Церковь и государство в XVI в. (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 7

Урок№40
Дата: _________
Тема: Церковь и государство в
XVI в.

Цели и задачи урока:

- Проследить какими были изменения в положении Русской православной церкви.

- Раскрыть причины спора между иосифлянами и нестяжателями.

- Показать суть ересей второй половины XV - первой половины XVI века.

- Понять какую роль играла церковь в Российском государстве 16 века и как складывались ее отношения с властью.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

- Охарактеризуйте внешняя политику Федора (для среднего уровня)
- Охарактеризуйте внутреннюю политику при Федоре (для среднего уровня)
- Кто такой Борис Годунов? (для слабого уровня)
- Какие изменения произошли, когда Годунов находился у власти? Дайте оценку Годунову как политику и государственного деятелю (для сильного уровня)

3. Изучение нового материала
Проблемный вопрос урока: «Какую роль играла церковь в Российском государстве в 16 веке и как складывались ее отношения с властью?»

План урока:

  1. Духовенство и миряне

  2. Иосифляне и нестяжатели

  3. Ереси

  4. Церковь и государство

Духовенство и миряне

До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий.
Кто нам может сказать, что такое «епархии»?
Примерный ответ: административно-территориальная единица во главе с епископом (архиереем)

Во главе каждой из них стоял архиерей.

В тетрадь:

Архиерей - общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.

Архиерей имел духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.

Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования земледельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала средства на обеспечение храма утварью, книгами иконами.

В тетрадь:

Приходской храм возводился и обустраивался за счет пожертвований.

Прихожане - жители окрестных деревень или городского квартала - избирали кандидата в священники, которого рукоположил в сан епископ. С «поставленным» священником прихожане заключали договор о вознаграждении его за службу продуктами (реже деньгами). Часть сельский батюшка имел участок земли, который обрабатывал и сдавал в аренду.

Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, помимо этого, они учили детей грамоте, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела, составляли и хранили «мирские» документы.

Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом.

И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души - делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.

Никакие события из изученного ранее вам не напомнило? Где было похожее влияние церкви?

Иосифляне и нестяжатели.

В конце 15 века, с образованием единого Российского государства, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.

Иван 3 задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости. Против этого выступил церковный собор 1503 года.

В тетрадь:

Церковный собор 1503 г. выступал против изъятия церковных земель. Защитником церковного землевладения выступил Иосиф Волоцкий.

Волоцкий говорил, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф призывал подвергать смертной казни.

В тетрадь:

Иосифляне - сторонники идей Волоцкого

Но у него был и оппонент. Им стал монах Нил Сорский, проведший в молодости более 10 лет в монастырях. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельность, а следовательно, им не нужны земельные владения. Нил призывал монахов вести аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. Выступал против казни за еретические высказывания.

В тетрадь:

Нестяжатели - сторонники Нила Сорского.

Последователем Нила стал монах Вассиан (Патрикеев), которых в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Яркой фигурой среди последователей нестяжателей был Максим Грек. Он являлся выходцем из греческой семьи, уехал в Италию. Там на него оказало большое влияние проповеди священника-доминиканца Савонароды, который фактически управлял Флоренцией и выступал за отказ от мирских благ и соблазнов. Вернувшись на родину, Грек стал одним из самых ярких богословов. Вскоре он был направлен Константинопольским патриархам в Москву для сличения русских церковных с греческими оригиналами.


В конфликте между нестяжателями и иосифлянами на чью сторону встал Грек, как вы думаете?

За то, что он встал на сторону последователей Сорского, Грека осудили и сослали в монастырь.

Споры нестяжателей и иосифлян касались не только церковного владения. Одним из самых главных вопросов в них были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти.

Эти споры продолжались много лет. Соборы 1547, 1549 и 1551 годов не утвердили модель церковно-государственных отношений.

Ереси

Первая половина 16 века - не только споры между нестяжателями и иосифлянами, но и период распространения различных ересей.

Кто вспомнил, что такое ересь и как поступали с еретика в средневековой Европе?

В дни Великого поста в 1553 году к священнику Благовещенского собора Симеону на исповедь пришел боярский сын Матвей Башкин. Он поделился со святым отцом сомнениями относительно правильности некоторых важных решений Священного Писания и церковных обрядов. Встречи Башкина и Симеона продолжались и далее. Вскоре священник понял, что рассуждения Матвея не что иное, как ересь. Он доложил об этом своему духовному наставнику Сильвестру, который имел доступ к царю Ивану 4. Матвея арестовали и началось следствие.

Тогда же аресту подвергся Феодосий Косой. Следствие выяснило, что они не одни, что взгляды Косого и Башкина разделяют и некоторые другие люди. Они не признавали Святой Троицы, Иисус

Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества.
Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых.

Башкин, Косой и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

Во время следствия Косому удалось бежать в Литву, где он стал одним из протестантских лидеров. Матвея же направили в Иосифо-Волокамский монастырь для «вразумления».

Обычно еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев.

Церковь и государство.

В 16 веке в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них принадлежали обширные земли.

Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по своему суду по светским делам. Однако светская власть еще не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Василий 3 покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители митрополиту Даниилу. Митрополит разрешил ему развод с первой женой и оправдал расправы князя с политическими противниками. Иосиф провозглашал божественный характер власти государя, утверждал, что является высшим судьей в светских и церковных делах и его суд «не посуждается».

Российские государи в 16 веке выступали покровителями православия. В Москву приезжали греческие, сербские монахи, посланцы находившиеся под властью турецких властью православных иерархов Востока.

В тетрадь:

Российские государи выступали покровителями православия

Сейчас мы с вами ближе познакомимся с уже известным нам ранее митрополитом Макарием.

В 1547 году Макарий стал одним из сторонником и организаторов венчания Ивана 4 на царство. Он же и возложил на Ивана шапку Мономаха.

Макарий участвовал в решении важнейших государственных вопросов (реформах в государственного управлении и др.), он был одним из вдохновителей Казанских походов. Макарий был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на так называемом Стоглавом соборе 1551 года он выступил против попыток правительства ограничить права церкви. По его инициативе с целью ликвидации местных культов церковные соборы 1547 и 1549 годов канонизировали около 50 новых "святых". При участии Макария составлены "Степенная книга", "Минеи Четьи", Лицевой летописный свод. В них, как и в публицистических произведениях (посланиях, поучениях, толковых грамотах), Макарий идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в государстве. Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве.

На смену Макарию митрополитом стал Филипп, который уже также знаком нам. Он был противником опричнины, за что с него был низложен сан, после отправили монастырь, где он был задушен Малютой Скуратовым в 1569 году.

Следующие митрополиты уже были покорны светской власти и благословляли действия царя. Одновременно Иван 4 раздавал обителям привилегии, а некоторые (например, московский Симонов монастырь) взял в опричнину.

Со смертью Ивана Грозного испытания для церкви не закончились. С периодом правления Годунова сана лишили митрополита Дионисия. Новой главой церкви стал монах Иов, который являлся сподвижником Бориса.
Вспомните, пожалуйста, роль Иова в становлении Бориса Годунова на власть.

В тетрадь:

26 января 1589 года митрополита Иова торжественно возвели в патриарха Московского и всея Руси.

Это означало, что произошло закрепление отделения Русской православной церкви от Константинополя и случилось это при участии светской власти.

4. Закрепление

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?

3. Расскажите про проявление ереси на Руси? И представителей-сподвижников ереси

3. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?


  1. Подведение итогов

В 16 веке Россия стала единственной православной державой в Европе. Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике государство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои владения и обрела статус патриархии.

  1. Домашнее задание

Параграф 12, учить конспект. Устно отвечать на вопросы в конце параграфа.

© 2010-2022