- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории для 11 класса
Рабочая программа по истории для 11 класса
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мусин И.Х. |
Дата | 29.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена в соответствии
с Федеральным компонентом государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего(полного) общего образования) по истории, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования (Приказ Минобразования России от 30.06.98 №56) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322; (для 10-11 классов)
с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
с Учебным планом МБОУ «Завод-Ныртинская СОШ имени И.С.Башкирова»на 2016-2017 учебный год;
с календарным учебным графиком МБОУ «Завод-Ныртинская СОШ имени И.С.Башкирова» на 2016 -/17 -учебный год
на основе примерной программе по истории (Программа для общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы. М. Просвещение, 2009. Составители А.А. Данилов, Л.Г. Косулина).
Цели
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Сроки реализации рабочей программы: 2016-2017 учебный год.
УМК:
Учебник Всеобщая история, Н.В.Загладин, Русское слово, 2010 год;
История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, Русское слово, 2013 год;
История Татарстана татарского народа ХХ-начало ХХ1, А.Г.Галлямова, А.А.Иванов, В.И.Пискарев, Б.Ф.Султанбеков Хэтер, 2009г.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (1 час в неделю). В случае совпадения учебных занятий по расписанию с праздничными выходными и каникулярными днями допускается объединение тем.
Контрольные работы: 3
Содержание курса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, изучение этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, истории родного края.
Изучение истории направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Результаты обучения
Требования обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-
соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
-
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
-
периодизацию всемирной и отечественной истории;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
На изучение истории в 11 классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.
С учетом социальной значимости и актуальности содержание курса истории устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени в 11классе:
В тематическом планировании выделены часы на повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей ориентации познавательной деятельности, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельной работы, тестовые задания, проектные разработки.
Всеобщая история. Научно-технический прогресс в конце XIX - середине XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация и фашизация общества. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - начале ХХI вв.
Общественное сознание и духовная культура в период новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм и реализм. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и «информационное общество». Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Духовная жизнь современного общества. Формирование постнеклассической научной картины мира. Постмодерн. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
История России. . Роль государства в экономической жизни страны. Российский монополистический капитализм и его особенности. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их результаты.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Нарастание экономических и социальных противоречий. Социал-демократы. Большевизм как политическая идеология и практика. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Развитие системы образования. Наука. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX в.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Обострение социально-экономических и политических противоречий в условиях военного времени.
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Большевики и провозглашение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Гражданская война и иностранная интервенция. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Советский тип государственности. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о методах социалистической модернизации общества. Новая экономическая политика и причины ее свертывания. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Установление культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Индустриализация и коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Проблемы выбора внешнеполитической стратегии СССР между мировыми войнами. СССР накануне войны.
Великая Отечественная война. Основные этапы и коренной перелом в ходе военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Борьба с последствиями культа личности. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг. Причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.
Советская культура в условиях кризиса социалистической общественной системы. Наука и образование в СССР.
Замедление темпов экономического роста. «Застой». Попытки модернизации советского общества. Эпоха перестройки. Формирование многопартийности. «Гласность». Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. СССР в глобальных и региональных конфликтах. Афганская война.
Причины распада СССР.
Августовские события 1991 г. Становление новой российской государственности. События октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Содружество независимых государств. Союз России и Белоруси.
Переход к рыночной экономике.
Современная российская культура. Россия в условиях становления информационного общества.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны
Россия в интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализма.
Выборы Президента России в 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
При изучении истории в 11 классе используются материалы национально - регионального компонента:
Казанская губерния в российских социально - экономических модернизационных процессах. В революционных событиях 1905 - 1907 гг. Политическая жизнь. Татарское национальное движение. «Золотой век» татарской культуры. Казанская губерния в Февральской революции 1917 г. Октябрь в Казани. Гражданская война в Поволжье. Образование ТАССР. Трудный выход из разрухи. Борьба с «национал - уклонизмом». Республика коренным образом меняет сой индустриальный облик. Колхозное строительство. В общем строю защитников Отечества. Важная тыловая база фронта. Наука и культура республики в годы войны. Социально - экономическое развитие республики. Политическая и культурная жизнь республики в период «оттепели». Социально - экономическое развитие республики. Общественно - политическая и духовная жизнь республики: официальное и неофициальное. Вторая половина 1980 -х гг. курс на экономическую и политическую
Татарстан на рубеже XX - XXI вв.
Учебно - тематическое планирование «Всеобщая история XX век». 11 класс - 24 часа.
Тема урока
Элементы содержания
Дата проведения
План
Факт
1
Вводной урок.
Научно- технические достижения и прогресс индустриализации в начале ХХ века
Научно-технический прогресс в конце XIX - середине XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
2
Социально- экономическое развитие стран Европы, США, Японии
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства.
3
Новый этап развития колониальных и зависимых стран
Пути развития стран Азии, Африки Латинской Америки. Доминион, модернизация, революция.
4
Международные отношения начала ХХ века. Начало I Мировой войны. Входное тестирование.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - начале ХХI вв.
5
Первая мировая война. Итоги и историческое значение.
I Мировая война в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия
6
Теория и практика общественного развития.
Общие тенденции социально- экономического и политического развития, рабочее движение. Марксизм, ревизионизм и социал-демократия. Реформы и революции в общественно политическом развитии.
7
Эволюция либеральной демократии
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.
8
Фашизм в Италии и Германии
Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
9
Проблемы войны и мира. Милитаризм и пацифизм.
Маргинализация и фашизация общества. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа
10
Ослабление колониальных империй в межвоенные годы
Послевоенная колониальная политика и ее итоги. Подъем антиколониальных движений. Революция в Китае.
11
Мир накануне и в начале второй Мировой войны
Международные отношения в30гг.
12
Вторая мировая война
Вторая мировая война в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические
причины и последствия
13
Вторая Мировая Война. Итоги и мировое значение.
Блицкриг, стратегическая оборона, оккупационный режим.
Основные этапы военных действий
14
Духовная жизнь и мировая культура в первой половине ХХ века
Основные направления научно
-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины
мира. Модернизм-изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и
иррационализма в массовом сознании
15
НТП: зарождение информационного общества
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития.
Информационная революция
конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
глобализация жизни человечества и модернизация мировой экономики
16
Социальные и этнические процессы в информационном обществе
Глобализация общественного развития на рубеже XX
-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-
экономических процессов в странах Запада и Востока.
Проблема «мирового Юга»
17
Послевоенное развитие мира. Начало холодной войны
Складывание международно-
правовой системы. ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе.
«Биполярная» модель международных отношений
в период «холодной войны».
18
Модернизационные процессы в США и странах Европы
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития.
Информационная революция
конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе
Европейский Союз
19
Страны Восточной Европы и СНГ в 80-90 годы. Выбор нового пути развития
Система международных отношений на рубеже XX
-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка.
20
Страны Азии, Африки и Латинской Америки
Новые индустриальные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
21
Страны Латинской Америки
б
Новые индустриальные страны Латинской Америки
22
Духовная жизнь и мировая культура второй половины ХХ века
Особенности духовной жизни современного общества.
Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-
тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
23
Мировая цивилизация : новые проблемы на рубеже тысячелетий
Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Мировоззренческие основы
«неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм.
Религия и церковь в современной
общественной жизни. Экуменизм.
Причины возрождения религиозного фундаментализма и
националистического экстремизма в начале XXI в.
24
Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в 20 веке»
История России и Татарстана. 11 класс - 46часов
26
Казанская губерния в начале ХХ в.
1
Общая характеристика Казанской губернии
Развитие промышленности, транспорта и торговли.
В годы первой революции. Общественно политическая жизнь. Татарское национальное движение
Развитие культуры.
27
Кризис империи: Русско-японская война и революция
1
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг
28
Политическая жизнь страны
1
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
29
Реформы П.А. Столыпина
1
Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
30
Культура Росси в XIX - н.XXв
Духовная жизнь общества. «Золотой век» татарской культуры.
1
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Подъем татарской культуры. Изменения в системе образования татарского народа.
Театр. Литература. Зарождение профессионального театра.
31
Россия в первой мировой войне
1
Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
32
Февральская и Октябрьская революция
1
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» - сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
33
Гражданская война
1
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
34
Казанская губерния в Февральской революции 1917 г.
Октябрь в Казани.
Гражданская война в Поволжье. Образование ТАССР
1
Углубление экономических, социальных противоречий. События февральской революции в Казанской губернии. Смена власти, установление двоевластия в нашем крае, мероприятия новых органов власти.
События октябрьского переворота 1917 г. в Казани. Захват власти большевиками.
Гражданская война, интервенция.
Политические программы участвующих сторон. Политика «военного
коммунизма»
35
Новая экономическая политика. Образование СССР.
1
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
36
Культура и искусство после октября 1917г.
1
Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования.
37
Модернизация экономики.
1
Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
38
Республика в годы НЭПа
Республика в условиях модернизации
1
Экономические трудности и социальные противоречия в ТАССР после Гражданской войны, национально-государственные проблемы. Голод в Татарии в 1921 г. Переход к нэпу. Мероприятия нэпа в Татарии. Экономические и социальные итоги нэпа. Восстановление хозяйства.
Курс на свёртывание нэпа в Татарии. Реконструкция народного хозяйства, начало индустриализации, её особенности в ТАССР. Первые пятилетки. Новые отрасли промышленности: авиационная, химическая и др. Социалистическое соревнование в Татарии. Итоги и цена индустриализации в ТАССР. Коллективизация сельского хозяйства. Политика раскулачивания в Татарии. Мероприятия коллективизации. Создание колхозов и МТС. Трагические итоги коллективизации. Итоги "большого скачка" в ТАССР.
39
Культура и искусство СССР
1
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х - 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
40
Международные отношения СССР
1
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
41
СССР в 1939-1941гг.
1
Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза
42
Начальный период Великой Отечественной войны
1
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Ленд-лиз.
43
Татарстан в годы войны
1
Героизм в годы войны.
Эвакуация, слаженное военное хозяйство. Культура.
44
Коренной перлом в ВОВ
1
Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны.
Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
45
Наступление Красной армии на заключительном этапе
1
Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение
46
Причины, цена Великой победы
1
Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира. Героизм народа на фронте и в тылу.
47
Повторение и контроль знаний по теме: «СССР в 20-40-е г.г.»
1
48
Начало «Холодной войны». СССР последние годы жизни И.В. Сталина
Послевоенное десятилетие республики
1
Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг
49
XX съезд КПСС.
Внешняя политика СССР.
1
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х - начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х - начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
50
Советское общество 50-60-е годы
1
Демократизация общественной жизни в период «оттепели»
51
ТАССР в50-60-е годы
1
Промышленное развитие Татарии. Курс на ускоренное развитие нефтяной отрасли. Успехи электрификации. Формирование промышленного комплекса на юго-востоке республики. Реформа управления промышленностью и её итоги для индустрии ТАССР. Успехи и трудности аграрного производства в Татарии. Ограниченность экономических преобразований, сохранение экстенсивного пути развития ТАССР. Участие населения республики в освоении целины. Социальная жизнь республики,
52
Духовная жизнь СССР в 40-60-е годы
1
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
53
От реформ к «Застою».
СССР в мировой арене.
1
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х - начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
54
Формирование духовной позиции в СССР
1
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг.
55
Наука, литература и искусство
1
Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
56
Политика перестройки в сфере экономики
1
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
57
Развитие гласности и демократии в СССР
1
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
58
Новое политическое мышление
1
Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг.
59
Кризис и распад советского общества
1
Причины распада СССР.
Распад мировой социалистической системы.
60
Татарстан в 80-е годы
1
Экономические реформы в промышленности и сельском хозяйстве республики. Камский промышленный район. Увеличение дисбаланса между тяжёлой и лёгкой промышленностью. Успехи и трудности аграрного развития. ТАССР и новый этап НТР. Проявление застойных явлений в экономике Татарии. Снижение темпов роста. Остаточный принцип финансирования социальной сферы, рост бытовых трудностей в республике. Консервативные тенденции в общественно-политической жизни ТАССР: усиление всевластия партийно-государственной бюрократии. Декларативный характер демократических новаций в национально-государственном статусе ТАССР. Рост преступности. "Казанский феномен". Духовная жизнь Татарии, развитие культуры. А.Х. Халиков, М. А. Усманов, Ф. Аминов, Р. Мустафин, А. Енике и др.
61
Курс реформ и политический кризис 1993г.
Курс на модернизацию края
1
Перестроечные реформы в экономике республики и их результаты. Ограниченность преобразований, снижение темпов развития Татарстана. Переход экономики ТАССР на принципы хозрасчёта. Демократизация политической жизни, обновление органов республиканской власти. М. Ш. Шаймиев, М.Г. Сабиров, В.Н. Лихачёв. Размах общественно-политического движения. Развитие национального движения. ТОЦ, "Иттифак", "Азатлык". Движение к суверенитету. Декларация о государственном суверенитете Татарстана. Политическая поляризация татарстанского общества. Выборы первого президента Татарстана.
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
62
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней.
1
Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны
63
Общественно - политические проблемы в России.
1
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
64
Новый этап в развитии РФ
1
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2011 г. и президентские выборы 2004,2008,2012 г.г.
65
Татарстан на рубеже ХХ-ХХ1 в.в.
1
Особая модель экономического реформирования Татарстана: "мягкое" вхождение в рынок. Её итоги. Остановка спада производства и экономический рост. Социальная направленность экономических преобразований в республике. Программа ликвидации ветхого жилья. Поиск новых форм национально-государственного устройства Татарстана, его статуса и взаимоотношений с РФ. Референдум 21 марта 1991г. Принятие Конституции РТ. Подписание Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Борьба руководства РТ за сохранение суверенитета. Всемирные конгрессы татар. Международные связи Татарстана. Культурная жизнь современного Татарстана.
66
Внешняя политика РФ
1
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. События на Украине. Присоединение Крыма.
67
Духовная жизнь России
1
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
68
Повторение и контроль по теме: «Россия и Татарстан в ХХ веке»
1