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -
10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189.
-
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
-
«Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование» / Под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.
-
«Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год» (приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.06.2016 №01-14/2040).
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 5-х классов, на реализацию которой отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Задачи учебного курса внеурочной деятельности
В рамках курса решаются следующие задачи:
-
обеспечить прочное и сознательное овладение системой исторических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-
обеспечить элементарное интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для историко-познавательной деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
-
сформировать устойчивый интерес к истории как к методу познания окружающего мира, и одной из составляющих элементов социализации и самореализации школьников;
-
выявить и способствовать дальнейшему развитию творческих способностей в социально-гуманитарной сфере.
Цели:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, политической и национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов как отдельного населенного пункта, так и мира в целом, формировать собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-
освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о взаимосвязи отдельно взятого «элемента» с всемирно-историческим процессом;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Формы и средства контроля.
Формы контроля знаний, умений, навыков: самостоятельная работа; практическая работа; беседа.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, а так же задания практического характера.
Формы организации учебного процесса.
В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих педагогических технологий: ИКТ, здоровье сберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов и деловых игр, тренингов.
Основные типы учебных занятий:
-
урок постановки учебной задачи
-
урок решения учебной задачи
-
урок моделирования и преобразования модели
-
урок решения частных задач с применением открытого способа
-
урок контроля и оценки
Основным типом урока является урок решения частных задач с применением открытого способа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
-
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1: Город в истории человечества (3 часа)
Тема 1: Понятие «город». История возникновения города (От древности до современности). Структура города.
Основная цель - сформировать понятия «протогород», «город», «полис», «мегаполис», «метрополия», «колония», «административный центр», «город-государство», «магдебургское право»; проследить историю возникновения и развития города и его роль в жизни человечества; определять и отображать типы городской структуры с учетом географических, климатических и исторических факторов.
Знать - понятие «город», историю его возникновения и развития в мировой истории человечества; особенности структуры города.
Уметь - понимать и различать виды и типы городских поселений с учетом их исторического прошлого.
Тема 2: Происхождение названия городов. Атрибутика города (герб, флаг, гимн). Городское население: национальный, конфессиональный и социальный состав.
Основная цель - определить факторы, которые повлияли на происхождение названия того или иного города (поселения); сформировать понимание о том, что такое атрибутика города и какую информацию она несет; выяснить причины формирования городского населения (национальный и социальный аспект); сформировать понятия «топонимика», «геральдика», «вексиллология», «гимнология», «горожане».
Знать - причины происхождения названия города; о чем может рассказать городская атрибутика (герб, флаг, гимн); какие факторы влияют на национальный и социальный состав городского населения.
Уметь - определять причины, влияющие на состав городского населения как по национальному признаку, так и по социальному; объяснять отведенную роль атрибутике города в его истории; находить и анализировать информацию о происхождении названия города или другого населенного пункта.
Тема 3: Практическая работа. Определение основных принципов при составлении макета альбома «История крымского города. Визитная карточка».
Основная цель - выделить основные принципы, которые будут основой при работе над макетом альбома «История крымского города. Визитная карточка».
Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Понятия и термины: протогород, город, полис, мегаполис, метрополия, колония, административный центр, город-государство, магдебургское право, топонимика, геральдика, вексиллология, гимнология, горожане.
Раздел 2: Причины появления городов в Крыму (2 часа)
Тема 1: От первых поселений до современных городов на Крымском полуострове (географический, природно-климатический и человеческий фактор). Города Республики Крым.
Основная цель - определить этапы возникновения и развития города в Крыму с учетом географического, природно-климатического и человеческого фактора; составить список городов Республики Крым, учитывая региональную принадлежность и государственный статус.
Знать - основные моменты в истории крымских городов, их количество и значение на региональном (федеральном) уровне.
Уметь - ориентироваться в историческом и географическом пространстве по отношению к городам Республики Крым.
Тема 2: Практическая работа. Разработка основных разделов и составление плана работы над макетом альбома «История крымского города. Визитная карточка».
Основная цель - разработать основные разделы и составить план для проведения исследовательской деятельности при создании макета альбома «История крымского города. Визитная карточка».
Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Понятия и термины: стоянка первобытного человека, поселения железного века, Великая греческая колонизация, Великое переселение народов, Боспорское царство, Херсонес, Византийская империя, «пещерные города», «страна Дори», походы русичей в Крым, Тмутараканское княжество, улус, Золотая Орда, княжество Феодоро, Крымское ханство, Османская империя, крымские походы русских войск, Кучук-Кайнарджийский мирный договор, Таврическая область, Таврическая губерния, Крымская война 1853-1856 гг., «в Таврию за волей», Революция 1905-1907 гг., Первая мировая война 1914 -1918 гг., Гражданская война 1917-1920 гг., «красный террор», Республика Таврида, Крымская АССР, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., депортация 1944 г., Крымская область, Автономная Республика Крым, Республика Крым.
Раздел 3: Город Западного Крыма. (4 часа)
Тема 1: Города Западного Крыма. Краткий исторический обзор.
Основная цель - определить географические и природно-климатические особенности Западного побережья Крыма; провести краткий исторический обзор по данному региону; назвать основные города Западного Крыма.
Знать - кратко историческое развитие Западного Крыма с учетом географических и природно-климатических факторов и его основные населенные пункты.
Уметь - объяснить положительные и негативные стороны развития Западного Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор; выявить основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта.
Тема 2: Саки.
Тема 3: Евпатория.
Основная цель - найти, проанализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Западного Крыма (Саки, Евпатория), учитывая историю их развития.
Знать - основные этапы исторического развития городов Западного Крыма (Саки, Евпатория) и их отличительную черту от других крымских городов.
Уметь - пользоваться различными видами исторических источников; получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное; поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Тема 4: Практическая работа. Обсуждение первого раздела проекта и создание его «чернового» варианта.
Основная цель - обсудить и определить «черновой» вариант первого раздела проекта (макет альбома «История крымского города. Визитная карточка»).
Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Понятия и термины: Кара-Тобе, дер. Тузлы, Сакское озеро, Сакский грязевой курорт, Институт диагностики и физических методов лечения, Керкинитида, Гезлёв, «Малый Иерусалим».
Раздел 4: Город Восточного Крыма. (6 часов)
Тема 1: Города Восточного Крыма. Краткий исторический обзор.
Основная цель - определить географические и природно-климатические особенности Восточного Крыма; провести краткий исторический обзор по данному региону; назвать основные города Восточного Крыма.
Знать - кратко историческое развитие Восточного Крыма с учетом географических и природно-климатических факторов и его основные населенные пункты.
Уметь - объяснить положительные и негативные стороны развития Восточного Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор; выявить основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта.
Тема 2: Феодосия.
Тема 3: Судак.
Тема 4: Керчь.
Тема 5: Щелкино.
Основная цель - найти, проанализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Восточного Крыма (Феодосия, Судак, Керчь, Щелкино), учитывая историю их развития.
Знать - основные этапы исторического развития городов Восточного Крыма (Феодосия, Судак, Керчь, Щелкино) и их отличительную черту от других крымских городов.
Уметь - пользоваться различными видами исторических источников; получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное; поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Тема 6: Практическая работа. Обсуждение второго раздела проекта и создание его «чернового» варианта.
Основная цель - обсудить и определить «черновой» вариант второго раздела проекта (макет альбома «История крымского города. Визитная карточка»).
Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Понятия и термины: Ардабда, Каффа, Кефе, Сугдея, Солдайя, Сурож, «Генуэзская крепость», Пантикапей, Боспор, Карша, Корчев, Черкио, крепость Ени-Кале, «город-герой», Крымская АЭС (строительство с 1981-1989 гг., «заморожена»).
Раздел 5: Город Южного берега Крыма. (5 часов)
Тема 1: Города Южного берега Крыма. Краткий исторический обзор.
Основная цель - определить географические и природно-климатические особенности Южного берега Крыма; провести краткий исторический обзор по данному региону; назвать основные города Южнобережного Крыма.
Знать - кратко историческое развитие Южнобережного Крыма с учетом географических и природно-климатических факторов и его основные населенные пункты.
Уметь - объяснить положительные и негативные стороны развития Южнобережного Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор; выявить основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта.
Тема 2: Алупка.
Тема 3: Алушта.
Тема 4: Ялта.
Основная цель - найти, проанализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Южного берега Крыма (Алупка, Алушта, Ялта), учитывая историю их развития.
Знать - основные этапы исторического развития городов Южного берега Крыма (Алупка, Алушта, Ялта) и их отличительную черту от других крымских городов.
Уметь - пользоваться различными видами исторических источников; получать необходимую информацию и с помощью анализа определять главное; поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Тема 5: Практическая работа. Обсуждение третьего раздела проекта и создание «чернового» варианта.
Основная цель - обсудить и определить «черновой» вариант третьего раздела проекта (макет альбома «История крымского города. Визитная карточка»).
Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Понятия и термины: Алубика, Лупика, Алустон, крепость Фуна, землетрясение 1927 года, Ялос, Ялита, Каллита, Гиалита и Эталита, детский лагерь «Артек».
Раздел 6: Город Северного Крыма (5 часов).
Тема 1: Города Северного Крыма. Краткий исторический обзор.
Основная цель - определить географические и природно-климатические особенности Северного Крыма; провести краткий исторический обзор по данному региону; назвать основные города Северного Крыма.
Знать - кратко историческое развитие Северного Крыма с учетом географических и природно-климатических факторов и его основные населенные пункты.
Уметь - объяснить положительные и негативные стороны развития Северного Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор; выявить основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта.
Тема 2: Армянск.
Тема 3: Красноперекопск.
Тема 4: Джанкой.
Основная цель - найти, проанализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Северного Крыма (Армянск, Красноперекопск, Джанкой), учитывая историю их развития.
Знать - основные этапы исторического развития городов Северного Крыма (Армянск, Красноперекопск, Джанкой) и их отличительную черту от других крымских городов.
Уметь - пользоваться различными видами исторических источников; получать необходимую информацию и с помощью анализа определять главное; поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Тема 5: Практическая работа. Обсуждение четвертого раздела проекта и создание «чернового» варианта.
Основная цель - обсудить и определить «черновой» вариант четвертого раздела проекта (макет альбома «История крымского города (краткий исторический очерк)»).
Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Понятия и термины: Эрмени-Базар (с крымскотатарского - Армянский Базар), железнодорожной станции «59 км», Перекопский бромный завод, Северо-Крымский канал, Лозово-Севастопольская железная дорога, еврейские земледельческие коммуны, Северо-Крымский канал.
Раздел 7: Город Центрального Крыма (5 часов).
Тема 1: Города Центрального Крыма. Краткий исторический обзор.
Основная цель - определить географические и природно-климатические особенности Центрального Крыма; провести краткий исторический обзор по данному региону; назвать основные города Центрального Крыма.
Знать - кратко историческое развитие Центрального Крыма с учетом географических и природно-климатических факторов и его основные населенные пункты.
Уметь - объяснить положительные и негативные стороны развития Центрального Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор; выявить основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта.
Тема 2: Бахчисарай.
Тема 3: Белогорск.
Тема 4: Старый Крым.
Основная цель - найти, проанализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Центрального Крыма (Бахчисарай, Белогорск, Старый Крым), учитывая историю их развития.
Знать - основные этапы исторического развития городов Центрального Крыма (Бахчисарай, Белогорск, Старый Крым) и их отличительную черту от других крымских городов.
Уметь - пользоваться различными видами исторических источников; получать необходимую информацию и с помощью анализа определять главное; поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Тема 5: Практическая работа. Обсуждение пятого раздела проекта и создание «чернового» варианта.
Основная цель - обсудить и определить «черновой» вариант пятого раздела проекта (макет альбома «История крымского города. Визитная карточка»).
Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Понятия и термины: «Дворец-сад», Белая скала (Ак-Кая), Карасубазар, Тайганское водохранилище, Солхат, Къырым, Эски-Къырым.
Раздел 8: Город особого статуса (3 часа).
Тема 1: Симферополь - «город-собиратель».
Основная цель - определить причины возникновения города, его этапы развития и становления как столицы Крыма; разработать визитную карточку данного населенного пункта, где будет прослеживаться история города.
Знать - историю возникновения города и его основные этапы развития; происхождение названия города и какую информацию предоставляет городская атрибутика; что лежит в основе составления визитной карточки города.
Уметь - пользоваться различными видами исторических источников; получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное; поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Тема 2: Севастополь - «город русских моряков».
Основная цель - определить причины возникновения города, его этапы развития и становления как базы ВМФ России на Черном море; выяснить по каким критериям городу присвоен статус города федерального значения; разработать визитную карточку данного населенного пункта, где будет прослеживаться история города.
Знать - историю города как базы ВМФ России на Черном море, как «города-героя», как города федерального значения; что лежит в основе составления визитной карточки города.
Уметь - пользоваться различными видами исторических источников; получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное; поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Тема 3: Практическая работа. Обсуждение шестого раздела проекта и создание «чернового» варианта.
Основная цель - обсудить и определить «черновой» вариант шестого раздела проекта («История крымского города. Визитная карточка»).
Знать - особенности в работе над исследовательским проектом.
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов; исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Понятия и термины: Неаполь-Скифский, Ак-Мечеть, «вежливые люди», столица Республики Крым, Херсонес, Ахтиар, Крымская война 1853-1856 гг., Героическая Оборона Севастополя 1854-1855 гг. (Первая Оборона Севастополя), Оборона Севастополя 1941-1942 гг. (Вторая Оборона Севастополя), «город-герой», город федерального значения.
Итоговый урок. (1 час)
Заключительная работа в формировании макета альбома «История крымского города. Визитная карточка».
Основная цель - подвести итог в работе над проектом макета альбома «История крымского города. Визитная карточка».
Знать - составляющие этапы проекта (исследовательской работы).
Уметь - анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов, исправлять, дополнять и делать выводы на конечном этапе исследовательского проекта; коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
3. Учебно-тематический планирование
4. Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса внеурочной деятельности в основной школе ученик должен научиться и получит возможность:
Город в истории человечества.
Ученик научится:
-
давать формулировку понятиям «протогород», «город», «полис», «мегаполис», «метрополия», «колония», «административный центр», «город-государство», «магдебургское право», «топонимика», «геральдика», «вексиллология», «гимнология», «горожане»;
-
понимать историю возникновения и развития города и его роль в жизни человечества;
-
определять и отображать типы городской структуры с учетом географических, климатических и исторических факторов;
-
выявлять факторы, которые повлияли на происхождение названия того или иного города (поселения);
-
понимать, что такое атрибутика города и какую информацию она в себе несет;
-
определять причины формирования городского населения (национальный и социальный аспект).
Ученик получит возможность научиться:
1) понимать и различать виды и типы городских поселений с учетом их исторического прошлого;
2) определять причины, влияющие на состав городского населения как по национальному признаку, так и по социальному;
3) объяснять отведенную роль атрибутике города в его истории;
4) находить и анализировать информацию о происхождении названия города или другого населенного пункта;
5) анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов;
6) исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта;
7) коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Причины появления городов в Крыму.
Ученик научится:
-
определять этапы возникновения и развития города в Крыму с учетом географического, природно-климатического и человеческого фактора;
-
составлять список городов Республики Крым, учитывая региональную принадлежность и государственный статус.
Ученик получит возможность научиться:
-
ориентироваться в историческом и географическом пространстве по отношению к городам Республики Крым;
-
находить и анализировать информацию о происхождении названия города или другого населенного пункта;
-
анализировать проделанную работу с целью выявления недостаточно хорошо проработанных элементов;
-
исправлять, дополнять и делать выводы на промежуточном этапе исследовательского проекта;
-
коллективно принимать решения и отстаивать свою точку зрения на основе подкрепленного знания.
Город Западного Крыма
Ученик научится:
-
определять географические и природно-климатические особенности Западного Крыма;
-
давать краткий исторический обзор по данному региону;
-
находить, анализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Западного Крыма (Саки, Евпатория), учитывая историю их развития.
Ученик получит возможность научиться:
-
объяснять положительные и негативные стороны развития Западного Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор;
-
выявлять основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта;
-
пользоваться различными видами исторических источников;
-
получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное;
-
поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Город Восточного Крыма
Ученик научится:
-
определять географические и природно-климатические особенности Восточного Крыма;
-
давать краткий исторический обзор по данному региону;
-
находить, анализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Восточного Крыма (Феодосия, Судак, Керчь, Щёлкино), учитывая историю их развития.
Ученик получит возможность научиться:
-
объяснять положительные и негативные стороны развития Восточного Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор;
-
выявлять основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта;
-
пользоваться различными видами исторических источников;
-
получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное;
-
поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Город Южного берега Крыма
Ученик научится:
-
определять географические и природно-климатические особенности Южного берега Крыма;
-
давать краткий исторический обзор по данному региону;
-
находить, анализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Южнобережного Крыма (Алупка, Алушта, Ялта), учитывая историю их развития.
Ученик получит возможность научиться:
-
объяснять положительные и негативные стороны развития Южнобережного Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор;
-
выявлять основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта;
-
пользоваться различными видами исторических источников;
-
получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное;
-
поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Город Северного Крыма
Ученик научится:
-
определять географические и природно-климатические особенности Северного Крыма;
-
давать краткий исторический обзор по данному региону;
-
находить, анализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Северного Крыма (Армянск, Красноперекопск, Джанкой), учитывая историю их развития.
Ученик получит возможность научиться:
-
объяснять положительные и негативные стороны развития Северного Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор;
-
выявлять основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта;
-
пользоваться различными видами исторических источников;
-
получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное;
-
поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Город Центрального Крыма
Ученик научится:
-
определять географические и природно-климатические особенности Центрального Крыма;
-
давать краткий исторический обзор по данному региону;
-
находить, анализировать и предварительно создать исследовательские проекты городов Центрального Крыма (Бахчисарай, Белогорск, Старый Крым), учитывая историю их развития.
Ученик получит возможность научиться:
-
объяснять положительные и негативные стороны развития Центрального Крыма, учитывая исторический, географический и природно-климатический фактор;
-
выявлять основные моменты при дальнейшей работе с каждым городом в отдельности по ранее разработанному плану проекта;
-
пользоваться различными видами исторических источников;
-
получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное;
-
поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
Город особого статуса
Ученик научится:
-
определять причины возникновения г. Симферополь, его этапы развития и становления как столицы Крыма;
-
устанавливать причины возникновения г. Севастополь, его этапы развития и становления как базы ВМФ России на Черном море;
-
давать определения понятиям «столица» и «город федерального значения» с учетом характерных признаков;
-
разрабатывать визитную карточку населенного пункта, где будет прослеживаться история города.
Ученик получит возможность научиться:
-
пользоваться различными видами исторических источников;
-
получать необходимую информацию и с помощью анализа, определять главное;
-
поэтапно создавать исследовательский проект применяя приобретенные знания.
5. Список литературы для учителя и учащихся
-
Акулов М.Р. Керчь - город-герой. - М.: Воениздат 1980.
-
Алтабаева Е. Б., Коваленко В. В. На рубеже эпох: Севастополь в 1905-1916 гг. Учебное пособие / Под. ред. В. В. Коваленко. - Севастополь: Арт-Принт, 2002. - 216 с.
-
Бабенко Г. А., Дюличев В.П. Симферополь - город пользы. - Симферополь: Форма, 2007. - 516 с.
-
Гаврилов А.В., Майко В.В. Средневековое городище Солхат-Крым: Материалы к археологической карте города Старый Крым / Крымский филиал Института археологии НАН Украины. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. - 212 с.
-
Ганкевич В.Ю. Ісмаїл Гаспринський - міський голова Бахчисараю. Симферополь: Доля, 2011. - 302 с.
-
Генуэзцы в Крыму. Исторический путеводитель. - К: Горобец, 2009. - 232 с. : ил. - Рус., англ.
-
Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. «Пещерные города» Крыма. Путеводитель. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. - 216 с., ил.
-
Дельнов А. Крым: большой исторический путеводитель / Алексей Дельнов. - 2-е изд., испр. И доп. - Москва : Издательство «Э», 2016. - 656 с.
-
Евсеев А.А. О водоснабжении города Феодосии в конце XVIII-начале ХХ в. // Историческое наследие Крыма. - Симферополь, 2004. - № 8. - С. 100-107.
-
Заскока В. М., Кропотов В.С. Караимы Евпатории: история, культура, архитектура. Краткий очерк. - Симферополь: ДОЛЯ, 2009.
-
История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках). = Симферополь: Атлас-компакт, 2006. - 380 с.
-
Катюшин Е. Феодосия. Каффа. Кефе: Исторический очерк. - Феодосия: Арт Лайф, 2007. - 176 с.
-
Коваленко В., Алтабаева Е. На Черноморском перекрестке (Крым с древнейших времен до конца XVIII века). - Симферополь, 1997. - 256 с.
-
Когонашвили К.К. Краткий словарь истории Крыма. - Симферополь: «Бизнес-Информ», 1995. - 333 с.
-
Кружко Л.П. Армянск. Страницы истории. - Киев, 1999.
-
Кутайсов В.А., Кутайсова М.В. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время. - К.: изд. дом «Стилос», 2007.
-
Легенды Крыма. - Изд. 8-е, стер. / Сост. М.С. Филатова. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. - 320 с.
-
Лица Тавриды. Народы: Альбом / Под ред. В.Н. Прокопенкова. - Симферополь: «ООО Фирма Салта ЛТД», 2012.
-
Майко В.В. Восточный Крым во второй половине X-XII вв. - Киев: ЧП О. Филюк, 2014. - 466 с.
-
Майко В. В., Джанов А. В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. - Симферополь: Ариал, 2015. - 448 с.
-
Новокрещёнов Е. В. История Ялты. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2011.
-
От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.). - 2-е изд., перераб. И доп. - Симферополь: издательство «ДОЛЯ», 2004. - 288 с.
-
Память о прошлом: Сборник научных статей сотрудников Государственного архива г. Севастополя / Сост. В.В. Крестьянников. - Севастополь: ЧП Арефьев, 2007. - 280 с.
-
Пилашевич А., Кацубский В. Симферополь на старой открытке 1898-1918. Альбом- каталог. - Симферополь: Изд. Владимир Диканов, 2006. - 140 с.
-
Поляков В.Е. Историческая эволюция городской топонимии Симферополя. - Симферополь: СОНАТ, 2001. - 224 с.
-
Прохоров Д., Храпунов Н. Краткая история Крыма. Симферополь: Наследие тысячелетий, 2013. 400 с.
-
Прошлое Севастополя в архивных документах: Сборник научных статей сотрудников Государственного архива г. Севастополя / Сост. Т.А. Кузнецова, Н.М. Терещук. - Севастополь: СПД Арефьев М.Э., 2011. - 252с.
-
Путеводитель по старой Ялте. Ялта конца ХIХ - начала ХХ века в открытках. - Ялта: Нижняя Орианда, 2016. - 136 с.
-
Симферопольский альбом / Под ред. А. Е. Тархова - Симферополь: Издательство «Таврия», 1996.
-
Севастополь: взгляд в прошлое : Сборник научных статей сотрудников Государственного архива г. Севастополя / Сост. В.В. Крестьянников. - Севастополь: ЧП Арефьев, 2006 - 356 с.
-
Тарасенко Д. Н. Восточный Крым. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2007. - 416 с.
-
Туров А. Феодосия. Старая и новая. Документальная летопись. - Симферополь: «СВІТ», 2002.
-
Туров А.В. Город у моря: Историко-краеведческое издание. - Симферополь: ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2013. - 312 с.
-
Шавшин В.Г. Каменная летопись Севастополя. - Севастополь-Киев, 2003. 319 с.
-
Широков В.А., Доля А.И. Симферополь. Дома и улицы рассказывают. - Симферополь: Доля, 2006.
-
Фадеева Т.М. Бахчисарай и его окрестности: Путеводитель / Т.М.Фадеева. - Симферополь: Бизнес - Информ, 2003. - 191 с.
-
Terra Alustiana MMXI. По материалам X научной конференции, посвященной 110-летию города Алушты. Симферополь: Антиква, 2015. - 568 с.
-
Фоменко И. Купечество Ялты в XIX - начале XX века // Дмитриевские чтения - 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bigyalta.com.ua/story/213
16