Урок Рабство в Древнем Риме

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Рабство в Древнем Риме. (5 класс)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемно-диалогический.

Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Приёмы деятельности учителя: организация проблемно-поисковой работы обучающихся, самостоятельной работы обучающихся, самооценки обучающихся, коррекции.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Цели:

создать условия для изучения учащимися явления рабства в Древнем Риме.

Задачи:

формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме., основных источниках рабства;

развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, переводить информацию из одной формы в другую, давать характеристику событиям и участникам;

способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

Познавательные УУД:

извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение;

развитие устной и письменной речи учащихся;

умения строить речевое высказывание;

умение выделять существенную информацию из текста разных видов;

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях..

Регулятивные УУД:

фиксировать затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения;

ставить цели работы;

самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам.

Личностные УУД:

эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию;

внутренняя мотивация к учению.

Метапредметные УУД:

искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

выражать свои мысли, аргументировать своё мнения, учитывать разные мнения;

формировать навыки работы в группе, умение слушать одноклассников, принимать коллективное решение;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

умение задавать вопросы и использовать речь для регуляции своей деятельности.1. Организационный момент

Цель: создание мотивации к действиям на уроке.

Учитель создаёт ситуацию погружения в тему.

Слайд 1 «Яхта «Дункан»»

Учитель: Добрый день уважаемые гости, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие на машине времени вместе с героями романа «Дети капитана Гранта» на поиски пропавшего на английском судне «Британия» капитана Гранта. Усаживайтесь поудобнее.

- Какой курс должно взять наше судно, чтобы найти капитана?

- Кто из героев романа вместе с нами отправляется в путешествие?

Учитель: Я прошу вас закрыть глаза и представить как наша яхта «Дункан» плавно плывёт по водам Атлантического океана.

Звуковая запись «Крушение корабля». В кабинет входит римский сенатор.

Учитель: Что случилось, по всей видимости наше судно сбилось с курса? Кто вы?

Римский сенатор: Я член римского сената. Я представляю интересы великого государства и уполномочен спросить вас, с какой целью вы прибыли к нам? Почему у вас такой странный вид? Не готовите ли вы войну против Рима?

Римский сенатор: Я ничего не слышал о нём. А когда он пропал?

Римский сенатор: Но на дворе III век, период республики. Вы не из нашего времени.

Учитель: Мы попали в прошлое, помогите нам вернуться в XIX век.

Римский сенатор: Вам нужно пройти испытания, и помочь Римскому сенату в решении ряда проблем! Тогда я помогу вам.

Учитель: Ребята вы готовы помочь?

Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к работе.


Ученики отвечают на вопросы учителя.

- Мы должны проследовать по 37 параллели южной широты по морям, океанам и материкам, потому что нам известно, что судно потерпело крушения на 37 параллели, но точного места мы не знаем.

- Лорд Эдуард Гленарван, его жена леди Элен Гленарван, Мэри и Роберт Грант, майор Мак-Наббс, капитан Джон Манглс, известный французский географ Жак Паганель.


Ученики отвечают на вопросы сенатора.

- Мы ученики 5 школы города Сургута, мы отправились на поиски капитана Гранта. Мы не собираемся воевать.

- Это произошло в конце 1867 года.



- Да.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

2. Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания терминов по теме «Древний Рим», сформулировать тему урока и основные задачи новой темы.

Учитель создает ситуацию активизации необходимых для формулировки новой темы знаний.

Учитель: Ребята, прочитайте текст на доске и вставьте пропущенное слово

Слайд 2 (Задание с пропущенным словом)

Учитель: римский сенатор предлагает вам разгадать кроссворды на свитках.

Учитель:

- Ребята, какое ключевое слово зашифровано в вашем кроссворде?

- Как вы думаете, какую тему мы будем сейчас обсуждать вместе с римским сенатором?

- А в каком государстве поднимем эту тему?

Слайд 3 «Тема урока Рабство в Древнем Риме»

Учитель: Итак, вы сформулировали тему урока. Теперь давайте определим вопросы, которые нам предстоит изучить в данной теме.


На доске появляется основные вопросы темы.

Слайд 4 «Основные вопросы темы»

- Кто такие рабы?

- Дать определение понятию РАБ, РАБСТВО.

- Как в Риме появлялись рабы?

- Как использовали труд рабов?

- Был ли труд рабов эффективен?

Слайд 5 «Основные понятия урока»


Обучающиеся разгадывают кроссворды с ключевым словом «РАБ»

- Это слово РАБ

- Тему рабов, рабства.

- Рабство в Древнем Риме.

Обучающиеся формулируют основные вопросы, которые предстоит изучить.

- Кто такие рабы?

- Дать определение понятию РАБ, РАБСТВО

- Как в Риме появлялись рабы?

- Как использовали труд рабов?

- Был ли труд рабов эффективен?

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста разных видов; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы и использовать речь для регуляции своей деятельности.

3. Подготовка к изучению новой темы.

Цель: создание проблемной ситуации

Учитель предлагает обучающимся выполнить задание.

Учитель: Ребята, а сейчас вы поработаете в группах и выполните задание

Слайд 6 (Задание)

Вставьте пропущенные слова в текст.

Главным источником рабства в Риме были _______. Труд рабов использовали в __________, в ____________. Но больше всего римляне любили зрелища, которые устраивали в _____________. Это были бои ___________.

Учитель: Легко ли вам было выполнять это задание? С какими вы столкнулись трудностями?

Работа в группах. Обучающиеся выполняют задания, определяют, что для его выполнения им не хватает знаний.


Ученики определяют те затруднения, которые вызвало задание.

- Мы не знаем, откуда в Риме появилось рабство,

- Мы можем только предположить, где использовали труд рабов.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию

Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

умение формулировать своё собственное мнение и позицию;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

умение задавать вопросы и использовать речь для регуляции своей деятельности.

4. Формирование новых знаний.

Цель: выяснить подробности о жизни рабов, источниках рабства в Древнем Риме, где применяли труд рабов, научить обобщать, делать выводы.

Римский сенатор: Я предлагаю вам рассмотреть с разных сторон такое явление как рабство. Одна группа направится на рынок рабов. Вторая в имение знатного земледельца. Третья в дом богатого римлянина. Четвертая на гладиаторский бой.

Слайд 7 (Задания для групп)

Учитель раздаёт задания для каждой группы индивидуальное задание.

Учитель: Ребята. Сейчас вам предстоит работа в группах, результатом которой станет составленная вами схема, кластер, план.

Группа 1. «Рынок рабов». Внимательно изучите документ (Приложение 1) и заполните схему «Источники рабства в Риме».

Группа 2. «Рабы в имении землевладельца». Прочитайте § 49 пункт 1, 2. Составьте кластер, как жили рабы в имении. Чем они занимались.

Группа 3. Прочитайте § 49 пункт 3. Составьте схему «Жизнь раба в богатом доме».

Группа 4. Прочитайте документ. Составьте план

«Жизнь гладиатора». (Приложение 2) Дайте определение понятию амфитеатр. Подготовьте развёрнутый ответ по плану.

Римский сенатор: Я внимательно слушал ваши ответы. Результаты работы мне нравятся. Но вот проблему вы мне так не помогли решить. Познакомьтесь с высказываниями наших выдающихся учёных Варрона и Колумеллы. Объясните, почему они были правы?

Слайды 8-15 (Иллюстрации к ответам учеников)

Слайд 16 (Высказывания Варрона и Колумеллы)



Обучающиеся составляют схемы, делают выводы и обобщения, готовят устные ответы.




Обучающиеся читают документы. Обсуждают их в группах и делают выводы.

- Римляне относились к рабам как к орудиям труда, жестоко наказывали их, заставляли работать их без отдыха.

- Труд рабов не оплачивался, они не были заинтересованы в результатах своего труда, поэтому плохо обрабатывали поля, крали зерно.

- Чтобы изменить ситуацию, рабов нужно освободить и за труд платить им деньги.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста разных видов; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение формулировать своё собственное мнение и позицию;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы и использовать речь для регуляции своей деятельности.

5. Контроль и коррекция полученных знаний

Цель: внести корректировки в знания обучающихся

Учитель предлагает сравнить результаты работы обучающихся в группах с правильно составленными схемами и планом.

Учитель: А теперь давайте проверим результаты вашей работы. Сравните то, что сделали вы с правильными ответами.

Слайд 17-18 (Схема Источники рабства в Риме)

Слайд 19 (Жизнь раба в имении землевладельца)

Слайд 20 (Схема Жизнь раба в богатом доме)

Слайд 21 (План Жизнь Гладиатора)

Обучающиеся сравнивают полученные результаты и корректируют подготовленные ими схемы и план. Делают выводы.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию.

Познавательные:

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение задавать вопросы и использовать речь для регуляции своей деятельности.

6. Применение новых знаний.

Цель: закрепить понимание нового материала и проверить степень усвоения темы каждым учеником

Учитель предлагает выполнить проверочный тест по вариантам. (Приложение 3).

Слайд 22 (Ключ к тесту)

Учащиеся выполняют тест. Осуществляют самопроверку. Ставят себе оценки.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста разных видов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение формулировать своё собственное мнение и позицию.

7. Домашнее задание

Цель: дать установку на отработку определённых умений

Учитель задает домашнее задание.

Прочитайте § 49. В рабочей тетради выполнить задания 68-70.

Учитель: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание)

Слайд 23 (Домашнее задание)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы.

8. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель организует итоговую беседу:

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какие задачи нам предстояло решить

- Кто такой раб?

- Что такое амфитеатр?

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить рефлексивные листы. (Приложение 4) Внимательно проанализируйте те знания, которые вами усвоены. Поставьте галочку в том столбце, который соответствует вашим знаниям.

Учитель: Уважаемый сенатор, мы помогли вам разобраться в ваших проблемах?

Римский сенатор: Да. Я понял, почему рабы так плохо работают. Завтра же предложу обсудить в сенате закон об отмене рабства! А вас я возвращаю в XIX век. Продолжайте искать своего капитана.

Учитель: На этом наш урок окончен.

Обучающиеся отвечают на вопросы

- О рабстве в Древнем Риме.

- Определить источники рабства в Риме, узнать, где применяли труд рабов.

- Раб - это бесправный человек, собственность богатого человека.

- Это специальное сооружение для гладиаторских боёв.

Обучающиеся заполняют рефлексивные листы. Сдают их учителю.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста разных видов.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение формулировать своё собственное мнение и позицию.









Задание № 1

Вставить пропущенное слово в текст

«В какой бы уголок мы не заглянули, везде нам встретятся фи­гуры работающих _____________. Это были люди, которые создали бо­гатство Рима, все, чем гордилось римское общество».

Слово РАБОВ.

Задание № 2

Разгадайте кроссворд. Если вы правильно угадаете слова по горизонтали, то по вертикали получится ключевое слово.

Кроссворд 1.

1
















2










3












Вопросы к кроссворду:

  1. Река в Италии, на левом берегу которой построен Рим. (ТИБР)

  2. Название города, с которым Рим вел войны за обладание Сицилией. (КАРФАГЕН)

  3. Форма правления, в переводе с латинского «общее дело». (РЕСПУБЛИКА)

Кроссворд 2.

1



2



3



Вопросы к кроссворду:

  1. Основатель города Рима. Брат Рема. (РОМУЛ)

  2. Горы на севере Италии. (АЛЬПЫ)

  3. Жители Рима, переселенцы из завоёванных латинских поселений. (ПЛЕБЕИ)

Кроссворд 3.



1



2


3


Вопросы к кроссворду:

  1. Брат Ромула, сын Реи Сильвии. (РЕМ)

  2. Потомки древнейших жителей Рима. (ПАТРИЦИИ)

  3. Народ, населяющий Италию. (УМБРЫ)

Кроссворд 4.

1





2



3


Вопросы к кроссворду:

  1. Воин из личной охраны римского царя. (ЛИКТОР)

  2. Племя на севере Италии. (ГАЛЛЫ)

  3. Полководец из Карфагена, совершивший переход через Альпы для похода на Рим. (ГАННИБАЛ)

Задание № 3.

Вставьте пропущенные слова в текст.

Главным источником рабства в Риме были _________________. Труд рабов использовали в _____________________, в _________________________. Но больше всего римляне любили зрелища, которые устраивали в ____________________. Это были бои ________________.

1. ВОЕННОПЛЕННЫЕ. 2. ИМЕНИЯХ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ. 3. ДОМАХ БОГАТЫХ РИМЛЯН. 4. АМФИТЕАТРАХ. 5. ГЛАДИАТОРОВ.









Приложение 1.

Задание: прочитайте внимательно текст, составьте схему «Источники рабства в Древнем Риме».

Источники рабства в Древнем Риме.

Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме. Например, как указывает известный французский историк С.Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в. до н.э. были уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были незадолго до этого захвачены Римом. В понимании римлян, - пишет историк, - раб ассоциировался с иностранцем.

Другим источником рабов было морское разбойничество, которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.

Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба, которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Вместе с тем, в 326 г. до н. э. в Риме был принят закон, который запрещал обращать в рабство за долги римских граждан - отныне рабами могли быть лишь иностранцы.

В период римского завоевания Средиземноморья во II-I вв. до н. э. долговое рабство вновь стало важным источником пополнения рабов - но уже за счет жителей покоренных стран. Известно много случаев массового обращения в рабство на завоеванных Римом территориях за неспособность уплатить высокие римские налоги.

Были и такие случаи, когда государство подвергало гражданина, то есть превращало его в раба, за совершенные им преступления. Осуждённые на казнь преступники зачислялись в разряд рабов, потому что в Риме только раба можно было передавать в руки палача. Позднее для некоторых преступлений наказание было смягчено, и «рабов наказания» ссылали в рудники или каменоломни.

Если, наконец, свободная женщина вступала в связь с рабом и не прекращала её, несмотря на троекратный протест господина, она становилась рабыней того, кому принадлежал раб.

Ко всем перечисленным источникам рабства нужно присоединить ещё естественный прирост несвободного населения. Ребёнок, рожденный от рабыни, становился рабом. Ввиду медленности этого роста установилась торговля рабами. Рабы ввозились в Рим отчасти из Африки, Испании и Галлии, но преимущественно из Вифинии, Галатии, Каппадокии и Сирии. Торговля эта приносила большой доход казне. Катон Старший, рекомендовавший ради большей доходности скупать и дрессировать рабов для перепродажи. Самыми ценными рабами считались греки, за которыми было преимущество опыта, они были образованы.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по Истории Древнего мира. - М., 1987 г. с 196-197.

Схема «Источники долгового рабства»

Урок Рабство в Древнем Риме



Задание. Прочитайте внимательно текст «Гладиаторские бои». Составьте план к тексту. Дайте определение понятию ГЛАДИАТОР.



Гладиаторские бои.

Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда - вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они, как и гонки на колесницах, происходили в цирках. Но затем для них стали возводить каменные здания - так называемые амфитеатры. Амфитеатр - это специальные сооружения для гладиаторских игр. Самый крупный амфитеатр, Колизей, был построен в Риме в 8 в. н.э.

Гладиаторские бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь важного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся … 117 дней! В них приняли участие около 10 000 гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. После боёв обычно выступали комики, мимы и шуты.

Гладиаторские бои начинались после полудня. Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы сделать бои более интересным, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий: например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить у зрителей пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боёв особым жестом показывал, какая ожидает побеждённого.Если большой палец поднимался вверх, гладиатору сохраняли жизнь.

Удачливые гладиаторы получали денежное вознаграждение, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы.

Маркс Э. Римляне. - М., 1997 - с. 59.

Задание. Прочитайте документ. Составьте план «Жизнь гладиатора». Дайте определение понятию АМФИТЕАТР. Подготовьте развёрнутый ответ по плану.

План.

  1. Кто становился гладиатором.

  2. Амфитеатр - специальные сооружения для гладиаторских игр.

  3. Гладиаторские бои.

  4. Начало гладиаторских игр.

  5. Травля животных

  6. Гладиаторы на поле сражения.

  7. Награды гладиаторов-победителей.







Задание. Прочитайте внимательно § 49, стр. 227-228 пункт 3. Составьте кластер «Жизнь раба в богатом доме». Дайте определение понятию РАБ.



Урок Рабство в Древнем Риме

Задание. Прочитайте внимательно § 49, стр. 226-227 пункт 2. Составьте кластер «Жизнь раба в имении землевладельца». Дайте определение понятию ИМЕНИЕ.

Урок Рабство в Древнем Риме



Задание. Внимательно изучите документ и составьте схему «Источники рабства в Риме».

Урок Рабство в Древнем Риме



ФИ ______________________________________

Проверочный тест по теме «Рабство в Древне Риме»

Вариант 1.

1. Большое количество рабов в Древнем Риме появилось в результате:
А. Самопроизвольной продажи за кусок хлеба

Б. Завоеваний

В. Долгового рабства

2. Состязания гладиаторов происходили:

А. В цирке
Б. В амфитеатре
В. В имении рабовладельца

3. Общим во взглядах Римских ученых к рабам было:

А. Презрение

Б. Уважение к ним

В. Стремление защищать их права

4.Общим в положении рабов было:
А. Бережное отношение к ним
Б. Заботливое отношение к ним

В. Полное бесправие

5. Гладиатор - это:

А. Человек, который гладит бельё в доме землевладельца

Б. Раб, сражающийся на арене амфитеатра.

В. Правитель в Римской провинции.

© 2010-2022