• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории на тему теме Внешняя политика СССР в 60-х годах XX века (9 класс)

Конспект урока по истории на тему теме Внешняя политика СССР в 60-х годах XX века (9 класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «США». Тема урока и цели.

На прошлом уроке мы рассматривали тему Международные отношения - явление, в котором отражается вся эпоха. Особенности международных отношений второй половины ХХ века определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на 2 противостоящие друг другу системы, создание атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить человечество.
- Назовите и охарактеризуйте основные периоды в развитии международных отношений второй половины ХХ века.

Какие события служат основаниями для периодизации?

  1. Эпоха холодной войны (когда в США и СССР было создано ядерное оружие). Какие военные политические блоки были созданы? Покажите на карте страны, которые вошли в них.

2. Эпоха тенденции разоружения - политика мирного сосуществования.

-Кто выдвинул этот тезис и когда?
-Как этот тезис воплощался в жизнь в СССР и США (перемирие в Корее 1953 года, нормализация отношений с Югославией, вывод войск из Австрии, СССР отказался от создания военно-морской базы в Черном море вместе с Турцией и др).

- Как расценивался этот принцип политиками? (ведение классовой борьбы с позиции силы, к чему это привело?)

Работа с карикатурами.

  1. Карибский кризис. (карикатура №1) О каком событии идет речь? Какие детали доказывают это? К чему могла привести эта проба сил? Чем закончился кризис?

Сделайте общий вывод.
В середине 60-х международная обстановка для СССР была действительно противоречивой. В странах «третьего мира» она не давала ожидаемых результатов, с Западом она обострилась из-за войны во Вьетнаме, да в странах соцлагеря не было единства, поэтому мировые державы изменили курс внешней политики.

Рассмотрим документы №1. Какие внешнеполитические цели и задачи в этот период. Докажите свою точку зрения примерами.
Каждая из этих стран исходила из этих позиций по проблеме.

США

СССР

СССР и союз сохраняют силу лишь в условиях противостояния, а в условиях нормализации будут ослаблены.

Слабость США, успех советской демократии.

- Как вы понимаете смысл «политика разрядки»?

Работа с учебником: с.313 ( А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, Брандт История России 20-начало21 века. -учебник для общеобразовательных учреждений 9 класс. М., изд.Просвещение, 2013 г.). Приведите примеры мероприятий с политики разрядки?

  • ОСВ 1 - 1972 г.

  • Договор ПРО - 1973 г.

  • Совместный полет в космос «Союз - Аполлон» - 1975 г.

  • Подписание Хельсинского договора - 1975 г.

Работа с документом №2 и вопросами к нему.
Какие выводы сделали США и СССР?

Выводы:

США

СССР

Борьба за права человека в СССР и Восточной Европе.

Невмешательство, признание границ.

Какой общий вывод можно сделать?
Разрядка оказалась недолгой. От прямого военного противостояния перешли к региональным вмешательствам. Наиболее ярким показателем является арабо-израильские конфликтные вопросы.

Работа с документом №3, вопросами к нему и карикатурами(№3 и №4). Объяснить смысловое значение.
Возникли другие региональные конфликты в Латинской Америке (Никарагуа), Африке(Эфиопия, Мозамбик)
Точку в это направление поставила война в Афганистане. Когда от поддержки перешли к военному вмешательству 25 декабря 1979 год.

Итоги войны в Афганистане

  • Подорван авторитет СССР.

  • Большие людские и материальные потери.

  • Способствовало нарастания экономического кризиса.

  • СССР стали рассматривать как агрессора.

Возникли проблемы в странах Восточной Европы.

Работа с документом №4 с. 318 и вопросами к нему.

Работа с понятиями «Доктрина Брежнева» (стремление к интеграции заменен тезисом: право СССР любыми средствами препятствовать выходу из ОВД и оказывать влияние на эти страны)
Закрепление материала:
С каким новым периодом в развитии международных отношений вы познакомились?
Как его рассматривали США и СССР?
Как вы понимаете смысл политики разрядки?
Приведите примеры ее осуществления?
Почему она оказалось недолгой? Работа с карикатурой (№5)


Д/з: Можем ли мы рассматривать разрядку международной напряженности как обреченную попытку или же это упущенная альтернатива? (письменно привести аргументы)

.

Карикатура№ 1. Карибский кризис

Конспект урока по истории на тему теме Внешняя политика СССР в 60-х годах XX века (9 класс)



Документ №1



Из статьи Маршала Советского Союза Н. И. Крылова «Поучительные уроки истории» (30 августа 1969)

Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.

Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.

Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволят противнику осуществлять внезапное нападение.



Документ №2

Из заключительного акта Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Декларация принципов взаимоотношений государств - участников Совещания.

II. Неприменение силы или угрозы силой

Государства - участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций и с настоящий Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. Соответственно государства - участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства - участника. Равным образом они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства - участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

2. Беседа с учащимся по прочитанному тексту.
- Каковы причины перехода к политике разрядки?
- Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?
-Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?
-Какие противоречия существовали в оценках хельсинских мировых инициатив лидерами СССР и США?

Документ №3

Из заявления советского правительства с агрессией Израиля против ОАР

СССР заявляет о совей решительной поддержке правительств и народов ОАР, Сирии, Ирака, Алжира, Иордании и других арабских государств… требует от израильского правительства в качестве первой неотложной меры по ликвидации военного конфликта немедленно и безусловно прекратить военные действия.
Советские правительство оставляет за собой право осуществить все необходимые меры, вытекающие из обстановки…

Б) Зарубежная печать об арабо-израильской войне.

[Каир - 25 сентября 1967г.]: 10 июня, т.е после прекращения огня, в израильские порты стали пребывать грузы американского оружия. США поставляет оружие на основании секретного соглашения, подписанного Израилем 20 мая. Это соглашение предусматривает поставку стратегического Израилем 20 мая. Это соглашение предусматривает поставку стратегического наступательного оружия, в т.ч. тяжелых танков и особенно бомбардировщиков типа «Лайтнинг» и английских танков «Центурион» и «Чифтен». Израиль получил управляемые ракеты «Хок» типа «земля-воздух» и ряд других ракет типа «воздух-земля»… - большую партию танков и вертолетов.

Израиль использовал в июньской войне американского оружие, которые вооруженные силы США еще до сих пор не применяли. В израильских войсках во время июньских событий тайно присутствовало 70 американских специалистов, которые наблюдали за эффективностью использования нового американского оружия против советской военной техники. Это было в основном противовоздушное и противотанковое оружие.

Имеются факты о прибытии в Израиль «добровольцев» до июньских событий и после.. Их общее число достигло 7500 человек. Это были в основном летчики и военные специалисты бронетанковых войск…
[Нью-Йорк таймс - 1 ноября 1970г.] Сейчас на ближнем востоке действуют четыре силы - Россия, Америка, Египет и Израиль. Остальные, в том числе Китай и палестинские партизаны, не имеют такого большого значения, хотя их влияние должно возрасти, если беспорядки будут продолжаться.

Не ясна позиция Египта. Русские прочно закрепились там, и египтяне благодарны за помощь русских. Но положение американцев, которым Насер ( президент Египта с 1956 по 1970 г.) всегда в тайне симпатизировал, в настоящее время не так уж плохо, несмотря на резкие официальные критические выступления.

Нельзя быть уверенным в том, что нынешняя расстановка сил сохранится завтра, Высшими политическими факторами является армия, которая благодарная за советскую военную Технику.

Вашингтон и Москва должны делать в кулаке своих клиентов, чтобы избежать вовлечения в новое вооруженное противоборство.

3) Работа учащихся с историческими документами
Задание для учащихся: НА примере арабо-израильского конфликта сделайте выводы:
- Какие формы приняло противостояние между СССР и США?
- Почему сохранялась угроза мировой войны?
- Какие еще региональные конфликты, в котором участвовали СССР и США проходили в 60-70-е гг.?



© 2010-2022