Разработка урока истории Финикийские мореплаватели

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка урока истории в 5 классе

Учитель: Шакалова Валентина Ивановна







Тема: Финикийские мореплаватели.

Цель урока: Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны, определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев;

формировать умения работать с картой, учебником, историческим источником, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык анализа получаемой информации на уроке; помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества; воспитывать культуру речи.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности .

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями Финикия, колония, пурпур.

2

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.

Основные понятия изучаемые на уроке: Финикия, колония, пурпур.




ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

II.Изучение нового материала.

А)Определение темы урока. (Работа в парах)

Ребята, найдите у вас на партах Приложение №1 Это документ «Отрывок из книги Геродота «История в девяти книгах» прочтите документ и выполните задания к нему. Ответы запишите ниже

Документ

Отрывок из книги Геродота "История в девяти книгах"

… Ливия же, (Геродот имеет ввиду Африку) по видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы ( Гибралтарский пролив), пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет) во время плавания вокруг Ливии Солнце оказалось у них на правой стороне….[1] Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем

Задания№1

1.Кто совершил путешествие вокруг Африки?

Ответ:____________________________________________________

Задание№2.

Кем были финикийцы по рассказу Геродота?

Ответ:__________________________________________________

Какая пара готова предоставить ответ?

Ребята, значит о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке. Значит как мы запишем тему урока.

(ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ)

Опережающее задание: Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?

III.Определение задач урока.

Ребята, с чем нам нужно познакомиться на уроке. Какие мы должны решить задачи.

Задачи урока:

1.Познакомиться с местоположением и природными условиями Финикии.

2.Почему финикийцы стали мореплавателями.

3.Познакомиться с основными достижениями финикийцев.

IV. Работа в группах. ( Повернулись , образовали группу) КАРТА

Найдите приложение №2 и карту . Ребята один из финикийцев прислав вам послание в котором рассказывает о своей стране. О какой стране пойдет речь?

Ответ: Финикия.

Послание финикийца

Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Тир, Библ и Сидон. (Найдите их на карте).Из этих городов можно плыть в Египет, Грецию,Италию (Найдите эти государства на карте) . Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных

ремесленников - ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости, стекольщиков. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.

Задание№1. Группа1

1.Найдите на карте Финикию.

(Используя данный текст ответьте на следующие вопросы)

2.Определите месторасположения Финикии. (На вост побережье Сред моря)

3.Чем определяется ее удобное месторасположение? (На перекрестке торг путей

4.Найдите крупные города Финикии на карте, назовите их. (Библ Сидон, Арвад)

Задание№1. Группа 2

1.Найдите на карте Финикию.

(Используя данный текст ответьте на следующие вопросы)

2. Чем природа Финикии отличалась от природы Двуречья? (Нет рек, плодородных почв, мало полей пригодных для пастбищ)

3. Какие основные занятия финикийцев. (Торговля, ремесло, мореплавание)

4.Какие виды ремесел были развиты в Финикии? (Ювелиры,резчики по дереву и слоновой кости, стекольщики)

Ответы группы

Сели парами

Вывод учителя: Скудная природа, недостаток хлеба, расположение страны на пересечении важных путей заставлял финикийцев заниматься мореплаванием, ремеслом и торговлей.

Вопрос: Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? (Корабли)

Вывод учителя:

Правильно. Корабли.

Финикийцы обладали хорошими морскими судами. Плавая по Средиземному морю, торговали разными товарами. Посмотрите фильм и перечистите товары, которые перевозили финикийцы.

V.Коллективная работа. (Видео)

Ответы учащихся: Предметы утвари, ткани крашеные пурпуром, цветное стекло, вино, зерно.

VI.Физкультминутка. А сейчас проведем физкультминутку .

VII.Рассказ учителя (Самостоятельная работа с картой)

Ни один народ не объехал столько стран сколько финикийцы. Посмотрите легенду карты. Что обозначает на карте кружок?

Ответ: колония

Колония - это поселение, основанное на чужой территории.

Запишите это понятие в тетрадь.

В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками, даже с родственниками. Большая часть населения финикийцев жила в колониях, за пределами своей страны.

Посмотрите на карту и скажите где основали свои колонии финикийцы?

Ответ: по берегам Средиземного моря.

VII.Работа в группах, парах, индивидуальная работа.

Зад группе Приложение №3

1.Что изобрели финикийцы? (алфавит)

2.Сколько букв было в финикийском алфавите? (22)

3 В каком веке появился финикийский алфавит из 22 знаков (в 13 веке до н.э.

Задание паре Приложение №3

1.Откройте с 76 учебника, прочитайте пунк 4 и заполните пропуски в предложении.

1.Алфавит изобрели_________________.

2._____________ букв не было в финикийском алфавите.

3._____________добавили гласные буквы в финикийский алфавит.

Расшифруйте запись Чт здс нпсн ?________________________________

Индивидуальное задание Приложение №3

1.Какой вклад внесли финикийцы в развитие мировой цивилизации.?

Ответы детей

Вывод: Сегодня на уроке мы познакомились с финикийцами мореплавателями . Дома прочитаете П 15 и подготовите рассказ о финикийцах - морских разбойниках.

VIII.Домашнее задание. П15 прочитать.

© 2010-2022