Открытый урок по истории России Начало Великой Отечественной войны (9 класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Класс: 9.

Тема: Начало Великой отечественной войны.

Образовательная программа, автор: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в ХХ в. Программы общеобразовательных учреждений. История 5-11 кл. М.: Просвещение, 2008.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: второй урок в разделе «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.»

УУД а) личностные: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;

б) регулятивные: целеполагание, прогнозирование, оценка;

в) познавательные: общеучебные;

г) коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Цель: сформировать у учащихся представление о начальном периоде Великой Отечественной войны.

Задачи: образовательные - познакомить учащихся с трагическими событиями первых месяцев войны; раскрыть причины неудач красной армии на начальном этапе войны;

развивающие - формировать умения работать с картой, историческими документами; активизировать работу учащихся в группах;

воспитательные - воспитывать чувства национальной гордости, патриотизма; формировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны и народа.

Основной дидактический метод: словесно-наглядный, практический.

Частные методы и приемы: проблемный, поисковый.

Форма работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», ноутбук, проектор, раздаточный материал.

План урока

I этап. Организация начала занятия (1 мин.).

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь! Я рад видеть вас в хорошем настроении, надеюсь, что сегодняшний урок пройдет плодотворно и с интересом.

II этап. Подготовка к основному этапу (10 мин.).

Учитель: Сегодня наш урок посвящен Великой Отечественной войне.Поэтому мы разделимся на группы и дадим названия, соответствующие советским фронтам: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты. Сейчас каждый фронт получает задания.

  1. Какие территории вошли в состав СССР накануне войны? На основании каких договоренностей они вошли?

  2. Когда началась вторая мировая война? С какими событиями это было связано?

  3. Как назывался план нападения Германии на СССР? Когда он был подготовлен? Что он предусматривал?

  4. Как вы думаете, знало ли советское руководство о планах Германии нападения на СССР?

  5. Когда и почему началось новое сближение СССР и Германии?

Учитель: Мы с вами подошли к июню 1941 г. Давайте обратимся к кинофрагментам, отражающим события июня 1941 г. (кинофрагмент 5 мин.) Слайд 1.

Учитель: Ребята, что произошло 22 июня 1941 г.?

Ученики: Началась Великая отечественная война.

Учитель: Ваш ответ и будет темой нашего сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем тему урока «Начало Великой Отечественной войны». Слайд 2.

III этап. Усвоение новых знаний (25 мин.)

Учитель: Слайд 3.

22 июня 1941 г. германская армия без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, всей мощью обрушилась на советскую землю. Началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей - почти 4 героических и трагических года. Красная Армия, неся огромные потери, была вынуждена отступать, оставляя территории Украины, Белоруссии, Прибалтики.

- Почему немецко-фашистским войскам удалось так быстро продвинуться в глубь нашей страны? На этот проблемный вопрос мы с вами постараемся ответить в течение урока.

Согласно немецкому плану Барбаросса германские войска двигались по трем направлениям. Слайд 4.

- Покажите на карте направления немецко-фашистских войск (вызывает к доске ученика).

- Какие города и регионы они планировали захватить?

Ученик: показывает на карте направления немецко-фашистских войск, называет города и регионы.

Учитель: Слайд 5. Посмотрите на таблицу «Соотношение сил Германии и СССР к началу войны».

- Какой вывод можно сделать из данных таблицы?

Ученики: соотношен6ие сил с обеих сторон было примерно одинаковым. По количеству танков и самолетов СССР превосходил Германию, причем в танках СССР имел более чем двукратное превосходство.

Учитель: А каково было качество танков? Готова ли была Красная Армия к отпору германской агрессии? Прочитайте внимательно первый пункт «Канун войны» на стр. 210-211 и найдите этому объяснение.

Ученики: Красная Армия к войне была не готова: ¾ ее танков требовали списания; 90% танкового парка составляли легкие танки; 50% общего числа танков были выпущены до 1935 г.; танков новейших конструкций было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним - всего 208.

Учитель: Прочитайте отрывок из секретного доклада Гитлеру о качестве командного состава РККА на стр.211 и ответьте на вопрос: в чем причины ухудшения качественного уровня офицерского корпуса Красной Армии?

Ученики: сталинские репрессии в отношении командного состава Красной Армии накануне войны.

Учитель: В этом же пункте «Канун войны» постарайтесь найти и другие причины, которые привели к поражению Красной Армии в первые месяцы войны.

Ученики: внезапность нападения, ошибки Сталина в сроках нападения Германии на СССР, игнорирование донесений советской разведки, его доверие пакту о ненападении.

Учитель: Таким образом, в ходе нашей беседы вы постарались ответить на поставленный мною вопрос: почему немецко-фашистским войскам удалось так быстро продвинуться в глубь нашей страны? Запишите в тетради причины поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

Ученики: делают записи в тетради.

Учитель: Слайд 6 посмотрите на слайд, сравните ваши записи с теми, что вы видите на экране; недостающие причины поражения Красной Армии запишите.

Ученики: сравнивают записи, дописывают недостающие.

Учитель: - Героическими событиями начала войны явились битва под Москвой и оборона Ленинграда. Теперь я раздам по группам задания.

1 группа: прочитайте отрывок из письма немецкого солдата в ноябре 1941 г. и ответьте на вопросы: что изменилось в настроениях солдат вермахта? Почему? Чем были опасны эти настроения для германского руководства?

Ученики: читают отрывок, отвечают на вопросы.

Учитель: 2 группа: прочитайте другой отрывок из приказа начальника германского военно-морского штаба и директивы Гитлера от 22 сентября 1941 г. и дайте ответы на вопросы:

- что нес гитлеризм советскому народу?

- почему именно Ленинград подлежал полному уничтожению?

- в конце ХХ века высказывалось мнение о слишком большой цене, уплаченной за оборону Ленинграда, о том, что его можно было бы сдать немцам и тем самым сохранить жизнь людей, погибших во время блокады. Как вы можете оценить подобное высказывание в свете приведенного документа?

Учитель: - А теперь, ребята, проверим, знаете ли вы политических, военных лидеров, бойцов Красной Армии, которые проявили себя в начале войны.

1)Маршал Победы, четырежды Герой Советского Союза.

Участвовал в гражданской войне.

Под его командованием войска Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом остановили наступление группы армий «Север» на Ленинград в октябре 1941 г.

Под его командованием войска Западного фронта разгромили войска группы армий «Центр» под Москвой. (Г.К.Жуков)

2) государственный, военный и партийный деятель.

В конце 1930-х годов, в обстановке обострения внешнеполитической ситуации в Европе, Сталин пошёл на сближение с нацистской Германией, достигнув договорённости о разграничении сфер интересов.

Возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы войны.

3) советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда .

23 августа 1939 года в Москве подписал Пакт о ненападении, а также секретный протокол к нему о разделе сфер влияния в Восточной Европе.

  1. юня 1941 г. выступил с обращением к народу о начале Великой Отечественной войны.

  1. Политрук, Герой Советского Союза.

16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области во главе группы истребителей танков участвовал в отражении многочисленных атак противника.

Во время боя погиб, бросившись под вражеский танк со связкой гранат.

Его слова, обращённые к бойцам: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» - стали известны на всю страну.

Учитель: - Следующее задание на знание событий начала войны. О какой битве идет речь?

5) Эта битва стала первым крупным поражением гитлеровских войск.

- В этой битве немецкие войска потеряли около 500000 человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15000 автомашин и много другой техники.

- эта битва ускорила процесс создания единой антигитлеровской коалиции государств.

- эта битва означала крах немецких планов «молниеносной войны».

6) -до войны в этом городе проживало более 3 млн. чел.

- в этом городе композитор Д.Шостакович написал свою знаменитую 9 симфонию.

- за время битвы за этот город погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

- в этом городе был разрушен и сгорел Павловский дворец. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.

7) - потери немцев в этой битве составили до 5 % от общих потерь вермахта на Восточном фронте за первую неделю войны.

- для устранения последних очагов сопротивления германское верховное командование отдало приказ затопить подвалы крепости водой из реки Западный Буг.

- почти месяц защитники этой приграничной крепости, истекая кровью, сковывали целую фашистскую дивизию.

8) - эта дорога проходила зимой по льду Ладожского озера

- по этой дороге под непрерывными бомбежками везли в город продовольствие, а обратными рейсами вывозили население.

- за весь период блокады Ленинграда было вывезено около 1 млн. чел.

Учитель: - Ребята, наш урок подходит к концу и я бы хотел узнать,

-- что нового вы узнали на уроке ?

- что интересного было на уроке?

- с какими трудностями вы встретились?

Спасибо вам за урок, запишите домашнее задание: п.29, вопросы и задания с.210



© 2010-2022