Тематическое планирование 5 кл. история

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории, планируемыми результатами основного общего образования по истории, разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Программы. Всеобщая история .5-9кл. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.А. Вигасина, Г. И. Годер, Н.И. Шевченко.- М.: Просвещение,2014г.

  • История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред.А.А. Вигасина, Г. И. Годер, Н.И. Шевченко- М.: Просвещение,2014

  • История древнего мира. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина, Г. И. Годер, Н.И. Шевченко - Волгоград.: Учитель ,2013

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ. Входной контроль в начале учебного года; текущий - в форме устного, фронтального опроса, понятийных диктантов , творческих, свободных («Проверяю себя»), текстов, зачета; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль- понятийный диктант, анализ текста, итоговый зачет, творческий проект.

Таблица распределения количества часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

рабочая программа

Тема 1.Введение

1

1

Тема 2.Жизнь первобытных людей.

7

7

Тема 3.Древний Восток.

20

20

Тема 4.Древняя Греция.

21

21

Тема 5.Древний Рим.

17

17

Обобщение

2

2

Резервные уроки

-

2

Итог

68

70

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Вводная тема (1 час)

Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).История Отечества - часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Модуль 1.Жизнь первобытных людей (7 ч.)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели(3 ч.)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный ». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч.)

Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли. Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Тема 3. Счет лет в истории (1ч)

Представление о счете времени по годам в древних государствах. Христианская эра.Особенности обозначения дат до н.э.(«обратный» счет лет). Понятия «год», «век»(столетие), «тысячелетие».

Модуль 2.Древний Восток (20 ч.)

Тема 4. Древний Египет (8 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема5 . Западная Азия в древности (7 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий:научные знания жрецов Междуречья ), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Тема 6. Индия и Китай в древности(5 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства.Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Модуль 3. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция (5ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 8 . Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции.

Тема 9. Возвышение Афин и расцвет демократии в Vв. до н.э.(5 ч.)

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока

Тема 10 . Македонские завоевания в IVвеке до н.э (3 ч.)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.Обобщение1ч

Модуль 4. Древний Рим. (17 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности)

Тема 12. Рим сильнейшая держава Средиземноморья. (3 ч.)

Воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу).Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4)

Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч.)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (2ч.)

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.).Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Итоговое повторение (2ч.)

Резерв (2 часа)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изучение истории в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

- Владеть компетенциями:

- коммуникативной компетенцией;

- компетенцией личностного саморазвития;

- информационно-поисковой;

- рефлексивной компетенцией;

- учебно-познавательной компетенцией;

- профессионально-трудовой компетенцией


  1. в метапредметном направлении:

- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

-уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий

3) в предметном направлении:

-знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-знать изученные виды исторических источников;

-уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

-уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

пп/п

Тема урока

Кол-во часов по теме

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

Введение.(1 час)

Планируемые результаты:

Предметные: 1. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Изучение исторической карты мира Древнего мира.

Метапредметные: 1. Систематизация собственных знаний о Древнем мире.

1

Вводный урок

1




Раздел 1. Жизнь первобытных людей( 7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники( 3 часа)

Планируемые результаты:

Предметные:

1.определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.

Метапредметные:

1.излагать своё мнение ( в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

2. Показывать и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты.

2

Древнейшие люди

1




3

Родовые общины охотников и собирателей

1




4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1




Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.( 3 часа)

Планируемые результаты:

Предметные:

1.анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.

Метапредметные:

1.давать определение понятий: первые люди, человек разумный, орудия труда, родовая община; описывать условия существования древних людей, давать определение понятиям: религия, искусство, обряд, душа, присваивающее хозяйство. 2.анализировать причины появления неравенства; прослеживать последовательность развития орудий труда и занятий человека; характеризовать жизнь земледельца, скотовода, ремесленника.

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1




6

Появление неравенства и знати

1




7

Значение эпохи первобытности для человечества

1




Тема 3. Счет лет в истории (1 час)

Планируемые результаты:

Предметные: 1. Умение определять историческое время по «ленте времени». Умение определять историческое время по «ленте времени»

Метапредметные: 1. Работа в малой группе, поиск информации в доп. Источниках, СМИ.

8

Измерение времени по годам

1




ТЕМА 4 . Древний Египет 8 ч.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

2. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Метапредметные:

1. Выполнение самостоятельной работы с опорой на учебник и доп. литературу.

2. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

9

Государство на берегах Нила.

1




10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1




11

Жизнь египетского вельможи

1




12

Военные походы фараонов.

1




13

Религия древних египтян.

1




14

Искусство древних египтян

1




15

Письменность и знания древних египтян.

1




16

Достижения древних египтян

1




ТЕМА 5. Западная Азия в древности 7 часов

Планируемые результаты:

Предметные:

1. определять цель, проблему в учебной деятельности;-выдвигать версии; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально-планировать учебную деятельность;-работать по плану, сверяясь с целью.

2. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Метапредметные:

1. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

2. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

17

Древнее Двуречье

1




18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1




19

Финикийские мореплаватели.

1




20

Библейские сказания

1




21

Древнееврейское царство

1




22

Ассирийская держава

1




23

Персидская держава «царя царей».

1




Индия и Китай в древности 5 часов.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата.

2. Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.

3. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории.

Метапредметные:

1. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

24

Природа и люди Древней Индии.

1




25

Индийские касты

1




26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1




27

Первый властелин единого Китая.

1




28

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

1




Тема 7. Древняя Греция 5 ч

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

2. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Метапредметные:

1. Называть отличительные признаки критской культуры. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

2. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

29

Греки и критяне.

1




30

Микены и Троя

1




31

Поэма Гомера «Илиада».

1




32

Поэма Гомера «Одиссея».

1




33

Религия древних греков.

1




Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения.

2.Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её рольв улучшении жизни основной массы народа.

Метапредметные:

1. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.

2. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1




35

Зарождение демократии в Афинах

1




36

Древняя Спарта

1




37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1




38

Олимпийские игры в древности

1




39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1




40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1




Тема 9. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

2. Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Метапредметные:

1. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона. 2. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

41

В гаванях афинского порта Пирей

1




42

В городе богини Афины

1




43

В афинских школах и гимнасиях.

1




44

В афинском театре

1




45

Афинская демократия при Перикле

1




Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

2. Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Метапредметные:

1. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1




47

Поход Александра Македонского на Восток.

1




48

В Александрии Египетской

1




49

Повторение по разделу 3 «Древняя Греция».

1




Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции

2. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.

Метапредметные:

1. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

50

Древнейший Рим.

1




51

Завоевание Римом Италии.

1




52

Устройство Римской республики

1




Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.(3 часа)

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Работать с картой и комментировать основные события.

2. Характеризовать способы подчинения государств власти Рима.

Метапредметные:

1. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1




54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1




55

Рабство в древнем Риме

1




Тема 13. Гражданские войны в Риме. ( 4 часа)

Планируемые результаты:

Предметные:

1.анализировать действия римских императоров.

2. Прослеживать движение войск Спартака по карте , комментировать действия и поступки восставших.

Метапредметные:

1. Уметь составлять рассказ, используя понятия. Уметь составлять кроссворд. Использовать информацию из дополнительных источников.

56

Земельный закон братьев Гракхов

1




57

Восстание Спартака

1




58

Единовластие Цезаря

1




59

Установление империи

1




Римская империя в первые века нашей эры ( 5часов)

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Показывать на карте территорию расселения народов.

2. Рассказывать об условиях появления христианского учения.

Метапредменые:

1.Рассказывать о достижениях империи. Использовать информацию из дополнительных источников.

60

Соседи римской империи

1




61

В Риме при императоре Нероне

1




62

Первые христиане и их учения

1




63

Расцвет Римской империи во 2 в до н.э

1




64

Вечный город и его жители.

1




Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа)

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Показывать на карте территорию расселения народов.

2. Объяснять причины перемен. Во внутреннем положении империи

Метапредметные:

1. Уметь составлять рассказ, используя понятия. Уметь составлять кроссворд. Использовать информацию из дополнительных источников

65

Римская империя при Константине

1




66

Взятие Рима варварами

1




Итоговое повторение. Резерв(4 часа)

67-68

Итоговое повторение

2




69-70

Резерв

2






© 2010-2022