Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)

Календарно-тематическое планирование по истории к учебнику - Пчелов Е.В. "История России XVII-XVIII века" и Носков В.В., Андреевская Т.П. "Всеобщая история". Календарно-тематическое планирование содержит также оценочные материалы (входная контрольная работа, контрольная работа за 1 полугодие и итоговая контрольная работа).
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №69»


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол №__ от __.__.20__ г. Обсуждено на ШМО №__ от __.__.20__г.


СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР


_________








УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ «СОШ№69»

____________

Календарно - тематическое планирование



Предмет: История

Класс: 7 класс

Всего часов: 70 часов

Количество часов в неделю: 2 часа





Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)

Раздел 1. Календарно-тематическое планирование


Повторение

ИСТОРИЯ РОССИИ


Раздел I. РОССИЯ В XVI в.

Планируемые результаты к разделу:

  • Предметные:

- овладение базовыми историческими знаниями (основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг., последствия Ливонской войны для Русского государства, причины, сущность и последствия опричнины, роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности, значение учреждения патриаршества);

- умение характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в XVI в.;

- использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.;

- объяснять смысл понятий: «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «заповедные лета», «служилые люди», «тяглые люди»;

- изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси;

- умение составлять исторический портрет (Иван Грозный, Борис Годунов и др.)

- умение составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём их назначение, оценивать их достоинства, характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в., рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию из источников (отрывки из Домостроя, изобразительные материалы и др.).

  • Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

- формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

- создание условий для практического освоения морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

  • Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию,

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам,

- развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

1

Введение

Определить хронологические рамки курса. Охарактеризовать источники по отечественной истории рассматриваемого периода.

2

Завершение объединения русских земель

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.;

Раскрывать смысл понятий: сейм, острог;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»;

Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей;

3

Российское государство в первой трети XVI в.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод

§27

4

Входная контрольная работа

Контрольная работа

5

Иван Грозный - первый русский царь

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа - формирование органов местного самоуправления.

Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV;

Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его;

Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»;

Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV;

Работать с текстом учебника и документов.

Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы;

Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника);

Выделять характерные черты сословно-представительной монархии;

Составлять фишбоун «Россия - централизованное государство»;

Давать оценку значению реформ Избранной рады;

Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией.

§28

6

Внешняя политика Ивана IV: присоединение Казанского

и Астраханского ханств, начало освоения Сибири

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.

Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.;

Работать с исторической картой:

- показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ;

- используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Представлять и защищать проекты по теме:

«Столица… (выбор учащегося) ханства» (отразив в ней памятники архитектуры, изображения археологических находок, одежду, домашнюю утварь и т.д.);

Работать с исторической картой:

- показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань;

§29

7

Внешняя политика Ивана IV: Ливонская война

Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Работать с исторической картой:

- показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное;

- показывать на карте ход боевых действий в Ливонской войне;

- на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§29

8

Опричное лихолетье

и конец московской

династии Рюриковичей

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины.

Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины;

Называть хронологические рамки опричнины;

Работать с исторической картой:

-показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины;

- используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского);

Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§30

9

Итоги и историческая оценка личности и правления Ивана Грозного

Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Определение цели, задач, правил ведения дискуссии по теме урока. Анализ существующих в исторической науке характеристик личности и правления Ивана Грозного. Подбор необходимых материалов и поиск аргументов для подтверждения своей точки зрения. Определение формы и написание тезисов своего выступления. Представление и защита собственной позиции перед классом. Определение критериев оценки учебной деятельности. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

10

Русская православная церковь в конце XV-XVI веке

Русская Православная церковь. Сосуществование религий в Российском государстве. Мусульманское духовенство.

Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»;

Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами;

Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки;

§31

11

Русская культура в XVI веке

Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- составлять схему «Литературный жанры XVI в»;

Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира;

Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России;

§32

12

Повседневная жизнь народов России в XVI в.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе.

Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России;

Сравнивать повседневную жизнь различных народов России;

Рассказывать о том, как складывалась единая культура России;

Приводить примеры культурных связей стран Европы и России.

Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;

Характеризовать особенности 16 века в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;

Выполнять проверочные задания по истории России данного периода;

Осуществлять коррекцию знаний;

Решать проблемные задания;

Осуществлять самооценку.

§32

13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме;

Выполнять проблемные задания по истории России данного периода;

Работать в парах;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§27-33

14

В преддверии Смуты

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике.Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах.

Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство;

Называть причины и предпосылки Смутного времени;

Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: отвечать на вопросы, делать выводы.

§33

15

Лжедмитрий I

Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач урока в соответствии с заданной целью. Определение сущности явления самозванства в России. Составление развёрнутого плана рассказа о войне между самозванцем и избранным царём на основе текста учебника и исторической карты. Характеристика личности и деятельности Лжедмитрия I. Выявление причин свержения самозванца. Составление сравнительной характеристики Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского на основе текста исторического источника.

§1

16

Царь Василий Шуйский

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем. Характеристика правления Василия Шуйского и выявление причин недовольства его политикой. Составление плана характеристики восстания И.И. Болотникова по заданным критериям на основе текстов учебника и исторического источника, исторической карты

§2

17

Лжедмитрий II

Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение причин расцвета самозванства при Василии Шуйском. Прогнозирование последствий образования в стране нескольких центров власти. Составление хронологии вторжения иностранных войск на территорию России. Формулирование общих выводов о политической ситуации в России в правление Василия Шуйского.

§3

18

Междуцарствие

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- решать проблемные задачи;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине);

§4

19

Второе ополчение и освобождение Москвы

Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина;

Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким;

Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета;

Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты;

Сравнивать Первое и Второе ополчения;

Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства;

§5

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме;

Выполнять проблемные задания по истории России данного периода;

Работать в парах;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§1-6


Раздел II. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Планируемые результаты к разделу:

  • Предметные:

- овладение базовыми историческими знаниями (причины и последствия Смуты для Российского государства, причины и последствия церковного раскола, причины народных движений в России XVII в., цели и результаты внешней политики России в XVII в.);

- объяснять смысл понятий: «Смута», «самозванец», «интервенция», «мелкотоварное производство», «мануфактура», «крепостное право», «церковный раскол», «старообрядец»;

- уметь давать характеристику исторической личности (Борис Годунов, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Иван Болотников и др.);

- показывать на исторической карте основные направления торговых и культурных связей Руси и Западной Европы, направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством Ивана Болотникова, направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения, территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов.

- анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г., использовать их для характеристики политического устройства России.

- составлять рассказ о народах, живших в России в XVII в., используя материал учебника и дополнительную информацию;

- составлять описание памятников культуры XVII в., характеризовать их назначение, художественные достоинства и др., объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

  • Метапредметные:

- умение самостоятельно ставить цель и задачи своего обучения,

- умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы,

  • Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию,

- формирование целостного мировоззрения, понимание культурного многообразия,

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России.

21

Правление царя Михаила Федоровича

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России к концу XVI - началу XVII в.;

Раскрывать смысл понятий: шляхта;

Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI - начале XVII в.»;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§6

22

Царь Алексей Михайлович

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности.

Начать составление схемы «Династия Романовых»;

Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке»

Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение;

Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§7

23

Россия в XVII веке

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник;

Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.;

Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке;

Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую;

Объяснять значение создания единого Русского государства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы;

- делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года;

Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§8

24

Россия в XVII веке

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»;

Характеризовать положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества;

Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства;

Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении);

Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь;

Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§8

25

Русская деревня в XVII в.

Русская деревня в XVII в.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач урока. Определение последствий Смуты для сельского хозяйства России. Характеристика развития различных отраслей сельского хозяйства. Заполнение сравнительной таблицы «Положение частновладельческих и черно сошных крестьян в России в XVII в.». Характеристика процесса распространения дворянского землевладения. Объяснение значения основных понятий темы урока. Формулирование общих выводов по теме урока.

§8

26

Присоединение Украины к России

Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие.

Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем - Речи Посполитой;

Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой;

Выделять главное в части параграфа, в параграфе;

Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником);

§9

27

Раскол в Русской Православной Церкви

Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Называть причины церковной реформы;

Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество;

Объяснять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником);

Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума;

Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола;

§10

28

Народные волнения в 1660-1670-е г.

Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт.

Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника);

Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов);

Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§11

29

Народные волнения в 1660-1670-е г.

Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степана Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§11

30

Освоение Сибири и Дальнего Востока XVII веке

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев.

Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их;

Создавать мини-проект

§12

31

Освоение Сибири и Дальнего Востока XVII веке

Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока»;

Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами;

§12

32

Грамотность и просвещение в XVII веке

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§13

33

Литература и театр в XVII веке

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Начать составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»;

§13

34

Искусство XVII в.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты шатрового стиля;

Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Продолжить составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§14

35

Сословный быт и картина мира русского человека XVII в.

Изменения в картине мира человека в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников);

Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§14

36

Сословный быт и картина мира русского человека XVII в.

Изменения в картине мира человека в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников);

Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§14

37

Наследники царя Алексея Михайловича

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§15

38

Повторительно-обобщающий урок «Россия при первых Романовых»


Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме;

Выполнять проблемные задания по истории России данного периода;

Работать в парах;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§7-15

39

Контрольная работа за I полугодие

Контрольная работа

40

Наш регион в XVI - XVII вв.

Наш регион в XVI - XVII вв.

Участвовать в работе группы, оформлять и презентовать Проект

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ


Раздел I. Европа в конце ХV - начале XVII в.

Планируемые результаты к разделу:

  • Предметные:

- Овладение базовыми историческими знаниям: предпосылки, последствия Великих географических открытий (ВГО); причины, характерные черты, итоги Реформации и Контрреформации. Формирование умений применять полученные знания: показывать на карте маршруты мореплавателей эпохи ВГО, устанавливать различия между Испанской и Португальской колониальными империями, давать описание произведений искусства.

  • Метапредметные:

- умение самостоятельно ставить цель и задачи своего обучения,

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,

- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров,

- умение самостоятельно контролировать свое время, осуществлять взаимный контроль,

- умения составлять тематическую таблицу,

- умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы, структурировать тексты, включая умение выделять главную идею текста.

  • Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию,

- формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению,

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия эпохи Возрождения.

41

Введение

Новое время: понятие и хронологические рамки

Беседа

42

Великие географические открытия

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.

Раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Выявлять противоречивость эпохи Великих географических открытий. Показывать по

карте маршруты мореплавателей эпохи. Подготавливать сообщения о знаменитых мореплавателях, используя дополнительные источники информации. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента

документа исторического характера

43

Создание колониальных империй

Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет

Устанавливать различия между Испанской и Португальской колониальными империями. Раскрывать последствия ВГО. Определять по карте местоположение колоний. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера.

§1

44

Реформация в Германии

Начало Реформации; М. Лютер.

Раскрывать причины возникновения и выделять характерные черты исторического явления: Реформации. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Реформации: Мартин Лютер.

45

Реформация в Германии

Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии.

Оценивать итоги Реформации в Германии. Использовать историческую карту при освещении исторических событий. Извлекать информацию из исторического источника: воззвания.

§2

46

Реформация в других странах Европы. Католическая реформация

Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Выявлять особенности Реформации в странах Европы. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Реформации: Жан Кальвин. Раскрывать причины возникновения и выявлять характерные черты исторического явления: Контрреформации. Оценивать итоги Реформации и Контрреформации. Сравнивать реформаторские учения М.Лютера и Ж. Кальвина. Локализировать исторические события на карте. Извлекать

§6

47

Золотой век Испании

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Характеризовать политическое устройство

Испании и особенности её социально-экономического развития. Понимать своеобразие социальной структуры испанского общества. Определять причины упадка Испании в конце XVI - XVIII в.Объяснять цели и оценивать результаты политической деятельности Филиппа II, Елизаветы Английской, Франциска I, Генриха IV. Давать в ходе устного ответа

собственную оценку произведений искусства. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа исторического характера. Подбирать из интернет-ресурсов материал об испанской культуре.

§7

48

Война за независимость Нидерландов. Расцвет и упадок Голландской республики

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Выявлять предпосылки войны за независимость Нидерландов. Определять

причины расцвета и упадка Голландской республики. Определять, чем государственное устройство Нидерландов в этот период отличается от устройства

других европейских государств. Оценивать произведения голландского искусства. Показывать по карте ход военных действий

§8

49

Англия под властью Тюдоров

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии.

Характеризовать политическое устройство

Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны. Раскрывать

понятия: «новые дворяне»,

«огораживание». Определять причины превращения Англии в морскую державу. Объяснять цели и результаты политической деятельности Елизаветы Английской. Подготавливать сообщения о деятелях культуры Англии. Использовать карту для характеристики экономического развития Англии в XVI в. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера. Подбирать из интернет-ресурсов материал о культуре

тюдоровской Англии.

§9

50

Франция в эпоху Ренессанса и гугенотских войн

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика.

Характеризовать политическое устройство

Франции и особенности социально-экономического развития страны. Раскрывать понятия «бюрократия»,«дворянство мантии», «дворянство шпаги»,

«рантье». Объяснять различия между французским дворянством и «новыми дворянами» в Англии. Определять предпосылки гугенотских войн и их последствия. Составлять характеристику исторического деятеля: Франциск I, Генрих

IV. Использовать карту для характеристики экономического развития Франции в XVII в. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера

§10

51

Международные отношения во второй половине XVI - первой половине XVII в. Тридцатилетняя война

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Раскрывать влияние религиозного раскола Европы на международные отношения. Определять предпосылки Тридцатилетней войны и её последствия, значение Вестфальского мира. Показывать по карте изменения границ государств. Составлять по алгоритму развёрнутый план параграфа. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа литературного характера.

§11

52

Повторительно-обобщающий урок «Европа в конце ХV - начале XVII в.»

Актуализировать исторический материал по изученному периоду. Давать свою оценку событиям.

Раздел III. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В СЕРЕДИНЕ XVII в.

Планируемые результаты к разделу:

  • Предметные:

- овладение базовыми историческими знаниями (внутренняя политика Ришелье, предпосылки Фронды и причины ее поражения, признаки абсолютной монархии, классицизм, барокко, причины, ход и последствия Английской революции, значение «Славной революции»,

- развитие умений искать, анализировать, оценивать информацию из исторических источников,

- умение различать абсолютную и конституционную монархию,

- умение составлять исторический портрет,

- рассказывать о культурной жизни Франции XVII в., составлять описание архитектурных памятников, произведений искусства, используя текст и иллюстрации учебника.

  • Метапредметные:

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение принимать решение в проблемных ситуациях на основе переговоров,

- умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.

- умение структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное,

- овладение основами проектной деятельности,

- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.

  • Личностные:

- воспитание уважения к истории других народов,

- формирование ответственного отношения к учению,

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Франции XVII века.

53

Франция во времена кардиналов и «короля-солнце»

Образование национальных государств в Европе.

Характеризовать внутреннюю политику

Ришелье. Определять предпосылки Фронды и причины её поражения. Выявлять признаки абсолютной монархии. Составлять характеристику исторического

деятеля: Ришелье, Мазарини, Людовик XIV. Давать комментарии к схеме государственного управления Франции.

§12

54

Культура Франции XVII в

Образование национальных государств в Европе.

Различать стили классицизма и барокко.

Подготавливать сообщения о деятелях культуры Франции XVII в. Давать описание памятников культуры Франции XVII в. Подбирать из интернет-ресурсов материал о культуре Франции XVII в.

55

Англия в эпоху революционных потрясений

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель.

Раскрывать причины Английской революции. Устанавливать связь между деятельностью исторической личности (первые Стюарты, О. Кромвель) и развитием событий в стране. Составлять

хронологическую таблицу. Использовать историческую карту при характеристике внутреннего положения в стране. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа литературного характера.

§13

56

Англия в эпоху революционных потрясений

Итоги и значение революции.

Использовать историческую карту при характеристике внутреннего положения в стране. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа литературного характера

§13

57

Реставрация Стюартов

и «Славная революция» в Англии

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции.

Раскрывать значение «Славной революции». Различать абсолютную и конституционную монархию. Выявлять

политические и экономические изменения в Англии в результате революции. в.»

§14

58

Реставрация Стюартов

и «Славная революция» в Англии

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции.

Объяснять итоги и значение Английской революции. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера. Подбирать материал из интернет-ресурсов по теме «Английская культура XVII

§14

59

Международные отношения второй половины XVII - начала XVIII в.

Международные отношения середины XVII-XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

Выявлять особенности процесса образования централизованного государства в Англии. Определять историческое значение появления английского парламента.

§15

60

Международные отношения второй половины XVII - начала XVIII в.

Международные отношения середины XVII-XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Уот Тайлер. Различать сословнопредставительную и абсолютную монархию

§15

61

Рождение Великобритании

Экономическое и социальное развитие Европы в XVII-ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния.

Давать комментарии к схеме государственного управления Великобритании. Давать оценку сложившейся в Великобритании парламентской системы. Раскрывать предпосылки промышленного переворота и его сущность. Определять последствия аграрной революции и промышленного переворота. Составлять тематическую таблицу. Анализировать под руководством учителя фрагмент исторического сочинения. Подбирать материал из интернет-ресурсов по теме «Английская культура XVIII в.»

§16

62

Повторительно-обобщающий урок «Западная Европа в середине XVII в.»

Актуализировать исторический материал по изученному периоду. Давать свою оценку событиям.

63

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа


Раздел V. СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVII вв.

Планируемые результаты к разделу:

  • Предметные:

- овладение базовыми историческими знаниями (причины упадка Османской империи, характерные черты жизни индийского общества, характерные черты в развитии Китая и Японии

- показывать на карте местоположение Османской империи, Японии, Китая, Индии,

- развитие умений искать, анализировать, оценивать информацию из исторических источников,

- умение составлять исторический портрет,

-характеризовать своеобразие культуры Османской империи, Индии, Китая и Японии, используя иллюстрации из учебника.

  • Метапредметные:

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение принимать решение в проблемных ситуациях на основе переговоров,

- умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.

- умение структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное,

- овладение основами проектной деятельности,

- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.

  • Личностные:

- воспитание уважения к истории других народов,

- формирование ответственного отношения к учению,

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия стран Востока.

64

Османская империя и Персия в XVI - XVII вв.

Османская империя: от могущества к упадку.

Определять причины упадка Османской империи. Сравнивать положение двух ближневосточных держав - Османской империи и Персии. Определять с помощью карты, как менялись границы государств, и

делать опосредованные выводы. Извлекать информацию из документа международно-правового характера. Характеризовать своеобразие культуры Османской империи, используя иллюстрации из учебника.

§17

65

Индия в XVI - XVII вв.

Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания.

Выявлять характерные черты жизни индийского общества. Объяснять причины проникновения европейцев в Индию. Раскрывать сущность английской колониальной политики в Индии. Сопоставлять исторические карты разных временных периодов для выявления изменений в жизни страны

§26

66

Страны Дальнего Востока в XVI - XVII вв.

Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.

Выделять характерные черты в развитии Китая и Японии в Новое время. Объяснять, почему произошло «закрытие» Китая и Японии и какие последствия имела такая политика.

§27

67

Страны Дальнего Востока в XVI - XVII вв.

Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.

Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера. Составлять развёрнутый план по одному из разделов параграфа. Характеризовать особенности культуры Китая и Японии, используя текст и иллюстрации из учебника

§27

68

Повторительно-обобщающий урок «Страны Востока в XVI-XVIII вв.»

Актуализировать исторический материал по изученному периоду. Давать свою оценку событиям.

69

Итоговый проект

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, владение основами проектной деятельности, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета

70

Заключительный урок

Беседа



Раздел 2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Литература для учителя

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

1.2

Примерная программа основного общего образования по истории (8 апреля 2015 г. № 1/15)

1.3

Историко-культурный стандарт (2014 г.)

1.4

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015.

1.5

Пчелов Е.В. История России. XVII-XVIII века: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».

2

Литература для ученика

2.1

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015.

2.2

Пчелов Е.В. История России. XVII-XVIII века: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».

3

Технические средства обучения

3.1

Компьютер (ноутбук)

3.2

Мультимедийный проектор

3.3

Экран

4

Электронные образовательные ресурсы

4.1

Федеральный портал «Российское образование» (edu.ru)

5

Оборудование

5.1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

5.2

Стол учительский со стулом

5.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Оценочные материалы

Входная контрольная работа

Вариант 1

Часть А. Выбери один правильный ответ

1Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс). Учёные историки насчитывают более двенадцати племенных союзов восточных славян. К их числу относились

1. мордва, меря, мурома, чудь

2. поляне, древляне, дреговичи, вятичи

3. тюрки, авары, печенеги, хазары

4. ятвяги, пруссы, латты, ливы

2. В эпоху родовой общины власть у славянских племён была сосредоточена в руках

1. совета старейшин

2. князя и дружины

3. великого князя Киевского

4Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс). византийского наместника

3. Слова «Да будет Киев матерью городов Русских!», по данным летописи, были произнесены в 882 году князем

1. Рюриком

2. Аскольдом

3. Олегом

4. Игорем

4. Термины «уроки» и «погосты» связаны с правлением

1. Рюрика

2. Игоря

3. Олега

4. Ольги

5Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс). Принятие христианства на Руси произошло

1. в 988 году при князе Владимире

2. в 1012 году при князе Ярославе

3. в 882 году при князе Олеге

4. в 945 году при князе Игоре

6. Первый свод письменных законов в Древней Руси получил название

1. Русская правда

2. Урок Ярославичам

3. Судебник

4. Соборное уложение

7. Вотчины, распространившиеся в древней Руси в XI - XII веках, - это

1. крупное землевладение, передающееся по наследству

2. завещание отца сыну

3. земельное владение, даваемое на условии несения службы

4. народное собрание в древней Руси

8. Во время правления Дмитрия Донского

А) Тверь подчинилась влиянию Москвы

Б) Москва подверглась разгрому и сожжению

В) было свергнуто ордынское иго

Г) Великий Новгород был присоединен к Москве

Д) построен белокаменный Кремль в Москве

1) БВД 2) АБД 3) БВГ 4) АГД

9. Отряд, состоящий из профессиональных воинов при князе. Участвующих в походах и в управлении, назывался

1. гвардией

2. дружиной

3. опричным войском

4. рейтарами

10. Зависимость русских князей от Орды проявилась в том, что

А) Русь платила ордынский выход - дань серебро

Б) князья получали в ставке хана ярлыки на княжение

В) русские дружины сопровождали ханов в походе на Китай

Г) на Русь периодически отправлялись ордынские войска для усмирения и устрашения людей

Д) Русь стала улусом Золотой Орды

1) АБГ 2) БВД 3) В Г Д 4) АГД

11. В ходе Ледового побоища 1242 года

1. потерпели поражение рыцари-крестоносцы Ливонского ордена

2. дан отпор ордам хана Батыя

3. нанесено поражение шведам

4. остановлена агрессия литовцев против новгородцев

12. Первым русским городом, разоренным войсками хана Батыя стала

1. Москва

2. Коломна

3. Рязань

4. Кострома

13. Плата деньгами или продуктами крупному землевладельцу за предоставленный им надел земли называется

1. барщина

2. отработки

3. оброк

4. вира

14. Создатели славянской письменности, «славянские апостолы», как их именовали

1. Кирилл и Мефодий

2. Пётр и Павел

3. Флор и Лавр

4. Борис и Глеб

15. Школы для обучения грамоте и арифметике в Древней Руси открывались при

1. боярских палатах

2. церквах и монастырях

3. княжеских дворцах

4. торгах

16. Древнерусские храмы украшались мозаикой -

1. картинами, выложенными из кусочков цветных минералов

2Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс). духовной живописью на досках масляными красками

3. резьбой по камню и дереву

4. живописью водяными красками по сырой штукатурке

17. Укажите утверждения, которые характеризуют деятельность Ивана Калиты

А) первый русский князь, который получил право собирать ордынский «выход»

Б) отражал многочисленные набеги литовских войск на Москву

В) построил белокаменный Московский Кремль

Г) опирался в своей политике на помощь Золотой Орды

Д) прекратил княжеские усобицы

1) АБД 2)БВД 3)БВГ 4)АГД

18. Как назывались представители ханов Золотой Орды на Руси?

1. баскаки

2. наместники

3. опричники

4. посадники

19. Воины Батыя прозвали «злым городом» за упорное и длительное сопротивление город

1. Торжок

2. Тулу

3. Смоленск

4. Козельск

20. Разорившиеся общинники, за определенную ссуду работавшие на хозяйском поле, называются

1. людины

2. смерды

3. закупы

4. гости

Часть В.

В1. Установите соответствие между событиями и датами

АКалендарно-тематическое планирование по истории (7 класс)) Первое упоминание о Москве 1) 1240г.

Б) битва на реке Калке 2) 1380г.

В) Невская битва 3) 1147г.

Г) Ледовое Побоище 4) 1223г.

Д) Куликовская битва 5) 1242г.

Ответ: А - _____ , Б - _____ , В - _____, Г - _____, Д - _____.

В2. Соотнесите изречение и событие:А) Когда повадится волк к овцам, то все стадо перетаскает

1) Попытка Святослава перенести Столицу Киевской Руси

Б) Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!

2) Восстание древлян

В) Откуда есть пошла русская земля

3) призвание варягов на Русь

Г) Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае- та середина земли моей, туда стекаются все блага!

4) создание «Повести временных лет»

Вариант 2.

Часть А. Выбери один правильный ответ

1. Основное занятие восточных славян:

1) охота

2) торговля

3) земледелие

4Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)) ремесло

2. Название общины на Руси:

1) вервь

2) сход

3) вече

4) мир

3. Два государственных центра восточных славян:

1) Чернигов, Полоцк

2) Новгород, Киев

3) Любеч, Чернигов

4Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)) Смоленск, Псков

4.Укажите, как называлась река, на берегах которой в 1480 году решился вопрос о независимости Руси:

1) Дон

2) Угра

3) Нева

4) Волга

5.Кто из древнерусских правителей провёл реформу налогообложения, введя уроки и погосты:

1) Владимир Святой

2) Ярослав Мудрый

3) княгиня Ольга

4) князь Игорь

6. В битве на реке Калке вместе с русскими против монголо - татар сражались:

1) половцы

2Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)) печенеги

3) хазары

4) касоги

7. Создателем древнейшей дошедшей до нас летописи «Повести временных лет» считается:

1) Нестор

2) митрополит Илларион

3) Дионисий

4) Афанасий Никитин

8.Ледовое побоище новгородских войск с крестоносцами состоялось на льду … озера:

1) Ильмень

2) Ладожского

3Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)) Онежского

4) Чудского

9. Князь, погибший в результате восстания древлян:

1) Владимир Святой

2) Ярослав Мудрый

3) княгиня Ольга

4) князь Игорь

10. В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

1) в Киеве

2) в Новгороде

3) в Любече

4) в Ростове

11. Существовавший на Руси до середины XVI в. способ содержания должностных лиц за счет местного населения назывался:

1) кормлением

2Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)) местничеством

3) вотчиной

4) волостью

12.Назовите год основания Москвы князем Юрием Долгоруким.

1) 1047 г

2) 1147 г

3) 1478 г

13. В начале XII в. в Новгороде установилась:

1) республика

2Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)) монархия

3) власть аристократии

4) деспотия

14. Нашествие Батыя на Русь относится к:

1) XI в. 2) XII в. 3) XIII в. 4) XIV в.

15. Князь Иван III вступил в союз против Большой Орды с:

1) Менгли-Гиреем;

2) Ахматом;

3) Исааком Борецким;

4) Ливонским орденом.

16. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

1) необходимость отпора внешним врагам

2) тесные экономические связи между славян­скими племенами

3) принятие христианства

4) Великое переселение народов

17. Холоп в Древней Руси - это:

1) крестьянин общинник, зависимый от князя

2) разорившийся общинник, пошедший в долго­вую кабалу за ссуду

3) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам

4) общинник заключивший договор, согласив­шийся жить и работать у господина на определенных условиях

18. Укажите ряд дат, связанных с походами Олега на Константинополь:

1) 859 г., 882 г.

2Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)) 907 г., 911 г.

3) 941 г., 944 г.

4) 946 г., 967 г.

19. Поместье - это:

1) наследственное земельное владение 2) усадьба боярина

3) земельное владение, дававшееся за службу государю 4) личное имение царя

20. Битва на р. Шелони 1471 г. привела к:

1) ликвидации политической самостоятельности Новгорода

2) восстановлению законодательных полномочий новгородского веча;

3) вассальной зависимости Новгорода от Литвы;

4) утрате новгородскими боярами всех земель.

Часть В

В1. Установите соответствие между историческими терминами и их определениями.

ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) Баскак 1) наследственное земельное владение

Б) Полюдье 2) монгольский чиновник, собиравший дань на Руси

В) Ярлык 3) сбор дани в Древней Руси

Г) Вотчина 4) грамота на княжение, которую получали русские князья в

Золотой Орде

Ответ: А - _____ , Б - _____ , В - _____, Г - _____.

В2. Установите соответствие между датой, событием и именем участника этого события.

Ответ:

1 - _____ - _____, 2 - _____ - ____, 3 - _____ - _____, 4 - _____ - _____, 5 - _____ - _____.

Система оценивания результатов работы:

Ответы на задания части А оцениваются в 1 балл, а на задания части В - в 2 балла. Для заданий части В один балл выставляется в случае, если в представленном ответе один символ указан ошибочно.

Контрольная работа за I полугодие


I вариант

Блок А

1. Прекращение династии Рюриковичей произошло после смерти:

а) Ивана Васильевича;

б) Федора Ивановича;

в) Федора Алексеевича;

г) Алексея Михайловича;

2. Первым русским патриархом стал:

а) Филарет;

б) сторонник Годунова Иов;

в) Никон;

г) Алексий;

3. Появление Лжедмитрия I было обусловлено:

а) слухами о чудесном спасении законного наследника русского престола - царевича Дмитрия;

б) прибытием в Москву польского посла;

в) избранием Лжедмитрия на царствование Земским собором;

г) назначением Боярской Думой;

4. Василий Шуйский пришел к власти после:

а) Бориса Годунова;

б) Лжедмитрия I;

в) Лжедмитрия II;

г) Ивана Васильевича;

5. Какое историческое событие относится к 1606 - 1607 годам:

а) правление Лжедмитрия II;

б) восстание И.И. Болотникова;

в) первое народное ополчение;

г) война с Литвой;

6. Какие иностранные политические силы поддерживали самозванцев в России в начале XVII века:

а) польская шляхта;

б) крымский хан;

в) Папа Римский;

г) немецкие рыцари;

7. Какой исторический деятель был прозван «тушинским вором»:

а) Лжедмитрий I;

б) Лжедмитрий II;

в) казак Тушин;

г) князь Курбский;

8. При каком правительстве Россия присягнула польскому королевичу Владиславу и могла потерять национальную независимость:

а) правительстве Шуйского;

б) Семибоярщине;

в) правительстве Лжедмитрия II;

г) Избранной Раде;

9. Первое ополчение возглавил:

а) дворянин Ляпунов;

б) князь Пожарский;

в) казак Пугачев;

г) крестьянин Сусанин;

10. Героями освобождения Москвы от иностранных интервентов, которым благодарная Россия воздвигла первый скульптурный памятник в Москве, стали:

а) крестьянин Иван Сусанин;

б) Козьма Минин и Дмитрий Пожарский;

в) дворянин Ляпунов;

г) патриарх Гермоген;

11. Представитель дома Романовых, ставший патриархом:

а) Филарет;

б) Иоаким;

в) Гермоген;

г) Иов;

12. Результатом изгнания поляков в начале XVII века стало:

а) всероссийское крестьянское восстание;

б) утверждение на Российском престоле династии Романовых;

в) восстановление династии Рюриковичей;

г) перехода российской территории под юрисдикцию Швеции;

Блок Б

1. Расположите в хронологическом порядке правление следующих исторических деятелей:

а) Борис Годунов

б) Лжедмитрий 1

в) Федор Иванович

г) Михаил Романов

д) Василий Шуйский

2.Установите соответствие между именами царей и событиями, связанными с их деятельностью.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А)

Борис Годунов

1)

Осада Троице-Сергиева монастыря

Б)

Лжедмитрий I

2)

Убийство Фёдора Годунова

В)

Василий Шуйский

3)

Голодные годы

Г)

Лжедмитрий II

4)

опричнина

5)

Восстание Болотникова

3. На основании представленных сведений установите имя исторического деятеля.

«Он был племянником Ивана Грозного, пострижен в монахи при Борисе Годунове. Возведён в сан митрополита ростовского Лжедмитрием I. При Лжедмитрии II стал патриархом в Тушино. Он возглавил посольство к польскому королю Сигизмунду III для обсуждения вступления на престол его сына - королевича Владислава. Был взят поляками в плен. Его сын стал русским царём».

4. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите имя руководителя крестьянского движения, о котором идет речь.

«Он поддержал версию о новом спасении Дмитрия и заявил, что выступает от его имени ("воевода царевича Димитрия"). В Путивле он собирал всех, кто готов сражаться против "боярского царя". Большинство в его войске составляла беднота: казаки, холопы, крестьяне, посадские "низы". К нему примкнуло и дворянство южных уездов. Успехом своего похода он был обязан поддержке дворянства».

5. Кто из перечисленных лиц были участниками событий Смуты?

1) Василий Шуйский

2) Андрей Курбский

3) Прокопий Ляпунов

4) Василий Голицын

5) Кузьма Минин

6) Степан Разин

6. Какие из перечисленных терминов и понятий относятся к Смутному времени:

1) Крестоцеловальная запись

2) Прелестные письма

3) Тушинский вор

4) Семибоярщина

5) Опричнина

6) рекрутчина

7. О каком из названных лиц историк В.О. Ключевский писал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?

1) королевиче Владиславе

2) Борисе Годунове

3) Василии Шуйском

4) Григории Отрепьеве

8. Соотнеси событие и имя.а) Борис Годунов;

б) царевич Дмитрий;

в) Лжедмитрий I;

г) Иван Болотников;

1) бежал из Чудова монастыря;

2) активно участвовал в избрании патриарха;

3) был третьим сыном Ивана III;

4) "якобы был воеводой в войске царевича Дмитрия";

9.Иностранное вторжение с целью захвата территории

а) гражданская война

б) интервенция

в) крестьянская война

Блок С

Найдите и подчеркните ошибки в тексте.

В 1594 г. Умер при загадочных обстоятельствах царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного от его жены, Кабардинской княжны Марии Темрюковны.Борис. Годунов объявил младенца святым, но многие не верили, что Дмитрий умер. Прошло много лет. В России развернулась крестьянская война, тогда один авантюрист, служивший некогда у Романовых, бежал в Польшу, объявил себя спасшимся царевичем Дмитрием и пошел на Москву вместе с Яном Сапегой, Жолкевским и русским воеводой Иваном Болотниковым.

Лжедмитрий занял Москву и сверг царя Бориса Годунова, но не продержался в столице и нескольких месяцев. Его свергли дворяне и выбрали царем Василия Шуйского.

Пронумеруйте ошибки и напишите правильный ответ

II вариант

Блок А

1. Падение династии Рюриковичей привело на российский престол:

а) Лжедмитрия I;

б) боярского царя Василия Шуйского;

в) Бориса Годунова;

г) Михаила Романова

2. Учреждение патриаршества в России произошло в:

а) 1601 году;

б) 1589 году;

в) 1613 году;

г) 1551 году;

3. Лжедмитрий I правил в Москве:

а) в 1602 -1610 гг.;

б) не был допущен в Москву вовсе;

в) в 1605 - 1606 гг.;

г) в 1610 - 1611 гг.;

4. Земский собор в 1606 выбрал царем:

а) Михаила Романова

б) Бориса Годунова

в) Василия Шуйского

г) Григория Отрепьева

5. Современниками были Болотников И.И. и:

а) Иван IV

б) Хмельницкий Б.М.

в) Шуйский В.И.

г) Разин С.Т.

6. Историки относят к Смутному времени ... годы:

а) 1598-1605

б)1598-1613

в)1601-1611

г)1603-1613.

7. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?

а) Лжедмитрия II

б) Василия Шуйского

в) Ивана Болотникова

г) Ивана Заруцкого

8. Польский королевич, призванный на русский престол

а) Сигизмунд

б) Владислав

в) Дмитрий

г) Карл IX

9. Сколько народных ополчений собиралось в России в Смутное время:

а) 5;

б) 2;

в) 1;

г) 3;

10. Какой город стал центром формирования Второго народного ополчения?

а) Москва

б) Нижний Новгород

в) Кострома

г) Тула

11. Воцарение Романовых произошло в силу:

а) решения Земского собора;

б) родовитости семьи и принадлежности к династии Рюриковичей;

в) выдающихся заслуг в борьбе с польско-шведской интервенцией;

г) самозахвата власти;

12. Первым Романовым на российском престоле стал:

а) Алексей Федорович;

б) Михаил Федорович;

в) Алексей Михайлович;

г) Иван Васильевич;

Блок Б

1. Расположите следующие события в хронологической последовательности

1) правление Василия Шуйского

2) «Угличская драма

3) правление Лжедмитрия I

4) воцарение династии Романовых

2. Установите соответствие между датой и событиями:

ДАТА

СОБЫТИЯ

А)

1603 г

1)

Взятие Смоленска поляками

Б)

1611 г

2)

Убийство Фёдора Годунова

В)

1610 г

3)

Свержение Василия Шуйского

Г)

1605 г

4)

Восстание Хлопка

5)

Восстание Болотникова

3. О ком идет речь. Бывший холоп князя Телятевского бежал на Дон и стал вольным человеком. В одном из казачьих походов попал в плен к туркам, бежал в Италию, жил в Венеции. В 1606 г. вернулся в Россию. Называл себя воеводой «чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия». Несколько раз одержал победы над правительственными войсками. Был разбит при осаде Москвы в 1606 г. В 1607 г. возле Тулы вынужден был сдаться правительственным войскам. В 1608 г. был убит.

4.Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора.

«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потомнизложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».

5. Какие из перечисленных событий произошли в период Смуты:

1) Осада Новгорода шведами

2) Голодные годы

3) Опричнина

4) Восстание Кондратия Булавина

5) Осада Троице-Сергиева монастыря

6) Медный бунт

6. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, в каком году произошли описанные события.

«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь… Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Москву, 11 июля венчался на царство».

7. О каком из названных лиц историк В.О. Ключевский писал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?

1) королевиче Владиславе

2) Борисе Годунове

3) Василии Шуйском

4) Григории Отрепьеве

8. Соотнеси событие и имя.а) Борис Годунов;

б) царевич Дмитрий;

в) Лжедмитрий I;

г) Иван Болотников;

1) бежал из Чудова монастыря;

2) активно участвовал в избрании патриарха;

3) был третьим сыном Ивана III;

4) "якобы был воеводой в войске царевича Дмитрия";

9.Иностранное вторжение с целью захвата территории

а) гражданская война

б) интервенция

в) крестьянская война

Блок С

Найдите и подчеркните ошибки в тексте.

В 1594 г. Умер при загадочных обстоятельствах царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного от его жены, Кабардинской княжны Марии Темрюковны.Борис. Годунов объявил младенца святым, но многие не верили, что Дмитрий умер. Прошло много лет. В России развернулась крестьянская война, тогда один авантюрист, служивший некогда у Романовых, бежал в Польшу, объявил себя спасшимся царевичем Дмитрием и пошел на Москву вместе с Яном Сапегой, Жолкевским и русским воеводой Иваном Болотниковым.

Лжедмитрий занял Москву и сверг царя Бориса Годунова, но не продержался в столице и нескольких месяцев. Его свергли дворяне и выбрали царем Василия Шуйского.

Пронумеруйте ошибки и напишите правильный ответ

Критерии оценивания

Задания блока А оцениваются в 1б, блока Б - 2б, блока С -3 б.

«5» - 33-26 баллов

«4» - 25-16 баллов

«3» - 15-8 баллов

«2» - менее 8 баллов

Итоговая контрольная работа

I вариант

1.Великие географические открытия стали возможны благодаря:

1. усовершенствованию морских судов и навигационных карт;

2. увеличению выпуска золотых и серебряных монет;

3. господству европейцев в Азии и Африке;

4. изобретению книгопечатания.

2.Открытие Америки связано с именем:

1.Америго Веспуччи; 2. Христофор Колумб;

3.Фернан Кортес; 4.Бартоломеу Диаш.

3.Самый знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения, автор «Джоконды»:

1.Рафаэль; 2.Леонардо да Винчи;

3. Эль Греко; 4. Диего Веласкес.

4. Поводом к началу Реформации в Германии стала:

1. зависть рыцарей богатствам католической церкви;

2. дороговизна церковных обрядов;

3. рост грамотных людей;

4. продажа индульгенций.

5. Соотнесите понятия.

1. Еретики а) высший церковный суд

2. Лютеране б) распространители христианской веры

3. Инквизиция в) отступники от веры

4. Миссионеры г) сторонники М.Лютера в период Реформации в Германии

6. Общественное движение в Европе за переустройство католической церкви называется:

1. революция; 2.реформа;

3. реформация; 4. протекционизм.

7. Активным участником Английской революции в XVII веке был:

1. Оливер Кромвель; 2. Вильгельм Оранский;

3. герцог Альба; 4. Жан Кальвин.

8. Режим, никем и ничем не ограниченной власти монарха, установившийся в Европе с середины XVII века, назывался:

1. протекционизм; 2. абсолютизм;

3. бюрократизм; 4. меркантилизм.

9. Страна - родина промышленного переворота:

1.Голландия; 2. Англия; 3. Франция; 4.Россия.

10. Соотнесите имена:

1. Игнасио Лойола а) испанский писатель, автор романа «Дон Кихот»

2. Васко да Гама б) основатель ордена иезуитов в Испании

3. Мигель Сервантес в) знаменитый португальский путешественник

4. Николай Коперник г) польский астроном, автор гелиоцентрической системы мира.

11.Дать определения следующим понятиям: Реформа, революция, колонии.

12.Из данных слов составьте предложение: против, богатому, был, армии, так как, Джорджу Вашингтону, в ведении, поручили, регулярной, виргинскому, у него, опыт, действий, индейцев, Создание, плантатору, военных, и французов.

II вариант

1.Что из нижеперечисленного является причиной Великих Географических открытий:

1.усовершенствование огнестрельного оружия;

2.усовершенствование морских судов

3.попытки европейского купечества найти собственные пути в страны Востока;

4.изобретение книгопечатания.

2. Первое кругосветное путешествие совершил:

1. Фернан Магеллан;

2. Америго Веспуччи.

3. Христофор .Колумб.

4. Васко да Гама

3. Кто из великих ученых Эпохи Возрождения был сожжен на костре за свои научные убеждения?

1.Леонардо да Винчи. 2. Джордано Бруно;

3.Френсис Бэкон; 4. Рене Декарт.

4. Общественное движение Реформация, начавшееся в 16 веке, было вызвано:

1. ростом богатства католической церкви;

2. желанием европейцев изменить жизнь народов колоний;

3. нежеланием разбогатевших горожан делиться деньгами с католической церковью;

4. отказом простого народа от развлечений и нарядной одежды.

5. Соотнесите понятия:

1. Индульгенция а) изменение, преобразование какой-либо сфере деятельности

2. Протестанты б) грамота о прощении грехов

3. Кальвинисты в) сторонники реформации в Европе

4. Реформа г) сторонники реформации в Швейцарии и Нидерландах

6. Мануфактура - это:

1. вид ремесленной мастерской;

2. торговая компания;

3.вид домашнего промысла крестьян;

4.первое промышленное предприятие

7. Коренной переворот, крутой перелом в жизни людей называется:

1.реформа; 2.протекционизм;

3. революция; 4.реформация.

8. Активный участник Нидерландской революции 16 века:

1.Мартин Лютер; 2. Вильгельм Оранский;

3.Оливер Кромвель; 4. Томас Мор.

9. Первая буржуазная революция Нового времени:

1. Английская; 2. Нидерландская; 3 . Северо-американская; 4. Французская.

10. Соотнесите имена:

1. Вильям Шекспир а) профессор богословия, инициатор

церковной реформы в Германии

2. Леонардо да Винчи б) английский поэт и драматург;

3. Бартоломеу Диаш в) самый знаменитый итальянский художник

4. Мартин Лютер г) португальский путешественник - мореплаватель.

11.Дать определение следующим понятиям: Метрополии, абсолютная монархия, промышленный переворот.

12.Из данных слов составьте предложение: нового, прав, и, основы, традициями, означала, гражданина, человека, Франции, и, победу, провозглашала, Декларация, права, устройства, над, старого, политического, порядка.

Критерии оценивания

Ключи:

I вариант: 1.1; 2.2; 3.3; 4.2; 5.1в), 2г), 3а), 4б); 6.3; 7.1; 8.2; 9.2; 10.1б), 2в), 3а), 4г). 12. Создание регулярной армии поручили богатому виргинскому плантатору Джорджу Вашингтону, так как у него был опыт в ведении военных действий против индейцев и французов.

II вариант: 1.2; 2.1; 3.2; 4.1; 5.1б), 2в), 3г), 4а); 6.4; 7.3; 8.2; 9.1; 10.1б), 2в), 3г), 4а. 12. Декларация прав человека и гражданина провозглашала основы нового политического устройства Франции и означала победу права над традициями старого порядка.

Задания 1-4, 6-9 оцениваются в 1 балл, задания 5,10-12 оцениваются в 2 балла.

«5» - 16-14баллов

«4»- 13-10 баллов

«3» - 9-5 баллов

«2» - менее 5 баллов.

48


© 2010-2022