• Преподавателю
  • История
  • Исследовательская работа на тему: Просветительская деятельность декабристов в Сибири

Исследовательская работа на тему: Просветительская деятельность декабристов в Сибири

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьная научно-практическая конференция



Секция истории



Культурно-просветительская деятельность декабристов в Сибири













Автор: Клименко Ольга,

МБОУ СОШ №52, 10 класс

Руководитель: Бородич Наталья Николаевна,

учитель истории первой категории,

МБОУ СОШ №52



Новосибирск, 2013



Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3

I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕКАБРИСТКОЙ ИДЕОЛОГИИ

1.1. Условия формирования декабристкой идеологии………………………..6

1.2. Союзы и сообщества, созданные декабристами…………………………7

1.3 .Сенатская площадь 14 декабря 1825………………………………………8

1.4.Решение Верховного суда: ссылка в Сибирь………………………………9

II. ИДЕЙНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДЕКАБРИСТОВ ПОСЛЕ 1835г. И

ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРОСВЕЩЕНИЮ НАРОДОВ СИБИРИ

2.1.Уровень просвещения сибирского населения до прибытия ссыльных декабристов……………………………………………………………………12

2.2. Просветительская деятельность декабристов в Сибири………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……26





Введение

В наше время Сибирь является высокоразвитым районом нашей страны. Но с чего все началось? Откуда в таком забытом когда-то всей Российской империей месте, куда ссылали уголовников, появились знания о том, как возделывать землю, как жить, а не выживать, как сюда мог пробраться лучик образованности? Пожалуй, именно это меня и заинтересовало. Вся наша работа направлена освещение этих вопросов.

Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена культурным феноменом - творческим наследием ссыльных декабристов.

Возрождение лучших традиций русской культуры становится актуальным, и декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой. Декабризм как многогранное общественно-культурное явление в жизни русского дворянства первой половины XIX века породил целую плеяду культурных деятелей, судьбы которых переплелись с Сибирью.

Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что именно с периода ссылки декабристов, в Сибири начинается новый период в просветительской жизни.

Объект исследования - общественное движение в России во второй четверти XIX века.

Предмет исследования - просветительская деятельность декабристов в Сибири со второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.

Целью исследования является анализ просветительской деятельности декабристов в Сибири. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить условия формирования декабристской идеологии;

- рассмотреть причины, побудившие декабристов заниматься просветительской деятельностью в Сибири;

- проанализировать основные направления просветительской деятельности декабристов в Сибирском регионе.

Территориальные рамки исследования включают территорию Западной и Восточной Сибири в период второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.

Хронологические рамки исследования определяются периодом ссылки декабристов в Сибири: нижняя граница - вторая половина 20-х годов XIX века; верхняя граница - середина 50-х годов XIX столетия.

Методология и методы исследования

В процессе исследования были рассмотрены труды отечественных учёных, в которых раскрывается понимание культурного наследия декабристов.

Использовались следующие методы исследования: описание, анализ, синтез, историко-сравнительный. Так, с помощью историко-сравнительного метода было проведено сравнение уровня просвещения в Сибири до появления декабристов и в период их ссылки.

Историография

Труд В.И. Семевского «Политические и общественные идеи декабристов» очень значителен. Ученый особенному анализу подверг деятельность основных декабристских обществ, проекты и программные документы, разработанные их лидерами: проекты конституции Никиты Муравьева, «Русская правда» Пестеля и др. Анализ данного исследования хорошо раскрывает вопрос становления и развития декабристкой идеологии.

В.О. Ключевский, выясняя идейные истоки декабризма, сделал вывод, что новые взгляды и вкусы привили русским дворянам французская философия и французская литература.

Происхождению, идеологии, развитию, характеристике обществ Северного и Южного, восстанию декабристов, расправе с ними- посвящено исследование В.М. Боковой «Декабристы и их время».

При рассмотрении и анализе просветительской деятельности декабристов в Сибири научный интерес представляло издание «История Сибири» Том III. В данной работе подробно рассмотрены вопросы, касающиеся жизни и деятельности декабристов в период ссылки, процесс социально-экономического, политического и культурного развития Сибири, вклад ссыльных декабристов в культурное развитие региона.

Источниковая база. Основу источниковой базы составили следующие источники по декабризму: Следственные дела декабристов, произведения самих декабристов - мемуары, записки, письма, мемуаристика о декабристах их современников.

  1. А.О. Корнилович в своих записках поднимает проблему нереализованности тех богатых возможностей, которыми обладает Сибирь.

  2. Программный документ П.Пестеля « Русская Правда».

  3. Горбачевский И.И. Записки. Письма. Виртуальный музей декабристов. hrono.ru/libris/lib_g/gorb_sostav.html; Батеньков Г.С. Сочинения и письма.- Иркутск.- Т.1.-1989г.- С.48.dekabristy.ru.''i.st_ros/ist_lit/istosh/mem_per/decab/Batenkov/B_Soch/Batenkov_SiP.htm что является существенным дополнением при рассмотрении вопроса о направлениях просветительской деятельности.

  4. Записки, статьи и письма декабриста И.Д. Якушкина.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве вспомогательного материала при подготовке к урокам по теме «Движение декабристов», написании рефератов учащимися.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении отражены актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи, хронологические рамки, определены методы исследования, рассмотрена историография и источниковая база.

В первой главе рассматриваются условия формирования и основные черты декабристской идеологии, что во многом имело предопределение их дальнейшей судьбы и деятельности.

Во второй главе внимание уделено научно-преподавательской, литературной и музыкальной деятельности декабристов в Сибири.



I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕКАБРИСТКОЙ ИДЕОЛОГИИ

1.1 Условия формирования декабристкой идеологии

В чем кроются истоки формирования декабристкой идеологии? Возьмем во внимание то обстоятельства, что большая часть декабристов были выходцы из дворянских семей. Одни из них учились в Московском университете, другие - в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи - в Царскосельском лицее. Они реально оценивали российскую действительность. Декабристы наблюдали резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека. Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились бедные люди. В учебнике же естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали, что законы должны быть для всех граждан одинаковы. Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан(1). Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги опять к русской действительности. Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.

Большинство из декабристов были воспитаны на идеалах французских просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье. Декабрист Тургенев писал: «Имена знаменитых французских публицистов были в России так же популярны, как и у себя на Родине»(2).Декабристы впитали идеи гражданского равенства, политической свободы, идеи конституционного устройства государства, выступали против самодержавия. Огромное влияние на формирование просветительских взглядов декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Человек «родится в мир равен во всем другому»(2) Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, совпадали с той действительностью, которая окружала юношей.

Значительную роль также сыграла Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Многие из офицеров прошли в юном возрасте великое испытание Отечественной войной, проделали заграничные походы, победителями вошли в Париж. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидел, что можно жить иначе, чем в России и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия, крепостничества. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их движения. «Мы дети 1812 года. Принести в жертву все даже саму жизнь ради любви к Отечеству было сердечным побуждением». М.И. Муравьев-Апостол говорил: «Наши чувства были чужды эгоизму»(3).

1.2. Союзы и сообщества, созданные декабристами

«Союз спасения»(1816-1818) (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). Основателем стал полковник Генерального штаба А.Н.Муравьев. Члены сообщества видели свою цель в том, чтобы поддерживать реформаторские усилия правительства, ограничить самодержавие, уничтожить крепостничество. В данной организации было всего 30 членов, в их числе М.С.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин, С.П.Трубецкой, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы. Стало ясно, что влияние малочисленного сообщества на общественность будет незначительно. Поэтому «Союз спасения» распускается, и на его основе создается «Союз благоденствия»(1818-1821), включающий уже около 200 членов. Целью «Союза благоденствия» неизменно провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Члены «союза» считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества, особую значимость придавали образованию и воспитанию населения. С этой целью предлагалось открывать новые учебные заведения, расширить издательство книг и журналов. Но и это сообщество просуществовало недолго. В 1821 правительство Александра Ӏ окончательно отказалось от каких-либо реформ, за этим известием последовал распад «Союза благоденствия». В 1821-1822 образовались два новых сообщества.

«Южное сообщество»(1821-1825). Оно состояло из трех частей: «коренная управа» В Тульчине, которую возглавляли Пестель и А.П.Юшневский (они и возглавляли все «Южное сообщество»), второе отделение в Каменке, третье - в Василькове. Было оговорено каждый год в Киеве созывать съезды руководящих органов для обсуждения назревших проблем. Первый съезд состоялся 1822 года, на нем были зачитаны основы конституционного проекта Пестеля, а в 1823 году этот проект был принят в качестве политической программы под наименованием «Русская правда или заповедная грамота для народов России, служащая заветом для государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного народного правительства». Ее суть - провозглашение республиканского строя, гражданских свобод, отмена крепостного права, обеспечение крестьян землями по особой системе. Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались захватить власть, заставив Александра Ӏ отречься от престола. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру. Что касается «Северного общества»(1822-1825), то по своим идеям оно было несколько умеренней. Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 во главе с Н. М. Муравьёвым, Н. И. Тургеневым, М.С.Луниным, И.И.Пущиным. Их позиция была отражена в «Конституции» Н.М.Муравьева. Согласно ей, Россия признавалась федерацией из 15 «держав», причем каждая из них со своей столицей, вводились гражданские права и свободы, «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным», «Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим»(4).

Однако восстание на Сенатской площади проходило под третьим программным документом, который был составлен прямо накануне. Цель восстания состояла в том, чтобы Сенат утвердил этот документ, названный «Манифестом к русскому народу».

1.3 Сенатская площадь 14 декабря 1825

Заминка с вступлением нового императора Николая I на престол, после внезапной смерти Александра I, привела к некоторой растерянности в Петербурге, чем и решили воспользоваться тайные организации. Восстание было назначено на 14 декабря - день присяги новому императору, военным руководителем был назначен С.П.Трубецкой. Но все сорвалось: Николай, предупрежденный о восстании, провел присягу ночью, а Трубецкой просто не прибыл к войскам. По восставшим войскам на сенатской площади открыли огонь. Выступление было разбито. Южное общество также организовало восстание Черниговского полка на Украине, которое тоже было разгромлено.

1.4.Решение Верховного суда: ссылка в Сибирь

Верховному суду были преданы 579 человек: 5 человек казнены, некоторых разжаловали, больше 100 сосланы на каторгу в Сибирь.

С XVII в. Сибирь превращается в «штрафную колонию» Российского государства, куда царское правительство ссылало не только уголовных, но и политических преступников. «Дно мешка, конец света» - так характеризовал Сибирь государственный канцлер Нессельроде. Там в суровых климатических и бытовых условиях они или «исправлялись» или погибали.

Сибирь «исправляла» и декабристов, выступивших против царского деспотизма в России.

Приговор Верховного уголовного суда, последовавший за восстанием, способствовал возникновению нового явления в русской общественной жизни - массовой политической ссылки.

С 1826 в Сибирь ссылались уже не одиночки, а представители идейных течений, организаций, партий, видевших свою цель не только в критике, но и в реальном изменении существующего строя и использовавших для этого революционные методы.

Появление в Сибири столь значительного количества совершенно необычных по своему статусу - княжескими титулами обладали С.Г. Волконский, В.М. Голицын, Е.П. Оболенский, А. И. Одоевский, С.П. Трубецкой; офицерами были А.А. Быстрицкий, А.Е. Мозалевский, В.Н. Соловьев и И.И. Сухинов; рядовые П. Долговязов, Т. Мезенцев, С. Рытов - и по своим убеждениям ссыльных создавало для правительства определенные трудности. Прежняя система уголовной ссылки не годилась, потому что предоставляла каторжанам возможность проживать без охраны в казармах или на квартирах с семьями, а поселенцам - через 10 лет переходить в одно из податных сословий, свободно проживать и даже передвигаться в пределах Сибири, заниматься любым видом производственной деятельности, что диктовалось необходимостью заселения и хозяйственного освоения сибирских просторов. Ссылка Декабристов должна была решить, по меньшей мере, 2 задачи: во-первых, устрашить дворянство и удержать его в дальнейшем от фрондирования; во-вторых, изолировать «государственных преступников» от русского общества, не допуская их влияния на него.

«Политическая смерть», к которой приговаривались Декабристы, означала полное юридическое бесправие, т. е. потерю гражданских и частных семейных прав. «Политические мертвецы» могли получать известия и помощь от родственников, если таково было желание последних, но связь эта была односторонней, т. к. права переписки они были лишены. Жены осужденных, с разрешения церкви, освобождались от уз прежнего брака и имели право вступить в новый. До 1825 в официальном браке состояли 23 Декабриста, но только 3 женщины, да и то не сразу, воспользовались этой возможностью. Девять жен (Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г.Муравьева, Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, А.В.Ентальцева, М.К.Юшневская, А.И. Давыдова и А.В.Розен), преодолев немало препятствий, поехали за своими мужьями в Сибирь. Остальные поддерживали их материально и морально. Полностью прекращались имущественные отношения. Имущество тех, кто до вынесения приговора успел написать завещание, переходило к объявленным в нем наследникам; с теми, кто этого не сделал, поступали по закону «точно так, как бы он умер».

Отправка Декабристов в Сибирь началась в июле 1826. Отправляли небольшими партиями (2-6 чел.) в сопровождении жандармов и фельдъегеря. Для скорейшей доставки к месту наказания и сохранения секретности их везли на телегах. От Санкт-Петербурга до Иркутска на дорогу уходило от 24 до 37 дней и еще 15-20 дней занимал путь до Читы. Езда в тряских, неприспособленных для перевозки людей телегах, кандалы весом от 5 до 9 кг, не снимавшиеся ни днем, ни ночью, плохая еда отрицательно сказывались на здоровье осужденных. Спешка фельдъегерей, не останавливавшихся даже для ночлега, едва не стоила жизни братьям Бестужевым, А.П. Барятинскому и И.Н. Горбачевскому. Еще труднее пришлось тем, кто был отправлен «по этапу» пешком: солдатам, офицерам-черниговцам И.Н. Сухинову, А.Е. Мозалевскому, В.Н. Соловьеву, А.А. Быстрицкому и членам Общества военных друзей и Оренбургского общества. Весь путь занял около 1,5 лет.

Первые партии Декабристов прибыли в Иркутск 27 и 29 августа 1826. 8 каторжан (С.Г. Волконского, С.П. Трубецкого, В.Л. Давыдова, А.З. Муравьева, Е.П. Оболенского, А.И. и П.И. Борисовых и А.И. Якубовича) председатель губернского правления Н.П. Горлов, заменявший уехавшего И.Б. Цейдлера и не имевший четкого предписания о месте их назначения, отправил в Иркутский солеваренный, Александровский и Николаевский винокуренный заводы. Только 6 октября 1826, получив инструкции Особого комитета, Цейдлер распорядился перевезти их в Нерчинский Завод, а оттуда они были направлены в Благодатский рудник. За послабления, сделанные «государственным преступникам», выразившиеся в снятии оков и допущении к ним иркутской общественности, Горлов был освобожден от занимаемой должности с установлением секретного жандармского надзора.

Каторжане-декабристы около года пробыли на Благодатском руднике Нерчинского края. Ежедневно в 5 часов утра государственные преступники спускались в шахты, где должны были в кандалах нарубить три пуда руды. В 11 часов дня работы заканчивались. Начальник Нерчинских рудников Бурнашев открыто сожалел о таком «щадящем» режиме и выступал за ужесточение работ, чтобы вывести всех декабристов за два месяца «в расход».

В 1827 г. в Сибирь из Петропавловской крепости была отправлена большая группа (70 человек) осужденных декабристов. Все они попали в Читинский острог - поселение из двух десятков изб и нескольких бараков, в которых разместили заключенных. Жили по 12 человек в комнате. «Мы были набиты как сельди в бочке, - вспоминал М. Бестужев. - Все были в кандалах, снимать их разрешалось только в бане и в церкви. Запрещалось иметь письменные принадлежности». Вблизи острога рудников не было, поэтому каторжан использовали на земляных работах.

Читинский острог сблизил и сплотил декабристов, многие из которых раньше не знали друг друга. В кругу ссыльных декабристов царили товарищество, взаимопонимание и взаимопомощь. Они поддерживали друг друга морально и материально.

В 1836 году из Петровского каземата была освобождена большая партия декабристов и водворена на поселение, главным, образом, в деревнях Восточной Сибири: от Березова - до Охотского моря, от границы с Китаем и Монголией - до Якутска и Нижнеколымска.







II. ИДЕЙНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДЕКАБРИСТОВ ПОСЛЕ 1835г. И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРОСВЕЩЕНИЮ НАРОДОВ СИБИРИ

2.1 Уровень просвещения сибирского населения до прибытия ссыльных декабристов

В первой половине XIX в. Просвещение в России, распространялось крайне медленно, тем более среди широких народных масс. Это соответствовало идеологическим установкам крепостников, которые считали «обучение грамоте всего народа принесло бы более вреда, нежели пользы». Но давление передовой общественности, которая поддерживала идею введения всеобщего образования, вынуждали правительство проявлять некоторое внимание к вопросу о развитии школьного дела. В начале XIX были создал два официальных документа: «Предварительные правила народного просвещения» 1803 г. и «Устав учебных заведений» 1804 г.,эти документы были направлены на создание системы государственных светских школ. Школьный устав 1804 г. провозглашал принципы бесплатности и бессословности образования. Правительство обязывалось содержание школ брать на себя, за исключением приходских. По Уставу страна была поделена на округа. Сибирь вошла в состав Казанского округа.

Положения Устава 1804 г., вскоре стали нарушаться, особенно в годы реакции, наступившей после подавления восстания декабристов.

Развитие гражданской школы Сибири имело много общих черт с развитием просвещения европейских губерний России. Количество школ было малочисленно. В Сибири в то время существовали 2 главных народных училища, 9 малых, а также школа татарского языка при Тобольском главном народном училище. В них обучалось 419 чел. Мужское население Сибири в тот период составляло примерно 600 тыс. чел.(5).Следовательно, соотношение учащихся в гражданской школе Сибири было несколько ниже, чем в целом по России.

Согласно уставу 1804 г. в Сибири предполагалось открыть 3 гимназии (в Иркутске, Тобольске и Томске) и 32 уездных училища (в Тобольской губернии -- 9, Иркутской -- 15, Томской -- 8). По причине скудного финансирования, отсутствия школьных помещений, учебных пособий процесс реорганизации гражданской школы Сибири шел крайне медленно. В 1819 г. на училищные нужды Сибири было ассигновано 57 088 руб., что составляло 0,8% ее бюджета(6).

2.2 Просветительская деятельность декабристов в Сибири

Одним из направлений просветительской деятельности ссыльных декабристов в Сибири поистине можно считать научно-преподавательскую, поскольку именно ими были во многом заложены педагогические основы, имеющие принципиальное значение для просвещения Сибири.

И.И. Пущин, близко наблюдавший в течение трех десятилетий сибиряков, считал их «народом смышленым, довольно образованным сравнительно с Россией» и отмечал заботу населения о том, «чтобы новое поколение было грамотное»(7).

В городах Сибири (особенно губернских) уже существовало небольшое общество (чиновники, купцы, учителя гимназий), в круг интересов которого входили лучшие образцы русской и мировой культуры, однако этот слой был еще очень тонок и разобщен. Появление в этих местах высокообразованных людей не могло не вызвать повышенного интереса к ним сибиряков. Декабрист Горбачевский пользовался на Петровском Заводе общим уважением, вокруг него сформировался «кружок» молодежи, тянувшиеся к просвещению. Они брали у него книги, журналы и газеты, издававшиеся не только в России («Библиотека для чтения», «Сын отечества», «Московские ведомости»), но и за границей - «Полярная звезда», «Колокол», «Правдивый»(8).

Просветительские идеи в умах декабристов не истощили себя, а продолжали развиваться. И.Д. Якушкин - один из видных деятелей декабристского движения, спустя многие годы писал: «Только с вступлением в Сибирь началось наше настоящее призвание» (9)

В остроге, обсуждали они и свои первые научные выводы из наблюдений экономического и культурного состояния Сибири. О содержании этих научных выводов, обосновывающих по существу целую программу будущей практической деятельности декабристов, можно судить по запискам А.О. Корниловича, где он поднимает проблему нереализованности тех богатых возможностей, которыми обладает Сибирь. При этом край остается отсталым, неустроенным, заброшенным. Корнилович предложил пути решения по улучшению уровня жизни коренных народов, рекомендовал направить усилия по усовершенствованию сельского хозяйства, развитию агротехники(10).

В программном документе «Русская правда» П.И.Пестеля в гл.3 «О сословиях в России обретающихся»,п.13 Народы Сибирские автор указывает о необходимости введения просвещения и образованности среди коренных народов Сибири.

Декабристы были едины во мнении: чтобы сблизиться с народом в Сибири и по выходе на поселение вместе с ним участвовать в совершенствовании всех сторон жизнеустройства, необходимо глубоко проникнуться его интересами, всесторонне изучить возможности и потребности этого малоосвоенного края, заблаговременно теоретически, практически и организационно подготовиться к предстоящим хозяйственно-экономическим и культурным преобразованиям.

Общее умонастроение декабристов выразил Г.С. Батеньков, он писал: «Поднять уровень народа можно, любить его, сближаться с ним, внимать ему должно и вредно не предварить его и уходить от него далеко по естественному преимуществу умственного труда.»(11).

Вместе с своими мужьями поехали и жены. Благодаря самоотверженности жен декабристов Россия узнавала о жизни «государственных преступников», так разрушался замысел Николая I заставить страну забыть о героях 14 декабря. Философия, история, финансы, физика, химия, анатомия, история русского флота, военное дело, прикладная математика, русский, английский, немецкий, латинский, французский и другие языки, словесность, если к этому прибавить знания музыки, обмен новостями и мнениями о прочитанных книгах и журналах, а благодаря женам декабристов узники имели все наиценнейшие русские и зарубежные издания, - можно представить, каким поразительным учебным заведением была эта каторжная «академия»!(12).

Горнозаводские служители, местные чиновники, ссыльные и даже буряты из дальних кочевий стали посылать к ним сыновей учиться грамоте, ремеслам, музыке, арифметике, а некоторые - естественным наукам, высшей математике, иностранным языкам. Сначала комендант ни за что не разрешал заключенным учить: узники пошли на хитрость и попросили разрешения учить церковному пению. Было дано разрешение. Но без грамоты не научишься петь на клиросе: разрешили учить грамоте. Так в каземате создалась школа, в которой самыми ревностными учителями были Николай и Михаил Бестужевы. С годами юноши, прошедшие курс наук в казематской школе, уезжали в Петербург продолжить образование, и нередко случалось, что ученики каземата на экзаменах в высшие учебные заведения столицы показывали неплохие результаты.

Благодаря настойчивости им удалось открыть школу для детей «местных жителей, начиная от достаточных чиновников до неимущих ссыльных» (13)

По выходу на поселение «государственным преступникам» разрешалось заниматься земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой, но категорически запрещалось обучать детей, так как правительство опасалось, и не без основания, их влияния на молодое поколение. Однако декабристы выискивали пути обхода подобных запретов и почти все занимались педагогической деятельностью(14). При этом они не просто продолжили существовавшую и ранее в Сибири, несмотря на запреты властей, учительскую практику ссыльных, но подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.

На дому и в школах обучали детей, либо принимали активное участие в открытии и работе школ А. Бестужев-Марлинский, М. А. Назимов, М. И. Муравьев-Апостол, П. Ф. Выгодовский -- в Якутии; Ф. П. Шаховской -- в Туруханске; А. И. Шахирев -- в Сургуте; С. Кривцов и братья А. и П. Беляевы -- в Минусинском крае; братья В. и М. Кюхельбекеры, И. И. Пущин, Е. П. Оболенский и Н. В. Басаргин -- в Баргузине; К. П., Торсон и братья М. и Н. Бестужевы -- в Селенгинске; Д. И. Завалишин -- в Чите; А. П. Юшневскпй и братья А. и П. Борисовы -- в дер. Малая Разводная, а В. Ф. Раевский -- в с. Олонки близ Иркутска; И. И. Горбачевский -- в Петровском Заводе; М. И. Муравьев-Апостол -- в Бухтарминской крепости; группа декабристов во главе с И. Д. Якушкиным -- в Ялуторовске; А. М. Муравьев и П. Н. Свистунов -- в Тобольске. Так, М. И. Муравьев-Апостол, прибывший в 1828 г, в Вилюйск, занялся устройством школы для детей разных сословий и национальностей. Декабрист обучал их чтению, письму и арифметике, а за неимением удовлетворительных учебников сам составил несколько учебных пособий. Переведенный затем в Бухтарминскую крепость М. И. Муравьев-Апостол и там занимался педагогической деятельностью, а начатое им дело просвещения в Вилюйске продолжил позже крестьянин-декабрист П.Ф. Выгодовский, вторично арестованный и высланный сюда в 1855 г. за пропагандистскую деятельность из Нарыма(15). Чтению, письму, арифметике, географии, истории и различным ремеслам обучали детей разных сословий и национальностей С. Кривцов и братья Беляевы в Минусинске в открытой ими по просьбе «мещан, крестьян близлежащих деревень и чиновников» школе. За неимением учебника математики они пользовались лекциями И.С. Бобрищева-Пушкина, прослушанными в Петровском каземате (пригодился опыт «каторжной академии»)(16).

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд. По словам Д.И. Завалишина, декабристы на поселении «обязаны были примером доказать свое уважение к труду и изучать ремесла не для того только, чтобы иметь себе обеспечение на случай превратностей судьбы, но еще более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только легко совмещается с высшим образованием, но что еще одно в другой может находить поддержку подчерпать силу»(17).

Душой, организатором и руководителем мужской и женской школ, открытых декабристами в Ялуторовске, был И.Д. Якушкин. Педагогическая деятельность всегда привлекала его. Еще до восстания 1825 г. И. Д. Якушкин учил крестьянских мальчиков в своем смоленском имении Жуково, так как просвещение, по его мнению, помимо улучшения материального благосостояния, ведет к осмыслению человеком самого себя, развитию способностей к мышлению, осознанию своего положения в обществе, а тем самым к подрыву устоев крепостничества. И.Д. Якушкин, как и другие декабристы, значительно расширил свое образование в «каторжной академии»

Из школ декабристов вышло немало талантливых людей, испытавших культурное и нравственное влияние дворянских революционеров и пополнивших впоследствии ряды сибирской интеллигенции. В школе братьев Бестужевых начинали свое образование В.Д. Старцев, поступивший затем в Петербургский технологический институт, А.Д. Старцев, окончивший медицинский факультет Московского университета, А.М. Лушников -- Академию Художеств, А.В. Янучковскпй -- Горный институт. Две дочери купца Д.Д. Старцева под руководством М.А. Бестужева были подготовлены в Иркутский «Девичий институт» и успешно его окончили. Многие другие ученики М.А. Бестужева «вышли в люди и своим честным направлением выделялись из окружающей среды купечества»(18).

Ученик P.И. Горбачевского И.С. Един по окончании медицинского факультета Московского университета был приглашен ассистентом в клинику С.П. Боткина. Другой его ученик, А.П. Першин, вошел в историю революционного движения как руководитель первой забастовки забайкальских рабочих. Колоритна фигура И.А. Белоголового, бывшего ученика А.П. Юшновского, П.И. Борисова и А.В. Поджио, выдающегося врача и видного общественного деятеля Сибири и России, находившегося в близких отношениях с Н.А. Некрасовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным и другими крупными деятелями общественной мысли и культуры России 60--80-х годов XIX века(19). Все они проявили себя в дальнейшей деятельности как люди, отличавшиеся широким кругозором, высокой степенью образованности, наличием ярко выраженной гуманистической нравственной позиции.

В образовательной деятельности ссыльных декабристов в Сибири огромную важность имеет сам феномен личности педагога. Люди, не имевшие специального педагогического образования, благодаря своей энциклопедической просвещенности и передовым общественным взглядам добились значимых успехов в обучении и воспитании детей и заслужили любовь своих учеников и многих других жителей Сибири.

Деятельность декабристов в Сибири была многогранной и многосторонней. Литература и музыка были частью их просветительской деятельности и тем наследием, которое они оставили после себя. В своих воспоминаниях Басаргин писал: «С годами узники полюбили «страну изгнания»(20). Любовь декабристов к Сибири совершенно понятна: они вложили большой самоотверженный труд в дело изучения ее природы, в дело образования ее народов. Они писали о Сибири, создали ее поэтический образ. «С полей отчизны, с гор высоких соберу цветы страны родной» - писал заброшенный в глухую ссылку Чижов(21).

В воспоминаниях и письмах декабристов Михаила и Николая Бестужевых, братьев Беляевых, Басаргина, Горбачевского, Пущина, Штейнгеля, Завалишина, М. Муравьева-Апостола, А. Муравьева, Розена изложены наблюдения по таким направлениям как: «над течением рек Сибири», «над богатствами ее недр», нравами, обычаями, верованиями, историей ее народов. Во всех писаниях декабристов о «стране изгнания», поэтических и научных, публицистических и исследовательских, во всей их сибирской общественной деятельности сквозит предчувствие великого будущего Сибири. Декабрист Басаргин писал: «Я не могу не сказать несколько слов об этой замечательной стране, бывшей предметом долговременных моих размышлений и наблюдений, Сибирь на своем огромном пространстве представляет так много разнообразного, так много любопытного, ее ожидает такая блестящая будущность»(22). И далее он пишет о том, что в Сибири необходимо реорганизовать суд, открыть высшее учебное заведение, проложить дороги. О том, что этот край губят корыстные и невежественные правители. Декабрист Розен писал: «Сибирь с увеличением народонаселения, с посеянными в ней семенами, обещает счастливую и славную будущность»(23).

В 1830-х гг., в Кяхте, стали издаваться рукописная газета «Кяхтинская стрекоза» и журнал «Кяхтинский литературный цветник». Издателем был Александр Иванович Орлов, городской штаб - лекарь Кяхты. Газета расходилась не только в Кяхте, но и за ее пределами, в частности, в Петровском заводе, где с ее номерами знакомились декабристы. Целью газеты являлось изображение местности кяхтинской в литературном, статистическом, топографическом и этнографическом отношениях. В обстановке постоянного полицейского надзора, не имея возможности выступать в центральной периодической печати, декабристы поддерживали сибирских литераторов в их намерении издавать свои журналы и газеты. Идея создания альманаха с символическим названием «Зарница» принадлежала П.А. Муханову. Он предполагал включать в альманах повести, стихи и басни, написанные в тюремных казематах П.С. Бобрищевым-Пушкиным, А.П. Барятинским, В.Л. Давыдовым, Ф.Ф. Вадковским, В.П. Ивашевым и другими. Но альманах так и не был выпущен, а рукописи, приготовленные для него, затерялись. Задуманные и частично написанные в казематах «Воспоминания о Рылееве» и статья «14 декабря» - это самое лучшее, что имеется в декабристской мемуарной литературе(24).

В последующие годы в Восточной Сибири появилась серия рукописных изданий: сатирическая газета сибирского писателя С.И. Черепанова в Тунке, «Домашний собеседник» Н.И. Виноградского в Иркутске, «Метляк» А.И.Орлова в Верхнеудинске. В связи с переводом в Иркутск Орлов намеревался и там выпускать журнал, подобный «Метляку»(25).

Распространение рукописных журналов способствовало объединению литературных сил, формированию культурных и литературных интересов передовой части населения. Сотрудники журналов и газет призывали к изучению богатейшего сибирского края, пробуждали у читателей любовь к нему и гуманное отношение к малым народам, населяющим Сибирь, занимались собиранием русского и национального фольклора. Рукописные журналы вызывали живой отклик у передовой части населения, их читали и обсуждали в кружках любителей литературы Иркутска, Читы, Кяхты, Нерчинска.

Рукописные издания были своеобразным связующим звеном между декабристами и сибирским обществом, литераторами Забайкалья и Восточной Сибири. Рукописные журналы давали возможность сибирякам систематически заниматься литературным творчеством. Так, В.И. Вагин, журналист - публицист и историк, с сожалением писал о прекращении выхода газеты «Домашний собеседник»: «Это было для меня очень дурно, потому что долго после того, занятый службой, я не писал ничего серьезного, или вернее принимался за многое, но ничего не оканчивал; нежелательно было трудиться»(26).

Декабристы сделали все, чтобы пробудить интерес к политической и культурной жизни не только в среде сибирской городской интеллигенции, но и сельского населения. В конце 40-х - начале 50-х годов Сибирь все еще не имела своего печатного органа, по-прежнему выходили рукописные журналы и газеты. Наконец, в январе 1860 года иркутяне получили разрешение издавать частную газету «Амур», а забайкальцы в мае 1862 года «Кяхтинский листок». Выход «Кяхтинского листка» был тепло встречен сибиряками. «Мы радовались и радуемся, что Восточная Сибирь пробуждается, что она подымается на ноги. А ведь известно, что первым признаком поднятия на ноги человека почитается требование слова. Восточная Сибирь потребовала его»(27).

Одним из аспектов просветительской деятельности декабристов в Сибири можно считать музыкальную. Среди тех, кто вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г., были литераторы, музыканты, живописцы. Беляев А.П. в своих воспоминаниях писал: «С Читы еще устроились различные хоры как духовных песнопений и духовных предпочтительно, так и разных романсов. Многие имели очень хорошие голоса, певали еще прежде в салонах и знали музыку. Потом уже были присланы и инструменты. У многих из наших дам были в домах рояли. Вадковский Федор был замечательный скрипач. Помимо этого и другие, еще прежде занимавшиеся музыкой, получили свои инструменты, так что мог составиться прекрасный квартет: 1-я скрипка -- Вадковский, 2-я -- Николай Крюков, альт -- А. Юшневский, а потом на виолончели -- Петр Свистунов. Довольно забавно было, что квартет должен был помещаться на чердаке среднего каземата, так как в комнатах нельзя было расставить стульев по причине нар и тесноты; потом, когда перешли в большой каземат, то места было довольно. Были у нас и гитары, и флейта, на которой играл Игельштром, а на чекане -- Розен и Фаленберг. Музыка, особенно квартетная, где игрались пьесы лучших знаменитейших композиторов, доставляла истинное наслаждение, и казематная наша жизнь много просветлела.» (28).

П.Н. Свистунов своей виртуозной игрой на виолончели был известен и в Европе. В.П. Ивашев учился играть на рояле у знаменитого композитора Фильда, на высокопрофессиональном уровне владели скрипками Ф.Банковский и Н.Крюков. Юшневский в совершенстве играл на фортепиано. Н.Бестужев учился в Академии художеств. Оказавшись в Сибири, они следили не только за общественно-политическими событиями, но и за творческой деятельностью выдающихся литераторов и музыкантов. Именно на каторге они читали «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», открыли для себя нового интересного писателя Н.В.Гоголя, следили за творчеством молодого композитора М.Глинки.

Музыкальная деятельность декабристов в Сибири не вызывала у местного начальства подозрений, они видели в этом только безобидное развлечение, тем не менее в Сибири обнаруживалась большая нужда в знаниях и умениях в этой области. Ещё со времён читинского заключения многие декабристы пытались освоить различные музыкальные инструменты, и вскоре в Петровском каземате зазвучал оркестр.

П.Н. Свистунову одному из первых был прислан сюда рояль. Поскольку жёнам декабристов было разрешено жить в тюрьме вместе с мужьями, то это, естественно, повлияло на обстановку в угрюмом каземате. Беляев А.П. в своих воспоминаниях писал: « Кельи их убраны коврами, картинами и роялями, на которых часто раздавались звуки Россини или романсы Бланжини и потрясали длинные, мрачные коридоры наши. Оригинально было то, что звуки цивилизованного мира раздавались в глубине каземата, почти на границах китайской империи. Силами декабристов-музыкантов устраивались концертные вечера. Кроме библиотеки в каземате появились и разные музыкальные инструменты: у барона Розена был чекан, у Вадковского и Крюкова скрипки, имелись гитара и флейта для Игельстрома, виолончель для Крюкова и Свистунова, у Е.И. Трубецкой в доме была арфа, а у Давыдовой - гусли. В Петровском каземате было 8 роялей. Здесь играли Гуммеля, Фильда, мазурки Шопена, пели романсы, арии из опер. В этих вечерах принимали участие и женщины: М.Н. Волконская пела дуэтом с Е.П.Нарышкиной и с Камиллой Ивашевой. Брала в руки гитару и Полина Анненкова, у неё был замечательный слух и приятный контральто, Е.И.Трубецкая любила аккомпанировать исполнителям русских народных песен: П. Свистунову, С.Кривцову, А.Тютчеву, К.Ивашевой. Аудитория была разнообразной: кроме «государственных преступников» на концертах присутствовали местные жители» (29).

Именно в годы каторги в Петровском Заводе началась музыкальная деятельность П.Н. Свистунова. Он создал квартет, оркестр, руководил хором детей каторжников, которых обучал пению и нотной грамоте, писал инструментальную музыку, романсы. В. Ивашевым было написано замечательное музыкальное произведение «Элегия», а Ф. Вадковский являлся бессменным руководителем музыкального кружка, и тоже сочинял романсы.

Таким образом, литература и музыка помогали декабристам сохранять присутствие духа, и это разнообразило мучительно тянущиеся дни. Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличавшегося от того, что знала вся предшествовавшая русская история. В этом смысле они выступили как подлинные новаторы, и, быть может, именно эта сторона их деятельности оставила наиболее глубокий след в русской культуре. Так декабристы отплатили добром за то невольное зло, которое причинила им сибирская земля, в которой большинство из них и осталось(30).

Значительное место занимала также и врачебная деятельность, занятие медициной.

В исследованиях ученые главное внимание уделяют врачу декабристу Ф.Б. Вольфу, о других же декабристах, занимающихся этой деятельностью, сведений очень мало.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и свой гражданский долг.

Профессиональным врачом среди декабристов, отбывавших ссылку в Западной Сибири был только Вольф, но многие другие, видя и понимая острую необходимость оказания медицинской помощи широким слоям населения, самостоятельно изучили медицину и фармацевтику, народные свойства лечения, постоянно совершенствовали свои познания в этих отраслях науки и успешно вели прием и лечение больных (П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Бассаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт). Некоторые из декабристов оказывали содействие своим сподвижникам-специалистам тогда, когда того требовали обстоятельства (А.М. Муравьев, П.Н. Свистунов, М.А. Фонвизин).

Беспомощным было в деревне положение серьезно заболевших. Медицинская помощь совершенно отсутствовала. Из ближайшего, за несколько сот верст, города, доктор не всегда имел возможность приехать к заболевшему крестьянину, да и не приезжал, конечно, а к заболевшему государственному преступнику мог приехать лишь с разрешения высшей краевой власти. Зачастую помощь таких приехавших докторов оказывалась излишней, больной, не дождавшись ее, умирал.

Большую медицинскую практику в Тобольске имел Вольф и Бобрищев-Пушкин. Ф.Б. Вольф оказывал бесплатную медицинскую помощь городской бедноте, крестьянам, что способствовало его популярности в этих местах. Его высокое врачебное искусство и бескорыстие отмечала М.Д. Францева. Гонорары же он полностью расходовал на приобретение медикаментов, лекарств, специальной литературы. Близким облику Вольфа был и П.С. Бобрищев-Пушкин.

Значительным событием в жизни обоих врачей следует считать их активное участие в борьбе против эпидемии холеры, которая в 1848 году охватила Тобольск.

Отличалась активностью в том же направлении и группа декабристов, поселенных в Кургане. И.Ф. Фохт лечил местную городскую бедноту, крестьян. К нему обращались чаще и охотнее, чем к местному лекарю.

Также медицинской деятельностью занимался И.С. Повало-Швейковский, Е.П. Нарышкина в Кугране давала медицинские советы и снабжала лекарствами приезжавших к ней в дом крестьян; приготовлением лекарств и лечением больных в Ялуторовске занимался А.В. Ентальцев.

Об интересах Ф.П. Шаховского в Туруханске можно судить по официальным донесениям (1827) местного начальства: "Шаховской занятием имеет чтение книг, составляет из оных лекарства, коими пользует одержимых болезненными припадками туруханских жителей".

Имея познания в медицине, Ф.П. Шаховской лечил туруханских жителей. Енисейский окружной начальник доносил гражданскому губернатору Степанову: "Шаховской имеет достаточные сведения как в медицине так и в фармакологии, коих лекции слушал он у доктора Лозера. Опыты его искусства могут засвидетельствовать многие из жителей".

М.И. Муравьев-Апостол пытался по силе средств и возможности облегчить отчаянное положение прокаженных, колония которых, ютившаяся в тесной юрте, давно обосновалась в Вилюйске. Покидая Вилюйск, М.И. Муравьев отдал в их распоряжение свою новую просторную юрту.

Таким образом, при отсутствии или остром недостатке врачей та медицинская помощь, которую оказывали декабристы сибирякам, имела практическое и социальное значение. Врачебная деятельность декабристов явилась одним из путей сближения с народом, по которому шли первые русские революционеры в период сибирской ссылки.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена, участие в них, публицистические выступления.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на«нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны.

Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои.

Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практики.

Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.

Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

Вся их деятельность была посвящена будущим социально - экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.













Список источников и литературы.

(1) Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов.-Спб. - 1909. ttp://rusbibliophile.ru/Book/Semevskij_V_I__Politicheskie

(2) Тургенев Н.И. Россия и русские.- М.- 1915.- С.60.

(3) Декабристы и Сибирь. - М.: Сов.Россия.- 1988. - С.31.

(4) Проект Конституции Н. М. Муравьева. Глава III, п. 13, Глава III, п. 24.

(5)Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII в.- М.- 1963.- С.161 encspb.ru/bibarticle.=542

(6)Копылов А.Н. Декабристы и просвещение Сибири в первой половине XIX в.// Декабристы и Сибирь.-Новосибирск.: Наука. Сибирское отделение. -1977.- С.90-91.

(7)Рощевский П.И. Декабристы в Тобольском изгнании.- С.:Средне-Уральское кн. из.-во.-1975.- С.88. .

(8) П. В. Долгорукова и др. Горбачевский И.И. Записки. Письма. Виртуальный музей декабристов.

hrono.ru/libris/lib_g/gorb_sostav.html

(9)Копылов А.Н. Декабристы и просвещение Сибири в первой половине XIX в.// Декабристы и Сибирь.-

Новосибирск-1985.- С.87..

(10) Корнилович А.О. Записки из Алексеевского равелина.- М.- 2004.- С.16.

dekabristy.ru/ist_ros/ist_lit/istosh/xud_lit/decab/Kor_ch/K_Zap/KornZPR.htm

(11)» Батеньков Г.С. Сочинения и письма.- Иркутск.- Т.1.-1989г.- С.48.

dekabristy.ru.''i.st_ros/ist_lit/istosh/mem_per/decab/Batenkov/B_Soch/Batenkov_SiP.htm

(12)Горюшкин Л.М. Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири.- Новосибирск.:Наука.-1978.-С.69.

(13)Голодников К.Декабристы Тобольской губернии.- Тюмень.-1899.-С.12.

slib.admsurgut.ru/collection/collection.htm.

(14) Туманник Е.Н. Сибирь и декабристы// 14 декабря 1825года. Источники, исследования, историография, библиография. Выпуск VII.- С-Петербург.- 2005.-С.386.

(15)Матханова Н.П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири.-Новосибирск, Издательство:СО РАН.-1998.-С.140-141.

(16) Афанасьев В.Г. Декабристы в Забайкалье//Декабристы и Сибирь.-Новосибирск.:Изд-во: Наука.-1977.-С.109.

(17) Филиппова С.К. Социально-культурные и просветительские идеи и деятельность декабристов Сибири.

libconfs.narod.ru/2001/10s/10s_p30.html

(18) Афанасьев В.Г. Декабристы и просвещение Сибири в первой половине XIX в.// Декабристы и Сибирь.-Новосибирск..- 1977. - C.108..

(19)Федоров В.А. Декабристы в воспоминаниях современников.- М: МГУ.- 1988.-С.408.

(20) Декабристы и Сибирь .- М.:Сов.Россия.-1988.-С.179.

(21)Декабристы и Сибирь .- М.:Сов.Россия.-1988.-С.180.

(22)Тиваненко А.В. Декабристы в Забайкалье.-Новосибирск.: Наука.-1992.-С.105..

(23)Чуковская Л. Декабристы - исследователи Сибири. Географгиз.- М.-1951. chu/glava4.htm

(24) Чубанов В. Декабристы на Сибирском поприще//Федеральная просветительская газета №11-12.-2000./ a pesni.golosa.info/starrev/a-deksib.htm

(25) Декабристы в Сибири.- Новосибирск.-Новосибирское областное гос.из-во.-1952.-С.74

(26) Тиваненко А.В. Декабристы в Забайкалье.- Новосибирск.: Наука.-1992.-С.86.

(27)Тиваненко А.В. Декабристы в Забайкалье.- Новосибирск.: Наука.-1992.- С.89.

(28) Чуковская Л. Декабристы - исследователи Сибири.- М.-1951./ chukfamily.ru /Lidiglava4.htm

(29) Беляев А.П. Из воспоминаний Виртуальный музей декабристов. decemb. hobby.ru/index.shtml?memory/belyaev.

(30). Чуковская Л. Декабристы - исследователи Сибири.- М.-1951./ chukfamily.ru /Lidia/Publ.











© 2010-2022