«Верования восточных славян» 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белоногова В.В., учитель истории

МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги»

Тема урока: «Верования восточных славян»

6 класс

Цель занятия: сформировать представление у обещающихся о верованиях восточных славян.

Задачи:

  • Обучающие: совместно с учащимися

  • выяснить, как славяне представляли окружающий мир;

  • рассмотреть пантеон славянских богов, определить роль каждого из них;

  • выделить особенности

  • проработать понятие язычество;

  • Развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы, учащихся с дополнительной литературой, умения обобщать, анализировать материал, выделять главное, умение составлять конспект;

  • приобщение к культуре публичных выступлений, выступлений перед аудиторией;

  • поддержание познавательного интереса через привлечение ребят к активной познавательной деятельности;

  • расширение кругозора учащихся.

  • Воспитательные:

  • продолжить работу по воспитанию уважительного отношения к родной истории и Родине;

  • умения взаимодействия друг с другом и доброжелательных отношений;

  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, ответственности;

  • прививать терпимое отношение к другим религиям, мировоззренческим взглядам;

Учебно-методическая литература: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2012 г.;

Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2012 г.;

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки - М.: Просвещение, 2012 г.

Форма занятия: урок усвоения новых знаний с элементами дидактической игры.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Предварительная подготовка. В классе ребятам были предложены темы сообщений, оговорен примерный план рассказа, рассмотрены проблемные вопросы. Составлены вопросы и задания.

Темы сообщений:

- «Боги восточных славян»;

- «Праздники и обряды»;

- «Приметы и суеверия»;

- «Мир глазами славян».

УУД:

ПРЕДМЕТНЫЕ: проводить поиск информации в учебнике и документе; понимать и уметь объяснять, что такое язычество; на основании иллюстрации составлять рассказ о религиозных представлениях; излагать суждения о том, как образ жизни восточных славян отразился в их верованиях.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: поиск информации в учебном тексте; преобразование информации из одной знаковой системы в другую; извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, описывать исторический объект; построение логической цепи рассуждений.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ЛИЧНОСТНЫЕ: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Структура:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Первичное закрепление.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основные понятия и термины: язычество, пантеон богов, культ предков, капище, волхвы, кудесники, мировое дерево, горний мир, подземный мир, мировое дерево.

Оборудование: изображение мирового дерева, збруческого идола, солнца,

21 вырезанный из бумаги дом, дерева, река, макет мирового дерева.

Фломастеры, бланки с заданиями.

Цифровые ресурсы: мультфильм «Детство Ратибора»,


Ход урока

П/п №

Этапы урока.

Содержание материала

Работа учащихся на уроке

1.

Орг. момент

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.



Актуализация знаний.




Первичное усвоение новых знаний.













Первичная проверка понимания.

Отрывок из мультфильма «Детство Ратибора». Беседа по фрагменту

Примерные вопросы:

Что было показано в мультфильме?

К кому обращаются росичи?

Как называется вера в богов и духов?

О чем мы будем говорить на уроке?

А что нам нужно узнать на уроке что б могли сами рассказать о религии восточных славян?

А кто такие восточные славяне?

На какой территории они проживали?

Кто были их соседи?

Назовите основные занятия.

Ученикам предлагается ответить на вопросы викторины (см. приложение 4)

«Сегодня мы с вами познакомимся с верованиями восточных славян. Узнаем, как представляли окружающий мир наши далекие предки. И должны будем дать определение понятию язычество. Но наш сегодняшний урок особенный, т.к. проведут его Знатоки. В роли экспертов выступят ученики нашего класса, они тщательно подготовились и готовы поделиться знаниями с остальными. Я же буду консультантом. А теперь обратите внимание на материалы, которые лежат у вас на парте (см приложение 1). Здесь есть листы с заданиями».

Передаю слово Знатокам они расскажут нам о богах, которым поклонялись славяне.

«Боги восточных славян»

Рассказ о богах сопровождается заполнением схемы «древо богов».

После рассказа учащимся дается задание выполнить упражнение №1.


Как вы заметили у наших предков многие боги были связаны с земледелием и солнышком. Как вы думаете почему?

Это нашло отражение и в праздниках, и в обрядах.

Я уступаю место нашим Знатокам

«Праздники и обряды»

на доску вывешивается макет «солнышко», по ходу рассказа праздники записываются на лучики.


Древние славяне бережно относились ко всему, что их окружало. Почему это нам объяснят Знатоки славянских суеверий и приметы.

На доске по ходу рассказа выполняются рисунки и делаются записи:

«Верования восточных славян» 6 класс«Верования восточных славян» 6 класс

«Верования восточных славян» 6 класс«Верования восточных славян» 6 класс«Верования восточных славян» 6 класс«Верования восточных славян» 6 класс«Верования восточных славян» 6 класс

«Верования восточных славян» 6 класс


Как вы думаете, сохранились ли суеверия до сих пор?

Вы знаете, теперь наиболее почитаемых богов, любимые праздники, и то, что суеверия зародились столетия назад.

Интересно, в каком мире жили наши предки?

«Мир восточных славян».

Материал объясняется с опорой на иллюстрационный материал «Збруческий идол».

Итак, мы познакомились с верованиями древних славян. Какие особенности мы можем выделить?

  • Сложный пантеон богов;

  • Праздники и обряды связаны с земледелием;

  • Сложилась целостная картина мира, которая нашла отражение в мифологии;

  • Символичное изображение богов.

Ученики делают вывод что в фрагменте показаны верования (речь о богах)

Формулируют тему урока:

«Верования восточных славян». Записывают ее в тетрадь.

Определяем цели и задачи урока.

Викторина остается у ребят до конца урока. В конце учитель предлагает ответить на вопросы еще раз и сравнить.





Ребята заслушивают объяснение и переносят рисунок в тетрадь.

Выполняют задание №1 на бланке. Проверяется задание.

Задают уточняющие вопросы Знатокам.



Ученики заслушивают объяснение и переносят рисунок в тетрадь. Выполняют задание №2 на бланке. Проверяется задание.

Задают уточняющие вопросы Знатокам.


Ребята заслушивают объяснение и переносят рисунок в тетрадь. Отвечают на вопросы.




Ребята заслушивают объяснение.



Отвечают на вопросы. Вывод о характере верований славян - многобожие, т.е. язычество.


Первичное закрепление.

Дидактическая игра «какой ряд быстрее»

Выдается бланк с заданием (см приложение 2).

Выполняют на время и скорость.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома: представьте, что для энциклопедии Вас попросили подготовить материал о верованиях восточных славян - предположите, как могли выглядеть боги славян и сделайте рисунок, сопроводите его кратким рассказом.

Запись задания в тетрадь или дневник.


Рефлексия

А теперь самое главное и сложное задание. Оцените себя на уроке.

Все ли у Вас получилось, что нового узнали, понравились ли Вам выступления знатоков.

Перед вами лежат листочки викториной. На ее вопросы вы отвечали в начале урока. Ответьте снова и мы проверим.

Список литературы:

Бухарева Н.Ю. История России с древнейших времён до конца XVI века. дидактические материалы (контрольные задания, тесты, кроссворды) Волгоград 2009 .

Блохин В.Ф. История России. Древняя Русь в VI- XII веках. Дидактические материалы, практические советы. Брянск 2003.

Дорожкина Н.И. Современный урок истории. - М., 2009.

Ерёменко М.В. Славянские боги. - М., 2009.

Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 1988. 1 т.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России. - М., 2008.

 Краткая энциклопедия славянской мифологии. - М., 2004.

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. - М., 2008.

Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. С - П.2008.

Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по xvi век. - М., 2002.

Соловьёв С.М. Сочинения в 18 книгах. - М., 1988-1991. Книга 1

Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России. - М., 2002.

 Словарь славянской мифологии. - М., 2010.

Приложение 1. Карточка с зданиями.


  1. Боги восточных славян. Установите правильное соответствие:

Род

повелитель ветра

Перун

бог света и неба

Стрибог

бог солнца

Велес

Прародитель богов и людей

Макошь

бог грома и молний

Сварог

покровитель скотоводства

Ярило

божество плодородия

Даждьбог

бог плодородия и солнечного света


«Верования восточных славян» 6 класс2. Праздники и обряды. Укажите главные праздники и обряды с ними связанные (1-3 обряда).





3. Суеверия и приметы. Ответьте на вопросы.

- Какие приметы и суеверия дожили до наших дней?

- Почему гостя встречали хлебом и солью?

- Что означала фраза «Чур меня»?

4. Мир восточных славян. Вставьте вместо пропусков:

Восточные славяне покланялись многим богам. То есть были ______________. Они называли людей, которые могут творить заклинания и предсказывать будущее, _____________. Славяне верили в загробную жизнь и признавали существование нечистой силы. В их представлении души умерших детей и утонувших женщин превращались в ____________. Древние славяне верили, что в каждом озере и реке жил________________, а чаще леса обитал ____________ .



Приложение 2. «Магическом круге»

Задание. В «Магическом круге» спрятаны имена мифологических персонажей древних славян. Найдите все 23 загаданных слова и напишите их по порядку, начиная с любого. Дайте характеристику каждому из мифологических героев, имена которых удастся разгадать.

«Верования восточных славян» 6 класс


Приложение 3. Викторина о язычестве.


  1. Бог, который золотыми бичами гоняет по небу чёрных коров для плодородия земли?

  2. Как на Руси звали повелителя воздушных стихий?

  3. Макошь - слово сложное: «ма» - мать, «кошь» - корзина. За что отвечала эта славянская богиня?

  4. Как называется ритуальный девичий танец, посвящённый богу Солнца Хорсу?

  5. Как он стал разбивать кораблики, как тут стал народ тонуть в синем море, стали гибнуть люди в пучине морской. Кто этот бог?

  6. Назовите «транспорт» домового?

  7. Предки считали, что сом - чёртова лошадь. Кто же неудачник?

  8. Меня бьют, колотят, режут, я всё терплю и всем добром плачу?

  9. Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится?

  10. Какое отчество было у Кощея Бессмертного?

№ вопроса

Начало урока

Конец урока

Отметка за урок

1

я оценил себя на

2

3

4

оценка соседа

5

6

7

8

оценка учителя

9

10

Итого

Средний балл

за 6 правильных ответов - «3»;

за 7-8 правильных ответов - «4»;

за 9 -10 правильных ответов - «5».


Ответы:

1.Перун 6.Лапоть

2.Род 7.Водяной

3.Плодородие 8.Макошь

4.Хоровод 9.Стрибог

5.Черномор 10.Типетрович

7

© 2010-2022