Проект История запорожского казачества

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯПроект История запорожского казачестваПроект История запорожского казачества

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №34






















Проект













История запорожского казачества. Проект / Н.М. Тимофеева, И.Ф. Богданова. - Макеевка: МОШ №34, 2014. - 14 с.

Использование метода проектов - «высший пилотаж» учителя в технологии личностно ориентированного образования, так как учитель создает условия для самореализации учащихся. Представляем бинарный проект, который является результатом скоординированных совместных действий педагогов и учащихся Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ №34




























2



Содержание












3

ПАСПОРТ ПРОЕКТАТимофеева Наталья Михайловна, учитель истории Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 34

Богданова Ирина Федоровна, учитель информатики Макеевской общеобразовательной школы І- ІІІ ступеней № 34

Участники проекта

учащиеся 8-В класса Макеевской общеобразовательной школы І- ІІІ ступеней № 34

Сроки реализации проекта

Декабрь 2013 - май 2014 года

Тип проекта

Педагогический (по выбранному для преобразования объекту)

Исторический (по содержательному аспекту)

Образовательный (по направленности)

Практико-ориентированный (по результатам деятельности)

Школьный (по уровню охвата)

Краткосрочный (по продолжительности)

Коллективный (по количеству участников)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.. Историки рассматривают казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Запорожское казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах истории запорожских казаков, о чем пойдет речь в проекте, к сожалению, не сохранилось достоверных письменных источников. Тем интереснее будут результаты работы учащихся.

Одно из требований Республиканского образовательного стандарта к предметным результатам освоения курса истории отражает «овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации», именно поэтому было принято решение создать бинарный проект (исследовательская работа по истории в сочетании с практической работой по информатике).

История запорожского казачества в 8-ом классе изучается на основе метода проектов. Проектировочные умения восьмиклассников еще недостаточно развиты, несмотря на то, что ученики этого класса изучают информатику с первого класса. Поэтому данный проект является обучающим. Учащиеся должны овладеть методикой создания проекта, четко уяснить содержание составных частей проекта. Предложено принять участие в реализации проекта ученикам одного 8-го класса. Однако решающее значение в этой работе имеет принцип добровольности, так как согласно пункту 4 статьи 31 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», привлечение учащихся к мероприятиям, не предусмотренным учебным планом, без их согласия и согласия их родителей запрещается.

Проектный метод - это инструмент, который создает уникальные возможности для развития ключевых компетенций учащихся (социальной, поликультурной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и т.д.) в достижении нового, стимулируя природную любознательность и творческий потенциал.

4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта.

  • «Прожить» в учебно-воспитательном процессе исторический отрезок возникновения и первых страниц истории запорожского казачества. Создать банк выполненных обучающимися электронных презентаций.

Задачи проекта

  • Расширять познавательную активность, кругозор

  • Учить выбирать собственную систему ценностей

  • Развивать умения:

    • осознавать мотивы деятельности;

    • достигать результативности в выборе;

    • согласовывать деятельность всех участников;

    • оперировать научным содержанием, проявлять творчество;

    • отстаивать свою точку зрения, проявлять эмпатию, оказывать помощь товарищам;

    • оценивать себя и других согласно критериям.

  • Презентовать материализованные продукты проекта

  • Найти слагаемые успехов и неудач

  • Наметить перспективы дальнейшего развития

ИННОВАЦИОННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Инновационная значимость проекта состоит в создании многофункционального образовательного пространства, способного обеспечить субъектам учебно-воспитательного процесса систему возможностей для эффективного саморазвития, проявления инициатив, самопрезентации.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В результате внедрения проекта ожидается:

  • объединение усилий педагогов разных дисциплин в реализации проекта;

  • качественное решение учителями задач личностно ориентированного обучения;

  • развитие исследовательских навыков учащихся;

  • координация совместных действий педагогов и учащихся в достижении целей основного общего образования, повышении его качества;

  • развитие любознательности и творческого потенциала обучающихся;

  • приобретение опыта самоанализа, рефлексии, самопрезентации;

  • развитие способности осознанно ориентироваться в потоках разнообразной информации;

  • создание условий для самореализации обучающихся;

  • обеспечение дополнительной занятости школьников.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА

Общие критерии оценивания проекта

  • Значимость, актуальность, востребованность, достижимость цели и задач;

  • инновационный характер проекта;

  • корректность выбора мероприятий проекта, их количество и качество;

  • соответствие критериев оценки внедрения проекта, продуктов творческой деятельности, защиты работ возрастным особенностям восьмиклассников;

  • результативность проекта;

  • перспективность развития проекта;

  • качество оформления проекта и его продуктов.

5

Критерии выполнения творческого продукта проекта

  • Уровень познавательной активности, кругозора;

  • технология и качество выполнения;

  • оригинальность идеи творческого продукта;

  • качество оформления;

  • качество презентации.

Критерии защиты творческого продукта проекта

  • Композиция, полнота представленной работы;

  • объем и глубина знаний, эрудиция;

  • культура речи, манеры, чувство времени;

  • аргументированность, убедительность при ответах на вопросы;

  • деловые качества: способность работать с перегрузкой, стремление к достижению высоких результатов, контактность, доброжелательность.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Реализация проекта требует эффективного использования ресурсов. Кадровый ресурс - это квалифицированные педагоги, способные достигать цели и решать задачи Республиканского государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Информационный материально-технический ресурс обеспечения проекта достаточный. Проект презентован на заседании школьного методического объединения учителей обществоведческих дисциплин. Результаты реализации проекта представлены на педагогическом совете школы, а также на заседании городского методического объединения учителей обществоведческих дисциплин. Проект не требовал особых финансовых затрат. Вместе с тем понадобились средства для оформления продуктов творческой деятельности. Для этого использовались добровольные взносы педагогов и родителей.

ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Традиционный подход к обучению, смысл которого - научить конкретным прагматическим умениям, сменяется постановкой задач, решение которых требует творческого мышления, личного опыта, универсальности образования. В рамках этого подхода проектное обучение представляет собой появление новых форм деятельности, которые обеспечивают использование потенциала самой личности.

Проект «История запорожского казачества» направлен на реализацию перспектив развития проектирования, намеченных в городском проекте «Управление проектной деятельностью в инновационном образовательном пространстве города Макеевки».

Стратегия проекта предусматривает становление личностных характеристик учащихся, умеющих учиться, вести диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов, осознающих важность образования и самообразования.

В основу проекта положены принципы личностно ориентированного, компетентностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов, определенные ведущими Республиканским государственным стандартом.

В ходе реализации проекта предпочтение отдается использованию информационно-коммуникативных образовательных технологий. Ведущими являются методы и приемы, связанные со свободным выбором действий, самостоятельным выполнением различных видов работ на основе как заданных алгоритмов, так и собственно проектируемых способов выполнения заданий.


6

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАОтветст-

венные

Учитель

Ученики

Подготовительный этап

Проектный подход в изучении предметов

  • Знакомит со смыслом проектирования;

  • рассказывает о замысле;

  • мотивирует к участию в проекте;

  • создаёт консультационный пункт

Объединяются в проектные группы;

определяет функции участия каждой группы и обязанности каждого участника группы, выбирают руководителя творческой группы

декабрь 2013

Схема взаимодействия

Авторы проекта - Тимофеева Н.М., Богданова И.Ф.

Планирование реализации проекта

  • Высказывает предложения;

  • корректирует идеи

Формируют цели и задачи;

обсуждают их в группах;

выносят идеи на дискуссию, совместно принимают решение;

осознают мотивы деятельности, значимость предстоящей работы

декабрь 2013

  • Совместное определение цели и задач;

  • разработка плана действий с определением функций каждого участника проекта

Этап исполнения

Создание ученического продукта

  • Готовит памятки, алгоритмы;

  • стимулирует, координирует, консультирует, опосредовано руководит;

  • устанавливает критерии оценки конечного продукта;

  • развивает представление школьников об ученическом продукте

  • Определяют источники и способы сбора информации;

  • пополняют информационную папку;

  • корректируют общие и индивидуальные усилия в группах;

  • планируют форму обобщения промежуточного результата;

  • определяют форму представления результатов;

  • презентуют творческие продукты в группе;

  • проводят групповую рефлексию

январь - апрель 2014

  • Определение оптимальных путей решения проблемы;

  • прогноз ожидаемого продукта;

  • общий анализ и обобщение про-межуточных результатов;

  • создание творческого продукта и его презентация в группах;

  • самооценка результатов процесса, себя в нём с учётом оценки других

Руководители творческих групп, члены творческих групп

Этап презентации

Презентация ученических продуктов

  • Устанавливает критерии оценки презентации проекта и предлагает рекомендации к защите проекта;

  • участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта;

  • организует экспертизу, приглашает в качестве экспертов старших школьников

  • Защищают творческий продукт;

  • анализируют и оценивают творческие продукты, соотнося их с целями, задачами, критериями

апрель 2014

Презентация творческих продуктов групп

Все участники проекта

Этап отчётности

Образцы оформления проекта, ученических продуктов, аналитического отчёта о завершении коллективного проекта

  • Готовит аналитический отчёт о завершении коллективного процесса;

  • оформляет выставочный вариант проекта

Сдают оформленные ученические продукты

май 2014

Аналитический отчёт о завершении коллективного проекта, выставочный вариант проекта

Авторы и руководители проекта, руководители творческих групп

ОЦЕНКА РИСКОВ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ

В ходе подготовки проекта предусмотрены мероприятия, позволяющие ликвидировать или ослабить возможные отрицательные последствия до реального воплощения проекта.

Во избежание нарушения принципа добровольности разработана «Памятка руководителям проекта» (приложение 1).

Мотивация детей к совместной творческой деятельности обеспечивалась максимальной внеурочной деятельностью учащихся, широким выбором видов заданий и продуктов, которые можно подготовить в ходе реализации проекта (приложение 2).

Устранить пассивность участия восьмиклассников в реализации проекта помогает система поощрений (приложение 3).

Для качественного оформления проекта и презентации его творческих продуктов разработаны требования, рекомендации, положения (приложения 4, 5).

Для осуществления продуктивной обратной связи подготовлена таблица (приложение 6).

КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Важным условием качественного выполнения проекта является систематическое получение и использование обратной информации о ходе его реализации.

Работа над проектом предусматривала анализ координации деятельности его участников, контроль за соблюдением графика, качеством проведенных мероприятий и продуктов, информированием о ходе выполнения проекта.

Передача учащимся функций управления учением обеспечивала переход от внешнего к внутреннему контролю.

8

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Осуществляемая апробация системы проектного обучения подтвердила свою педагогическую целесообразность. Проект актуальный, реалистический, практико-ориентированный, соответствует Положению о проектной деятельности в образовательном пространстве города Макеевки, востребован в образовательном пространстве города, свидетельствует о возможности внедрения другими. Основные идеи, которые воплощаются в проекте, обосновываются нормативно-правовыми документами, достижениями современной педагогической науки, перспективным педагогическим опытом.

Цель и задачи проекта четкие, направлены на решение задач Республиканского государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Качественное ресурсное обеспечение позволило организовать продуктивную проектную деятельность в соответствии с имеющимися социально-педагогическими условиями и возможностями его участников. Созданное многофункциональное обогащенное образовательное пространство обеспечивало субъектам учебно-воспитательного процесса систему возможностей для развития.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли учителя. Он перестает быть источником - ретранслятором знаний для учащихся и превращается в организатора познавательной деятельности школьников, независимого консультанта, помощника, координатора. Ярко прослеживается коллективный характер, активность участников проекта. Налицо педагогический эффект. 100% учащихся приняли участие в реализации проекта. 20% из них использовали только факты, предложенные в учебнике. 80% школьников активно включились в «добывание знаний», использовали дополнительную литературу и источники, проявили умения ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

При внедрении проекта наряду с познавательной, творческой, деятельностной стороной присутствует эмоционально-ценностная, которая определила значимость проекта. Выбор заданий был внешним и внутренним. Внешний выбор - это выбор вида заданий, партнеров по деятельности и форм его представления. Внутренний выбор определялся потребностями, способностями учащихся, их ценностными ориентирами, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими участниками проекта (приложение 7).

Результаты внедрения проекта материальны, т.е. представлены электронными продуктами. Презентовано 8 творческих продуктов. Именно продукт является той частью «айсберга», которая наиболее видима и имеет наибольшую значимость.

Учителя «открывали» в некоторых учениках то, чего ранее не замечали - присутствие специальных способностей, требующих развития путем осуществления индивидуального подхода в обучении.

Обучающиеся не только представляли результаты работы над проектом в виде продуктов, но и описывали приемы, при помощи которых выполнялись задания, обозначали проблемы, возникающие при их выполнении.

Школьники приобрели и продемонстрировали опыт презентации итогов своей деятельности.

Большинство учеников придерживались критериев оценивания разных видов заданий, конструктивно относились к критике.

Однако восьмиклассники испытывали трудности в лаконичном представлении информации, умениях обобщать, делать выводы, оформлении и защите работ, организации учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками. Слабо проявилось умение объективно оценивать выполнение учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Педагоги-авторы проекта, не только ставили задачи коллективного поиска путей оптимизации учебно-воспитательного процесса, но и создавали условия для неформального общения в группах школьников.

9

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Важная роль проектной деятельности в достижении нового качества учебно-воспитательного процесса, результаты внедрения данного проекта позволяют наметить перспективы дальнейшего развития проектной деятельности. Для этого необходимо продолжить:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории;

  • развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • формирование основ культуры проектной деятельности и навыков презентации учебных проектов и их продуктов;

  • формирование критериальной основы оценивания продуктов творческой деятельности;

  • развитие умений находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • развитие традиций исторического диалога;

  • увеличение присутствия информации о результатах реализации проекта в глобальной сети Интернет.

Конечные сроки реализации проекта не обозначают завершение процесса решения проблемы. Предлагается в дальнейшем строить коррекционно-образовательный процесс с учетом выявленных в ходе реализации проекта проблем, пополнять банк выполненными творческими продуктами, осуществлять поиск новых проблем для индивидуальных и коллективных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Республиканский государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: don-istorik.blogspot.com/

  2. Республиканский государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015-2017 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: don-istorik.blogspot.com/

  3. Положение о проектной деятельности в образовательном пространстве города Макеевки [Текст]. - Макеевка: МЦ, 2009. - 17 с.

  4. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А.Леонтьев. - М.: Знание, 1979. - 47 с.

  5. Ломакина О.Е. Проектирование в образовании: необходимость и реальность [Текст]/ О.Е.Ломакина // Школьные технологии. - 2003.- №4. - С. 38-45.

  6. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А.К.Маркова, А.Б.Орлов, Л.М.Фридман. - М.: Педагогика, 1983. - 63 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


10

Приложение 1

Памятка руководителям проекта

  1. Никто не может навязать никому решение об участии в проекте.

  2. Участникам предоставляется возможность самостоятельно работать.

  3. Все участники проекта равноправны, разделяют в равной степени ответственность за участие в проекте.

  4. Руководитель проекта исполняет роль помощника и вмешивается в работу над проектом только тогда, когда этого требуют обстоятельства или участники проекта об этом просят.

  5. Руководитель проекта отвечает за окончательное оформление проекта и организацию его презентации.

  6. Во избежание перегрузки учащихся проследите, чтобы одновременно в этом классе не реализовывалось несколько проектов.

  7. Категорически запрещается применять такие методы воспитания, как наставления, поучения, принуждение, прямое требование, наказание.


Приложение 2

Виды продуктов проекта

  • Медиапродукт:

  • презентация

  • видеоролик

  • фильм

  • мультфильм

  • иное

  • Приложение 3

  • Система методов, способствующая активному участию в реализации проекта

  • Напоминание о доверии;

  • подчеркивание старательности, исполнительности;

  • разъяснение значимости участия в реализации проекта;

  • приглашение к сотрудничеству;

  • апелляция к деловым качествам;

  • поддержка уверенности;

  • напоминание об ответственности;

  • разъяснение коллективных ценностей;

  • убеждение в формировании уверенности в общественной полезности;

  • личный пример педагога.

  • Приложение 4

  • Требования к оформлению материалов проекта

  • Каждая группа предоставляет свой продукт на электронном носителе. Презентация должна в обязательном порядке содержать Название темы и указание фамилий участников творческой группы, выполнившей работу.

  • Руководители проекта объединяют все медиапродукты на один электронный носитель.

  • 11

  • Приложение 5

  • Защищаем проект

  • Рекомендации

  • Если мысль скачет с предмета на предмет,

  • перебрасывается, если главное постоянно

  • прерывается, то такую речь почти

  • невозможно слушать.

  • А.Ф.Каш

  • У школьников какая-то область знаний является доминирующей. Учителя рекомендуют вам обогащающий материал по определённым разделам. Затем предлагается выразить своё видение существа дела, составить свой проект на базе структурированного и обогащённого материала. Затем идёт этап защиты проекта. Можно предложить некоторые рекомендации.

  • Во-первых, для раскрытия темы надо найти выигрышные мысли. А эти мысли надо ясно сформулировать и определить их значимость.

  • Во-вторых, нужны лаконизм и чёткость. Для этого уместно проконтролировать себя внутренними вопросами: что же конкретное и важное я сообщу? Что надо сообщить для достижения цели? Что одноклассники ждут от меня интересного, увлекательного? При этом надо соблюсти два принципа:

  • не утомлять известным материалом и мелочами;

  • отобрать самое существенное (лучше меньше, да лучше).

  • Можно предложить приёмы для создания атмосферы свежести, новизны:

  • оживление в памяти факта ярким его описанием;

  • оригинальная трактовка знакомых мыслей;

  • смелые суждения и свежие факты;

  • личная позиция защитника проекта.

  • Необходимо убедить классную аудиторию в ценности выполненной работы. Для этого следует:

  • обязательно обеспечить авторитетность источников информации;

  • добиться доверия;

  • обращаться к фактам и примерам, вызывающим эмоции;

  • мысленно представить себя в качестве слушателя и постараться воспринять материал с их точки зрения.

  • Для усиления убеждающего воздействия хорошо использовать примеры. Они являются средствами конкретизации и позволяют приблизить мысль к классному коллективу. Тогда проект будет понятен, притягателен для одноклассников. Ещё римский философ Сенека говорил: «Длинен путь через наставления, короток и лёгок - через примеры». Но при отборе примеров целесообразно контролировать себя вопросами:

  • типичен ли пример для иллюстрации мысли (если нет, лучше отказаться от него);

  • сколько примеров необходимо привести (если примеры тождественны, то лучше использовать один, наиболее впечатляющий).

  • Самое важное то, чтобы после защиты вы почувствовали удовлетворённость, обрели уверенность и с большим интересом продолжали исследование.

  • 12

  • Приложение 6

  • Продукты,

  • подготовленные учащимися

  • Таблица

  • Лисовская А.

    • 2

    • Князь Дмитрий Вишневецкий (Байда) -

    • основоположник первой Запорожской Сечи

    • Биленко А., Хасянова И., Пеньковская Н.

    • 3

    • Запорожская Сечь - казацкая республика.

    • Баскакова А., Тупикина Э., Аскерова К.

    • 4

    • Эпоха героических походов казачества.

    • Гетман Петр Конашевич Сагайдачный.

    • Демчук А.,

    • Набхан Д.,

    • Сычев В.

    • 5

    • Национально-освободительная война украинского народа против Речи Посполитой под руководством Богдана Хмельницкого.

    • Киселев Н.,

    • Лежанко В.,

    • Аверин В.

    • 6

    • Украинские земли в 60-80-е гг. XVII века («Руина»).

    • Макаров В., Рамазанов А., Лагутков К., Прокопенко Д.,

    • 7

    • Украинские земли в конце XVII - конце XVIII веков.

    • Дегтярев М., Шаповалова Е., Шевченко М.

    • 8

    • Ликвидация Гетманщины. Ликвидация Запорожской Сечи.

    • Тыщенко А.,

    • Федоров П., Подгребельный Н., Дегтярев М.

  • Приложение 7

  • Отзывы учащихся о ходе реализации проекта

  • Проект помог нам сблизиться и показал, кто из нас был ответственный, на кого можно положиться.

  • Вопросы мы изучали почти с фанатизмом.

  • Проект изменил отношение к предмету.

  • Лично меня этот проект научил:

  • обретать уверенность в любом деле;

  • работать в коллективе;

  • быть толерантным, спокойным;

  • сдерживать эмоции, но в то же время оставаться эмоциональным;

  • сотрудничать с другими группами;

  • находить информацию из различных источников информации;

  • мобилизироваться, открыть свой внутренний потенциал;

  • реализовывать свои творческие возможности;

  • планировать проектные действия;

  • 13

  • оформлять различные продукты своей творческой деятельности;

  • расширять содержание обучения;

  • определять проблемы и решать их;

  • интеллектуально саморазвиваться.

  • В начале проект показался нам каким-то глобальным явлением, чем-то страшным. Но началась работа - и всё быстро стало на свои места. Работать в проекте было легко, интересно, потому что рядом со мной были мои друзья.

  • Необходимость в публичной защите помогла мне стать более уверенным.

  • Умения, приобретённые в ходе реализации проекта, понадобятся мне в будущем.

  • Опыт работы нашего класса над проектом стал примером для других классов.

  • Стержнем, вокруг которого может сплотиться вся школа, может стать общий проект для всей школы.

  • 14

© 2010-2022